Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Вакпрофи. Публикация статей ВАК, Scopus
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 01.10.2019. Последняя правка: 01.10.2019.
Просмотров - 122

Современные проблемы размещения и исполнения заказа для государственных и муниципальных нужд

Собецкий Максим Анатольевич

нет

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

студент

Сироткин Виктор Анатольевич, доктор экономических наук, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)


Аннотация:
В настоящее время вопрос размещения и исполнения государственного заказа является спорным. В целях повышения эффективности работы специалистов в сфере закупок, хочу рассмотреть наиболее актуальные проблемы.


Abstract:
Currently, the issue of placement and execution of the state order is controversial. In order to improve the efficiency of specialists in the field of procurement, I want to consider the most pressing problems.


Ключевые слова:
закупки; госзаказ

Keywords:
purchasing; procurement


УДК 336.145.2

Введение. В роли механизма удовлетворения потребностей населения и государства, развития национальной экономики и повышения эффективности экономических процессов в развитых странах мира выступает институт государственных закупок. Сущность такого института заключается в том, что крупнейшим заказчиком и потребителем продукции целого ряда отраслей выступает государство. При этом, государственный спрос превращается в мощный инструмент регулирования экономики, оказывает влияние на ее структуру и обеспечивает достижение стратегических целей развития страны. Данные аспекты определили актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования состоит в выявлении современных проблем размещения и исполнения заказа для государственных и муниципальных нужд. Поставленная цель достигается в работе за счет решения следующих задач:

- рассмотреть особенности контрактной системы в сфере закупок;

- выявить проблемы функционирования современной контрактной системы в сфере закупок.

Научная новизна исследования заключается в группировке современных проблем размещения и исполнения заказа для государственных и муниципальных нужд, что позволит наметить основные пути их решения.

Результаты исследования. Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных нужд включает в себя совокупность процедур и правил, регулирующих отношения, связанные с планированием, размещением и исполнением государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения государственных нужд в рамках бюджетных ограничений. Для целей функционирования контрактной системы формируются организационно-функциональная структура и единая информационная среда. В настоящий момент контрактная система проходит этап реформирования и совершенствования, так как в полной мере не выполняет возложенные на нее задачи [5, c.16].

Основной задачей национальной системы государственных закупок является обеспечение приобретения работ, услуг и товаров для государственных и муниципальных нужд на единых принципах и подходах при наиболее экономном и эффективном расходовании средств. Для наиболее четкого понимания сущности «государственная закупка», необходимо рассмотреть данное понятие с экономической и правовой точек зрения.

Вопрос размещения и исполнения государственного заказа вызывает огромное количество споров [6]. Особенно много дискуссий возникает вокруг отказа от квалификационного отбора участников государственного заказа и пренебрежения квалификационными и качественными характеристиками в процессе оценке предложений потенциальных поставщиков. Вследствие этого к торгам стали допускаться большое количество недобросовестных поставщиков, что не способствовало развитию свободной конкуренции при осуществлении государственных закупок и создавало возможности для применения методов недобросовестной конкуренции.

В качестве примера можно привести ставшие нередкими в практике случаи, когда создаются фирмы-однодневки исключительно с целью шантажа добросовестных поставщиков во время участия в торгах [3]. Самый распространенный способ такого шантажа заключается в отказе представителя фирмы-однодневки от участия в конкурсе за отступные. Обычно такое явление можно наблюдать во время проведения торгов на самые распространенные услуги вроде строительства, обеспечения медицинских учреждений медикаментами и т.д. В подобных ситуациях государственный контракт заключается по максимальной цене, что, конечно же, не ведет к экономии государственных средств, а исполнитель данного контракта вынужден по факту выполнять его за гораздо меньшую сумму, чем предусмотрено контрактом, так как в свои расходы он изначально вынужден заложить выплаченные «конкурентам» отступные средства.

Существуют и другие примеры недобросовестной конкуренции. Например, фирма-однодневка при помощи демпинговых цен занижает цену до того предела, когда добросовестному поставщику становится просто не выгодно заключать контракт по такой цене, так как она приближается к себестоимости самого товара. После получения контракта недобросовестный поставщик пытается перепродать его третьим лицам, либо на свой страх и риск выполняет его сам. Но в данном случае, вряд ли можно ожидать качественный результат.

Используются и другие борьбы с демпинговыми ценами [3]. Достаточно эффективной мерой противодействия демпингу могло бы быть требование государственного заказчика об обосновании участниками торгов заявленной ими цены. В целом же можно сказать, что в настоящий момент у государственного заказчика практически отсутствуют инструменты по выявлению и отстранению от участия в торгах недобросовестных поставщиков.

Главной проблемой в процедуре размещения госзаказа было и остается то, что приоритет отдается цене, а не качеству поставляемых товаров и услуг. Заказчик не вправе включать в конкурсную документацию такие требования, как наличие у поставщика производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых, трудовых и других ресурсов. Но это приводит к тому, что в торгах вправе принимать участие те фирмы, которые даже теоретически не способны выполнить условия контракта. Поэтому необходимо обращать на ту норму закона, которая предусматривает материальное обеспечение выполнения контрактов. Однако часто ущерб, нанесенный недобросовестным поставщиком в процессе ненадлежащего исполнения им обязанностей по контракту, не может быть компенсирован в полной мере внесенным им залоговым обеспечением.

Конечно, наличие технического задания в конкурсной документации, отчасти способствует решению проблем, связанных с поставкой стандартизированных товаров и услуг (чьи технические и функциональные характеристики можно измерить и описать). Другое дело, когда речь идет о продукции или услугах, чьи потребительные свойства или функциональные характеристики несут инновационный характер. В данном случае, заказчику крайне сложно четко определить и описать эти характеристики.

Немаловажной проблемой является и то, что государственный заказчик не имеет нормативных документов, в которых описывались бы методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Этот пробел в законодательстве привел к тому, что государственный заказчик мог устанавливать практически любую цену на запрашиваемые им услуги или товары, опираясь при этом лишь одному ему известные данные. Эта практика привела к тому, что зачастую не выполнялись условия экономии средств государственного бюджета, создавалась лишь иллюзия их экономии.

Существовала и куда большая опасность, состоявшая в том, что при помощи сговора претенденты на получение контракта могли выиграть конкурс по максимальной цене, нанеся при этом государству огромный ущерб [3]. Нельзя исключать и возможности участия в таких сговорах представителей государственного заказчика и, к сожалению, такие случаи нередки в современной практике. Кроме того, современные нормативно-правовые акты, используемые при размещении государственного заказа в части определения его цены, не позволяли заказчику учитывать совокупный экономический эффект от заказа. Особенно эта проблема актуальна при покупке товаров длительного пользования, когда цена на обслуживание товара может значительно превышать его начальную стоимость, что приводит к неэффективности проведенной закупки. Эту проблему можно было бы решить, имея возможностью заключения долгосрочных контрактов без ежегодного проведения однотипных закупок. Особенно эта проблема актуальна при внедрении технологических решений, требующих многолетней эксплуатации и модернизации.

Кроме того, чтобы заключить государственные контракты длительностью более одного года в условиях проведения работ, связанных с использованием технологического оборудования, необходимо осуществить дробление работ на несколько этапов. Не стоит забывать и о том, что существует проблема компетентности у организаторов размещения государственного заказа. Суть ее заключается в том, что специалист в области государственного заказа, разрабатывающий техническое задание, как правило, не является специалистом в области осуществляемой им закупки. Так, вряд ли можно ожидать, что человек, занимающийся разработкой документации для осуществления закупки арматуры для строящейся электростанции, может в той же мере удачно справиться с разработкой документации для закупки энергоблока для той же электростанции. В данном случае вне всяких сомнений ему необходимо прибегнуть к консультации с целым рядом специалистов из этой области. Эта проблема особенно актуальна при закупке сложных, наукоемких товаров или услуг, так как существует довольно узкий круг специалистов, досконально разбирающихся в данной тематике.

Обычно эта проблема решается за счет проведения дополнительных конкурсов, направленных на создание научно-технической документации и такое положение дел вряд ли способствует экономии бюджетных средств и времени. Одним из способов решения данной проблемы может стать расширение полномочий государственного заказчика (распорядителя государственного заказа) в получении информации, необходимой для создания наиболее полной и грамотной технической документации.

Известны случаи, когда заказчик ставил явно заниженную максимальную цену на закупаемые товары или услуги. Это приводило к тому, что потенциальные поставщики, прочитав извещение о проведении торгов, отказывались от участия в них. После этого, в срок, не позднее, чем за 5 дней до дня окончания приема заявок максимальная цена контракта изменялась заказчиком на «правильную», чтобы таким образом отсеять большинство потенциальных поставщиков для того, чтобы остались только те поставщики, которые «выгодны» или в сговоре с заказчиком.

Таким образом, вместо расширения рынка государственных поставщиков и улучшения конкурентной среды между ними для наиболее эффективного удовлетворения государственных нужд получался обратный эффект, который негативно сказывался на участии в размещении и исполнении государственных заказов представителей малого бизнеса. Участие в торгах, согласно экспертам, может ассоциироваться у малого бизнеса с большими сложностями и усилением контроля за деятельностью малых предприятий. Многие предприниматели не участвуют в конкурсных процедурах, поскольку не верят, что они проводятся честно.

Существует еще одна распространенная проблема, состоящая в том, что заказчик не всегда может точно определить объемы необходимых ему товаров, услуг, работ, которые он должен указать в техническом задании и, соответственно, оплатить. Поэтому задачи органов управления, размещающих государственные заказы, не ограничиваются определением соответствующего бюджета. Напротив, при развитии конкуренции между экономическими группами, деятельность которых мотивирована различными целями, этими задачами являются определение характера проблем, которые необходимо решить с помощью государственных закупок, анализ возможных стратегических решений для достижения социальных целей. Это, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие механизмов согласования интересов различных социальных субъектов, что уже является прерогативой социальной политики.

Согласно нормам закона о государственных закупках существуют десятки оснований не просто обходиться без конкурсных процедур, но и вовсе не применять данный закон. По большей части это основания для закупки у единственного поставщика: лечение, посещение театров и зоопарков, образовательные услуги и т. д. В этом же перечне упоминается и однородность товаров. Вместо установления обширных перечней случаев проведения прямой закупки казахский законодатель вывел такие случаи за рамки действия данного закона, а собственно закупки «из одного источника» могут проводиться лишь в следующих случаях:

— у заказчика, уже закупившего в общем порядке продукцию у какого-либо поставщика, возникает необходимость произвести у того же поставщика другие закупки в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией, работами или услугами;

— государственные закупки проведенные конкурсным способом, признаны несостоявшимися;

— имеется необходимость в осуществлении государственных закупок ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов государственных закупок, проводимых в общем конкурсном  порядке.

Заключение. Современная контрактная система в сфере закупок связана с большим количеством проблем. В целом можно констатировать, что в законе о государственных закупках почти не регулируются вопросы обоснования закупок и экспертизы их результатов, а делается акцент именно на способах закупок.

Библиографический список:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
2. Борисова Е. В. Логистика закупок: изменения законодательства // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 406.
3. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/7d310d4a-70fe-4849-b895-c3ab0aa07f67/monitor44.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=7d310d4a-70fe-4849-b895-c3ab0aa07f67, свободный.
4. Крамин Т.В., Григорьев Р.А., Крамин М.В. Оценка влияния федеральной контрактной системы России на эффективность государственных закупок: региональный анализ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015.- № 3 (22). С. 30-33.
5. Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 10. – с.16.
6. Першина М. №44-ФЗ: сложности адаптации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80atnddcf.xn- -p 1 ai/articles/zakonotvorchestvo/_44-fz_slozhnosti_adaptacii.html, свободный.
7. Сидоренко А.И. Правовая неопределенность как средство ограничения конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 77.




Рецензии:

2.10.2019, 3:49 Демьянов Владислав Геннадьевич
Рецензия: Тема статьи является актуальной, отвечающей современным потребностям рынка государственных закупок. Содержание полностью раскрывает тему статьи. Проводится анализ существующих проблем в сфере контрактной системы закупок. Выводы обоснованы. Статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх