Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №75 (ноябрь) 2019
Разделы: Психология, Философия
Размещена 24.11.2019. Последняя правка: 27.11.2019.
Просмотров - 2960

Теоретический анализ социальной идентичности: типология и виды

Обухова Валентина Ильинична

Северный (Арктический) федеральный университет

Студент

Научный руководитель: Верещагин Илья Федорович, кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой философии и социологии Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия


Аннотация:
В данной статье рассмотрены различные трактовки понимания социальной идентичности, произведен теоретический анализ социальной идентичности, выделены основные типы.


Abstract:
This article discusses various interpretations of the understanding of social identity, a theoretical analysis of social identity is made, the main types are highlighted.


Ключевые слова:
социальная идентичность; самоидентичность; идентификация; самоопределение; отождествление

Keywords:
social identity; self-identity; identification; self-determination; identification


УДК 159.99

Социальная идентичность представляет собой процесс социальной идентификации, осознания принадлежности к социальным категориям и отождествления себя с ними. Поскольку процесс социальной идентичности достаточно сложен и находится на стыке многих социально-гуманитарных наук, то исследования данного процесса носят междисциплинарный характер. Термин "идентификация" явяляется иностранным (англ.  identity), происходит от латинского identitas. В толковом словаре С. И. Ожегова термин идентичность соответствует понятию тождество: "идентичный" - значит "тождественный, полностью совпадающий" [1, C.1]. Феномен идентификации, начиная с З. Фрейда, который и ввел данный термин, исследуют сторонники психоаналитического направления (концепция развития личности Э. Эриксона); сторонники французской социально-психологической школы (теория социальных представлений С. Московичи); последователи символического интеракционизма (концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса); адепты когнитивной психологии (теории социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера,  в которых раскрывается способ формулирования элементов социального мира: "образа Я" и "образа группы") и иных направлений [4].

В российских трудах анализу главных наработанных теоретических представлений об идентичности посвящены работы Г. М. Андреевой, Н. В. Антоновой, Е. П. Ермолаевой, Н. Л. Ивановой, Т. В. Мищенко, Ю. П. Поваренкова, Е. Т. Соколовой, Т. Г. Стефаненко, Л. Б. Шнейдер и др. В данной статье мы подробнее остановимся на рассмотрении данного феномена.

Проблемой идентичности занимались такие известные психологи, как Л. Б. Шнейдер и Д. Б. Колесов, Т. Г. Стефаненко.  Так, например, Л. Б. Шнейдер связывает идентичность с самосознанием и определяет ее как «сложный феномен, сложную психологическую действительность, которая включает символические и рациональные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Идентичность есть психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека» [2, C. 213]. Мы осознаем свою гендерную принадлежность, национальную, этническую и т.д. Д. Б. Колесов занимался исследованием идентичности в логике и психологии. Под социальной идентичностью он понимал переживание индивидом своего единства с каким-либо индивидом или их группой или своей приверженности к какой-либо идее, занятию.

Анализируя понятие социальной идентичности, Т. Г. Стефаненко отдельно выделяла этническую идентичность. Культурные и этнические различия имеют важное значение жизни индивидов. Одним из примеров служит стремление сохранить национальную культуру, воссоздать быт и традиции предков и т.п. Категория «этнос» интересовала автора как некая целостная психологическая общность, которая способна выполнять ценностно-ориентирующие функции в окружающем мире. Изучение этнической идентичности, по примордиалистскому подходу, трактуется не только как принадлежность к тому или иному этносу, но и как более широкую структуру. То есть этническая идентичность – это не только осмысление процесса тождественности с этносом, народом, но и оцен­ка, значимость членства в нем, разделяемые этнические чувства.

Согласно концепции развития личности Э. Эриксона. Социальная индентичность включает в себя 2 типа: групповую и психосоциальную идентичность [6]. Групповая идентичность – тип идентичности, в котором человек включен в различные общности: географическую, этническую, профессиональную и чувствует единение с другими членами общности. Психосоциальная идентичность представляет собой осознание индивидом своей важности для социума.

Также представляет интерес другая теория Э. Эриксона – теория психосоциального развития. Согласно Эриксону, идентичность — системное качество индивида, которое включает осознание себя через объединение «индивидуального опыта и способность сохранять тождество Я в изменяющихся социальных ситуациях».

Эриксон ввел понятие «эго-идентичности», подразумевающее тождественность личности самой себе, тождественность социальному окружению и тождественность внутренней и внешней сторон идентичности.

Теория Эриксона основа на трехчастной структуре личности, а ведущий фактор развития, в отличие от Фрейда, – не биологическая сексуальность, а социальное воздействие семьи и общества.

Говоря о процессах разрешения конфликтов, Эриксон считал, что у человека всегда сохраняется возможность достичь целостной идентичности как залога гармоничного существования. Стоит отметить, что процесс формирование эго-идентичности продолжается в течение всей жизни [6].

Возвращаясь к видам идентичности, чаще всего, выделяют тип социальной общности, которая может быть свойственна человеку: этническая, профессиональная, религиозная, культурная, гражданская. Вид социальной идентичности соответствует типу общности. Несмотря на то, что в совокупности все эти виды можно отнести к социальной идентичности, каждый из них автономен и развивается в рамках определенного типа культуры и общества.

Под этнической идентичностью, как упоминалось выше, понимают процесс отождествления личности с тем или иным этносом. В этнопсихологии выделяют 3 типа этнической идентичности: этноцентрическая (предпочтение своего этноса всем остальным), полиэтническая (равное отношение ко всем этносам) и трансэтническая (отсутствие этнической идентификации).

Профессиональная идентичность – это свойство личности, формирующееся в результате познавательных, мотивационных и личностных особенностей, процесс профессионального движения человека, «образ профессионального Я» [5, C. 111]. Р. Мертон отмечает, что идентичность формируется в результате «соотнесения с коллективом, который является значимым» [5, C. 112].

Религиозная идентичность формируется за счет выявления сходства с представителями сообщества, к которому человек себя относит. Религиозная идентичность способствует накоплению личного и коллективного религиозного опыта. В настоящее время религиозная идентификация не предполагает обязательного участия в жизни сообщества. Например, индивид может не посещать службы, не соблюдать православные посты. Но при этом идентифицировать себя в качестве христианина.

Культурная идентичность – это осознание принадлежности человека к культурной общности путем соотношения принадлежности с культурными образцами. Данный вид идентичности идентичность определяется благодаря взаимодействию различных культурных влияний. При условии, что культурные влияния не противоречат друг другу, то у человека происходит полная идентификация личности с установившейся вокруг него культурой.

Гражданская идентичность – это идентификация себя с гражданами своей страны, гражданской общностью, ответственность за судьбы людей. Гражданская идентичность включает в себя национально-гражданскую и государственно-гражданскую. Национально-гражданская понимается как отождествление себя с гражданами страны, политической нацией, когда государственно-гражданская – идентификация себя с Россией.

Также нам стоит упомянуть типологию, где виды идентичности классифицируются на положительные и отрицательные. В обществах традиционного типа особи мужского пола занимали более престижную, статусную позицию по отношению к женскому. Оценка своей группы зависит от связей и отношений с другими группами. В результате межгруппового сравнения появляются отличительные признаки, осознание которых позволяет выявить уровень высокого или низкого престижа своей группы.

Согласно теории А. Тэшфела, социальная идентичность – это часть концепции, которая представляет собой знания собственной принадлежности к социальной группе. Другими словами, социальная идентичность –  способность определения себя к той или иной социальной группе. Следует отметить, что сегодня теория социальной идентичности –  одна из общепризнанных теорий, которая позволяет определять механизмы регуляции поведения человека. Теория социальной идентичности послужила основа­нием для появления частных социально-психологических теорий: например, теории социальной роли. В современных реалиях очевидно, что конструкт соци­альной идентичности помимо теоретического имеет су­щественное прикладное значение, поскольку позволяет объяснить многие феномены повседневного поведения людей, а также выступать в качестве теоретического базиса практико-ориентированных исследований, на­правленных на решение широкого спектра задач транс­формации поведения людей и отношений между ними [3, C. 275].

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели трактовки идентичности в трудах различных авторов, сформировали её основные типы. Социальная идентичность, понимаемая как самоопределение индивида в социальном пространстве, представляет собой категоризацию этого пространства, определение особенностей тех или иных позиций, групп и выработку поведенческих стратегий, необходимых для того, чтобы занять в обществе желаемую позицию.

Библиографический список:

1. Абдуллаев С. О. соотношении категории тождества и понятия идентичности. - с. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2016/11/o-sootnoshenii-kategorii-tozhdestva.pdf. (Дата обращения:22.11.2019).
2. Бугайчук Т. В., Доссэ Т.Г. Идентичность как объект исследования социальных наук. - Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 213. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/identichnost-kak-obekt-issledovaniya-sotsialnyh-nauk. (Дата обращения: 9.09.2019).
3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Теория социальной идентичности как источник современных практико-ориентированных психологических исследований: зарубежный опыт // АНИ: педагогика и психология. 2017. №2 (19). – С. 275. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsialnoy-identichnosti-kak-istochnik-sovremennyh-praktiko-orientirovannyh-psihologicheskih-issledovaniy-zarubezhnyy-opyt. (Дата обращения: 09.09.2019).
4. Павленко В. Н., Корж, Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе / В. Н. Павленко, Н. Н. Корж // Психологический журнал. – 1998. –Т.19. – №1. – С.75-79.
5. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. №2. – С.14. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-identichnost-ot-etnologii-k-sotsialnoy-psihologii. (Дата обращения: 09.09.2019).
6. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. – с. 416.
7. Яшина А. А. Проблема идентичности в социальной психологии // Logos et Praxis. 2007. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-identichnosti-v-sotsialnoy-psihologii. (Дата обращения: 11.09.2019).




Рецензии:

24.11.2019, 11:00 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Обуховой Валентины Ильиничны посвящена показу происхождения выражения «идентичность», его представлений, классификации по видам случаев его употребления, значимости использования. При популярности этого термина не все владеют такими показаниями, а это оправдывает статейное его представление. В работе показаны ученые, взявшиеся за обогащение его содержания. С учетом всего этого статья публикации достойна. Но следует усовершенствовать предложение, где «важное значение … жизни индивидов…». В тексте указан, а в библиографическом списке отсутствует источник № 5. При определении содержания понятий определяемое понятие логика применять не рекомендует, с чем следует считаться: «Социальная идентичность представляет собой процесс социальной идентификации … ». Стоит в начале работы указать, что исследуемый термин иностранный, (англ. identity, лат. identitas). Желательно хоть разовое применение термина «тождество», популярное в философии.

25.11.2019 20:20 Ответ на рецензию автора Обухова Валентина Ильинична:
Добрый вечер, доработала статью, согласно вашим рекомендациям. Пожалуйста, посмотрите

24.11.2019, 13:20 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Тема, поднимаемая в представленной статье, имеет признаки актуальности и даже практической значимости в гуманитарном образовательном пространстве. Однако этого недостаточно для рекомендации рецензента к её публикации. Претенциозная обзорная работа студента пока не является научной. В ней приведены классическая классификация на уровне курсовой или контрольной работы. Приписаны себе заслуги в формировании типов идентичности. Отсутствует собственная позиция, собственные результаты и конкретные примеры и реализации приведенных типов (может, из окружающей жизни, может, из истории, может из беллетристики). Такой авторитет, каким является Эрик Хомбургер Эриксон, заслуживает более подробного упоминания и ссылки с указанием, в какой из его огромного числа работ и диапазона исследований по развитию личности человека от рождения и осознания своего "Я" до смерти рассматривается дифференциация, на которую опирается автор. В научной литературе (современной в том числе) большое число фундаментальных и прикладных работ из рассматриваемой области. Например, в одной из этих работ приведена концепция У.Джемса, в которой социальная идентичность представляется одним из личностных оснований, способствующих сохранению человеку самоуважения и целостности его образа «Я»; на его утверждении о том, что «самоуважение индивида определяется отношением наших действительных способностей, реально достигнутого успеха и притязаний, проявляющихся в желании занять определенное положение в обществе и кем-то стать», а также на представлении о профессиональной идентичности Н.С. Пряжникова как «осознания себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности» Вторым основанием являются представления Дж. Марсиа (последователя теории Эрика Эриксона) о том, что модель развития идентичности базируется не на абстрактном виде идентификации в социуме, а на аспекте решения конкретных проблем. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. Дж. Марсиа в исследованиях идентичности среди подростков и молодежи выделяет четыре основных варианта (статуса) формирования идентичности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Они определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности, и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Показать работу научному руководителю, являющемуся признанным авторитетом в этой области. Статью структурировать (разделы и заголовки); название изменить, конкретизировав в нём объект и предмет исследования, обозначение решённой задачи. Так могут называться лишь многотомные монографии научно-исследовательского или научно-образовательного характера. Надо понять самое главное. Когда посвящаешь статью (работу) фундаментальной проблеме, по которой огромное число работ классиков прошлого и современности, сборников, конференций, и др., следует скромнее свою работу называть и ссылки приводить на такие (вплоть до Scopus-статусных) работы. Это комплекс исследований владивостокских, Северо-Кавказских и др. учёных. Интересны материалы конференции "Психологические проблемы смысла и АКМЕ" (см.). Тем не менее автор показала достаточный уровень овладения подготовки и оформления статей для данного вида научной публицистики. Поэтому будет жаль, если автор не учтёт хоть часть из замечаний и рекомендаций рецензента. А пока данный текст не дотягивает даже до обзорного введения в диссертационную работу, и рецензент не даёт положительной рекомендации к публикации статьи как научной. ПОКА.
25.11.2019 20:20 Ответ на рецензию автора Обухова Валентина Ильинична:
Добрый вечер. Я постаралась учесть ваши рекомендации. Не могли бы вы, пожалуйста, прочесть статью повторно?

26.11.2019, 10:12 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Уважаемая Валентина! Есть авторы в данном журнале, которые имеют свою личную цель как-то "прославиться", причислить себя к учёному миру, не являясь таковыми без всякой миссии для других. Вами поднята актуальная проблема, и Вы не относитесь к числу выше mention. Аргументацией этого вывода служит то, что Вы отнеслись к замечаниям рецензентов с вниманием и уважением. Ваша студенческая контрольная работа превратилась в научно-образовательную статью. Устраните незначительные описки и "огрехи" и публикуйтесь. Например, "Соотвествует" - не хватает внутри слова "т"; "образа-Я" - несколько по-авторски, в других случаях Вы правильно выделяете "Я" кавычками, сообразуясь с контекстом; "остановимся на рассмотрение ..." - окончание не "падежуется". Пробелы в инициалах Вы совершенно правильно в большинстве случаев вставляете согласно современных требованиям к статьям, а в иных - нет. Хотелось бы ссылку [6] встретить на один абзац раньше с возможным её повтором в следующем абзаце, в котором упоминается другая версия Эриксона. Вы так и не посмотрели материалы конференции "Психологические проблемы смысла и АКМЕ", но это Ваша воля. Статью следует структурировать соответственно требованиям и согласно замечательному переименованию названия статьи: введение (постановка задачи, актуальность и, возможно, защищаемые позиции), разбивка текста по разделам названия, заключение. Рецензент не требует после исправлений и учёта замечаний представления ему на повторную рецензию и рекомендует работу к печати в данном научном журнале.
27.11.2019 19:19 Ответ на рецензию автора Обухова Валентина Ильинична:
Добрый вечер. Благодарю за рецензию

1.12.2019, 21:26 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Ещё раз повторное требование структуризации статьи на подзаголовки, введение и заключение.

6.12.2019, 0:36 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна. Авторская позиция присутствует. Квалификационные требования соблюдены. Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх