Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №74 (октябрь) 2019
Разделы: Педагогика
Размещена 16.10.2019. Последняя правка: 17.10.2019.
Просмотров - 1047

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА НА ОСНОВЕ ДВУХ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Честюнина Наталья Дмитриевна

ГАОУ ДПО Институт развития образования и социальных технологий

старший преподаватель кафедры естественно-математического образования

Аннотация:
Разработка интегрированного курса предполагает выбор базовых дисциплин, которые станут основой для нового курса. Как правило, выбирают две дисциплины, в каждой из которых впоследствии выявляется необходимый минимум материала, включаемый в состав нового курса. При этом одна из дисциплин становится обычно основной, а вторая — интегрируемой в основную. Однако возможны и такие варианты построения интегрированного курса, когда обе первоначальных дисциплины в равных долях участвуют в его создании.


Abstract:
The development of an integrated course involves the selection of basic disciplines that will form the basis for the new course. Usually two disciplines are chosen in each of which the necessary low of material included in the new course is subsequently revealed . At the same time first of the disciplines usually becomes the main and the second —is integrated into the main. However, there are also options for building an integrated course, when both original disciplines are equally involved in its creation.


Ключевые слова:
методика преподавания; информатика; робототехника; интегрированный курс; начальная школа

Keywords:
teaching method; computer science; robotics; integrated course; elementary school


УДК 373.31

Включение интегрированных курсов в образовательный процесс обусловлено необходимостью экономии учебного времени в связи с ростом числа учебных дисциплин. Особенно это затрагивает необязательные для начального образования предметы, такие как информатика. Кроме того, интегрированные курсы появляются вследствие использования на уроках современного лабораторного и интерактивного демонстрационного оборудования, различных современных средств обучения. Таким образом, стандартный курс физики может быть преобразован в интегрированный курс “Физика с ИКТ” или “Экспериментальная лаборатория по физике” и т.п.

С одной стороны, использование интегрированных курсов экономит учебное время и делает процесс обучения более интересным и доступным, с другой – разработка и преподавание такого курса требует участия нескольких педагогов, а также значительных временны́х затрат. Обычно одним из педагогов является учитель информатики, который ассистирует коллегам на уроках гуманитарного или естественнонаучного цикла. Таким образом, можно проводить, например, уроки английского языка с тренажером-роботом, распознающим голосовые команды на английском языке. В этом случае информатика является интегрируемым курсом, который частично встраивается в другой базовый предмет. При этом в рамках курса не изучается теоретический материал по информатике, но обучающиеся имеют возможность практиковаться в работе с оборудованием и программным обеспечением, делать собственные выводы и мини-открытия. В итоге получается изучение базового предмета с использованием знаний и навыков, полученных на другом предмете.

Еще один вариант интегрированного курса предполагает эпизодическое включение блоков дисциплины в процесс изучения основного учебного предмета. В этом случае выбирают смежные дисциплины, такие как, например, математика и информатика. На уроках информатики могут быть задания на решение арифметических примеров, текстовых задач, построение графиков функций и т.д. Специфика решения подобных задач заключается в использовании компьютерной техники. С другой стороны, на уроках математики могут проводиться аналогичные практические работы, требующие использования компьютера. Интегрированный курс при этом может быть не просто разделен на блоки, но и проводиться в разных кабинетах. От выбора базового предмета в этом случае зависит также и количество занятий, проводимых с применением современных средств обучения. Введение подобного курса в начальной школе может быть вариантом предоставления учебного времени на изучение основ информатики в рамках обязательных дисциплин, поскольку Стандартом [1] предусматривается соответствующая предметная область “Математика и информатика”, но на практике изучается, обычно, только математика.

Из второго варианта построения интегрированного курса вытекает третий вариант – это частный случай второго, когда обе базовых дисциплины в равных долях участвуют в создании новой. Этот случай также подразделяется на два: размещение материала базовых дисциплин отдельными блоками, имеющими между собой опосредованную, неявную связь либо совмещение в рамках одного занятия изучения обоих базовых предметов. Первый вариант был частично описан выше, добавим только, что блоки материала могут быть произвольного объема. Основное правило здесь – логическая завершенность и системность в изложении материала обеих дисциплин.

Вариант с равноправным совмещение двух дисциплин в рамках одного курса с параллельным их изучением наиболее интересен и сложен в реализации. Это обусловлено необходимостью подбора учебного материала в нужном количестве, его интерпретации с точки зрения второй дисциплины и постоянная проекция одного предмета на другой с целью показать информацию (или ситуацию) с разных точек зрения.

Последний описанный вариант курса был выбран для практической реализации и апробации, поскольку аналогов такого курса на данный момент в начальной школе не обнаружено. Однако по результатам проведенных опросов педагоги посчитали данный вариант работы удобным и перспективным. Новизна выбранного подхода построения интегрированного курса заключается в том, что обе дисциплины в равных долях участвуют в формировании содержания конечной программы. Курс информатики для 3 и 4 классов был совмещен с курсом образовательной робототехники. Принципы и понятия информатики и робототехники встраиваются в занятия, позволяя рассмотреть как теоретическую, так и практическую сторону каждой темы. Разработана методика, примерные планы занятий, рекомендации педагогам по изложению теоретического материала и по работе с оборудованием.

План предложенных комбинированных занятий включает сформулированную цель, рекомендации по оборудованию (ученикам и педагогу), список планируемых результатов, основные понятия, описание организационного момента, этапа проверки домашнего задания, наиболее эффективный (с точки зрения автора) способ объяснения нового материала, способы закрепления, практическую работу, рефлексию и домашнее задание. Полученный в результате курс органично встраивает использование современного оборудования в уроки информатики, при этом преподнося взаимосвязанные основы двух дисциплин как единую систему, формируя у учащихся основы компьютерной грамотности, навыки работы с информацией, алгоритмами и многие другие важные аспекты.

Материально-техническое обеспечение реализации курса включает робототехнические комплекты LEGO Mindstorms EV3 (или NXT), компьютерный класс для проведения занятий. Наборы могут быть заменены на аналоги других фирм, поскольку курс в целом использует базовые элементы конструкций и алгоритмов. Такая взаимозаменяемость была предусмотрена с целью сокращения экономических затрат на реализацию курса, а также как возможность распространения методики на кроссплатформенной основе.

Таким образом, интегрированный курс «Информатика-робототехника», рассчитанный на два учебных года, был обеспечен методическими материалами и принял участие в эксперименте по апробации в основном и в дополнительном образовании. Для эксперимента выбрана возрастная группа 3 класса начальной школы. Приблизительно такой же возраст у обучающихся группы дополнительного образования. По предварительным оценкам и результатам анкетирования, курс за полгода работы педагогов (2018-2019 учебный год) получил высокий уровень одобрения как у учеников, так и у учителей. Также отмечен уровень усвоения материала в целом по группам «выше среднего», т.е. можно сказать, что базовые знания и навыки ребятами усвоены в среднем на 80-90%. Примерно 85% обучающихся выполняют задания самостоятельно, количество ошибок в итоговой контрольной работе при этом не более двух. У всей учебной группы наблюдается рост заинтересованности в техническом творчестве, который проявляется в стремлении учеников заниматься робототехникой и компьютерными науками, посещать соответствующий курс в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности. Обучающиеся приобрели навыки конструирования базовых моделей, составления алгоритмов управления. Решение практических задач из области информатики (логика, алгоритмы, работа с информацией) более 80% обучающихся выполняют без видимых затруднений, что демонстрирует высокий уровень знаний, полученных ими за время изучения курса.

Для получения результата были выбраны такие методы исследования, как изучение и анализ литературы, программ, учебно-методических комплектов и пособий по информатике и робототехнике для начальной школы; обобщение опыта работы педагогов; педагогический эксперимент; наблюдение; тестирование; качественный и количественный анализ результатов; изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ); анкетирование по промежуточным результатам эксперимента.

В качестве промежуточного результата, полученного с применением выше описанных методов работы, можно определить план  деятельности на ближайшие два года: корректировка содержания разработанных учебно-методических материалов, перевод пособий в электронный вид, изменение отдельных методов взаимодействия педагогов с экспериментальными группами. Исследование показало, что наиболее эффективной является модель индивидуального и парного обучения. Экономически выгодно перевести учебные пособия в электронный формат. На данный момент курс подготовлен для печати (методические рекомендации и учебные пособия разработаны на два учебный года). Электронная версия для интерактивной доски также разработана и запущена в апробацию.

Помимо прочего, был сделан вывод о продуктивности предложенного варианта интеграции двух предметов. В будущем планируется разработать курс для других возрастных категорий, сообразуясь с намеченным планом составления содержания программы.

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

1)    В ходе аналитической и экспериментальной работы были систематизированы варианты разработки интегрированных курсов по двум предметам, описаны положительные стороны каждого из методов интеграции.

2)     Запущен в работу эксперимент по практической разработке и реализации авторского интегрированного курса для 3 и 4 классов «Информатика-робототехника», разработанный по одному из описанных методов (метод равноправного совмещения курсов).

3)     Получен и проанализирован промежуточный результат работы экспериментальной группы, выявивший положительные тенденции в работе данной группы.

4)    Разработан учебно-методический комплекс для 3-4 классов «Информатика-робототехника», включающий рабочую программу, методические рекомендации и учебные пособия для обучающихся.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b (дата обращения 12.10.2019)
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения 12.10.2019)
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях URL: https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 09.10.2019)
4. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.10.2019)
5. Кренева И.В. Интегрированный курс как средство развития младших школьников в условиях углубленного изучения ими немецкого языка: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.02/Кренева Инна Владимировна.- Петрозаводск, 2003 243 с. РГБ ОД, 61:04-13/809
6. Монахов В.М. Какой должна быть программа курса «Теория и методика обучения информатике» /Кузнецов А.А., Монахов В.М., Абдуразаков М.М. Информатика и образование. 2016. № 8 (277). С. 3-13.
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.




Рецензии:

16.10.2019, 11:56 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес в сфере образования и является актуальной. Однако необходимо структурировать статью, особо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.). Перевод аннотации на анг. язык следует уточнить (скорректировать). Статью следует доработать, после чего возможна публикация представленной работы в открытой печати.

17.10.2019 11:11 Ответ на рецензию автора Честюнина Наталья Дмитриевна:
Большое спасибо, постараюсь учесть Ваши замечания.

16.10.2019, 12:11 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи актуальна и очень интересна. Материал представлен логично и обосновано. Но на мой взгляд, научный уровень статьи значительно повысится, если автор больше внимания уделит описанию практических результатов проведенного эксперимента. Статью можно рекомендовать к публикации.
17.10.2019 11:11 Ответ на рецензию автора Честюнина Наталья Дмитриевна:
Спасибо за Ваш отзыв!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх