нет
Полесский государственный университет
студент
Купрейчик Дмитрий Венедиктович, старший преподаватель, магистр экономических наук, Скидецкая Е.Н.
УДК 336.22
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что действующая в Республике Беларусь система подоходного налогообложения, оказывая воздействие на заинтересованность граждан в трудовой деятельности, регулирует уровень реальных доходов населения. Все это в последующем отражается на уровне социально-экономического развития страны в целом.
Целью данной статьи является комплексное исследование факторов, которые оказывают влияние на сумму поступлений подоходного налога в бюджет по Лидскому району Гродненской области Республики Беларусь.
Методы исследования: метод сравнительного анализа, табличный, статистический метод, факторный анализ.
В процессе написания статьи проводились аналитические исследования, велась работа со статистической информацией, с зарубежной литературой, отечественной литературой, использовались правовые порталы и информациооные ресурсы.
Основная часть
Налог на доходы физических лиц является одним из основных налогов государства, поскольку оказывает существенное влияние как на доходы местных бюджетов, так и на доходы консолидированного бюджета страны. Так, в 2018 году в Республике Беларусь доля подоходного налога с физических лиц в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь составила 16,7%, а в доходах консолидированного бюджета по Лидскому району - 34,0%, о чем свидетельствуют данные из источников 2 и 3. Поскольку значительная часть бюджета формируется за счет данного налога, подоходному налогу придаётся
особое значение.
На размер поступлений в бюджет подоходного налога с физических лиц оказывают влияние многие объективные и субъективные факторы. Рассмотрим одну из возможных моделей влияния факторов на величину данного налога. Систему факторов можно представить следующим образом:
Таблица1-Система факторов для построения экономической модели |
||
Фактор |
Полное наименование фактора |
Условное обозначение в модели |
ЧН |
численность населения Лидского района |
a |
УдР
|
удельный вес работающего населения по Лидскому району в общей численности населения района |
b |
ИП |
количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Лидского района |
c |
УБ |
уровень безработицы по Лидскому району |
d |
Д |
средний годовой доход одного работника по Лидскому району |
e |
Примечание – Источник: собственная разработка
Увязку между данными факторами можно представить в виде следующей экономической модели:
РН=ЧН×УдР/100×ИП×УБ/100×Д (1)
Далее проведем исследование вышеприведенной модели. В таблице 2 представлены исходные данные для проведения факторного анализа. Данные в таблице были составлены на основании источника 2 и 4.
Таблица 2 - Исходные данные для факторного анализа изменения подоходного налога |
|||||
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста,% |
|
Численность населения Лидского района, млн. чел. |
0,132 |
0,131 |
-0,1 |
99,8 |
|
Удельный вес работающего населения, % |
99,0 |
99,6 |
0,6 |
100,6 |
|
Количество ИП, зарегистрированных на территории Лидского района, чел. |
4450 |
4455 |
5,0 |
100,1 |
|
Уровень безработицы по Лидскому району, % |
0,13 |
0,12 |
0,1 |
50,0 |
|
Среднегодовой доход одного работника, тыс. руб. |
7,9 |
9,2 |
1,3 |
116,5 |
|
Поступление подоходного налога с физ.лиц в бюджет по Лидскому району, млн руб. |
59, 7 |
64,2 |
4,5 |
116,4 |
|
Примечание—Источник: собственная разработка
В таблице 3 приведем расчет необходимых показателей.
Таблица 3 – Расчет системы показателей для факторной модели
|
||||||
Фактор
показатель
|
a
|
b
|
c
|
d
|
e
|
Значение показателя, млн.руб.
|
У0
|
а0
|
b0
|
c0
|
d0
|
e0
|
59,7
|
0,132
|
99
|
4450
|
0,13
|
7,9
|
||
Уусл1
|
а1
|
b0
|
c0
|
d0
|
e0
|
59,2
|
0,131
|
99
|
4450
|
0,13
|
7,9
|
||
Уусл2
|
а1
|
b1
|
c0
|
d0
|
e0
|
59,3
|
0,131
|
99,6
|
4450
|
0,13
|
7,9
|
||
|
||||||
Уусл3
|
а1
|
b1
|
c1
|
d0
|
e0
|
60,0
|
0,131
|
99,6
|
4455
|
0,13
|
7,9
|
||
Уусл4
|
а1
|
b1
|
c1
|
d1
|
e0
|
55,1
|
0,131
|
99,6
|
4455
|
0,12
|
7,9
|
||
У1
|
а1
|
b1
|
c1
|
d1
|
е1
|
64,2
|
0,131
|
99,6
|
4455
|
0,12
|
9,2
|
Примечание – Источник: собственная разработка
В таблице 4 путем последовательного вычитания полученных показателей отобразим изменение величины поступлений подоходного налога с физических лиц в консолидированный бюджет по Лидскому району.
Таблица 4 – Оценка влияния факторов на сумму поступлений подоходного налога |
|||
Влияющий фактор |
Формула для расчета |
Расчет |
Результат, млн.руб. |
a |
DУa=Уусл1-У0 |
DУa =59,2-59,7 |
-0,5 |
b |
DУb=Уусл2-Уусл1 |
DУb =59,3,-59,2 |
0,1 |
c |
DУc=Уусл3-Уусл2 |
DУc =55,0-59,3 |
-4,3 |
d |
DУd=Уусл4-Уусл3 |
DУd =60,0-59,3 |
0,1 |
e |
DУe=У1-Уусл4 |
DУe =64,2-55,1 |
9,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка
С целью проверки правильности построения факторной модели проведем балансовую увязку:
У1-У0=DУa+DУb+DУc+DУd+DУe= 0,5+0,1+4,3+0,1+9,1=4,5 млн. рублей. (2)
Выводы
Таким образом, полученные результаты факторного анализа свидетельствуют о различной степени влияния отобранных и включенных в модель факторов. Уменьшение численности населения Лидского района на 1 тыс. человек в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, оказало отрицательное влияние на поступление подоходного налога с физических лиц. В 2018 году по сравнению с 2017 годом за счет данного фактора налог уменьшился на 5 тыс. руб. Увеличение удельного веса работающего населения Лидского района в общей численности населения и снижение уровня безработицы по Лидскому району оказали положительное влияние на результативный показатель. Так, за счет увеличения удельного веса работающего населения в общей численности населения по району, произошло увеличения поступлений в консолидированный бюджет по Лидскому району подоходного налога с физических лиц на одну тысячу рублей. За счет снижения уровня безработицы поступления по подоходному налогу в консолидированный бюджет увеличились на одну тысячу рублей.
Отрицательное воздействие на величину поступлений подоходного налога с физических лиц в бюджет Лидского района оказал рост индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в ИМНС по данному району. В связи с этим значение результативного показателя снизилось на 4,3 млн. рублей. Это объясняется тем, что в соответствии с Налоговым Кодексом РБ, индивидуальные предприниматели имеют право использовать упрощенную систему налогообложения, которая освобождает их от уплаты подоходного налога.
Наиболее сильное влияние на результативный показатель оказало увеличение среднегодового дохода на одного работника. Увеличение данного показателя в 2018 году на 1,3 тыс. рублей по сравнению с 2017 годом привело к росту поступлений по подоходному налогу на 9,1 млн. рублей.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий