Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 21.06.2019.
Просмотров - 268

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста

Карданова Аида Аниуаровна

Кабардино-Балкарский Государственный Университет

Студентка

Ногерова Марьям Татуевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогического образования, Кабардино-Балкарский Государственный Университет


Аннотация:
Обоснована актуальность трудового воспитания детей младшего школьного возраста. Выявлен уровень изученности проблемы и установлены основные подходы к решению данной проблемы. Проведена диагностика трудового воспитания детей младшего школьного возраста. Установлено, что у младших школьников доминирует средний уровень трудового воспитания.


Abstract:
The urgency of labor education of children of primary school age is proved. The level of study of the problem is revealed and the main approaches to the solution of this problem are established. Diagnostics of labor education of children of primary school age is carried out. It is established that at younger pupils the average level of labor education dominates.


Ключевые слова:
труд; трудовое воспитание младших школьников; младший школьный возраст; воспитание в начальной школе; интерес; направленность к трудовым действиям; настойчивость

Keywords:
labor; labor education of primary school children; primary school age; the education in primary school; interest; orientation to the labor action; the persistence


УДК51

Младший школьный возраст (с 6-11 лет). - это наиболее благоприятный период для воспитания трудолюбивой личности. В этом возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере. Труд - это важный источник материального и духовного богатства общества, а также - это основа воспитания личности.

Воспитание в начальной школе – это важный процесс который должен осуществляться как дома, так и в школе. В начальной школе необходимо развивать нравственные и волевые качества, а также трудовые умения и навыки ребенка.

В работах учёных-педагогов, таких как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко К.Д. Ушинский, труду, как средству, воспитания отводится важное место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [1]. А.С. Макаренко говорил о важности творческого труда: «Научить творческому труду - особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [2]. По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда» [3].

Актуальность проблемы трудового воспитания ребенка младшего школьного возраста обусловлена психологическими факторами: тем, что данный период жизни наиболее благоприятное время для воспитания трудолюбивой, всесторонне развитой, творческой личности, обладающей такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, общительность, а также личности, которая легко адаптируется к окружающей среде и умеет правильно использовать свой потенциал.

Объектом исследования являетсяпроцесс воспитания детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является трудовое воспитание детей младшего школьного возраста.

Цель: исследовать формы и методы трудового воспитания детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень изученности проблемы трудового воспитания детей младшего школьного возраста.
  2. Установить основные подходы к решению проблемы трудового воспитания детей младшего школьного возраста.
  3. Выявить уровень развития трудового воспитания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: проблема трудового воспитания у детей младшего школьного возраста будет успешно решаться, если родители и учителя совместно будут приобщать детей к труду.

Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент; беседа; статистическое обобщение; группировка.

Методики исследования: «Выявление отношения школьника к умственному труду»«Выявление отношения школьника к физическому труду»

База исследования: МКОУ «Лицей №1» г. Нарткала.

Выборочная совокупность составила 20 учащихся второго класса в возрасте от 8 до 9 лет.

Для диагностики уровня трудового воспитания детей младшего школьного возраста использовались две методики, чтобы получить более точные результаты исследования. С помощью этих методик был выявлен уровень умственного и физического труда Данные методики проводились в виде наблюдения и индивидуальной беседы.

Результаты диагностики уровня трудового воспитания детей младшего школьного возраста с помощью методик «Выявления отношения школьника к умственному труду» и «Выявления отношения школьника к физическому труду представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты диагностики трудового воспитания детей младшего школьного возраста.

Уровни

Методики

Высокий

Средний

Низкий

Методика 1

20%

50%

30%

Методика 2

40%

45%

15%

 

Из таблицы видно, что по итогам методики «Выявления отношения школьника к умственному труду», к высокому уровню было отнесено 20 % детей. Средний уровень показали 50 % детей и соответственно 30 % низкий уровень. Результаты диагностики по методике «Выявление отношения школьника к физическому труду» показали лучшие результаты, чем в первой методике. К высокому уровню было отнесено 40 % детей, к среднему уровню 45 % и низкий уровень показал 15% детей. 

Мы видим, что в обоих исследованиях средний уровень развития преобладает. Вместе с тем высокий результат развития большая доля от общего количества детей демонстрирует при исследовании развития физического труда, нежели умственного. Это можно объяснить тем, что в младшем школьном возрасте трудовые навыки физического труда при выполнении простых манипуляций у детей развиты выше, чем навыки самостоятельного интеллектуального труда. Это связано с возрастными особенностями: непоседливостью, любопытством, неусидчивостью. Все это соответствует предположениям об особенностях психоэмоционального развития.

Библиографический список:

1. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] /В.А. Сухомлинский.- М.: Просвещение, 2012. - 198 с.
2. Макаренко А. С. Избранные педагогические труды [Текст] /А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2010. - 374 с.
3. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://urait.ru/uploads/pdf_review/1C564699-050F-49D2-A5DC-CBB27D48AA3F.pdf




Рецензии:

22.06.2019, 10:12 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рецензия: Работа Кардановой Аиды Аниуаровны "Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста" очень актуальна. По форме она не вызывает нареканий. По содержанию она очень куцая (я не знаю ограничена ли автор количеством страниц). 1. Что это за методики выявления отношения школьника к умственному и физическому труду, кто автор? 2. Получили результаты в процентах и ЧТО? Дети больше заинтересованы в умственном труде, допустим. А сколько в этом труде физического труда? Как отделить один труд от другого? Сложить дрова в поленницу без умственного напряжения невозможно, она развалится. Зачем вообще сравнивать, если есть конкретная тема и она не звучит так: "Приоритеты младшего школьника в выборе умственного или физического труда". То, что вы провели исследование, это выявление одного из противоречий, это только обоснование выбора вами темы. 3. Цель (исследовать формы и методы трудового воспитания детей младшего школьного возраста)не достигнута. Мне самой лично это очень интересно. Хотя бы примерные этапы или пункты программы представить необходимо. Рецензент: Рукавишникова Екатерина Леонидовна-кандидат педагогических наук



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх