ГАОУ ДПО Институт развития образования и социальных технологий
старший преподаватель кафедры естественно-математического образования
УДК 373.31
Включение интегрированных курсов в образовательный процесс обусловлено необходимостью экономии учебного времени в связи с ростом числа учебных дисциплин. Особенно это затрагивает необязательные для начального образования предметы, такие как информатика. Кроме того, интегрированные курсы появляются вследствие использования на уроках современного лабораторного и интерактивного демонстрационного оборудования, различных современных средств обучения. Таким образом, стандартный курс физики может быть преобразован в интегрированный курс “Физика с ИКТ” или “Экспериментальная лаборатория по физике” и т.п.
С одной стороны, использование интегрированных курсов экономит учебное время и делает процесс обучения более интересным и доступным, с другой – разработка и преподавание такого курса требует участия нескольких педагогов, а также значительных временны́х затрат. Обычно одним из педагогов является учитель информатики, который ассистирует коллегам на уроках гуманитарного или естественнонаучного цикла. Таким образом, можно проводить, например, уроки английского языка с тренажером-роботом, распознающим голосовые команды на английском языке. В этом случае информатика является интегрируемым курсом, который частично встраивается в другой базовый предмет. При этом в рамках курса не изучается теоретический материал по информатике, но обучающиеся имеют возможность практиковаться в работе с оборудованием и программным обеспечением, делать собственные выводы и мини-открытия. В итоге получается изучение базового предмета с использованием знаний и навыков, полученных на другом предмете.
Еще один вариант интегрированного курса предполагает эпизодическое включение блоков дисциплины в процесс изучения основного учебного предмета. В этом случае выбирают смежные дисциплины, такие как, например, математика и информатика. На уроках информатики могут быть задания на решение арифметических примеров, текстовых задач, построение графиков функций и т.д. Специфика решения подобных задач заключается в использовании компьютерной техники. С другой стороны, на уроках математики могут проводиться аналогичные практические работы, требующие использования компьютера. Интегрированный курс при этом может быть не просто разделен на блоки, но и проводиться в разных кабинетах. От выбора базового предмета в этом случае зависит также и количество занятий, проводимых с применением современных средств обучения. Введение подобного курса в начальной школе может быть вариантом предоставления учебного времени на изучение основ информатики в рамках обязательных дисциплин, поскольку Стандартом [1] предусматривается соответствующая предметная область “Математика и информатика”, но на практике изучается, обычно, только математика.
Из второго варианта построения интегрированного курса вытекает третий вариант – это частный случай второго, когда обе базовых дисциплины в равных долях участвуют в создании новой. Этот случай также подразделяется на два: размещение материала базовых дисциплин отдельными блоками, имеющими между собой опосредованную, неявную связь либо совмещение в рамках одного занятия изучения обоих базовых предметов. Первый вариант был частично описан выше, добавим только, что блоки материала могут быть произвольного объема. Основное правило здесь – логическая завершенность и системность в изложении материала обеих дисциплин.
Вариант с равноправным совмещение двух дисциплин в рамках одного курса с параллельным их изучением наиболее интересен и сложен в реализации. Это обусловлено необходимостью подбора учебного материала в нужном количестве, его интерпретации с точки зрения второй дисциплины и постоянная проекция одного предмета на другой с целью показать информацию (или ситуацию) с разных точек зрения.
Последний описанный вариант курса был выбран для практической реализации и апробации, поскольку аналогов такого курса на данный момент в начальной школе не обнаружено. Однако по результатам проведенных опросов педагоги посчитали данный вариант работы удобным и перспективным. Новизна выбранного подхода построения интегрированного курса заключается в том, что обе дисциплины в равных долях участвуют в формировании содержания конечной программы. Курс информатики для 3 и 4 классов был совмещен с курсом образовательной робототехники. Принципы и понятия информатики и робототехники встраиваются в занятия, позволяя рассмотреть как теоретическую, так и практическую сторону каждой темы. Разработана методика, примерные планы занятий, рекомендации педагогам по изложению теоретического материала и по работе с оборудованием.
План предложенных комбинированных занятий включает сформулированную цель, рекомендации по оборудованию (ученикам и педагогу), список планируемых результатов, основные понятия, описание организационного момента, этапа проверки домашнего задания, наиболее эффективный (с точки зрения автора) способ объяснения нового материала, способы закрепления, практическую работу, рефлексию и домашнее задание. Полученный в результате курс органично встраивает использование современного оборудования в уроки информатики, при этом преподнося взаимосвязанные основы двух дисциплин как единую систему, формируя у учащихся основы компьютерной грамотности, навыки работы с информацией, алгоритмами и многие другие важные аспекты.
Материально-техническое обеспечение реализации курса включает робототехнические комплекты LEGO Mindstorms EV3 (или NXT), компьютерный класс для проведения занятий. Наборы могут быть заменены на аналоги других фирм, поскольку курс в целом использует базовые элементы конструкций и алгоритмов. Такая взаимозаменяемость была предусмотрена с целью сокращения экономических затрат на реализацию курса, а также как возможность распространения методики на кроссплатформенной основе.
Таким образом, интегрированный курс «Информатика-робототехника», рассчитанный на два учебных года, был обеспечен методическими материалами и принял участие в эксперименте по апробации в основном и в дополнительном образовании. Для эксперимента выбрана возрастная группа 3 класса начальной школы. Приблизительно такой же возраст у обучающихся группы дополнительного образования. По предварительным оценкам и результатам анкетирования, курс за полгода работы педагогов (2018-2019 учебный год) получил высокий уровень одобрения как у учеников, так и у учителей. Также отмечен уровень усвоения материала в целом по группам «выше среднего», т.е. можно сказать, что базовые знания и навыки ребятами усвоены в среднем на 80-90%. Примерно 85% обучающихся выполняют задания самостоятельно, количество ошибок в итоговой контрольной работе при этом не более двух. У всей учебной группы наблюдается рост заинтересованности в техническом творчестве, который проявляется в стремлении учеников заниматься робототехникой и компьютерными науками, посещать соответствующий курс в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности. Обучающиеся приобрели навыки конструирования базовых моделей, составления алгоритмов управления. Решение практических задач из области информатики (логика, алгоритмы, работа с информацией) более 80% обучающихся выполняют без видимых затруднений, что демонстрирует высокий уровень знаний, полученных ими за время изучения курса.
Для получения результата были выбраны такие методы исследования, как изучение и анализ литературы, программ, учебно-методических комплектов и пособий по информатике и робототехнике для начальной школы; обобщение опыта работы педагогов; педагогический эксперимент; наблюдение; тестирование; качественный и количественный анализ результатов; изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ); анкетирование по промежуточным результатам эксперимента.
В качестве промежуточного результата, полученного с применением выше описанных методов работы, можно определить план деятельности на ближайшие два года: корректировка содержания разработанных учебно-методических материалов, перевод пособий в электронный вид, изменение отдельных методов взаимодействия педагогов с экспериментальными группами. Исследование показало, что наиболее эффективной является модель индивидуального и парного обучения. Экономически выгодно перевести учебные пособия в электронный формат. На данный момент курс подготовлен для печати (методические рекомендации и учебные пособия разработаны на два учебный года). Электронная версия для интерактивной доски также разработана и запущена в апробацию.
Помимо прочего, был сделан вывод о продуктивности предложенного варианта интеграции двух предметов. В будущем планируется разработать курс для других возрастных категорий, сообразуясь с намеченным планом составления содержания программы.
По итогам работы можно сделать следующие выводы:
1) В ходе аналитической и экспериментальной работы были систематизированы варианты разработки интегрированных курсов по двум предметам, описаны положительные стороны каждого из методов интеграции.
2) Запущен в работу эксперимент по практической разработке и реализации авторского интегрированного курса для 3 и 4 классов «Информатика-робототехника», разработанный по одному из описанных методов (метод равноправного совмещения курсов).
3) Получен и проанализирован промежуточный результат работы экспериментальной группы, выявивший положительные тенденции в работе данной группы.
4) Разработан учебно-методический комплекс для 3-4 классов «Информатика-робототехника», включающий рабочую программу, методические рекомендации и учебные пособия для обучающихся.
Рецензии:
16.10.2019, 11:56 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес в сфере образования и является актуальной. Однако необходимо структурировать статью, особо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.). Перевод аннотации на анг. язык следует уточнить (скорректировать). Статью следует доработать, после чего возможна публикация представленной работы в открытой печати.