Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
студентка
Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПбГЭУ
УДК 33.021
Введение. Соединенные Штаты всегда были безучастной державой в Арктике. Они очень мало инвестировали в свои арктические ресурсы – у них нет реальных портов вдоль арктических вод Аляски, ими было проявлено небольшое военное присутствие и недостаточное дипломатическое участие. Однако в феврале 2019 правительство США выделило в общей сложности $675 млн на финансирование новых ледоколов, которые военные лидеры страны считают жизненно важными для конкуренции с Россией и Китаем в Арктике. Этот шаг явился отправной точкой в противостоянии трех держав в арктических водах.
Актуальность работы заключается в анализе современных тенденций развития Арктики с целью прогнозирования возможных неблагоприятных экологических, политических и экономических последствий.
Цель статьи определила следующие задачи:
1. Проанализировать политические отношения России, Китая и США в Арктическом пространстве;
2. Изучить понятие "Полярный Шелковый путь";
3. Рассмотреть какие выгоды получат страны от сотрудничества в Арктике.
Новизна статьи состоит в исследовании текущей ситуации, происходящей на мировой политической и экономической арене.
Когда 15 февраля 2019 госсекретарь США Майк Помпео посетил союзника по НАТО Исландию, в частности он обсудил растущее присутствие Китая и России в Арктике. Было похоже, что США начали смещать свою арктическую политику, направленную теперь на противодействие растущему влиянию Китая и России на Крайнем Севере.
У России есть несколько вновь открытых ранее заброшенных военных объектов на северной территории, сохранившихся еще с советских времен, на которых размещены новые аэродромы. Россия также построила ряд морских портов вдоль своего северного побережья – помимо своего военного присутствия она также играет ведущую роль в развитии инфраструктуры в Арктике, у Москвы есть пятилетний план по арктическим инвестициям в региональную инфраструктуру и освоение природных ресурсов.
В своем официальном сообщении по арктической политике, выпущенном в начале 2018 года, Китай выражает желание работать со всеми сторонами над созданием «Полярного Шелкового пути», развивая Арктический судоходный маршрут. Он призывает свои предприятия участвовать в строительстве инфраструктуры для этого маршрута и осуществлять коммерческие пробные рейсы в соответствии с законом, чтобы проложить путь для регулярных коммерческих операций. Китайские инвестиции в горнодобывающую и энергетическую отрасли осуществляются в Исландии, Гренландии, России и севернее этих стран. Китай принимал активную роль в активизации научных исследований как в Арктике, так и в Антарктике, проводится активная программа полярных исследований.
«Полярный Шелковый путь» является некоторой вариацией того, что ранее называлось «Новым Шелковым путем», который в свою очередь был переименован в «Один пояс – одна дорога» в 2013 году, который затем снова был переименован в инициативу «Пояс и дорога» в 2018 году. «Пояс и дорога» – это фактически шесть маршрутов через Центральную и Южную Азию и один морской маршрут из Южно-Китайского Моря через Индийский океан, заканчивающийся у Суэцкого канала.
Суть пути заключается в массовом расширении влияния Пекина, посредством китайских инфраструктурных проектов в странах вдоль маршрута, осуществляемых по выгодным ценам в обмен на долю во владении или на доходы, которые генерируют проекты.
Китай добавляет Арктику в этот маршрут, так как там сосредоточено 30 процентов неразведанных запасов природного газа в мире и 13 процентов неразведанных запасов нефти. И «неразведанный» – это ключевое слово, ведь никто на самом деле не знает, что и в каком количестве там есть. Доступ к ресурсам осложняется еще и огромными размерами полярного региона, а также его удаленностью. Площадь Полярного круга составляет 20 миллионов квадратных километров, что более чем в два раза превышает размеры Китая.
Также там очень трудно работать – экстремальные холода требуют дополнительное снаряжение для людей и машин, связь с домашними базами намного сложнее, а усталость экипажа является проблемой из-за очень темных зимних дней и белых ночей летом. Но, несмотря на все препятствия, Арктика является важным потенциальным источником топлива для любой страны, желающей занимать ведущие позиции в мировой экономике, что для Китая является значимой целью.
Другой заявленный интерес Китая – это судоходство. В официальном заявлении Китая был учтен ущерб, нанесенный окружающей среде в результате индустриализации – таяние льдов. Корабли могут в конечном счете иметь возможность путешествовать по ранее недоступным из-за льда районам. Некоторые из самых быстрых воздушных маршрутов из города в город проходят через Северный полюс, поэтому можно создать новые морские маршруты, используя этот же самый короткий путь.
Китайское полярное исследовательское судно «Сюэлун» уже совершало путешествия по Северо-Западному проходу и Северному морскому пути вдоль арктического побережья России в 2012 и 2017 годах. В настоящее время китайское судоходство в Европу должно пройти через Сингапур (через Малаккский пролив) в Индийский океан, а затем вверх по Северному морю и в Суэцкий канал. Это займет пять недель, по сравнению с всего лишь тремя неделями для предполагаемого арктического маршрута. Недавно Китай построил вторую версию ледокола – «Сюэлун II», проект которого был разработан в Финляндии.
Китай использует едва различимые средства для проявления своего присутствия в полярном регионе. Три арктических судоходных коридора, которые он собирается развивать – вдоль России, Канады и над вершиной Северного полюса – включают два, которые они искусно переименовали – они не называют их Северным морским путем или Северо-Западным проходом. Фактически Северный морской путь был переименован в Полярный Шелковый путь [1, с. 173].
Официальный письменный «полярный документ» Китая появился не без предупреждения, поскольку он был проанонсирован Си Цзиньпином в Москве в 2017 году. Кроме того, Китай ведет разведку в этом регионе с 2004 года, когда была создана исследовательская станция на Шпицбергене – острове, находящемся под управлением Норвегии. Китайские инвестиции приветствовались в Исландии после ее финансового коллапса 2008 года, и в 2016 году китайская компания Shenghe Resources купила 12,5% акций компании Greenland Minerals and Energy.
Однако в последнее время эти северные страны стали несколько менее «гостеприимными» – когда в 2017 году китайская компания попыталась купить бывшую частную военную базу в Гренландии, датское правительство поспешно выкупило ее обратно, чтобы она не попала в руки китайцев. Китай также планирует купить два порта в Исландии и норвежский арктический порт Киркенес в рамках инициативы «Пояс и дорога», но теперь эти проекты под угрозой заморозки.
Более крупным державам, таким как США или Великобритания, трудно контролировать коммерческую деятельность между Китаем и крошечными северными странами, которые все же являются суверенными государствами. Тем не менее, они, похоже, приходят к договоренностям с НАТО.
Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете в 2013 году, что приближает его к процессу управления регионом. В состав совета входят восемь стран, граничащих с Арктикой: Канада, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Россия, Соединенные Штаты и Исландия. И хотя центр Северного Ледовитого океана действительно необитаем и считается частью открытого моря по международному праву, районы, близкие к этим странам, подпадают под различные виды национального контроля или влияния в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву.
Таким образом, продвигаясь в Арктику, Китай вступает в район, который оспаривается во многом также, как оспариваются части Южно-Китайского Моря. Канада и Россия, США и Дания – все имеют взаимосвязанные претензии. Россия даже водрузила флаг на морском дне под Северным полюсом, а позже отстояла свои действия, указав, что американские астронавты делали то же самое на Луне.
Таким образом, Арктика не является свободной для всех, кто может предположить, что это их удаленная и необитаемая территория. Из стран Арктического совета самой большой (и наиболее вероятной союзницей Китая) является Россия.
Россия – сложная страна для иностранных инвесторов, которым запрещено экспортировать любые добываемые ими ресурсы, исключение предоставлено только для государственных монополий «Газпром» и «Роснефть». Они реализуют новый наземный газовый проект на полуострове Ямал, но большинство будущих планов бурения морских нефтяных скважин в России были остановлены или, по крайней мере, затруднены западными санкциями.
Это дает много возможностей Китаю, и Китайский банк развития будет инвестировать в проект по добыче природного газа и производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2» российского энергетического гиганта «Новатэк», предоставляя Китаю доступ к этим ресурсам. Но что еще более важно, сделка даст Пекину право на разграничение секторов Арктики в рамках исключительной экономической зоны России (ИЭЗ) для китайских геологоразведочных работ.
По мнению экспертов из Стокгольмского Международного Института Исследования Проблем Мира, российские компании нуждаются и приветствуют китайские инвестиции и кредиты, но не готовы позволить китайским компаниям играть важную роль в российских энергетических проектах, в том числе в Арктике. Китайские компании, напротив, находятся в очень сильной позиции на данный момент и не согласятся ни на что меньшее, чем значительная контрольная и управленческая роль.
Утверждается, что у китайских компаний мало экономической мотивации для того, чтобы продвигаться в Арктику и идти на какие-либо уступки России, и все же каким-то образом они уже появились в Арктике.
Ответ кроется в политике – может быть, это и правда, что китайским компаниям трудно торговаться, но в политическом плане динамика очень разная. Китайским политикам необходимо обеспечить население энергией и другими ресурсами на обозримое будущее, поэтому они более охотно идут на уступки, чем это может быть коммерчески желательно. Что Китай предложил России взамен на гарантию, что она будет по-другому относиться к другим зарубежным странам? Ответ на этот вопрос кроется в Прибалтике.
Китай уже направлял свои военно-морские силы в регион для сотрудничества с Россией в рамках совместных учений 2017 [4], что позволило Пекину продемонстрировать политическую поддержку интересам безопасности Москвы в регионе. Для России это проявление политической поддержки со стороны крупной державы полезно для укрепления ее позиций в диалоге с НАТО.
Поглощение НАТО трех балтийских государств (Эстонии, Латвии и Литвы) вызвало в России большое возмущение, не в последнюю очередь потому, что НАТО сейчас находится между Москвой и ее анклавом Калининградом. В Прибалтике насчитывается несколько тысяч военнослужащих НАТО, причем Великобритания поставляет самый большой контингент. Хотя русские значительно превосходят их численностью, которые уже провели учения по вторжению в Прибалтику с численностью до 35 000 солдат, британские и канадские полки в Латвии и войска нескольких других стран будут представлять собой сдерживающую силу. К этому добавляется военное присутствие США в Польше; хотя они находятся в 600 км от того места, где будет проходить линия фронта, они могут быстро переместиться вперед.
Желание Китая держать Россию в конфликте с НАТО уходит корнями в далекое прошлое. В 2003 году китайский Институт стратегии и управления задал тон во влиятельной статье «Россия может вступить в НАТО – и это не шутки». Это было кошмарное предположение для Китая; идея двух военных сверхдержав-союзников, потенциально направленных против Китая, мотивировала Пекин как можно больше сблизиться с Россией. Его существующие пограничные споры с Россией были решены в следующем же году [2], и Китай последовательно высказывал одобрение действиям России. Примечательно, однако, что она не одобрила его аннексию Крыма, поскольку это означало бы одобрение регионального плебисцита, который привел к отделению региона от Украины и поэтому оправдывает проведение аналогичного голосования в спорных регионах Китая. Но он компенсировал это другими способами – другие интересные моменты включают строительство Китаем города под Санкт-Петербургом (называемого Балтийской жемчужиной) и его совместные военно-морские учения в Прибалтике летом 2017 года.
Ни Китай, ни Россия не имеют привычки к прозрачности в своей долгосрочной политике. И все же у России есть опыт смелости в военной интервенции. Китай не имеет такого послужного списка, но, несмотря на свою явную и подразумеваемую приверженность стабильности, он может быть вполне удовлетворен кивком в сторону большего авантюризма для России, если, в свою очередь, она сможет добиться свободы действий в Арктике.
Стремительный рост активности России и Китая в Арктике в последние годы был замечен правительством США. Консультативный совет по международной безопасности Госдепартамента США выпустил доклад, в котором отмечается сотрудничество Китая с Россией в освоении месторождений природного газа на полуострове Ямал. В докладе высказывается предположение, что влияние китайско-российского сотрудничества на региональную безопасность Арктики не привлекло достаточного внимания со стороны правительства США.
Некоторые называют это новой холодной войной [5], в которой Россия, Китай и США борются за влияние и контроль в Арктике. Недавний сдвиг в политике США вызван его беспокойством по поводу этого растущего влияния России и Китая, а также их сотрудничеством.
США склонны рассматривать растущее китайско-российское партнерство с жесткой позиции. Тем не менее, американские политики будут иначе воспринимать ситуацию, глядя на более широкую картину в решении проблем Китайско-российские интересов в Арктике, а также понимая, что обе великие державы могут иметь разные долгосрочные цели в этом регионе.
Россия и Китай, несмотря на то что разделяют общее стремление во многих аспектах, имеют сложные отношения по части поддержания баланса между конкуренцией и сотрудничеством с сохраняющимся недоверием с обеих сторон. Их «арктические» отношения будут по-прежнему формироваться на основе прагматизма с акцентом на взаимные экономические выгоды, а не на стратегический пакт [3, с. 148]. Россия будет по-прежнему осторожно относиться к китайским амбициям. С другой стороны, Китай будет настороженно относиться к любому действию государств, граничащих с Арктикой, по закрытию доступа к Северному Ледовитому океану для любого неарктического государства.
Рассмотрение существующего сотрудничества США с Россией и Китаем также может дать больше преимуществ. По большей части, США и Китаю выгодно сближением интересов в Арктике. Китай имеет потенциал стать сильным партнером, если обе страны смогут решить вопросы, которые важны для них обоих.
США и Россия уже сотрудничают по широкому кругу вопросов в Арктике – они подписали обязательное соглашение об оказании содействия в проведении научных исследований. А в мае 2018 года Международная морская организация одобрила совместное российско-американское предложение по правилам судовождения в Беринговом проливе.
Кроме того, Арктический форум береговой охраны сближает все восемь арктических государств для решения их общих задач в области поисково-спасательных операций в регионе. В этом форуме США и Россия сотрудничают по инициативам, связанным с охраной окружающей среды и устойчивым развитием региона.
Помимо двустороннего сотрудничества, существуют также области, в которых Китай, Россия и США разделяют общие интересы и цели - в октябре 2018 года все три страны подписали соглашение о предотвращении нерегулируемого коммерческого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана - первый юридически обязательный, превентивный подход для защиты региона от коммерческого рыболовства.
Если этот импульс многостороннего сотрудничества удастся сохранить в течение длительного периода времени, то он может помочь в решении других насущных проблем глобального значения в Арктике, одним из примеров чего является пятилетний проект «Арктический поисково-спасательный комплекс», направленный на совершенствование скорого реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике. В нем примут участие тринадцать стран, в том числе США и Россия.
И хотя Китай не включен в список стран-участниц Арктического форума береговой охраны, присоединение к этому проекту отвечало бы его интересам с учетом необходимости обеспечения возможностей для оказания чрезвычайной помощи и реагирования на стихийные бедствия.
Сложные отношения между США, Россией и Китаем в Арктике также вызывают озабоченность у других «арктических» игроков. Подстегиваемый возросшим интересом Китая, российским военным присутствием и сменой американских политических позиций, председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер призвал Европейский Союз взять на себя ведущую роль в Арктике и увеличить доступ Европы к арктической нефти, газу, минеральным ресурсам, рыбным запасам и судоходным маршрутам.
Заключение. В управлении Арктикой участвуют многочисленные заинтересованные стороны – арктические государства, наблюдатели в Арктическом совете, коренные народы и международные учреждения и многие другие. В этой ситуации конкуренция неизбежна. Арктические и неарктические государства имеют различные права, интересы и конкретные проблемы. Однако мир, стабильность и устойчивое развитие в Арктике служат общим интересам всех заинтересованных сторон.
Партнерские отношения на основе сотрудничества, которые поощряют и укрепляют эти интересы, несомненно, будут наиболее подходящим способом продвижения вперед в регионе, имеющем растущее глобальное значение.
Рецензии:
3.11.2019, 15:14 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую к публикации.
Но авторам стоит убрать из заключения следующую фразу - "Также в заключение стоит отметить, что все поставленные нами задачи и цели были достигнуты в данной работе", для этого есть рецензенты.