Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №75 (ноябрь) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 18.11.2019. Последняя правка: 18.11.2019.
Просмотров - 254

Соотношение прямых и косвенных налоговых доходов в Республике Беларусь

Рося Ангелина Сергеевна

Полесский государственный университет

студент

Лисовский М.И., кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры финансов, ПолесГУ; Злодеева К.А., студент 4 курса, ПолесГУ


Аннотация:
В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить проблему соотношения прямого и косвенного налогообложения, для чего было проведено исследование состава и структуры налоговых поступлений в консолидированном бюджете Республики Беларусь. Достижение оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения является актуальной задачей, решаемой как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах. По мнению авторов, формы прямого и косвенного налогообложения должны продуктивно сосуществовать для достижения эффективности налоговой системы.


Abstract:
As a research task, the authors determined an attempt to assess the problem of the ratio of direct and indirect taxation, for which a study was conducted of the composition and structure of tax revenues in the consolidated budget of the Republic of Belarus. Achieving the optimal ratio of direct and indirect taxation is an urgent task to be solved both in the Republic of Belarus and in foreign countries. According to the authors, the forms of direct and indirect taxation should coexist productively to achieve the effectiveness of the tax system.


Ключевые слова:
налогообложение; прямые и косвенные налоги; бюджет

Keywords:
taxation; direct and indirect taxes; budget


УДК 336.226

Введение: На сегодняшний день на пути создания рыночной экономики важными условиями повышения предпринимательской и инвестиционной активности в любой стране является построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности.

Актуальность: При формировании налоговой политики государства большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки обоих видов налогообложения, многие ученые делают вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, и не может удовлетворять предъявляемые к ней требования, а благодаря разумному сочетанию прямых и косвенных налогов может быть создана оптимальная система налогообложения, способная обеспечивать государство достаточным количеством финансовых ресурсов для покрытия его потребностей и в то же время создавать условия для экономического роста. В связи с этим вопрос об оптимальном соотношении прямого и косвенного налогообложения является одним из самых сложных.

Цель данной статьи: определить соблюдение налоговой системой Респблики Беларусь соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Таким образом, основной задачей исследования является анализ соотношения прямых и косвенных налогов в Республике Беларусь.
Научная новизна статьи заключается в расширении понимания необходимости соотношения прямых и косвенных налогов в системе налогообложения, а также способов нейтрализации негативных последствий.
В качестве материалов исследования были использованы  учебно-методические пособия, публикации в периодических изданиях.
В ходе исследования использовались такие методы научного исследования, как аналитический, синтетический, графический, сравнительный, дедуктивный.

 Белорусская налоговая система в части соотношения косвенного и прямого налогообложения исходит из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов предприятий и физических лиц в рамках определенного уровня экономического развития страны.

Для анализа соотношения прямых и косвенных налоговых доходов, рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2016-2018 гг. (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2016-2018 гг., %

Источник: собственная разработка на основании [1, 2]

Исходя из данных, приведенных на Рисунке 1, можно говорить о том, что формирование налоговых доходов в 2016 г. по большей части было обеспечено за счет поступлений НДС (34,5%), подоходного налога (16,5%), налога от ВЭД (14,4%). В 2018 г. изменение налоговых доходов произошло за счет уменьшения поступлений НДС на 1,0 п.п. (составив 33,5%) и уменьшения доли налога на собственность на 1,2 п.п. (до 5,5%), а также увеличения доли налогов от ВЭД на 3,1 п.п. (17,5%).

Что касается соотношения прямых и косвенных налоговых доходов, то необходимо отметить, что в налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой обычно преобладают косвенные налоги (50–70 %). Что касается Республики Беларусь, то косвенные налоги также имеют наибольший удельный вес в сумме всех налоговых поступлений в бюджет.

Рассмотрим удельный вес налоговых доходов в общих доходах консолидированного бюджета (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2016-2018 гг., млрд. руб.
Основные параметры 2016 г. 2017 г. 2018 г.
сумма, млрд. руб. уд. вес, % сумма, млрд. руб. уд. вес, % сумма, млрд. руб. уд. вес, %
1.Налоговые доходы 17,763 79,18 19,7718 78,74 37,6834 85,89
2.Неналоговые доходы 3,2098 14,31 2,9053 11,57 4,0672 9,27
3.Безвозмездные поступления 1,4619 6,52 2,4347 9,70 2,1244 4,84
Всего доходов 22,435 100 25,1118 100 43,875 100

Источник: собственная разработка на основании [1, 2].

 Исходя из данных Таблицы 1 и Рисунка 1, можно сделать вывод, что в 2016 г. доходная часть консолидированного бюджета страны состояла на 79,18% из налоговых доходов, в то время как 43,7% из них – косвенные налоги. Что касается этих же показателей в 2018 г., то налоговые доходы в доходной части консолидированного бюджета увеличились на 6,71 п.п., а косвенные налоговые доходы уменьшились на 1,9 п.п. и составили 41,8%.

Прямые налоговые доходы в 2018 г. составили 44,09%, в то время как в 2016 г. они составляли 35,48%. Сравнив данные показатели, можно сделать вывод, что постепенно происходит увеличение количества прямых налоговых доходов в структуре всех налоговых доходов (в 2018 г. по сравнению с 2016 г. на 8,61 п.п.).

Таким образом, в 2018 г. 85,89% доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь приходится на налоговые доходы, при этом большую их часть составляют косвенные налоги – 43,7%.

В ходе проведения анализа соотношения прямых и косвенных налоговых доходов в Республике Беларусь, была выявлена проблема, связанная с преобладанием доли косвенных налогов. В связи с этим в стране возможно возникновение следующих проблем:

– формирование предпосылок инфляционных процессов;

– усиление социальной несправедливости;

– сдерживание роста отечественного производства и инвестиций;

– сложность в администрировании НДС, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС, которые препятствуют выходу белорусских предприятий на мировой рынок, и др.

Соответственно, можно выделить следующие возможные направления совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь:

– совершенствование способов взимания косвенных налогов;

– упрощение налоговой системы, расширение налоговых баз, упорядочение льгот, техническое совершенствование налоговых органов;

– активизация мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;

– стимулирование привлечения инвестиций в страну;

– установление налоговой нагрузки соразмерно платежеспособности населения, и др. [3,4].
Заключение: Таким образом, проведение перечисленных мероприятий будет способствовать экономическому росту страны, структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, а также окажут непосредственное влияние на выработку инвестиционной стратегии и расширение внешнеэкономической деятельности государства.

Исходя из этого, можно сделать вывод,что наиболее значимые результаты исследования заключаются в следующем:

1. определено значение и место налогообложения в экономике Республики Беларусь;
2. проанализирована структура налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2016-2018 гг.;
3. показано негативное влияние бремени косвенных налогов, а также определены возможные неблагоприятные последствия в связи с выявленной проблемой;
4. разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.

Библиографический список:

1. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Мин. Финансов РБ. – Могилев, 2017. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2017/yd2017.pdf. – Дата доступа: 29.10.2019.
2. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Мин. Финансов РБ. – Могилев, 2018. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf. – Дата доступа: 29.10.2019.
3. Совершенствование налоговой системы с целью повышения инвестиционной привлекательности РБ [Электронный ресурс] / Электронная библиотека БГУ – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/48193/1/makasyuk_2012_sbornik8_tom2.pdf – Дата доступа: 29.10.2019.
4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Учебные материалы онлайн – Режим доступа: https://studwood.ru/1308510/finansy/puti_sovershenstvovaniya_nalogovoy_sistemy_respubliki_belarus – Дата доступа: 29.10.2019.




Рецензии:

18.11.2019, 7:59 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает практический интерес. Материал работы неплохо структурирован. Однако в соответствии с требованиями журнала необходимо выделить также разделы: Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи.Того вывода, что есть сейчас, явно недостаточно. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, структурировать выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.). Рекомендуется расширить список библиографии (сейчас всего 2 источника!). После этой доработки можно рекомендовать данную статью к публикации в открытой печати.

18.11.2019 13:13 Ответ на рецензию автора Рося Ангелина Сергеевна:
Здравствуйте. Сообщаю о проделанной работе.



Комментарии пользователей:

18.11.2019, 13:53 Ашмаров Игорь Анатольевич
Отзыв: Научная новизна уточняется в самом начале работы после целей и задач. И не должна повторять выводы работы! Посмотрите другие статьи, пожалуйста. http://sci-article.ru/stat.php?i=1573656704


Оставить комментарий


 
 

Вверх