Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 03.11.2019. Последняя правка: 03.11.2019.
Просмотров - 151

ВОЗМОЖНОСТЬ ПАРТНЕРСТВА РОССИИ, КИТАЯ И США В АРКТИКЕ

Остапенко Наталья Александровна

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

студентка

Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПбГЭУ


Аннотация:
Двумя наиболее важными глобальными проблемами на ближайшие десятилетия являются возобновление соперничества между великими державами и активизация процесса изменения климата. Непосредственно на пересечении этих проблем находится Арктика – регион, растущее значение которого в равной степени меняет мировую геоэкономику и геополитику. Нахождение точек соприкосновения трех держав поможет улучшить проблему таяния льда, совместными усилиями развивать инфраструктуру Арктики, а также новые судоходные пути, которые позволят оптимизировать время доставки грузов.


Abstract:
The two most important global problems for the coming decades are the resumption of rivalry between the great powers and the intensification of the climate change process. Right at the intersection of these problems lies the Arctic, a region whose growing importance is equally changing the global geoeconomics and geopolitics. Finding common ground between the three powers will help improve the problem of melting ice, jointly develop the infrastructure of the Arctic, as well as new shipping routes that will optimize the time of cargo delivery.


Ключевые слова:
торговая война; Полярный Шелковый путь; Арктический совет; инициатива «Пояс и дорога»

Keywords:
trade war; the Silk Road; Arctic Council; the “Belt and Road” initiative.


УДК 33.021

Введение. Соединенные Штаты всегда были безучастной державой в Арктике. Они очень мало инвестировали в свои арктические ресурсы – у них нет реальных портов вдоль арктических вод Аляски, ими было проявлено небольшое военное присутствие и недостаточное дипломатическое участие. Однако в феврале 2019 правительство США выделило в общей сложности $675 млн на финансирование новых ледоколов, которые военные лидеры страны считают жизненно важными для конкуренции с Россией и Китаем в Арктике. Этот шаг явился отправной точкой в противостоянии трех держав в арктических водах.

Актуальность работы заключается в анализе современных тенденций развития Арктики с целью прогнозирования возможных неблагоприятных экологических, политических и экономических последствий.

Цель статьи определила следующие задачи:

1. Проанализировать политические отношения России, Китая и США в Арктическом пространстве;

2. Изучить понятие "Полярный Шелковый путь";

3. Рассмотреть какие выгоды получат страны от сотрудничества в Арктике.

Новизна статьи состоит в исследовании текущей ситуации, происходящей на мировой политической и экономической арене.

Когда 15 февраля 2019 госсекретарь США Майк Помпео посетил союзника по НАТО Исландию, в частности он обсудил растущее присутствие Китая и России в Арктике. Было похоже, что США начали смещать свою арктическую политику, направленную теперь на противодействие растущему влиянию Китая и России на Крайнем Севере.

У России есть несколько вновь открытых ранее заброшенных военных объектов на северной территории, сохранившихся еще с советских времен, на которых размещены новые аэродромы. Россия также построила ряд морских портов вдоль своего северного побережья – помимо своего военного присутствия она также играет ведущую роль в развитии инфраструктуры в Арктике, у Москвы есть пятилетний план по арктическим инвестициям в региональную инфраструктуру и освоение природных ресурсов.

В своем официальном сообщении по арктической политике, выпущенном в начале 2018 года, Китай выражает желание работать со всеми сторонами над созданием «Полярного Шелкового пути», развивая Арктический судоходный маршрут. Он призывает свои предприятия участвовать в строительстве инфраструктуры для этого маршрута и осуществлять коммерческие пробные рейсы в соответствии с законом, чтобы проложить путь для регулярных коммерческих операций. Китайские инвестиции в горнодобывающую и энергетическую отрасли осуществляются в Исландии, Гренландии, России и севернее этих стран. Китай принимал активную роль в активизации научных исследований как в Арктике, так и в Антарктике, проводится активная программа полярных исследований.

«Полярный Шелковый путь» является некоторой вариацией того, что ранее называлось «Новым Шелковым путем», который в свою очередь был переименован в «Один пояс – одна дорога» в 2013 году, который затем снова был переименован в инициативу «Пояс и дорога» в 2018 году. «Пояс и дорога» – это фактически шесть маршрутов через Центральную и Южную Азию и один морской маршрут из Южно-Китайского Моря через Индийский океан, заканчивающийся у Суэцкого канала.

Суть пути заключается в массовом расширении влияния Пекина, посредством китайских инфраструктурных проектов в странах вдоль маршрута, осуществляемых по выгодным ценам в обмен на долю во владении или на доходы, которые генерируют проекты.

Китай добавляет Арктику в этот маршрут, так как там сосредоточено 30 процентов неразведанных запасов природного газа в мире и 13 процентов неразведанных запасов нефти. И «неразведанный» – это ключевое слово, ведь никто на самом деле не знает, что и в каком количестве там есть. Доступ к ресурсам осложняется еще и огромными размерами полярного региона, а также его удаленностью. Площадь Полярного круга составляет 20 миллионов квадратных километров, что более чем в два раза превышает размеры Китая.

Также там очень трудно работать – экстремальные холода требуют дополнительное снаряжение для людей и машин, связь с домашними базами намного сложнее, а усталость экипажа является проблемой из-за очень темных зимних дней и белых ночей летом. Но, несмотря на все препятствия, Арктика является важным потенциальным источником топлива для любой страны, желающей занимать ведущие позиции в мировой экономике, что для Китая является значимой целью.

Другой заявленный интерес Китая – это судоходство. В официальном заявлении Китая был учтен ущерб, нанесенный окружающей среде в результате индустриализации – таяние льдов. Корабли могут в конечном счете иметь возможность путешествовать по ранее недоступным из-за льда районам. Некоторые из самых быстрых воздушных маршрутов из города в город проходят через Северный полюс, поэтому можно создать новые морские маршруты, используя этот же самый короткий путь.

Китайское полярное исследовательское судно «Сюэлун» уже совершало путешествия по Северо-Западному проходу и Северному морскому пути вдоль арктического побережья России в 2012 и 2017 годах. В настоящее время китайское судоходство в Европу должно пройти через Сингапур (через Малаккский пролив) в Индийский океан, а затем вверх по Северному морю и в Суэцкий канал. Это займет пять недель, по сравнению с всего лишь тремя неделями для предполагаемого арктического маршрута. Недавно Китай построил вторую версию ледокола – «Сюэлун II», проект которого был разработан в Финляндии.

Китай использует едва различимые средства для проявления своего присутствия в полярном регионе. Три арктических судоходных коридора, которые он собирается развивать – вдоль России, Канады и над вершиной Северного полюса – включают два, которые они искусно переименовали – они не называют их Северным морским путем или Северо-Западным проходом. Фактически Северный морской путь был переименован в Полярный Шелковый путь [1, с. 173].

Официальный письменный «полярный документ» Китая появился не без предупреждения, поскольку он был проанонсирован Си Цзиньпином в Москве в 2017 году. Кроме того, Китай ведет разведку в этом регионе с 2004 года, когда была создана исследовательская станция на Шпицбергене – острове, находящемся под управлением Норвегии. Китайские инвестиции приветствовались в Исландии после ее финансового коллапса 2008 года, и в 2016 году китайская компания Shenghe Resources купила 12,5% акций компании Greenland Minerals and Energy.

Однако в последнее время эти северные страны стали несколько менее «гостеприимными» – когда в 2017 году китайская компания попыталась купить бывшую частную военную базу в Гренландии, датское правительство поспешно выкупило ее обратно, чтобы она не попала в руки китайцев. Китай также планирует купить два порта в Исландии и норвежский арктический порт Киркенес в рамках инициативы «Пояс и дорога», но теперь эти проекты под угрозой заморозки.

Более крупным державам, таким как США или Великобритания, трудно контролировать коммерческую деятельность между Китаем и крошечными северными странами, которые все же являются суверенными государствами. Тем не менее, они, похоже, приходят к договоренностям с НАТО.

Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете в 2013 году, что приближает его к процессу управления регионом. В состав совета входят восемь стран, граничащих с Арктикой: Канада, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Россия, Соединенные Штаты и Исландия. И хотя центр Северного Ледовитого океана действительно необитаем и считается частью открытого моря по международному праву, районы, близкие к этим странам, подпадают под различные виды национального контроля или влияния в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Таким образом, продвигаясь в Арктику, Китай вступает в район, который оспаривается во многом также, как оспариваются части Южно-Китайского Моря. Канада и Россия, США и Дания – все имеют взаимосвязанные претензии. Россия даже водрузила флаг на морском дне под Северным полюсом, а позже отстояла свои действия, указав, что американские астронавты делали то же самое на Луне.

Таким образом, Арктика не является свободной для всех, кто может предположить, что это их удаленная и необитаемая территория. Из стран Арктического совета самой большой (и наиболее вероятной союзницей Китая) является Россия.

Россия – сложная страна для иностранных инвесторов, которым запрещено экспортировать любые добываемые ими ресурсы, исключение предоставлено только для государственных монополий «Газпром» и «Роснефть». Они реализуют новый наземный газовый проект на полуострове Ямал, но большинство будущих планов бурения морских нефтяных скважин в России были остановлены или, по крайней мере, затруднены западными санкциями.

Это дает много возможностей Китаю, и Китайский банк развития будет инвестировать в проект по добыче природного газа и производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2» российского энергетического гиганта «Новатэк», предоставляя Китаю доступ к этим ресурсам. Но что еще более важно, сделка даст Пекину право на разграничение секторов Арктики в рамках исключительной экономической зоны России (ИЭЗ) для китайских геологоразведочных работ.

По мнению экспертов из Стокгольмского Международного Института Исследования Проблем Мира, российские компании нуждаются и приветствуют китайские инвестиции и кредиты, но не готовы позволить китайским компаниям играть важную роль в российских энергетических проектах, в том числе в Арктике. Китайские компании, напротив, находятся в очень сильной позиции на данный момент и не согласятся ни на что меньшее, чем значительная контрольная и управленческая роль.

Утверждается, что у китайских компаний мало экономической мотивации для того, чтобы продвигаться в Арктику и идти на какие-либо уступки России, и все же каким-то образом они уже появились в Арктике.

Ответ кроется в политике – может быть, это и правда, что китайским компаниям трудно торговаться, но в политическом плане динамика очень разная. Китайским политикам необходимо обеспечить население энергией и другими ресурсами на обозримое будущее, поэтому они более охотно идут на уступки, чем это может быть коммерчески желательно. Что Китай предложил России взамен на гарантию, что она будет по-другому относиться к другим зарубежным странам? Ответ на этот вопрос кроется в Прибалтике.

Китай уже направлял свои военно-морские силы в регион для сотрудничества с Россией в рамках совместных учений 2017 [4], что позволило Пекину продемонстрировать политическую поддержку интересам безопасности Москвы в регионе. Для России это проявление политической поддержки со стороны крупной державы полезно для укрепления ее позиций в диалоге с НАТО.

Поглощение НАТО трех балтийских государств (Эстонии, Латвии и Литвы) вызвало в России большое возмущение, не в последнюю очередь потому, что НАТО сейчас находится между Москвой и ее анклавом Калининградом. В Прибалтике насчитывается несколько тысяч военнослужащих НАТО, причем Великобритания поставляет самый большой контингент. Хотя русские значительно превосходят их численностью, которые уже провели учения по вторжению в Прибалтику с численностью до 35 000 солдат, британские и канадские полки в Латвии и войска нескольких других стран будут представлять собой сдерживающую силу. К этому добавляется военное присутствие США в Польше; хотя они находятся в 600 км от того места, где будет проходить линия фронта, они могут быстро переместиться вперед.

Желание Китая держать Россию в конфликте с НАТО уходит корнями в далекое прошлое. В 2003 году китайский Институт стратегии и управления задал тон во влиятельной статье «Россия может вступить в НАТО – и это не шутки». Это было кошмарное предположение для Китая; идея двух военных сверхдержав-союзников, потенциально направленных против Китая, мотивировала Пекин как можно больше сблизиться с Россией. Его существующие пограничные споры с Россией были решены в следующем же году [2], и Китай последовательно высказывал одобрение действиям России. Примечательно, однако, что она не одобрила его аннексию Крыма, поскольку это означало бы одобрение регионального плебисцита, который привел к отделению региона от Украины и поэтому оправдывает проведение аналогичного голосования в спорных регионах Китая. Но он компенсировал это другими способами – другие интересные моменты включают строительство Китаем города под Санкт-Петербургом (называемого Балтийской жемчужиной) и его совместные военно-морские учения в Прибалтике летом 2017 года.

Ни Китай, ни Россия не имеют привычки к прозрачности в своей долгосрочной политике. И все же у России есть опыт смелости в военной интервенции. Китай не имеет такого послужного списка, но, несмотря на свою явную и подразумеваемую приверженность стабильности, он может быть вполне удовлетворен кивком в сторону большего авантюризма для России, если, в свою очередь, она сможет добиться свободы действий в Арктике.

Стремительный рост активности России и Китая в Арктике в последние годы был замечен правительством США. Консультативный совет по международной безопасности Госдепартамента США выпустил доклад, в котором отмечается сотрудничество Китая с Россией в освоении месторождений природного газа на полуострове Ямал. В докладе высказывается предположение, что влияние китайско-российского сотрудничества на региональную безопасность Арктики не привлекло достаточного внимания со стороны правительства США.

Некоторые называют это новой холодной войной [5], в которой Россия, Китай и США борются за влияние и контроль в Арктике. Недавний сдвиг в политике США вызван его беспокойством по поводу этого растущего влияния России и Китая, а также их сотрудничеством.

США склонны рассматривать растущее китайско-российское партнерство с жесткой позиции. Тем не менее, американские политики будут иначе воспринимать ситуацию, глядя на более широкую картину в решении проблем Китайско-российские интересов в Арктике, а также понимая, что обе великие державы могут иметь разные долгосрочные цели в этом регионе.

Россия и Китай, несмотря на то что разделяют общее стремление во многих аспектах, имеют сложные отношения по части поддержания баланса между конкуренцией и сотрудничеством с сохраняющимся недоверием с обеих сторон. Их «арктические» отношения будут по-прежнему формироваться на основе прагматизма с акцентом на взаимные экономические выгоды, а не на стратегический пакт [3, с. 148]. Россия будет по-прежнему осторожно относиться к китайским амбициям. С другой стороны, Китай будет настороженно относиться к любому действию государств, граничащих с Арктикой, по закрытию доступа к Северному Ледовитому океану для любого неарктического государства.

Рассмотрение существующего сотрудничества США с Россией и Китаем также может дать больше преимуществ. По большей части, США и Китаю выгодно сближением интересов в Арктике. Китай имеет потенциал стать сильным партнером, если обе страны смогут решить вопросы, которые важны для них обоих.

США и Россия уже сотрудничают по широкому кругу вопросов в Арктике – они подписали обязательное соглашение об оказании содействия в проведении научных исследований. А в мае 2018 года Международная морская организация одобрила совместное российско-американское предложение по правилам судовождения в Беринговом проливе.

Кроме того, Арктический форум береговой охраны сближает все восемь арктических государств для решения их общих задач в области поисково-спасательных операций в регионе. В этом форуме США и Россия сотрудничают по инициативам, связанным с охраной окружающей среды и устойчивым развитием региона.

Помимо двустороннего сотрудничества, существуют также области, в которых Китай, Россия и США разделяют общие интересы и цели - в октябре 2018 года все три страны подписали соглашение о предотвращении нерегулируемого коммерческого рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана - первый юридически обязательный, превентивный подход для защиты региона от коммерческого рыболовства.

Если этот импульс многостороннего сотрудничества удастся сохранить в течение длительного периода времени, то он может помочь в решении других насущных проблем глобального значения в Арктике, одним из примеров чего является пятилетний проект «Арктический поисково-спасательный комплекс», направленный на совершенствование скорого реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике. В нем примут участие тринадцать стран, в том числе США и Россия.

И хотя Китай не включен в список стран-участниц Арктического форума береговой охраны, присоединение к этому проекту отвечало бы его интересам с учетом необходимости обеспечения возможностей для оказания чрезвычайной помощи и реагирования на стихийные бедствия.

Сложные отношения между США, Россией и Китаем в Арктике также вызывают озабоченность у других «арктических» игроков. Подстегиваемый возросшим интересом Китая, российским военным присутствием и сменой американских политических позиций, председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер призвал Европейский Союз взять на себя ведущую роль в Арктике и увеличить доступ Европы к арктической нефти, газу, минеральным ресурсам, рыбным запасам и судоходным маршрутам.

Заключение. В управлении Арктикой участвуют многочисленные заинтересованные стороны – арктические государства, наблюдатели в Арктическом совете, коренные народы и международные учреждения и многие другие. В этой ситуации конкуренция неизбежна. Арктические и неарктические государства имеют различные права, интересы и конкретные проблемы. Однако мир, стабильность и устойчивое развитие в Арктике служат общим интересам всех заинтересованных сторон.

Партнерские отношения на основе сотрудничества, которые поощряют и укрепляют эти интересы, несомненно, будут наиболее подходящим способом продвижения вперед в регионе, имеющем растущее глобальное значение.

Библиографический список:

1. Авакова Элина Борисовна, Покровская Надежда Николаевна. Экономико-политические факторы интеграционных процессов в арктической зоне России// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №1. С.170-177.
2. Гутенев Максим Юрьевич. «Мягкие механизмы» реализации арктической стратегии Китая// Сравнительная политика. 2018. №4. С.147-154.
3. Хроленко Александр. Первые российско-китайские учения на Балтике: кому беспокоиться// РИА Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20170724/1498934110.html?in=t/, свободный – (22.10.2019).
4. Демаркация российско-китайской границы. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Демаркация_российско-китайской_.., свободный – (22.10.2019).
5. Холодная война в Арктике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/abandoned-fa.., свободный – (22.10.2019)




Рецензии:

3.11.2019, 15:14 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую к публикации. Но авторам стоит убрать из заключения следующую фразу - "Также в заключение стоит отметить, что все поставленные нами задачи и цели были достигнуты в данной работе", для этого есть рецензенты.

03.11.2019 20:20 Ответ на рецензию автора Остапенко Наталья Александровна:
Здравствуйте, Рамиль! Спасибо за рецензию. Учла и исправила ваше замечание.

4.11.2019, 9:55 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх