Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 27.11.2019. Последняя правка: 26.11.2019.
Просмотров - 72

Фандрайзинг НКО в цифровой экономике

Никифорова Арина Денисовна

Санкт-Петербургский экономический университет

Студент

Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПБГЭУ


Аннотация:
В настоящее время некоммерческие организации имеют больше возможностей для информирования предприятий, частных лиц и общественных юридических организаций об их существовании и деятельности. Следовательно, это помогает им мобилизовать больше свободных и безвозмездных финансовых ресурсов с помощью технологических средств цифровой экономики. Финансовые технологии, их эффективность и последствия могут быть использованы руководителями некоммерческих организаций и специалистами по сбору средств при выборе методов привлечения средств.


Abstract:
Currently, non-profit organizations are better able to inform businesses, individuals and public organizations. Therefore, it helps them mobilize resources. Financial technologies, their effectiveness and consequences can be used by the leaders of non-profit organizations and specialists in the selection of funds to raise funds.


Ключевые слова:
цифровая экономика; некоммерческие организации; сбор средств; финансовые технологии

Keywords:
digital economy; non-profit organization; fundraising; financial technology


УДК 33.334

Введение.
Цифровая экономика принесла новые механизмы обработки и распространения данных, которые различные компании - коммерческие и некоммерческие - могут использовать для поиска недостающих или дополнительных финансовых ресурсов. Такие механизмы представляют собой финансовые технологии, которые позволяют компаниям быстро распространять информацию о себе и своих проектах, тем самым сокращая время для привлечения инвесторов.

Цифровая экономика открыла перед потенциальными инвесторами множество возможностей и условий для внесения ими взносов или пожертвований. Она обеспечила широкий охват различных инвестиционных процессов, передав эту информацию местным, региональным, национальным и иностранным инвесторам. В нынешних обстоятельствах компания может запрашивать финансовые ресурсы у различных иностранных и национальных организаций, то есть частных лиц, компаний, институциональных инвесторов.

Цифровая экономика оказывает очевидное влияние на коммерческие предприятия. Они получили дополнительные возможности для изучения финансовых ресурсов, поиска новых рынков, чтобы получить контроль над компанией, даже если они владеют минимальным процентом акций. Новые технологии позволили компаниям максимально распределить акции среди акционеров и создали благоприятные условия для диверсификации бизнес-операций.

Между тем, цифровая экономика вызвала новые риски и подпитывает существующие. Компании теперь в большей степени подвержены рискам перераспределения активов, коммерческой тайны, чрезмерного контроля над компаниями, баланса интересов между акционерами и менеджерами, причем последние преобладают над первыми. Прежние источники деловых или финансовых рисков заменяются новыми. Цифровая экономика создала новые преимущества и новые угрозы для корпораций, не затрагивая сущность финансового механизма прибыльного бизнеса. Предприятия по-прежнему работают для получения реальной прибыли, а не для учета прибыли. Они продолжают использовать тот же метод, сокращая себестоимость единицы продукции. Для бизнеса стало еще важнее увеличивать ценность своего бизнеса, поскольку он отражает конкурентоспособность и прибыльность не только для национальных инвесторов, но и для международных.

Цель: Изучить и проанализировать важность и значение фандрайзинга для НКО в России.

Задачи: 
1. Раскрыть финансовый механизм НКО.
2. Обозначить способы получения денежных средств для НКО.
3. Изучить способы продвижения НКО в цифровой экономике.

Финансовый механизм НКО 

В настоящее время некоммерческие организации остаются частью современной экономики, отвечая за производство социальных пособий. Финансовый механизм НКО отличается от механизма коммерческих компаний тем, что деятельность НКО преследует иные цели, помимо получения прибыли. Услуги, которые они предоставляют в рамках своей официальной миссии, предоставляются бесплатно. НКО могут работать на благо общества, обслуживая некоторую часть населения (как физических, так и юридических лиц) и бюджет государственных юридических лиц.

Таким организациям не только удалось выжить во времена рыночной экономики, но и их число возросло, поскольку социальные пособия необходимы для различных целей. Финансовый механизм НКО структурно меняется, поскольку НКО наделены правом заниматься коммерческой деятельностью. Некоторые НКО работают для получения социальных выгод и нуждаются в постоянных финансовых вливаниях. Однако другие НКО успешно производят социальные льготы и предоставляют платные услуги.

В большей степени, чем коммерческие компании, такие компании нуждаются в финансовых ресурсах для обеспечения своей деятельности, учитывая конкуренцию с коммерческими компаниями и рыночные риски. НКО теперь могут быть включены в различные деловые и юридические формы. Тем не менее, какую бы бизнес-модель ни выбрала организация, любой из них не хватает финансов, и ей необходимо искать их.

Может показаться, что содержание и характер НКО, государственных и местных органов власти, имеют много общего. Следовательно, теоретически государство и местные органы власти могут оказывать финансовую поддержку НКО. Однако государство, не говоря уже о местных органах власти, настолько обременено финансовыми обязательствами, что лишает их возможности финансировать каждую НКО, хотя они пытаются сделать это для НКО, которые даже не относятся к государственному сектору.

Финансовый механизм НКО традиционно состоит из двух элементов. НКО финансируются за счет безвозмездных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов, предоставляемых в рамках некоторых взаимовыгодных отношений. Как правило, такая деятельность допустима для некоммерческих организаций практически во всем мире. Сегодняшние НКО действительно имеют достаточно возможностей для организации подобных мероприятий. Им разрешается сдавать в аренду свое движимое или недвижимое имущество, оказывать платные услуги, делать взносы в капитал других организаций, регистрировать другие предприятия, получать доход от операций на финансовом рынке и т.д.

Тем не менее, нескольким НКО удается эффективно и полностью воспользоваться этими возможностями. Для этого есть ряд причин, но они в основном не в состоянии обеспечить рыночную среду и жесткую конкуренцию. Тем не менее, возможности получения прибыли и деловые усилия отдельных лиц (индивидуальных предпринимателей) слились с практикой социального предпринимательства.

Способы получения денежных средств для НКО

Официально НКО могут попробовать различные варианты получения бесплатных и безвозмездных средств. Они могут подать заявку на различные бесплатные и безвозмездные варианты государственной (муниципальной) помощи. Например, гранты от государственных учреждений, благотворительных организаций и спонсоров. Некоторые финансовые ресурсы будут предоставлены не только бесплатно, но и безвозвратно и безоговорочно.

Понятие безусловности должно быть уточнено. Чаще всего это означает, что партнер НКО предоставляет финансовые ресурсы, не запрашивая взаимных выгод экономического или иного характера. Финансовые ресурсы предоставляются, если НКО соответствуют определенным требованиям. Прежде всего, деятельность НКО должна соответствовать цели, для которой запрашиваются финансовые ресурсы. Кроме того, требования НКО определяют статус субъекта, обладающего денежными средствами, и понимают, целесообразно ли предоставлять средства на безотзывных и безвозмездных условиях. Например, в 2018 году предприятие имеет право на получение президентских грантов (4 миллиарда рублей было выделено), если оно подает заявку не позднее, чем за год до окончательной даты представления. Если предприятие запрашивает грант в размере 500 тысяч рублей, оно должно подать заявку не позднее, чем за полгода до указанной даты. Предприятие не должно иметь никаких налогов и других платежей, имеющих задолженность. Среди его акционеров и юридических лиц не должно быть никаких государственных и местных органов власти, находящихся на стадии роспуска, процедуры банкротства или связанных с решением суда о приостановлении деятельности.

Вышеуказанные требования к финансовым ресурсам для НКО фактически станут практикой сбора средств. Являясь частью финансового управления НКО, сбор средств является относительно новым явлением в финансах. Российские исследователи активно изучают его с начала 2000-х годов. Теоретические основы и практические методы сбора средств были хорошо изучены.

Есть отчеты и эмпирические исследования, которые были подожжены онлайн-опросом центра по исследованию некоммерческих организаций. Сбор средств стал довольно популярной практикой в России. Однако в России нет нормативно-правовой базы для сбора средств. Нормативные документы не предусматривают такую концепцию, не устанавливая каких-либо общих правил, которые бы регулировали практику. Например, обязательство НКО, получивших гранты, публично раскрывает свои расходы. Правовые отношения в рамках сбора средств сформулированы как положения о пожертвованиях в договоре, регулирующие условия, на которых НКО получают финансовые ресурсы и как их передают.

Как уже было сказано, есть несколько видов доходов, которые получают НКО, которые напоминают ресурсы от сбора средств. Это государственные субсидии, гранты (правительственные, муниципальные, частные), членские взносы и пожертвования. Но все ли они относятся к сбору средств? На мой взгляд, сбор средств включает в себя только пожертвования юридических и физических лиц, гранты юридических лиц, государственных органов и местных органов власти.

Государственные учреждения предоставляют субсидии только на определенных условиях. НКО должны иметь определенный статус (например, социально ориентированные НКО) или правовую и деловую структуру. Например, это должны быть финансируемые государством учреждения или принимать участие в финансируемых государством программах, финансируемых государственными органами или местными властями. Более того, бюджетные субсидии всегда предоставляются на условиях долевого финансирования. Таким образом, НКО должны финансировать некоторые целевые расходы за счет других денежных ресурсов.

Членские взносы по своей природе очень близки к пожертвованиям. Однако член некоммерческой организации рассчитывает на взаимную нематериальную услугу. Например, защита (профессиональные союзы) или поддержка интересов, лоббирование таких интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, реализация идеологических идей (общественные организации, политические партии) и т.д.

Денежные средства, которые НКО получают от спонсоров, являются безотзывными и безвозмездными. Тем не менее, НКО должны соответствовать дополнительным требованиям. Например, НКО должна разместить рекламу спонсора или провести PR-кампанию. При этом спонсоры преследуют свои экономические цели, хотя формально предоставляют денежные средства НКО бесплатно.

Пожертвования и гранты - единственные средства, которые НКО получают, не возвращая что-либо обратно, выполняя строгие условия. Они являются прекрасным примером сбора средств.

Пожертвования настолько противоречат самой идее рыночной экономики, что НКО чрезвычайно трудно их найти. Для решения таких финансовых вопросов НКО могут самостоятельно искать тех, кто может предоставить финансовые ресурсы безвозвратно и бесплатно. Это может также относиться к специальной (по сбору средств) компании, которая работает в качестве профессионального консультанта по привлечению финансовых ресурсов. В последнем случае некоторые ресурсы переводятся посредникам. Тот факт, что компания по сбору средств выступает в качестве посредника, оставляет адресантов пожертований анонимными, что делает использование финансовых ресурсов непрозрачным для конечных получателей и размывает назначение денежных средств.

НКО должны сформулировать конкретные цели и задачи, оценить затраты, проанализировать имеющиеся финансовые ресурсы и потенциальных доноров, наметить план рассматриваемой инициативы или алгоритм реализации проекта. Программа по сбору финансовых ресурсов должна помочь выбрать подходящие инструменты для этого и оценить все возможные последствия.

Инвесторы будут предоставлять свои деньги только в том случае, если НКО убедят их и убедят в том, что инициатива является социально обоснованной и полезной. Представители НКО должны знать, кто может сделать пожертвование и какая мотивация должна лежать в основе этого пожертвования и т. Д. Их положительная реклама и имидж помогают им обеспечить свои цели. Многие НКО руководствуются интуицией, а не профессиональными рассуждениями. Поэтому они получают незначительные результаты или нуждаются в существенном вкладе с точки зрения денег, рабочей силы и информации. Вот почему современный сбор средств заключается не только в поиске денег, но и в привлечении талантов (бухгалтеров, финансистов, юристов) на добровольных и бесплатных условиях. Требуются информационные каналы для рекламы деятельности или программ, в которых участвуют НКО. Это резко меняет организационную

Способы продвижения НКО.

Цифровая экономика производит технологические инструменты для НКО, чтобы найти финансовые ресурсы. Современный сбор средств опирается на интернет и мобильные сети. Создание видеоклипов о деятельности или определенных проектах и их презентация на веб-сайтах видеохостинга (YouTube) помогают представить проекты НКО всесторонне и наглядно при низких затратах. Несколько лет назад было трудно представить, что НКО смогут иметь свои собственные веб-сайты. В нынешних условиях такие сайты растут. Крупные финансируемые государством автономные учреждения, благотворительные фонды и т.д. уже давно используют веб-ресурсы в своей деятельности. Веб-ресурсы помогают НКО сделать полную и подробную презентацию своей деятельности, проектов и задач.

Тем не менее, некоторые НКО все еще испытывают финансовые трудности при создании собственного веб-сайта. Кроме того, затраты на поддержку веб-сайта оказываются значительными и даже превышают затраты на разработку веб-сайта. В то же время сетевые ресурсы покрывают некоторые или все расходы, поскольку они демонстрируют настойчивость НКО в достижении своих целей и, в некоторой степени, ее финансовую устойчивость.

Сетевые ресурсы работают как своего рода декларация о том, что НКО намереваются выжить и работать в рыночной экономике. По общему признанию, веб-сайты для НКО становятся лишь вопросом времени, поскольку такие технологические платформы или совместный веб-сайт значительно упрощают для НКО объявление о его существовании и миссии.

Общеизвестно, что современное общество подчеркивает свою социально ориентированную направленность и приверженность. Люди стремятся принимать активное участие в различных коммерческих и некоммерческих проектах НКО. Существуют веб-ресурсы, которые позволяют собирать средства для поддержки проектов НКО. Некоторые из них разработаны специально для сбора средств, другие служат для различных целей.

С началом цифровой экономики компаниям по сбору средств удалось сохранить свою деятельность, но переориентировать ее. Новые платформы по сбору средств созданы для того, чтобы небольшие НКО оказались в центре внимания. Они перестраивают отношения между компаниями по сбору средств и НКО. НКО выступали в роли пассивной стороны, поглощающей финансовые ресурсы, в то время как компании по сбору средств активно сотрудничали с бизнес-сообществом, правительственными и муниципальными властями и обеспечивали денежные средства для НКО. В настоящее время такие компании создают компьютеризированную платформу, позволяющую НКО ориентироваться на свою деятельность, привлекать потенциальных доноров. Платформы для сбора средств могут быть созданы для конкретного проекта или общественной инициативы.

Телевидение и радио также участвуют в сборе финансовых ресурсов, транслируют информацию о людях, которые нуждаются в финансовой поддержке, объясняют причины. Если объявления делаются в пиковые часы, это значительно расширяет охват и увеличивает количество потенциальных пожертвований. Эти средства массовой информации более эффективны для некоммерческих организаций, чем технологические платформы, поскольку телевизионная аудитория намного шире, чем число пользователей интернета, которым приходится специально искать такую информацию. В целях сбора средств вышеуказанные СМИ могут быть ранжированы следующим образом: телевидение - интернет - радио - пресса.

Социальные сети стали новым средством сбора средств. Они обращаются к большему количеству частных доноров и вовлекают их в проекты. По данным Благотворительного фонда помощи, около 63% НКО пользуются социальными сетями, в основном в России используется Вконтакте, за которым следует Facebook. Этот механизм очень популярен среди тех НКО, которые занимаются вопросами здоровья, воспитания детей, защиты детей, подростков и т. Д. Помимо сбора средств, НКО более эффективно используют социальные сети для повышения публичности своей деятельности и привлечения добровольцев.

Цифровая экономика создает новые технологические механизмы для перевода средств в НКО. Помимо SMS используются электронные кошельки (ApplePay, PayPal) и кредитные карты.

Заключение.

НКО видят, что механизм грантовых конкурсов постепенно меняется, когда они запрашивают государственные или муниципальные гранты. Правительственные и муниципальные органы власти, коммерческие и некоммерческие организации, частные лица публикуют информацию о грантах, что делает процесс проведения конкурса максимально прозрачным и эффективным с точки зрения справедливого распределения финансовых ресурсов. Механизм сбора средств раскрывает информацию о деятельности организации и ее финансовых потребностях.

В то же время, сбор средств останавливается в своем развитии, поскольку расходам НКО не хватает ясности и прозрачности. Контроль за расходами НКО - очень актуальная проблема. Это касается способа и степени использования финансовых ресурсов. В то время как коммерческие организации жестко контролируются фискальными органами, НКО, вовлеченные в усилия по получению прибыли, остаются практически вне фискального контроля. Как правило, при проведении официально заявленной деятельности они зачастую освобождаются от ключевых налогов (например, налог на имущество, НДС, автомобильный налог, земельный налог). Следовательно, налоговые органы почти не имеют полномочий контролировать финансовые показатели НКО. Основатели и основные участники выступают в качестве контролеров в некоторой степени. Однако рядовые члены некоммерческих корпораций имеют официальные полномочия контролировать использование предоставленного фонда. По мере развития НКО и расширения веб-ресурсов отчеты об использовании средств перестанут быть формальностью, а скорее станут ценным источником информации.

Современные финансовые технологии помогают привлечь более широкую аудиторию, которая может предоставить финансовые ресурсы НКО. Финансовые технологии повышают разумность и прозрачность процессов, но одновременно повышают ответственность НКО за использование полученных ими финансовых ресурсов. Общие веб-ресурсы облегчают финансирование различных проектов, реализуемых НКО. Технологические платформы позволяют им привлекать средства юридических и физических лиц, обращаясь к новым донорам. Опираясь на технологические платформы, НКО информируют большее количество предприятий и частных лиц о своей миссии, деятельности и нехватке финансовых ресурсов.

Результаты

Что касается инвесторов и спонсоров, современные технологии помогают им улучшить свой имидж и позиционировать свои компании как социально ответственных и ориентированных на бизнес компаний, а также найти эффективный способ рекламы своих компаний. В то же время, технология повышает их ответственность за финансирование любых благородных целей.

Библиографический список:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. № 83-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. О некоммерческих организациях, № 7-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Президента Российской Федерации № 115-рп «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Президента Российской Федерации № 243-рп «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты» // СПС «КонсультантПлюс»
5. Дзусова С.С. Методы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций // Инновационная наука и современное общество: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 35-38.
6. Дзусова С.С., Киселева Т.Ю., Фрумина С.В. Особенности налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 9. С. 837-845.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх