Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №74 (октябрь) 2019
Разделы: Политология
Размещена 24.10.2019. Последняя правка: 22.10.2019.
Просмотров - 166

Проблема обеспечения безопасности евроатлантического региона

Зуева Елена Сергеевна

Донецкий национальный университет

студент

Комарова Людмила Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета.


Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности в евроатлантическом регионе через призму взаимоотношений США, РФ, Европы. Анализируется деятельность институтов взаимодействия, а также эффективность системы принятия решений по вопросам безопасности.


Abstract:
This article discusses the problems of ensuring security in the Euro-Atlantic region through the prism of relations between the USA, the Russian Federation, and Europe. The activity of the institutions of interaction, as well as the effectiveness of the decision-making system on security issues, is analyzed.


Ключевые слова:
безопасность; евроатлантический регион; центры влияния; вызовы; угрозы; партнерство

Keywords:
security; Euro-Atlantic region; centers of influence; challenges; threats; partnership


УДК 327

Актуальность. Обеспечение безопасности в евроатлантическом регионе – широкая и многоплановая задача, которая включает в себя различные аспекты. Решение данной задачи во многом зависит от скоординированной политики и совместных действий всех стран, входящих в данный регион.

Рассматривать вопросы безопасности в евроатлантическом регионе следует  через призму взаимоотношений США, РФ, Европы. Безусловно, данный треугольник объективно заинтересован в стабилизации международно-политической системы. 

Налаживание диалога по укреплению безопасности – процесс, который направлен, в первую очередь, на эффективное преодоление разногласий. Главные задачи, которые стоят перед всеми странами – устранение различий восприятия угрозы, обеспечение всестороннего сотрудничества, открытость, доступность информации, взаимная оборона. Данный подход направлен на укрепление взаимной безопасности и содействие сотрудничеству.

Цель исследования – рассмотреть эффективность взаимодействий стран и системы приятия решений для обеспечения безопасности евроатлантического региона.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть ключевые сферы взаимодействия стран в сфере обеспечения безопасности;
  • изучить специфические особенности проводимой политики США-РФ-Европы по вопросам безопасности;
  • рассмотреть параметры формулы евроатлантической безопасности;
  • выделить возможные сценарии обеспечения безопасности;
  • проанализировать эффективность взаимодействия стран;
  • рассмотреть принятие решений в различных структурах взаимодействия.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных методов познания исследуемого вопроса. Для реализации целей и задач использовались такие научные методы исследования как метод изучения и обобщения научной литературы и источников, контент-анализ, ивент-анализ.

Полученные итоги и их новизна. Данная работа является одной из попыток исследования эффективности системы принятия решений и обеспечения безопасности евроатлантического региона, а также изучения особенностей проводимой политики «треугольником» США-РФ-Европа по данной проблеме.

Обеспечение безопасности в евроатлантическом регионе напрямую зависит от определения, а также совместной реализации различного рода инициатив, которые направлены, в свою очередь, на уменьшение различных угроз и вызовов, восстановление доверия и улучшение эффективности сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Следует выделить ключевые сферы взаимодействия:  

  • снижение уровня опасности применения ядерного оружия;

Уровень опасности применения ядерного оружия достаточно велик.  США и РФ должны взять на себя обязательство о проведении переговоров о снятии значительной доли стратегических ядерных сил с режима мгновенного пуска, что можно было бы расценивать как стратегическое направление работы по уменьшению ядерной угрозы.

  • снижение риска ядерного «мгновенного удара»;
  • снижение рисков военной конфронтации;
  • изменение концепции взаимного гарантированного уничтожения к отношениям, которые основываются на взаимоуважении, взаимной обороне и взаимной безопасности;
  • укрепление стабильности повышением открытости, сотрудничества и доверия

Существенные проблемы евроатлантического региона связаны с тем, что ставка продолжает делаться на стратегию времен холодной войны: применение ядерных сил стратегического назначения может быть осуществлено в любое время, развернуто тактическое ядерное оружие, до сих пор не пришли к соглашению по решению угроз безопасности, которые связаны с силами быстрого реагирования, киберугрозами, а также космическими вооружениями. Данные факторы во многом усиливают напряжённость и недоверие [6].

После прекращения холодной войны остро стоит проблема контроля над вооружениями. Рассматривая евроатлантический регион, стоит отметить, что на протяжении длительного времени данная проблема находилась в «замороженном» состоянии. Наблюдается большая заинтересованность США, РФ, Европы в преодолении недостатков в сфере контроля над вооружениями. Страны намерены продолжать развивать сотрудничество, а также договариваться по вопросам ограничения и снижения военных приготовлений. Таким образом, очевидно, что некоторые направления сотрудничества стимулируют формирование единого евроатлантического подхода. Однако, несмотря на такие устремления существуют и значительные противоречия во взаимодействии. В первую очередь, это обусловлено отклонением в сторону индивидуальных интересов стран по проблемам безопасности [3]. 

Значительное влияние на обеспечение безопасности оказывает то, что на международной арене происходит перераспределение удельного веса различных существующих и возникающих центров влияния: укрепление Китая и Индии, развитие стран Азии и Латинской Америки, влияние исламского мира. В свою очередь, прослеживается определенная заинтересованность США, РФ, Европы в том, чтобы увеличение влияния происходило не с оттеснением уже существующих, а при их влиянии. Одной из важнейших сторон обеспечения евроатлантической безопасности является уменьшение вызовов со стороны конкурирующих центров через взаимодействие с ними.

Несомненно, внутренние конфликты, противоречия, сепаратистские устремления, распад или же возникновение государств значительно усложняют современные международно-политические отношения. Страны заинтересованы в том, чтобы внутригосударственные коллизии не становилось источником международно-политических осложнений. Стоит отметить, что обеспечение евроатлантической безопасности возможно только благодаря слаженной и скоординированной политике, существует возможность уменьшения напряжения, соперничества и конфронтации, что во многом поспособствует урегулированию возникающих противоречий и конфликтов.

Рассматривая вопросы безопасности евроатлантического региона в треугольнике США-РФ-Европа следует отметить, что каждая из сторон придерживается своих особенностей политики по ряду вопросов.

США. Несомненно, США занимают лидирующее положение в системе международных отношений. Развитие евроатлантической безопасности во многом зависит именно от поддержки США, которые активно вносят вклады в развитие данной системы (особенно следует отметить военную сферу). Несмотря на заметное в некоторой степени уменьшение роли европейского направления в приоритетах безопасности, роль США остаётся весомой [7].   

Европа. В странах региона отношение к перспективам евроатлантической безопасности неоднозначное. Существует явная необходимость ее укрепления, однако остается ограниченная эффективность имеющихся для этих целей инструментов.

РФ. Рассматривая инициативность в вопросах евроатлантической безопасности, явно прослеживается желание налаживания конструктивных, взаимоотношений с западными странами. В подходе РФ к евроатлантической безопасности исключительно велика роль двух факторов: внутриполитического контекста и постсоветской проблематики.

Большое значение также имеет тот факт, что формула евроатлантической безопасности складывается из ряда параметров:

  • Баланс сил РФ-НАТО. Исходя из данного параметра явно прослеживается асимметрия в системе безопасности – так называемая ассиметричная биполярность.
  • Структурные особенности.
  • Режим контроля вооружений, состояние общеевропейской институциональной базы.

Следует упомянуть Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Контроль над обычными вооружениями в Европе, фактор ПРО, а также отношения РФ и США в сфере стратегической стабильности. Важное значение имеет также и институциональная база.

  • Система восприятия сторонами друг друга. Результаты такого рода взаимодействий всё же остаются недостаточными [5].   
  • Состояние иных пространств уязвимости и конкуренции: киберпространство, а также противостояние в медийном пространстве;
  • Процессы, которые происходят за пределами Евроатлантического региона.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, следует отметить несколько сценариев, которые возможны для обеспечения евроатлантической безопасности [2]:

- стабильное сдерживание;

- неустойчивое сдерживание;

- конфликт;

- сокращающееся сдерживание;

- партнерство.

Существуют многообразные институты взаимодействия по вопросам безопасности, среди которые следует выделить следующие: ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Европейский союз, Содружество независимых государств, Организация Североатлантического договора, Организация договора о коллективной безопасности, а также различные субрегиональные структуры, которые в определенной степени в своей деятельности затрагивают проблематику коллективной безопасности.

Следует отметить некоторые примеры эффективной деятельности данных организаций. В рамках ОБСЕ осуществлялись действия по ограничению военной деятельности, а также повышению её прозрачности, что включает в себя такие составляющие как обмен информацией по таким вопросам как вооруженные силы, системы вооружений, планы развертывания. Была проведена работа по созданию ряда механизмов раннего предупреждения кризисов, а также уменьшения опасности. Свой вклад в укрепление региональной безопасности внес и Европейский Союз.

ОБСЕ – структура, которая внесла значительный вклад в формирование принципов, подходов, институтов и механизмов по поддержанию безопасности многосторонними кооперативными усилиями государств-членов. Главными преимуществами ОБСЕ являются: всеобъемлющий состав участников, правило консенсуса, комплексный подход к проблематике безопасности. Однако, обратная сторона перечисленных преимуществ может вызвать трудности в выработке общей политики.

НАТО также осуществляет многостороннее взаимодействие по вопросам обеспечения безопасности. Если этому взаимодействию не будет обеспечен кооперативный вектор в отношении России – сама идея евроатлантической архитектуры безопасности окажется нереализуемой.

Большое значение имеет и Совет Европы, что обусловлено функциональной спецификой и авторитетом данной организации, само участие в которой служит для государств-членов своего рода свидетельством их соответствия высоким стандартам демократии.

Дееспособность СНГ невысока, и ее участие в решении вопросов, которые связаны с обеспечением безопасности в евроатлантическом регионе, представляется малоэффективным.

ОДКБ в настоящее время рассматриваться как формирующаяся структура безопасности, в рамках которой ведется проработка вопросов миротворчества; усилия предпринимаются по организации контртеррористической деятельности, борьба с незаконным оборотом наркотиков.

Однако, современные механизмы и институты не в состоянии обеспечить существенное противодействие новым угрозам и вызовам: проблемы наркотрафика, терроризма, киберпреступности, вопросы биобезопасности, чрезвычайные ситуации, гуманитарные кризисы, экологические проблемы.  В Европе не разработана институционально-правовая основа для сотрудничества государств.

Большое значение имеет тот факт, что большинство государств региона включены в различные субрегиональные и военные группировки, среди которых наиболее значимое место занимает НАТО и Европейский Союз, которые, в свою очередь, обеспечивают высокий уровень доверия и взаимозависимости между государствами.

Отношения между НАТО и ЕС должны быть построены на принципах взаимопонимания, налаживания эффективного диалога, сотрудничества и транспарантности. Однако, учитывая тот факт, что ЕС и НАТО являются разными организациями, они автономны в принятии решений с учетом интересов всех стран-участниц [4].

Рассматривая качества взаимодействия ЕС и НАТО в евроатлантическом регионе можно сделать вывод, что современные отношения выглядят достаточно противоречивой. С одной стороны, это сотрудничество, с другой — своеобразная политическая конкуренция, которая усиливается из-за различия взглядов стран-членов на функции и цели организаций, а также институционально заложенного дублирования функций в ряде сфер [1]. Несмотря на то, что ЕС и НАТО развивают взаимодействие по ряду направлений, в системе евроатлантической.

Таким образом, из вышесказанного следует сделать вывод, что в Евроатлантическом регионе сложилась асимметричная и весьма несбалансированная система безопасности, что в первую очередь обусловлено существующим разрывом между РФ и НАТО. Крайне необходим последовательный и системный подход, позволяющий каждой из сторон реализовывать свои собственные интересы и при этом создать для себя комфортные и необременительные условия безопасности. Системный подход также подразумевает под собой проведение синхронной работы по различным направлениям.

Обеспечение безопасности в евроатлантическом регионе напрямую зависит от определения, а также совместной реализации различного рода инициатив, которые направлены, в свою очередь, на уменьшение различных угроз и вызовов, восстановление доверия и улучшение эффективности сотрудничества, принятия взвешенных решений в области обеспечения безопасности.

Перед США, РФ, Европой стоит ряд серьёзных проблем. Главная цель -формирование новых политических рамок, которые будут опираться на важнейшие интересы и стабилизируют евроатлантическую безопасность. Налаживание диалога по укреплению безопасности – процесс, который направлен, в первую очередь, на эффективное преодоление главных разногласий. Главные задачи, которые стоят перед всеми странами – устранение различий восприятия угрозы, обеспечение всестороннего сотрудничества, открытость, доступность информации, взаимная оборона. Данный подход направлен на укрепление взаимной безопасности и содействие сотрудничеству.

Существуют также многообразные институты взаимодействия по вопросам безопасности, среди которые следует выделить следующие: ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ЕС, СНГ, НАТО, ОДКБ, а также различные субрегиональные структуры, которые в определенной степени в своей деятельности затрагивают проблематику коллективной безопасности.

Формирование архитектуры евроатлантической безопасности- широкий и многоплановый проект, обеспечивающий стабильность в евроатлантическом регионе совместными действиями входящих в него стран, решение общими усилиями возникающих здесь проблем, касающихся безопасности. Однако, современные механизмы и институты не в состоянии обеспечить существенное противодействие новым угрозам и вызовам: проблемы наркотрафика, терроризма, киберпреступности, вопросы биобезопасности, чрезвычайные ситуации, гуманитарные кризисы, экологические проблемы.  В Европе не разработана институционально-правовая основа для сотрудничества государств.

Библиографический список:

1. Relations with the European Union // NATO. Official site. 2018. —URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49217.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 10.08.2018).
2. Timofeev I. Russia and NATO in the Baltic / The Baltic Sea Region: Hard and Soft Security Reconsidered. Edited by Maris Andzans and Ilvija Bruge. Riga: Latvian Institute of International Affairs, 2016.
3. Бордачев Т.В., Караганов С.А. К новой архитектуре евроатлантической безопасности: доклад международного дискуссионного клуба «Валдай». – М, 2009 – 26 с.
4. Буденный А. А. Изменение европейской системы безопасности: отношения между НАТО и ЕС // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 211-213. — URL https://moluch.ru/archive/231/53646/ (дата обращения: 10.05.2019).
5. Ворогин Е. Р., О взаимодействии Евросоюза и НАТО в урегулировании кризисных ситуаций // Центр Евроатлантической безопасности ИМИ, 2010. — URL:
https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_global_strategy_ru.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
6. Дынкин А.А. Проблемы экономической безопасности Евроатлантического региона / Материалы ситуационного анализа в рамках проекта Евроатлантическая инициатива в области безопасности (EASI),. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 71 с.
7. Тимофеев И.Н. Формула евроатлантической безопасности: стабильное сдерживание и его альтернативы: доклад международного дискуссионного клуба «Валдай». – М, 2017 – 20 с.




Рецензии:

25.10.2019, 17:30 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Адександрович. Статья Зуевой Елены Сергеевны представляет важный для современности политический вопрос международного содержания. Показывается опасность военных действий, важность предотвращения этого, возможные средства их предотвращения. Но не стоило подчеркивать рамки Европы, если СМИ, перестав непрерывного вещать о Донбассе, не смолкают по случаю совместных действий РФ и Турции на границе Сирии. Статья полезна для интересующихся данной темой, достойна публикации. Стоило отметить в качестве влиятельных факторов интересы экономические, миграционные.

28.10.2019 15:15 Ответ на рецензию автора Зуева Елена Сергеевна:
Здравствуйте! Благодаря Вас за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх