Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 17.09.2019. Последняя правка: 17.09.2019.
Просмотров - 93

ФЗ-44. ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК

Мусатова Елена Анатольевна

нет

Тольяттинский государственный университет

студент

Научный руководитель: Мусаткина Александра Анатольевна, кандидат наук, доцент, преподаватель Института права Тольяттинского Государственного Университета


Аннотация:
В настоящей статье рассматривается фактическая ситуация в проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Описанные сложности и проблемы рассмотрены с точки зрения нормативно-правового регулирования, осуществляемого в этой области, в том числе, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Предложены варианты их решения с точки зрения конкретного пользователя – участника закупочных процедур.


Abstract:
This article discusses the actual situation in the procurement for state and municipal needs. The described difficulties and problems are considered from the point of view of the legal regulation carried out in this area, including the Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ. Variants of their decision from the point of view of the specific user – the participant of procurement procedures are offered.


Ключевые слова:
госзакупки; нормотворчество; конкурс с ограниченным участием; нестоимостные критерии; обеспечение контракта; интерфейс; колл-центр

Keywords:
public procurement; rulemaking; competition with limited participation; non-cost criteria; contract security; interface; call center


УДК 34.037

Введение.

Хорошо знакомое всем с детства стихотворение-сказка в переводе Маршака как нельзя лучше подходит в качестве иллюстрации массивного законотворческого процесса, развернутого под сенью Федерального закона № 44-ФЗ. В детском стишке нарастающим итогом перечисляется все и все, кто есть в доме, описываются их взаимосвязи и четко выдерживается главный объект: дом, который построил Джек. В случае, рассматриваемом в рамках этой статьи – это 44 ФЗ.

По самым скромным подсчетам с момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» издано более ста нормативно-правовых актов, касающихся тех или иных его разделов [1]. Это только нормативно-правовые акты, т.е. акты (Постановления и Распоряжения) Правительства РФ  и ведомственные акты специальных органов управления (Министерств, Казначейства, Федеральной службы государственной статистики и пр.), далее список продолжают письма, разъяснения и прочие «вспомогательные» документы. Это только федеральный уровень. Но есть  еще нормотворчество субъектов Федерации. Кроме того, существует практика Постановлений вносящих изменения в закон, Постановлений вносящих изменения в предыдущие Постановления, Постановления отменяющие часть предыдущего и вносящие дополнения в предыдущее и т.д. и т.п. «Вот кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек.» По-моему,  весьма точное сравнение… Актуальность данной статьи обусловлена  острой проблемой сегодняшнего дня: высокой «продуктивностью» нормотворчества в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и низкой степенью приживаемости новых норм. Под приживаемостью понимается  степень восприимчивости, понимания, свободы применения норм участниками закупочной деятельности,  а также степень готовности и «дружественности» тех информационных систем и площадок, посредством которых осуществляются закупки.

Цель работы: изучить влияние нормативных актов на проведение закупочных процедур, их активность и успешность, провести анализ вхождения в жизнь конкретного нового Закона, выявить проблемы и предложить возможные пути решения этих проблем.

Цель работы достигается посредством решения следующих задач: изучение нормативно-правовых норм, касающихся непосредственно практики применения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрение конкретного среза практики закупочных процедур электронной площадки Сбербанк АСТ для нужд государственных учреждений Самарской области, анализ результатов и причинно-следственных связей.

Новизна исследования состоит в ее практической ориентированности на конкретные проблемы  поставщиков и заказчиков в динамично работающей, развивающейся и порой буксующей сфере госзакупок. Пути решения проблем, предложенные в работе, дадут возможность положительным образом повлиять не только на процессы, анализ которых проводится в статье, но и на весь процесс правоприменения  в ходе закупок, поскольку являются актуальными, универсальными и, на мой взгляд, действительно нужными.

Разобраться, отследить, найти взаимосвязи и зафиксировать моменты, которые важны в деятельности не так-то просто даже юристу, не говоря уже от тех, кто не имеет юридического образования, но в силу своего функционала  работают по 44 закону. В частности,  поставщики. Поставщики, например субъекты малого предпринимательства. Весьма ограничены в средствах, весьма скурпулезно относятся к вопросу численности наемного персонала. Чтобы выйти в качестве участника на конкурентные закупки по 44 ФЗ поставщик должен иметь аккредитацию на сайте госзакупок и на электронных площадках, проводящих совместные торги. Специалист поставщика, в нашем случае, субъекта малого предпринимательства, отдавая предпочтение практическим навыкам работы с документами и системой не имеет ни времени, ни возможности, ни, в некоторых случаях, образования, чтобы отслеживать, осваивать, дифференцировать и анализировать всю ту нормативку и, назовем ее, «околонормативку» вносящую изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ. А поставщик еще хотел бы  работать  с заказчиками и по 223-ФЗ….

Очень показательной оказалась ситуация с закупкой продуктов питания для учреждений осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления  в Самарской области. В целях оптимизации закупочной деятельности было принято решение об осуществлении  закупок путем совместных конкурсов с ограниченным участием. Конкурсные процедуры предполагают, что победитель определяется не только по цене, но и по другим нестоимостным критериям. Разыгрываются только среди квалифицированных и ответственных исполнителей, которые  сравниваются по целому ряду необходимых критериев. Казалось бы, все красиво, но практика показала, что никто не учел, что поставщики оказались не готовы к тому объему, правилам формирования документации и информации, которую необходимо представить к заявке на участие в конкурсе. По более чем 50 % извещений конкурсы не состоялись. И это случилось в середине августа. Организация питания детей с 1 сентября оказалась под угрозой срыва. Ну, значит, поставщики не соответствовали требованиям, скажете вы. Да, отклонение заявок по решению конкурсной комиссии именно так и обосновывалось: несоответствие требованиям…. Но по факту-то тот, кто не первый год занимается закупочной деятельностью в регионе (и поставщики, и заказчики) уже знают основных поставщиков, что называется, в лицо. И история их работы на рынке госзакупок длится годами, без претензий и неустоек, с качественным товаром, ответственным отношением и прекрасной деловой репутацией. Не хватило малого: компетенции и практического опыта в подготовке, сборе, формировании и оформлении документации к заявке. И снова возвращаемся к дому, который построил Джек…

С 01 июля 2019 года вступило в силу положение Федерального Закона № 71-ФЗ от 01.05.2019 г., вносящее в статью 96 ФЗ-44 часть 8.1, информирующую о том, что «Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке»[3]. Заказчики столкнулись с тем, что многие поставщики, являясь субъектами малого предпринимательства, просто не знают об этом нововведении в закон, и дисциплинированно заказывают банковские гарантии или изымают из оборота средства для обеспечения «выигранных» контрактов, которые как раз и «разыгрывались» среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

А почему бы организаторам торгов не позаботиться об участниках закупочного процесса? Например,  на электронной площадке Сбербанк АСТ посредством возможностей интерфейса информировать выигравших поставщиков о данном нововведении. Готовится поставщик СМП к заключению контракта, а у него на рабочей страничке знак восклицательный со ссылочкой: «Не забудьте, мол». Или всплывающее окно с информацией. Вот тогда гарантированно забота государства о малом бизнесе найдет своих адресатов. Получается, что на уровне высших эшелонов власти много говорится о послаблениях для малого бизнеса, даже закон издали во благо. А помочь? Имеющимися силами и средствами. Почему не запустить консультационные колл-центры для поставщиков и заказчиков, на линиях которых будут работать грамотные специалисты (юристы) помогающие в решении сложных правовых, договорных, претензионных и прочих вопросов государственных закупок.

Заключение.

Вот и получается, что не так-то просто разобраться в «Доме, который построил Джек». Много в нем всего разного, динамично меняющегося, порой противоречивого и ступенчатого. И поставщикам и заказчикам нужно помогать. И чем больше будет нормативно-правовых актов улучшающих, исключающих, вносящих изменения, дополняющих 44 ФЗ, тем более будут нуждаться в квалифицированной юридической помощи пользователи Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дабы успеть, разобраться, принять решение, не совершить ошибок в  доме, который построил Джек. Создание колл-центров и «дружественные» интерфейсы электронных площадок и систем – это необходимая составляющая всего процесса  развития госзакупок.

Выводы, сделанные в ходе написания настоящей статьи: в процессе строительства правового государства уверенно и достаточно быстро впереди шагает нормотворчество. Но не надо забывать, что право это система, регулирующая отношения в обществе и в этой связи не может существовать изолированно от правоприменения. А вот практика правоприменения, как способа реализации права, оставляет желать лучшего. Нужно, чтобы применение права, было осознанным, удобным и понятным не только для правоведов и юристов, но и для всех участников государственных и муниципальных закупок, составляющих значительную часть всех торгов, проводимых на территории Российской Федерации. И только в этом случае буде достигнута максимальная результативность процесса и в интересах государства в целом, и в интересах бизнес структур, и в интересах государственных и муниципальных заказчиков.

Библиографический список:

1. Правовая система ГАРАНТ https://base.garant.ru/57742222/
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
3. Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323784/




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх