Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Литература
Размещена 11.06.2019. Последняя правка: 11.06.2019.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «РЕБЕККА» ДАФНЫ ДЮ МОРЬЕ

Агеенко Елизавета Максимовна

нет

Политехнический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Мирном

студент

Скрябина Анастасия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры Английская филология, Политехнический институт (филиал) СВФУ в г. Мирном


Аннотация:
В статье рассматривается жанровое своеобразие произведения «Ребекка» английской писательницы Дафны дю Морье, дается сравнительная характеристика двух героинь романа. Выявлены отличительные характеристики, черты, особенности, и структура сюжета композиции, а также характерные для них художественные приемы. Важным аспектом, рассмотренным в статье, является сопоставление двух персонажей романа – главной героини и Ребекки.


Abstract:
The article analyzes the genre singularity of the novel "Rebecca" by the English writer Daphne Du Maurier. The distinctive characteristics, features, the structure of the plot of the composition, as well as their characteristic artistic devices are identified. An important aspect, considered in the article, is the comparison of two characters of the novel – the main character and Rebecca.


Ключевые слова:
Дафна дю Морье; Ребекка; Мендерли; сюжет; сравнительная характеристика; художественная деталь

Keywords:
Daphne Du Maurier; Rebecca; Manderley; plot; comparative characteristics; artistic detail


УДК 82

Дафна дю Морье (1907 - 1989) – известная британская писательница и биограф, писавшая в жанре психологического триллера. Одной из самых излюбленных тем автора и постоянно повторяющихся, является семейная тайна.  Дю Морье любит обращаться к жанру семейного романа или семейной хроники. Ее бестселлер «Ребекка», который был опубликован в 1938 году, как раз построен на истории семьи. Жанровая принадлежность данного произведения вызывает разногласия: в одно время в нём рассматривали элементы психологического детектива, потом, любовного романа, а также интеллектуального триллера. Современные исследователи же отмечают в нем продолжение лучших традиций женского готического романа.

Знаменитое произведение «Ребекка» – это не просто самый известный роман Дафны дю Морье, не просто книга, по которой снят культовый фильм А. Хичкока, ставший лауреатом премии Оскар. Это не просто произведение, заложившее стилистические основы всех интеллектуальных триллеров наших дней. «Ребекка» – это уникальный роман, страшный и захватывающий, на первый взгляд простой, но с глубоким смыслом. Роман, без которого не существовало бы ни «Степного волка» Гессе, ни «Кэрри» Кинга.

Он вошел в историю английской, а также и мировой литературы как один из самых захватывающих романов с интригующим сюжетом. Этот роман оказал заметное влияние на культуру XX века, тем самым ставши классикой современной литературы. Он был неоднократно экранизирован (телесериалы по мотивам «Ребекки» были сняты компаниями BBC, PBS и Carlton Television), адаптирован для театральной постановки, мюзикла, к роману было написано несколько продолжений (Сьюзан Хилл «Миссис Де Винтер. Продолжение романа Дафны дю Морье «Ребекка» - 1993 г., Салли Бауманн «История Ребекки» - 2001 г.). Также он лёг в основу учебной программы по изучению английской литературы и языка. Но данное произведение вызывает такой сильный интерес не только своим сюжетом. Большую роль играет описание художественных деталей в романе. Именно благодаря эмоционально-эстетическому воздействию на читателя роман стал таким известным и вошел в список ста самых лучших детективных романов XX века.

Так как Дафна дю Морье - мастер мистического повествования, то с самых первых строк «Ребекки» читатель находится в напряжении. Для того, чтобы ещё больше привлечь его внимание, автор применяет такой стилистический прием, как «эффект присутствия». По мере того, как развиваются события, предвкушение чего-то самого главного растет с каждой главой.

 Описание сада в самом начале – это сон главной героини, который мучает её всю жизнь. Сначала она служила компаньонкой у пожилой, достаточно капризной женщины.  Во время очередного путешествия с ней по Европе, героиня знакомится с вдовцом-аристократом  Максимом де Винтер и выходит за него замуж, неожиданно для всех, потому что она была достаточно непримечательной и заурядной особой. Они вместе отправляются в старинный знаменитый особняк Мендерли и все последующие действия происходят именно там.

До того момента, как молодая девушка попадает в этот дом поместья Мендерли, он описывается как бы невзначай. Это место становится лейтмотивом произведения. Известно, что у Мендерли был прототип. Поместье Корнуолл XVII века - главная страсть в жизни автора Дафны дю Морье. В его реставрацию она вкладывала все деньги и в течение двадцати лет арендовала его. Мотив покинутого жилья, ностальгии по нему снова и снова повторяется на страницах «Ребекки».  

Мендерли, практически как ещё один герой, играет достаточно значительную роль в романе. Это фамильное имение де Винтеров, в котором провело свою жизнь не одно поколение. Но именно после появления в нем девушки, под именем Ребекка, Мендерли кардинально изменило свое значение для хозяина этого шикарного поместья – Максима де Винтера. Это место связано с прошлым Максима и со всей его жизнью. Но Мендерли не дает Максиму покоя именно после пребывания там Ребекки. Он то бежит в погоне за воспоминаниями, то, наоборот, яростно сторонится их. Как бы он не старался забыть свое прошлое, все равно в этом невероятно красивом поместье всё напоминает ему Ребекку.

Роман был назван «Ребекка» неслучайно, ведь всё действие вращается именно вокруг этой героини - загадочной, мистической фигуры, которая, в конце концов, оставила след в судьбах каждого из персонажей книги. Она как тень следовала за каждым в поместье Мендерли; подобно призраку, который не виден, но его присутствие ощущается всеми, она держала в напряжении не только каждого обитателя Мендерли, но и самого читателя.

Появление Ребекки в романе происходит постепенно. С каждой главой её становится всё больше. Сначала она всего лишь почерк, книга, платок, но впоследствии она всё же становится полноценным главным героем романа.
Хотя в повествовании практически нет описания Ребекки, её точного портрета, описания черт её характера, но, прочитав его, читатель прекрасно может представить, какой была Ребекка де Винтер при жизни. Достигается это именно благодаря использованию автором огромного количества самых разнообразных художественных деталей, из которых и складывается полная картина. Каждая отдельная деталь – это составляющая целого образа.

На протяжении всего повествования, тень Ребекки являли собой различные предметы интерьера, мелочи и детали. Даже люди были её воплощением. Миссис Дэнверс, работающая экономкой в Мендерли, была главной фигурой, олицетворяющей Ребекку. Она была её няней, а потом стала и горничной. Ребекка выросла на её глазах и для неё она была дороже жизни. Поэтому главной тенью Ребекки была именно миссис Дэнверс.

С самого первого момента появления в поместье Мендерли главной героини - новой миссис де Винтер, от которой велось повествование, миссис Дэнверс была как призрак, живое воплощение мертвого человека. «Someone advanced from the sea of faces, someone tall and gaunt, dressed in deep black, whose prominent cheek-bones and great, hollow eyes gave her a skull's face, parchment-white, set on a skeleton's frame.» Достаточно часто автор использует словосочетание «black figure» в обращении к миссис Дэнверс. Возможно здесь упоминается не только цвет её одежды, но и характер, внутренний мир – «темный человек» из «темного» прошлого. Миссис Дэнверс – это воплощение темной энергии. Она - призрачная тень Ребекки, которая преследует Максима де Винтера и его молодую жену.

Проанализировав отдельные моменты романа, можно утверждать о том, что художественная деталь присутствует практически в каждом событии. Эти мелочи создают целостную картинку, помогают читателю переместиться в атмосферу романа, почувствовать себя его частью, придают книге неповторимость и загадочность. Каждая художественная деталь – это маленькая тень и все вместе они составляют одну самую главную – тень Ребекки.

Интрига, что же всё-таки произошло с этой загадочной девушкой и что скрывает Максим, длилась на протяжении всего романа. И вот наступает кульминация: Максим рассказывает своей молодой жене, что он никогда искренне не любил Ребекку, а совсем наоборот, и что именно он и является виновником её гибели. Удивительно, но такое признание сближает влюбленных, потому что главная героиня наконец узнала то, что тревожило её всё время нахождения в этом большом поместье.

Ребекка не могла уйти просто так, поэтому она забрала с собой самое дорогое что было у Максима. Она забрала у него Мендерли. Автору удалось создать такой неожиданный, трагический и в то же время яркий финал. Максим де Винтер с молодой супругой все-таки смогли избавиться от Ребекки, хотя это и досталось им очень большой ценой. Поместье сгорело и больше ничего, кроме памяти не сможет напомнить героям о прошлом, которое связывало их с именем Ребекка. 

В произведении противопоставляются две женщины: бывшая жена Максима - Ребекка и главная героиня. Может показаться странным, что на столько разные две дамы смогли покорить его сердце, ведь они обе абсолютные противоположности: главная героиня представляется скромной и невзрачной, её колебания, слабость, неуверенность в себе передаются и читателю, а Ребекка — яркая, грациозная, очень красивая женщина, которая всем нравится и любит всеобщее внимание.

Молодая девушка представляется читателю юной и застенчивой, а её убежденность в доброте и искренности всех окружающих её в Мендерли показывает её наивность и неопытность. Героиня сама переживает из-за отсутствия грации и умения себя подать, тем самым вызывая сочувствие и грустную улыбку у читателя.  На протяжении всего романа автор неоднократно обращается к внешнему портрету героини посредством её внутреннего монолога. В нем, она словно видит себя со стороны, глазами остальных персонажей. Все окружающие постоянно сравнивают Ребекку и главную героиню, что очень смущает и не нравится молодой девушке, она чувствует комплекс неполноценности. По этой причине ей становится сложно реализовывать собственные желания, поскольку ей не хватает душевных и физических сил. Она живет в Мендерли очень осторожно, боится совершить ошибку или повести себя как-то неправильно, опасается чужих замечаний и упреков. Она старается быть неприметной для окружающих.

Одной из основных тем романа являетяся моральное становление. Из неопытной, скромной и застенчивой простушки главная героиня превращается в уверенную, смелую и решительную женщину.

Библиографический список:

1. дю Морье Д., Ребекка: роман, пер. с англ. / Д. Дюморье. — М.: Изд-во «Менеджер», 2004. — 416 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх