Государственный университет управления
студент
Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления
УДК 2964
Введение. Контейнер – стандартизированная тара многократного применения, предназначенная для перевозки грузов различными видами транспорта, для хранения товаров и для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое.
Если рассматривать достоинства контейнеров, то можно выделить следующие позиции. Удобство, в том плане, что контейнер загружается на предприятии и разгружается лишь на месте назначения. То есть не нужно тратить дополнительные затраты и время на процессы погрузки и разгрузки. Одним из ключевых преимуществ является защита товара во время перевозки. Это означает, что контейнер помогает сберечь находящийся в нем груз от повреждений при его транспортировке, а также от краж и потерь. Ведь отдельную единицу товара проще потерять или украсть, а вот целый контейнер, весом не одну сотню кг проблематично. Также плюс контейнера в том, что его перемещения можно отследить с помощью GPS-навигации. Это позволяет отслеживать местоположение контейнера как отправителю, так и клиенту.
Актуальность тематики, связанной с контейнерными перевозками, объясняется тем, что в настоящий момент быстро развивается торговля как внутри стран, так и на международном рынке. Соответственно, возникает потребность к такому средству хранения и перевозке товара, чтобы оно минимизировало повреждения во время транспортировки, а также время и затраты. Контейнеры как раз удовлетворяют эти требования, поэтому они очень востребованы и активно внедряются во все страны мира.
Целью данной работы является изучение развития российских контейнерных перевозок с помощью анализа транспортировки контейнеров за рубежом.
Основная часть. На территории Российской Федерации, специальные контейнеры, а также универсальные контейнеры имеют порожний пробег (пробег без груза от места погрузки до места разгрузки), который зачастую достигает 1/3 от пройденного расстояния. [3] Соответственно, около 33% не приносит прибыли производителю, хотя затраты он несет за все 100% пути.
В Российской Федерации в контейнерных перевозках задействовано только 10% грузов [10], тогда как в более развитых странах, с помощью контейнеров перевозят более 50% грузов (рис.3).
Рисунок 1 – Прибыль компании-производителя с учетом порожнего пробега
В России большую долю грузоперевозок, включая и контейнерные перевозки, занимает ж/д транспорт. Это объясняется тем, что Россия имеет большую территорию, поэтому пункты отправки и назначения порой находятся на большом расстоянии.
Рисунок 2 – Доля водного, автомобильного и ж/д транспорта в грузовых перевозках России
Рассмотрим статистические данные по перемещениям грузов с одного вида транспорта на другой в морских портах РФ. (табл.1)
|
Январь-июнь 2018 г. |
Январь-июнь 2019 г. |
Январь-июнь 2019 г. в % к январю-июню 2018 г. |
Всего грузов |
397,7 |
409,0 |
102,8 |
в том числе: |
|
|
|
сухогрузы |
188,7 |
179,7 |
95,2 |
из них грузы в контейнерах |
26,3 |
28,0 |
106,5 |
наливные |
209,0 |
229,3 |
109,7 |
Рисунок 3 – Уровень контейнеризации грузовых перевозок в различных странах мира [4]
На сегодняшний день американских компаний, занимающихся перевозками контейнеров, появилось очень много, ведь данный способ транспортировки разных грузов очень выгодный и удобный. Также в США известна контейнерная система, которая имеет название COFC (container оn flаtcar - контейнер на платформе). Она подразумевает, что контейнер ИСО доставляется с помощью автомобильного транспорта от отправителя на ж/д станцию, на которой имеется специальное оборудования для переноса контейнера с одного транспортного средства на другое. На ж/д станции контейнеры устанавливаются на железнодорожные платформы поезда, следующего до станции назначения.
В Германии с 1969 г. была распространена система контейнерных перевозок "Pa"(Porter Amenge), функционирует по методу уже существующей американской системы "COFC". В системе "Ра" контейнеры, как правило, специализированные и предназначены для перевозки пищевых продуктов, сыпучих и жидких грузов. Отличительной чертой "Pa'' является наличие роликов, благодаря которым контейнеры перекатываются по специальным рельсам на железнодорожную платформу и обратно. Доставка грузов по системе "Ра" осуществляется непрерывным процессом "от двери до двери" на отдельных экономически выгодных направлениях.
Заключение. Подводя итог, можно сказать о том, что развитие контейнерных перевозок в России слабее развита, чем в США и Германии. На мой взгляд, это связано с большой территорией государства и разным уровнем развития регионов. Мы знаем, что более развитая инфраструктура находятся в европейской части страны, здесь много крупных городов и плотность населения выше, чем, например, на Дальнем Востоке. Такая разница затрудняет развитие контейнерных систем относительно равномерно по всей стране, а соответственно общий показатель по государству будет меньше, чем мог бы быть.
Для России внедрение контейнеров относительно молодое веяние. Поэтому в государстве слабее развита система обработки (обслуживания) контейнеров, инфраструктура для транспортировки контейнеров и т.д. Но постепенно данное направление развивается, организуются мероприятия для решения проблем в этой области, производятся различного рода инвестиции в развитие контейнерных перевозок и т.д. Эти положения производятся и утверждаются на государственном уровне. [14]
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий