Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 29.11.2019. Последняя правка: 29.11.2019.
Просмотров - 96

Анализ социально-психологической реабилитации в домах-интернатах для престарелых и инвалидов на примере конкретной ситуации

Зиновьева Наталья Михайловна

Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов

Специалист по социальной работе

Научный руководитель: Кулабухов Дмитрий Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)


Аннотация:
В статье рассматривается социально-психологическая реабилитация инвалидов в домах-интернатах на примере конкретной ситуации.


Abstract:
The article deals with the socio-psychological rehabilitation of disabled people in residential homes on the example of a specific situation.


Ключевые слова:
психологическая реабилитация; дом-интернат; инвалиды

Keywords:
psychological rehabilitation; boarding house; disabled people


УДК 316

Введение

Социально-психологическая реабилитация в домах-интернатах включает комплекс мер коррекционно-диагностического и восстановительного характера, целью которых является восстановление психического здоровья и коррекция поведенческих отклонений лиц с ограниченными физическими  возможностями, включение компенсаторных ресурсов личности.  

Актуальность

Социально-психологическая реабилитация в домах-интернатах для престарелых и инвалидов – одно из будущих перспективных направлений нашего общества и социального развития государства. Ввиду того, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов проживают не только граждане, достигшие пенсионного возраста, но и инвалиды, минимальный возраст, которых согласно действующему законодательству составляет 18 лет, проблема социально-психологической реабилитации инвалидов приобретает особую значимость.  

Целями исследования являются анализ социально-психологической реабилитации инвалидов на примере конкретной ситуации.

Задачей исследования является раскрытие особенностей социально-психологической реабилитации инвалидов в домах-интернатах на примере конкретной ситуации.

Новизна исследования заключается в детальном анализе методов социально-психологической реабилитации на примере конкретной ситуации в доме-интернате.

В процессе клинико-психологических бесед с проживающими дома-интерната был определен клиент, нуждающийся в оказании социальной помощи, который согласился на получение психологической помощи и выразил активное желание на изменение сложившейся жизненной ситуации.

Клиент (П.) – инвалид 1 группы, мужчина, 53 года, передвигается в кресле-коляске.

Нами проведен анализ фактов, характеризующих наличие проблемы клиента, поставлен социальный диагноз.

Клиент П. проживает в интернате с 1990 г., поступил в интернат по причине ограничений в самообслуживании (был полностью лежачим из-за травмы позвоночника, сейчас передвигается в кресле-коляске, навыки самообслуживания восстановлены). Имеются родственники – сестра и племянники, с которыми поддерживает контакт (созваниваются, регулярно видятся). В интернате общается со многими проживающими, близких людей немного - один человек из клиентов интерната и несколько знакомых.

Из пояснений самого П.: «общаюсь со многими, есть друзья, родные, но я одинок. Такое ощущение, что жизнь прошла мимо. Из-за болезни не смог создать семью, нет детей».

Чувство одиночества возникло у П. давно, в начале 2000 года и постепенно формировалось и укреплялось с течением времени. Проблему обостряют встречи или переписка с сослуживцами, однокурсниками, соседями по улице, где ранее проживал, их рассказы о благополучной семейной жизни, работе, достижениях. Возникают негативные эмоциональные переживания, депрессии.

Реабилитационный потенциал клиента: способность к адаптации – высокая, степень самообслуживания - 1 степень, дееспособность – дееспособен, способность к самостоятельному передвижению, к ориентации, общению, обучению, трудовой деятельности - 1 степень.

Определение поля социальных проблем клиента.  Проблема клиента: одиночество, неуверенность в себе, повышенная тревожность. Медицинские: снижение общего самочувствия, частые болезни. Социальные: коммуникация, снижение круга социальных контактов. Главная социальная проблема – одиночество, неуверенность в себе.

По Шкале субъективного ощущения одиночества Д. Расселла выявлен средний уровень одиночества и социальной изоляции. Тест уверенности в себе Рейзаса показал, что П. скорее не уверен, чем уверен в себе. Тест Дембо-Рубинштейн на самооценку установил, что у П. адекватная самооценка. Тест тревожности Спилбергера-Ханина выявил высокую ситуативную тревожность и высокую личностную тревожность.

В рамках интегративного подхода нами была разработана программа социально-психологической реабилитации, включающая в себя комплекс упражнений по психологической помощи, в том числе по психокоррекции и психотерапии. Упражнения направлены на преодоление в сознании клиента представлений о безысходности его положения, восстановление защитных сил организма, формирование уверенности и мотивации в преодолении трудностей, восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе.

Нами были выбраны следующие виды упражнений:

- упражнения по релаксации – для снятия психоэмоционального и физического напряжения. Были подобраны видео- и аудиоматериалы  с расслабляющими звуками и соответствующими изображениями;

- упражнения из кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы) – для глубинной проработки скрытых от сознания переживаний, психологических травм, минуя механизмы психологической защиты;

- упражнения из психосинтеза - «характер семейных поглаживаний» для коррекции личной истории, проработки семейных сценариев; «знакомство с нашими внутренними актерами» психическое единение;

- техники: галерея фотографий, возрастной регресс, поиск ресурсного места, генератор нового поведения - проработка внутренних психологических проблем и формирование новых копинг-стратегий; 

- упражнения из арттерапии – для гармонизации психического состояния позволяют на символическом уровне выразить и исследовать чувства, переживания, эмоции.

Занятия продолжительностью 1 – 1,5 часа проводились 2-3 раза в неделю в течение двух месяцев. Уже через неделю занятий у П. наметилась положительная динамика – на занятия он всегда приезжал в хорошем настроении, стал чаще улыбаться и шутить. По словам самого П. у него улучшился сон – «теперь я сплю всю ночь – чего уже давно не было. Раньше я просыпался в 2-3 часа ночи, не мог уснуть и смотрел телевизор до самого утра. Сейчас я спокойно сплю всю ночь и утром чувствую себя намного лучше – бодрым и полным сил». На занятия П. приезжал всегда вовремя, активно работал с психологом и добросовестно выполнял домашние задания. После  каждого занятия П. «давал обратную связь» - рассказывал, что он почувствовал, осознал для себя, что было полезно, что понравилось и не понравилось, трудности в выполнении. В процессе терапии у П. вновь проявились давние психотравмы, поэтому мы продлили занятия и добавили упражнения. 

По окончании курса занятий П. сказал, что чувствует себя лучше, проанализировал свою жизнь, по-новому взглянул на свои трудности и проблемы и большинство из них он уже смог разрешить, переосмыслить и осознал, что некоторые из текущих проблем произрастали из глубокого детства и успешно разрешились в ходе терапии. В ходе терапии П. понял, что на самом деле он не одинок как считал раньше, у него есть семья (сестра и любимые племянники) и друзья, с которыми он регулярно видится и созванивается. П. расширил зону своих социальных контактов – зарегистрировался в социальных сетях, нашел своих одноклассников и однокурсников и активно общается в сети.

Результаты. Мы провели контрольное тестирование по окончании курса занятий.  По Шкале субъективного ощущения одиночества Д. Расселла выявлен средний уровень одиночества и социальной изоляции. Тест уверенности в себе Рейзаса показал средние значения, что указывает на повышение уверенности в себе. Самооценка по тесту Дембо-Рубинштейн адекватна. По тесту тревожности Спилбергера-Ханина у П. средняя ситуативная тревожность и личностная тревожность.

Таким образом, итоги тестирования подтвердили положительные результаты проведенной психологической терапии и коррекции.

Заключение.  Успешность и результативность социально-психологической реабилитации зависит от многих факторов: выбранных методик, характеристики проблемы клиента и его непосредственного желания и заинтересованности в ее решении, а также знаний и умений самого психолога.

Библиографический список:

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [ФЗ РФ №442 от 28.12.2013 г. (в ред. от 07.03.2018г).]. – http://www.consultant.ru
2. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2001-672 с.
3. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Речь, 2007. — C. 320.




Рецензии:

29.11.2019, 13:56 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Зиновьевой Натальи Михайловны представляет собой сообщение о случае поддержки, обогащения самочувствия инвалида применением разных психологических средств. Данная работа обогащает состав сведений о работах подобного рода, не исключает заимствование результативных методов профессиональных действий. Специфика работы в том, что сведений о тех же действиях в сходных случаях нет. Но описаны тестовые действия, позволившие признать результативность оздоровления инвалида. Работа достойна публикации, несмотря на узость ее предмета. Оригинальность работы в том, что список использованной литературы предельно скромный, указаний сходных действий других лиц нет. Но трудно предположить, что никто, кроме Зиновьевой Н.М. теми же вопросами не занимался. Чтобы этот фактор не помешал публикации, стоит хотя бы указать работы тех, кто выработал контрольные тесты (Расселл Д., Рейзас, Спилбергер-Ханин, Дембо-Рубинштейн).

29.11.2019 16:16 Ответ на рецензию автора Зиновьева Наталья Михайловна:
Уважаемый Оганес Александрович! Благодарю Вас за рецензию на мою статью. Ошибки учла и исправила.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх