Специалист
Башкирский Государственный Университет, Институт истории и государственного управления
студент
Армянинова Татьяна Викторовна, доцент кафедры физического воспитания Башкирского Государственного Университета
УДК 796.01
Заботу о развитии физической культуры можно назвать важнейшим составляющим элементом социальной политики государства, обеспечивающим воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкие просторы для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Актуальность темы заключается в том, что физическую культуру по-прежнему «выталкивают» на обочину образовательного и воспитательного процессов, и она вынуждена проигрывать в конкуренции за досуг детей и подростков, уступает место телевизору, компьютеру и так называемому «сидячему образу жизни».
Цель исследования – выявление роли физической культуры в воспитании личности.
Задачи исследования:
- изучить содержание понятия «физическая культура»,
- рассмотреть влияние физической культуры на состояние здоровья человека.
Научная новизна исследования заключается в обобщении и систематизации информации о факторах формирования личности, воспитанного и развитого.
Результаты исследования представлены основными тенденциями процесса формирования личности под влиянием физической культуры.
Словом «культура» означают «возделывание, взращивание». Физическую культуру можно считать общечеловеческой культурой, которой возделывается, взращивается «физическое» в человеке. Более научным определением физическую культуру называют системой педагогических действий, позволяющих активным образом воздействовать на формирование физических качеств человека [2].
Давно уже доказано, что людьми, занимающимися спортом или таковой деятельностью, намного быстрее и чаще добиваются успехи. Данный факт можно объяснить тремя причинами.
1. Здоровье: занятием физической культурой улучшается и укрепляется здоровье. Люди, занятые спортом, полны сил и энергии, необходимых для работы практически в любой сфере.
2. Разрабатываются волевые качества, спортом воспитывается человек, он делается более упорней и внимательней.
3. Приобретается психологическая разрядка, что является отличным способом управления стрессами. Накопившиеся негативные эмоции в человеке выплескиваются равно как накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышается стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций [3].
Современному обществу требуется присутствие активного, конкурентно-способного, здорового, физически крепкого, инициативного человека, формирование которого происходит благодаря воздействию на него внутренних и внешних факторов [1].
Состояние здоровья человека выступает основой его жизнедеятельности, оказывает влияние на физическое, социальное и моральное развитие его же самого, на трудовую активность, творчество и успехи. Для обладания всеми вышесказанными качествами, укрепления и сохранения здоровья необходимо занятие физической культурой.
Физическая культура представляется неотъемлемой частью общей культуры в современном обществе, так как она представлена многогранным всесторонним совершенствованием человеческого тела с помощью физического упражнения, соблюдением правильного бытового и трудового режима. Физическая культура подготавливает основу формированию здоровья и здоровому образу жизни человека.
Физической культуре в жизнедеятельности человека уделяется одно из ведущих мест при воспитании личностей. На занятии физической культуры формируется нравственная ценность, силы воли, стремления двигаться вперед. Чаще всего человек занимается спортом и физической культурой лишь в образовательных учреждениях, этот этап жизни крайне важен, поскольку именно в данный отрезок времени в основном происходит становления человека как личность. Внутренним фактором становления личности выступает то, что внутренним убеждениям, стремлениям, мотивам, целям, формируемым в сознании людей, уделяется особенное внимание, от его волевых качеств, стремлений идти вперед, стать лидером, выступать какой-то частью коллектива – эти качества, формируются на занятиях физической культурой [5].
Молодые люди считают, чтобы приспособиться к окружающей жизни уже достаточно одного упорства и желания. Однако, в обществе современная молодежь испытывается новыми требованиями и обязательствами быть «на гребнях информационного мира», заставляя постоянно развиваться профессионально, и не терпит постоянств. Буквально сразу выпускных вечеров подросток «выбрасывается» в новый для него мир, где он вынужден и практически должен моментально сориентироваться и приспособиться к новым параметрам жизни – и именно этой быстротой реакции и определяется его дальнейший успех. Естественно, что приоритеты переосмысливаются, зачастую увлечение забрасывается, и все внимание уделяется получению нового образования. Физическая культура, к сожалению, в этом случае отодвигается до «лучших» времен [4].
В современном ситуации все усложняющегося мира важно у нового поколения формирование осознания возрастающей глобальной ролевой важности физической культуры в формировании человека и прогрессивности развития общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. Человек в будущем - это человек разумного и гуманного, пытливого и деятельного поведения, умеющего наслаждаться красотой; это целостные, всесторонне развитые личности, воплощающие идеалы подлинного единства сущностной силы человека, его духовных и физических совершенств. Поэтому имеет смысл стремиться к совершенствам не только на материальных, повседневных уровнях, но и в духовной сфере, таким образом, создается гармония в нашем социуме, в нашей жизни. Для этого мало изменить что-то в себе в самом человеке, хотя это является начальной и базовой ступенью в прогрессе, следует менять структуру нашего бытия, в том числе культурную сферу и систему физической культуры [5].
Физическая культура служит мощным и эффективным средством, способствует физическому воспитанию и всестороннему развитию личности. На занятиях физической культурой личность не только совершенствует свои физические умение и навыки, но и воспитываются волевые и нравственные качества. Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, во многом определяет поведение человека в учебе, в быту, в общении, на рабочем месте, способствует решению различных жизненных задач.
Таким образом, личность человека представляет собой синтез психофизиологических, духовных и материальных потребностей человека. Взаимодействие всех этих составляющих и доминирование одного над другим определяет цели человека в жизни и способ их достижения. В связи со сложностью и многогранностью биосоциокультурного существа человека необходимо учитывать большое количество неблагоприятных факторов, влияющих на индивида. Именно здесь раскрывается основная ценность физической культуры как главного положительного явления, формирующего социально адекватного человека.
Комментарии пользователей:
7.06.2019, 15:30 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Передельского Д.А. излагает известные вещи со скупостью показа новинок. Спора с другими оценщиками физкультурных занятий нет, словно статья написана для показа того, каким следует быть студенческому реферату. Нужно оговорить проведение в школах и вузах спортивных уроков. К этому нужно добавить проведение спортивных соревнований. Стоит указать лечение массажем, что копирует влияние физкультуры. Не указано, что греки запустили Олимпийские игры из соображений подготовки юношей к участию в войне при важности физической силы. Девочки взялись за освоение считавшихся мужскими видов соревнований. Статью нужно обогатить. |