Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 10.12.2019. Последняя правка: 09.12.2019.
Просмотров - 495

Использование беспилотных летательных аппаратов в России

Сухова Лидия Алексеевна

Государственный университет управления

студент

Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления


Аннотация:
автор представляет одно из нововведений – использование беспилотных летательных аппаратов в логистике, описывает перспективы его развития в России, а также административные барьеры, не позволяющие активно внедрить инновацию в логистику, и способ их преодоления.


Abstract:
the author presents one of the innovations - the use of unmanned aerial vehicles in logistics, the prospects for its development in Russia, as well as administrative barriers that do not allow actively introducing innovations in logistics and how to overcome them.


Ключевые слова:
логистика; транспортная логистика; беспилотное мобильное устройство; беспилотный летательный аппарат; цепь поставок; будущее; дроны

Keywords:
logistics; transport logistics; unmanned mobile device; unmanned aerial vehicle; supply chain; future; drones


УДК 338.001.36

ВВЕДЕНИЕ

В своей работе я хочу акцентировать своё внимание на вопросах развития беспилотных летательных аппаратов в России и их использования в логистике, а также определить, какие барьеры не позволяют внедрить данную инновацию. 

Актуальность данной темы в том, что  беспилотными летательными аппаратами сложно удивить севременного человека, но определённые барьеры не позволяют до сих пор запустить БПЛА в массовое использование.

Цель данной статьи – изучить приемущества и недостатки использования беспилотных летательных аппаратов, а также определить направления их использования в России.

Задачами данной работы являются ознакомление с реультатами исследований относительно применения беспилотных летательных аппаратов, нахождение преимуществ и недостатков их использования и поиск возможностей использования беспилотных летательных аппаратов в России.

Научная новизна заключается в анализе исследований, посвящённых изучению беспилотных летательных аппаратов, и формировании выводов о том, как их можно использовать в России 

В XX  веке радиоуправляемые беспилотные воздушные суда (БВС) использовались в основном в военных целях. Но в начале 2000-х все изменилось. К этому моменту в одной точке сошлись два важных обстоятельства: с одной стороны, электронные компоненты стали миниатюрными и дешевыми, с другой — появились компактные и легкие источники энергии и эффективные электродвигатели. В итоге рынок быстро начали заполнять недорогие беспилотники, способные выполнять самые разные задачи — от обычной фото- и видеосъемки до перевозки грузов и лазерного сканирования.

Все варианты использования дронов делят на три группы. Первая — так называемое дистанционное зондирование Земли, то есть получение и обработка различных данных о поверхности планеты и ее недрах. Вторая группа — логистика: транспортировка и перевозка грузов, а третья — телекоммуникации, шоу и другие специальные применения.

Об использовании БПЛА (беспилотный летательный аппарат) в логистике говорят далеко не первый год, но современные Российские реалии таковы, что они не позволяют внедрить массовое использование беспилотников в коммерческих целях, так как существуют определённые барьеры. 

Для начала рассмотрим преимущества и недостатки использования БПЛА в логистике.

К преимуществам относятся:

  1. Экономия средств. На доставку грузов тратится большое количество денежных средств и других ресурсов. По оценке компании Kiva Systems наземная доставка грузов до 2 кг составляет от $2 до $8. В то время, как дрон способен доставить груз такого же параметра за $0,1. При данном анализе учитывались следующие переменные: затраты на развёртывание БПЛА – группировки, техническую и информационную поддержку, а также процент от заказов, которые могут быть обработаны с помощью БПЛА. Даже при больших вложениях прибыль увеличится, а следовательно, компании будут применять технологию беспилотников, отвечая на создаваемый спрос быстрой доставкой;
  2. экологичность. Транспортные средства негативно влияют на экологию и загрязняют окружающую среду. Так как XXI век – век потребления, то для доставки грузов требуется ещё больше транспорта. В США уже давно лоббирует «зелёное производство», стимулируется данное направление путём введения высоких налогов на промышленные отходы. Использование дронов более экологично, так как единственный ресурс, который им нужен – электроэнергия;
  3. исключение «человеческого фактора». Большинство катастроф происходит из-за человеческого фактора. Военные уже давно используют беспилотники. Поэтому появление военных беспилотных грузовых судов – реальность. Автоматизация производственных и логистических цепей – главная цель использования беспилотников;
  4. гибкость в цепи поставок. Автономность беспилотных аппаратов позволяет корректировать направления движения, в случае необходимости, форс-мажорные и ситуации, вышедшие из-под контроля или при определённых требованиях клиента. Скорость реагирования в таких случаях крайне велика.

Два главных недостатка связаны с конфиденциальностью и безопасностью, а также с запретом внедрения БПЛА  в массовое применение.

Административные ограничения, являются важной проблемой, ведь БПЛА представляют собой опасность создания проблем для других участников воздушного движения, также использование дронов запрещено рядом с аэропортами и в тёмное время суток. Сброс с дронов на землю каких-либо предметов запрещён, к тому же, на данный момент дроны должны находиться в поле видимости людей, управляющих ими. Данное условие создаёт определённые трудности,  в частности для компании Аmazon, которая не предполагала слежение за дроном, а отдала своё предпочтение дистанционному мониторингу. Но стоит отметить, что они активно решают данную проблему и планируют в будущем предпринять попытки побудить Федеральное управление авиацией США внести изменения в некоторые правила. В России действует закон № 462-ФЗ об использовании БЛА, который был опубликован 30 декабря 2015 г. В соответствии с данным законом необходимо проводить государственную регистрацию беспилотных летательных систем.

Проблема конфиденциальности и безопасности увеличивается в связи с тем, что городская среда густонаселена.   Поэтому существует риск незаконного вмешательства в частную жизнь или коммерческую тайну, с возможностью овладения какой-либо секретной информации. Для того, чтобы снизить риски появления данных проблем законодательства множества стран требуют обязательное страхование коммерческих БПЛА. Но, к сожалению, эти требования сдерживают развитие и инвестиции в проекты, связанные с БПЛА недостаточны.

Существуют более маленькая, но немало значимая проблема: столкновение с окружающей средой. Транспортные средства, человек, способны преодолевать погодные условия в некоторой степени. К сожалению, вес беспилотников настолько мал, что не способен противостоять ветру и дождю. Соответственно нужно предпринять меры по увеличению веса, без изменения технических характеристик, защите от влаги и повышению стойкости к погодным условиям.

Рассмотрев преимущества и недостатки использования дронов, можно предложить ключевые перспективы развития рынка дронов в России. Их можно разделить на несколько больших групп: 1) Полиция (обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий на открытом воздухе, проведение поисковых работ, разведка в зоне ЧС). 2) Здравоохранение. 3) Мониторинг лесопожарной и гидрологической обстановки. 4) Пожарными службами. 5) В картографии. 6) В СМИ. 7) Использование компаниями в коммерческих целях (аэросъёмка для нужд агро-бизнеса и сельского хозяйства, мониторинг трубопроводов и ЛЭП, а также курьерские услуги и многое другое.).

Но для того, чтобы компании могли беспрепятственно использовать БПЛА в Министерстве транспорта разрабатываются поправки в Федеральные правила использования воздушного пространства, которые определят порядок использования беспилотников. На данный момент, для того, чтобы иметь право использовать БПЛА надо получить разрешения в Единой системе организации воздушного движения России. Целью изменений является создание условий для рыночного использования беспилотников без угрозы безопасности в небе. Кроме того, МинТранс разрабатывает дополнения в Воздушный кодекс России. Владельцев беспилотников обяжут страховать ответственность перед третьими лицами. И уже принят Госдумой в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за нарушения правил использования воздушного пространства.

На данный момент во многих российских компаниях используются беспилотнки. Например, в Газпроме главной функцией БПЛА  является полный или частичный контроль 60% (около 7000км) трубопроводов “Газпром нефти”. Беспилотники этого типа оснащены фото- видеокамерами, тепловизорами и способны находиться в воздухе до 7 часов, преодолевая расстояние в 600 км и развивая скорость 120 км/ч. Дистанционные методы при поиске и оценке залежей углеводородов, в частности, дают возможность наиболее точно картировать (отображать на картах) контуры предполагаемых залежей — вплоть до выявления точек, где заложение поисково-оценочных и разведочных скважин будет наиболее эффективным – говорит директор по научному обеспечению и сопровождению геолого-разведочных работ Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геолого-разведочного института Олег Краснов.

В заключение хотелось бы сказать, что проблем много: законодательная база, большой объём вложений. Но преимущества колоссальные: увеличение прибыли, автоматизация логистических перевозок в долгосрочной перспективе. К сожалению, ближайшее время можно не ждать появления дронов в массовом использовании. В условиях больших городов дроны не могут доставлять грузы, потому что нет подходящих условий. Но в маленьких городах, поселках городского типа и деревнях использование дронов – доставщиков вполне вероятно. Поэтому хочется верить в то, что в ближайшем будущем БПЛА будут на вооружении и полиции, органов здравоохранения, МЧС и прочих спасательных служб. А также их будут использовать компании-гиганты для уменьшения количества издержек и экономии человеческих ресурсов.

Таким образом мы рассмотрели плюсы и минусы использования беспилотников, изучили перспективы их развития в РФ, узнали, какие существуют барьеры. Несомненно надо использовать беспилотники в логистике, но в соответсвии с законодательством процедура их регистрации достаточно долгая и утомительная, поэтому упрощение данной процедуры позволить увеличить количество используемых беспилотников в коммерческой сфере.

Библиографический список:

1. Бром А. Е. Современные технологии организации и управления жизненным циклом наукоемкой продукции // Вестник МГОУ. Экономика, 2015. № 2. С. 41-46.
2. Омельченко И. Н., Бром А. Е. Современные подходы к оценке жизненного цикла продукции // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева, 2013. № 2. C. 29-34.
3. «Marsh» -электронный отчет «Дроны-это взгляд в будущее логистического сектора?» [Электронный ресурс] // URL: http://www.oliverwyman.com/content/dam /marsh/Documents/PDF/UKen/Drones%20A%20View%20into%20the%20Future%20fo r%20the%20Logistics%20Sector-10-2015.pdf (дата обращения: 19.11.2019).
4. Использование дронов в логистике. [Электронный ресурс] // URL: https://www.microdrones.com/en/applications/growth-ma... (дата обращения: 19.11.2019).
5. Никоноров А., Васев С., Столяров А. Время летать. Беспилотные летательные аппараты в нефтяной отрасли. [Электронный ресурс] // Журнал «Сибирская нефть» — №163 (июль-август 2019). URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2019-july-august/3406691/ (дата обращения: 19.11.2019).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх