Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №70 (июнь) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 25.06.2019. Последняя правка: 04.07.2019.
Просмотров - 4959

Развитие дистанционных каналов продаж банковских продуктов в Республике Беларусь

Савчук Анна Викторовна

Полесский государственный университет

студент

Пинчук Виктория Вадимовна, студент, Полесский государственный университет. Научный руководитель: Давыдова Наталья Леонтьевна, доцент, кандидат экономических наук, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассмотрен один из основных каналов продаж банковских продуктов - система дистанционного банковского обслуживания. Выявлена и обусловлена необходимость данного канала, его преимущества и недостатки.


Abstract:
This article describes one of the main sales channels of banking products - the remote banking service system. The need for this channel, its advantages and disadvantages were identified and conditioned.


Ключевые слова:
дистанционное банковское обслуживание; каналы продаж; цифровые технологии; мобильные приложения; цифровой банкинг

Keywords:
remote banking service; sales channels; digital technology; mobile applications; digital banking


УДК 336.717.1

Введение: Обслуживание клиентов может осуществляться посредством различных каналов продаж. Однако в современном мире люди не могут тратить время на ожидание в очередях. Поэтому клиенты все чаще обращаются к различным альтернативным каналам продаж, которые предоставляют быстрый доступ к услугам и при этом лишают необходимости посещения отделений банка.

Актуальность данной темы заключается в том, что для нынешнего поколения, в век информационных технологий, традиционный канал продаж утрачивает свою актуальность. В связи с этим использование систем дистанционного банковского обслуживания стало закономерностью.

Цель данной работы заключается в: исследовании системы дистанционного банковского обслуживания, как основного канала сбыта банковских продуктов.

Задачи исследования:     

- оценить уровень развития дистанционного банковского обслуживания

- выявить преимущества и недостатки системы дистанционного банковского обслуживания.

Для анализа системы дистанционного банковского обслуживания в Республике Беларусь использовались следующие методы:

1) метод сравнительного анализа;

2) метод дедукции.

Научная новизна заключается в анализе сервисов дистанционного банковского обслуживания с позиции активного внедрения в банковскую деятельность цифровых технологий.

Разнообразные каналы продвижения банковских продуктов являются отличительной особенностью розничного банковского обслуживания.

Существующие каналы сбыта можно разграничить на три группы:

1)      Традиционные прямые каналы продаж - филиалы и отделения банков, которые базируются на непосредственном контакте клиента с работником банка.

2)      Косвенные каналы продаж- удалённые рабочие места на предприятиях, “мини-офисы” банков в торговых организациях и т. п.

3)      Системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) - банкоматы, полностью автоматизированные отделения, TV-банкинг, SMS-банкинг мобильный банкинг, интернет-банкинг - позволяют иметь постоянный доступ к счетам, осуществлять банковские операции в любом удобном для клиента месте как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. [1, с. 37-38].

Для повышения конкурентоспособности банков на рынке необходимо совершенствовать банковское обслуживание, которое формируется за счёт:

-качества предлагаемых услуг,

-уровня сервиса,

-доступности консультационного сопровождения,

-готовности персонала решать проблемы клиента, выходящие за рамки стандартного набора услуг, и т. д.

Усовершенствование сервисов ДБО – приоритетное направление в области оказания электронных банковских услуг. В последнее время это проявляется в форме активного внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность. Внедрение, которое обусловлено тем, что непрерывно развиваются информационные технологии, а также возрастает заинтересованность банков в привлекательности предлагаемых ими удалённых сервисов. Ранее банкам для освоения определенной части рынка необходимо было предоставлять более выгодные и дешевые услуги и продукты по сравнению с конкурентами, теперь требуется активизировать свое внимание на мировых тенденциях развития цифровых технологий, внедрять инновационные подходы, комбинировать специализированные продукты с другими продуктами и услугами, в том числе небанковскими.

Банками Республики Беларусь предоставляются возможности для использования систем ДБО для физических и юридических лиц. На рисунке 1 представлено изменение количества физических лиц, являющихся пользователями системы ДБО за период 01.10.2015 – 01.01.2017.

 

Рисунок 1 – Динамика количества физических лиц, являющихся пользователями системы ДБО за период 01.10.2015 – 01.01.2017, млн. чел.

 

Примечание – Источник собственная разработка на основании [2;3]

Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что основным каналом ДБО для физических лиц как в 2015, так и в 2017 является Интернет-банкинг. Количество пользователей Интернет-банкинга за период 01.10.2015 - 01.04.2016 гг. увеличилось на 510 тыс. или на 20,6 %. А за период 01.04.2016 – 01.01.2017 увеличилось на 420 тыс. или на 14,0 %.

Меньшее количество физических лиц имеет такой канал как SMS-банкинг, который, в отличии от интернет-банкинга и мобильного банкинга имеет тенденцию к снижению.

На рисунке 2 представлена динамика изменения количества юридических лиц, являющихся пользователями СДБО за период 01.10.2015 – 01.01.2017. 

Рисунок 2 – Динамика количества юридических лиц, являющихся пользователями СДБО за период 01.10.2015 – 01.01.2017, тыс. организаций

 

Примечание – Источник собственная разработка на основании [2; 3]

Согласно данным рисунка, по количеству пользователей лидирует система «Клиент-банк». Количество пользователей системой «Клиент-банка» за период 01.10.2015 - 01.04.2016 увеличилось на 6,9 тыс. или на 3,3 %. А за период 01.04.2016 – 01.01.2017 увеличилось на 6,5 тыс. или на 3,0 %.

В течение данного периода также наблюдается большой прирост пользователей Интернет- и мобильного банкинга. Он связан с тем, что банки оптимизируют свои расходы, постепенно отказываясь от системы Клиент-банк и перенаправляют своих клиентов на более эффективные с точки зрения издержек каналы СДБО.

В целом динамика количества показателей свидетельствует о повышении интереса клиентов к использованию СДБО. В Республике Беларусь осуществляется ряд мероприятий, направленных на стимулирование использования цифрового банкинга. Один из примеров: взимание комиссии за прием некоторых платежей наличными в кассах банков.

Основными преимуществами СДБО являются:

- уменьшение расходов банка;

- быстрота передачи информации;

- предложение высокотехнологичных продуктов

- обслуживание в режиме 24/7

Основными недостатками СДБО являются:

- повышенные риски (мошенничества, технологические, юридические и др.);

- -необходимость постоянных внутренних системных изменений

- неосведомленность клиентов о новых электронных продуктах и неумение ими пользоваться.

Заключение: Согласно данных исследования можно сделать вывод что система дистанционного банковского обслуживания с каждым годом развивается всё больше:

За анализируемый период основным каналом ДБО для физических лиц как в 2015, так и в 2017 является Интернет-банкинг. Меньшее количество физических лиц имеет такой канал как SMS-банкинг. Среди юридических лиц лидирует система «Клиент-банк». Однако банки оптимизируя свои расходы постепенно отказываются от системы Клиент-банк и перенаправляют своих клиентов на более эффективные с точки зрения издержек каналы СДБО.

Вывод: Таким образом, роль СДБО в Республике Беларусь ежегодно возрастает. Об этом свидетельствуют меры, которые предпринимают банки для переориентации клиентов на дистанционное обслуживание. Банки активнее начали развивать новые банковские продукты на базе мобильных приложений. С помощью мобильных приложений в настоящее время можно удаленно открывать счета, совершать денежные переводы, объединить в один аккаунт все банковские карты клиента, выданные любым банком и управлять ими со смартфона. 

Библиографический список:

1. Банковское дело: розничный бизнес : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Г. Н. Белоглазовой и Л. П. Кроливецкой. - М. : КНОРУС, 2010. - 416 с.
2. Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/documents/DigitalBankingStrategy2016.pdf. - Дата доступа: 01.07.2019.
3. Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года, утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 29.03.2017 № 229/6 [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/finsector/P229_6.pdf. - Дата доступа: 01.07.2019.




Рецензии:

25.06.2019, 17:23 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный теоретический и практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно заслуживает пристально внимания раздел Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Аннотацию следует скорректировать, так как посредством анализа НЕЛЬЗЯ и НЕВОЗМОЖНО обусловливать какую-либо необходимость чего бы то ни было. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы, ссылки на электронные ресурсы и их даты обновить. Статью следует доработать.

05.07.2019 17:17 Ответ на рецензию автора Савчук Анна Викторовна:
Уважаемый Игорь Анатольевич, спасибо за рецензию, ваши комментарии учтены в новой версии работы



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх