Северный (Арктический) федеральный университет
Студент
Научный руководитель: Верещагин Илья Федорович, кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой философии и социологии Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия
УДК 159.99
Социальная идентичность представляет собой процесс социальной идентификации, осознания принадлежности к социальным категориям и отождествления себя с ними. Поскольку процесс социальной идентичности достаточно сложен и находится на стыке многих социально-гуманитарных наук, то исследования данного процесса носят междисциплинарный характер. Термин "идентификация" явяляется иностранным (англ. identity), происходит от латинского identitas. В толковом словаре С. И. Ожегова термин идентичность соответствует понятию тождество: "идентичный" - значит "тождественный, полностью совпадающий" [1, C.1]. Феномен идентификации, начиная с З. Фрейда, который и ввел данный термин, исследуют сторонники психоаналитического направления (концепция развития личности Э. Эриксона); сторонники французской социально-психологической школы (теория социальных представлений С. Московичи); последователи символического интеракционизма (концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса); адепты когнитивной психологии (теории социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера, в которых раскрывается способ формулирования элементов социального мира: "образа Я" и "образа группы") и иных направлений [4].
В российских трудах анализу главных наработанных теоретических представлений об идентичности посвящены работы Г. М. Андреевой, Н. В. Антоновой, Е. П. Ермолаевой, Н. Л. Ивановой, Т. В. Мищенко, Ю. П. Поваренкова, Е. Т. Соколовой, Т. Г. Стефаненко, Л. Б. Шнейдер и др. В данной статье мы подробнее остановимся на рассмотрении данного феномена.
Проблемой идентичности занимались такие известные психологи, как Л. Б. Шнейдер и Д. Б. Колесов, Т. Г. Стефаненко. Так, например, Л. Б. Шнейдер связывает идентичность с самосознанием и определяет ее как «сложный феномен, сложную психологическую действительность, которая включает символические и рациональные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Идентичность есть психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека» [2, C. 213]. Мы осознаем свою гендерную принадлежность, национальную, этническую и т.д. Д. Б. Колесов занимался исследованием идентичности в логике и психологии. Под социальной идентичностью он понимал переживание индивидом своего единства с каким-либо индивидом или их группой или своей приверженности к какой-либо идее, занятию.
Анализируя понятие социальной идентичности, Т. Г. Стефаненко отдельно выделяла этническую идентичность. Культурные и этнические различия имеют важное значение жизни индивидов. Одним из примеров служит стремление сохранить национальную культуру, воссоздать быт и традиции предков и т.п. Категория «этнос» интересовала автора как некая целостная психологическая общность, которая способна выполнять ценностно-ориентирующие функции в окружающем мире. Изучение этнической идентичности, по примордиалистскому подходу, трактуется не только как принадлежность к тому или иному этносу, но и как более широкую структуру. То есть этническая идентичность – это не только осмысление процесса тождественности с этносом, народом, но и оценка, значимость членства в нем, разделяемые этнические чувства.
Согласно концепции развития личности Э. Эриксона. Социальная индентичность включает в себя 2 типа: групповую и психосоциальную идентичность [6]. Групповая идентичность – тип идентичности, в котором человек включен в различные общности: географическую, этническую, профессиональную и чувствует единение с другими членами общности. Психосоциальная идентичность представляет собой осознание индивидом своей важности для социума.
Также представляет интерес другая теория Э. Эриксона – теория психосоциального развития. Согласно Эриксону, идентичность — системное качество индивида, которое включает осознание себя через объединение «индивидуального опыта и способность сохранять тождество Я в изменяющихся социальных ситуациях».
Эриксон ввел понятие «эго-идентичности», подразумевающее тождественность личности самой себе, тождественность социальному окружению и тождественность внутренней и внешней сторон идентичности.
Теория Эриксона основа на трехчастной структуре личности, а ведущий фактор развития, в отличие от Фрейда, – не биологическая сексуальность, а социальное воздействие семьи и общества.
Говоря о процессах разрешения конфликтов, Эриксон считал, что у человека всегда сохраняется возможность достичь целостной идентичности как залога гармоничного существования. Стоит отметить, что процесс формирование эго-идентичности продолжается в течение всей жизни [6].
Возвращаясь к видам идентичности, чаще всего, выделяют тип социальной общности, которая может быть свойственна человеку: этническая, профессиональная, религиозная, культурная, гражданская. Вид социальной идентичности соответствует типу общности. Несмотря на то, что в совокупности все эти виды можно отнести к социальной идентичности, каждый из них автономен и развивается в рамках определенного типа культуры и общества.
Под этнической идентичностью, как упоминалось выше, понимают процесс отождествления личности с тем или иным этносом. В этнопсихологии выделяют 3 типа этнической идентичности: этноцентрическая (предпочтение своего этноса всем остальным), полиэтническая (равное отношение ко всем этносам) и трансэтническая (отсутствие этнической идентификации).
Профессиональная идентичность – это свойство личности, формирующееся в результате познавательных, мотивационных и личностных особенностей, процесс профессионального движения человека, «образ профессионального Я» [5, C. 111]. Р. Мертон отмечает, что идентичность формируется в результате «соотнесения с коллективом, который является значимым» [5, C. 112].
Религиозная идентичность формируется за счет выявления сходства с представителями сообщества, к которому человек себя относит. Религиозная идентичность способствует накоплению личного и коллективного религиозного опыта. В настоящее время религиозная идентификация не предполагает обязательного участия в жизни сообщества. Например, индивид может не посещать службы, не соблюдать православные посты. Но при этом идентифицировать себя в качестве христианина.
Культурная идентичность – это осознание принадлежности человека к культурной общности путем соотношения принадлежности с культурными образцами. Данный вид идентичности идентичность определяется благодаря взаимодействию различных культурных влияний. При условии, что культурные влияния не противоречат друг другу, то у человека происходит полная идентификация личности с установившейся вокруг него культурой.
Гражданская идентичность – это идентификация себя с гражданами своей страны, гражданской общностью, ответственность за судьбы людей. Гражданская идентичность включает в себя национально-гражданскую и государственно-гражданскую. Национально-гражданская понимается как отождествление себя с гражданами страны, политической нацией, когда государственно-гражданская – идентификация себя с Россией.
Также нам стоит упомянуть типологию, где виды идентичности классифицируются на положительные и отрицательные. В обществах традиционного типа особи мужского пола занимали более престижную, статусную позицию по отношению к женскому. Оценка своей группы зависит от связей и отношений с другими группами. В результате межгруппового сравнения появляются отличительные признаки, осознание которых позволяет выявить уровень высокого или низкого престижа своей группы.
Согласно теории А. Тэшфела, социальная идентичность – это часть концепции, которая представляет собой знания собственной принадлежности к социальной группе. Другими словами, социальная идентичность – способность определения себя к той или иной социальной группе. Следует отметить, что сегодня теория социальной идентичности – одна из общепризнанных теорий, которая позволяет определять механизмы регуляции поведения человека. Теория социальной идентичности послужила основанием для появления частных социально-психологических теорий: например, теории социальной роли. В современных реалиях очевидно, что конструкт социальной идентичности помимо теоретического имеет существенное прикладное значение, поскольку позволяет объяснить многие феномены повседневного поведения людей, а также выступать в качестве теоретического базиса практико-ориентированных исследований, направленных на решение широкого спектра задач трансформации поведения людей и отношений между ними [3, C. 275].
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели трактовки идентичности в трудах различных авторов, сформировали её основные типы. Социальная идентичность, понимаемая как самоопределение индивида в социальном пространстве, представляет собой категоризацию этого пространства, определение особенностей тех или иных позиций, групп и выработку поведенческих стратегий, необходимых для того, чтобы занять в обществе желаемую позицию.
Рецензии:
24.11.2019, 11:00 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Обуховой Валентины Ильиничны посвящена показу происхождения выражения «идентичность», его представлений, классификации по видам случаев его употребления, значимости использования. При популярности этого термина не все владеют такими показаниями, а это оправдывает статейное его представление. В работе показаны ученые, взявшиеся за обогащение его содержания. С учетом всего этого статья публикации достойна. Но следует усовершенствовать предложение, где «важное значение … жизни индивидов…». В тексте указан, а в библиографическом списке отсутствует источник № 5. При определении содержания понятий определяемое понятие логика применять не рекомендует, с чем следует считаться: «Социальная идентичность представляет собой процесс социальной идентификации … ». Стоит в начале работы указать, что исследуемый термин иностранный, (англ. identity, лат. identitas). Желательно хоть разовое применение термина «тождество», популярное в философии.