Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 17.12.2019. Последняя правка: 16.12.2019.
Просмотров - 260

Экономика совместного пользования. Основные особенности и тенденции развития

Карлин Егор Вадимович

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

Студент

Молдован А.А., доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет


Аннотация:
В этой статье описываются ключевые особенности экономики совместного пользования, основные направления данного рынка, а также рассматривается будущие перспективы развития и существующие тенденции в разрезе конечного потребителя и компаний, представленных на рынке.


Abstract:
This article describes the key features of the sharing economy, the main directions of this market, as well as the future prospects of development and existing trends in the context of the consumers and the companies presented on the market.


Ключевые слова:
экономика совместного пользования; экономика будущего; бизнес для бизнеса; бизнес для потребителя

Keywords:
sharing Economy; economy of the future; B2B; B2C


УДК 338.001.36

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика в данный момент претерпевает коренной перелом в самой ее сути, если раньше, при существующей модели распределение строилось на проивзодстве товаров и услуг, по большей части, специализированными производствами и потреблялось конечными пользователями, то сегодняшняя экономическая модель, основанная на экономике совместного пользования стерла грань между проивзодителем и потребителем, отныне понятие конечный потребитель утратило свою актуальность. Однако для многих рынок совместного потребления остается неизвестным и неосвоенным, несмотря на то, что каждый из нас хоть раз в жизни прибегал к его услугам.

Актуальность данной статьи объясняется стремительным динамикой роста рынка совместного пользования как в контексте числа предосталяемых рынком услуг и числом участников, так и ростом влиянием на глобальную экономику в целом.

Цель данной статьи – дать представление об особенностях и тенденциях развития рынка совместного пользования.

Задачами данной статьи являются как определение предмета рынка совместного пользования, так и раскрытие специфики данного рынка в целом.

Научная новизна заключается в анализе исследований, посвященных изучению рынка совместного пользования, и формировании общего представления о тенденциях развития и влияния данного рынка на глобальную экономику в целом.

Экономика совместного использования быстро превратилась в большую и расширяющуюся силу. На первый взгляд, кажется, что рынок в основном ограничивается транспортными агрегаторами (Uber и Китая Didi Chuxing) и агрегаторами поиска и краткосрочной аренды частного жилья (Airbnb). Но экономические основы совместного использования гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Многие другие отрасли промышленности вскоре могут столкнуться с серьезными изменениями, последствия которых уже испытывают таксомоторные парки и гостиничные сети — как показывает появление Boatbound (аренда лодок для отдыха), PeerBy (обмен предметами домашнего обихода по соседству) и Vrumi (комнаты, сдаваемые в аренду под офисные помещения) дифференциация огромна.

Экономика совместного использования основана на снижении трансакционных издержек. Смартфоны, возможность подключения к интернету и облачные хранилища позволяют потребителям эффективно искать нужные им товары и услуги, четко понимать условия, обеспечивать своевременную логистику и соблюдение согласованного контракта.

Практика совместных поездок и краткосрочная аренда жилья появились на из совместного использования, потому что для потребителей вызов такси и бронирование номера в отеле превратились в набор рутинных рудиментарных операций. Однако, как показывает практика, настроения и отношения конечного пользователя к привычным операциям могут приобрести новый вектор развития, достаточно лишь обеспечить пользователями необходимым уровнем комфорта и надежности.

Рассмотрим возможные пути развития экономики совместного пользования. Служба RentSher, представляющая свои услуги на рынках Индии и ОАЭ объединяет потребителей, желающих арендовать бытовые товары – от детских колясок и принадлежностей для вечеринок до палаток и акустических систем, — с людьми, которые хотят получить дополнительный доход от неиспользуемых предметов, владельцами которых они являются. Сервис нивелирует неудобства, вызванные традиционным лизингом, такие как необходимость организации самовывоза и доставки, а также снижает транзакционные издержки, которые мешают двум сторонам найти друг друга, договориться и заключить сделку. Посредством мобильного приложения происходит выбор необходимого товара, далее с помощью местных жителей, выступающих в качестве курьеров, осуществляется доставка к конечному потребителю. Сервис позволяет оформить сделку полностью готовой, «под ключ», тем самым предоставляя обеим сторонам удобство взаимодействия.

Подход, применяемый RentSher обозначил два важнейших направления, которые возымеют последствия для операционных издержек и будущего экономики совместного использования. Во-первых, проникновение смартфонов резко возрастет, особенно на развивающихся рынках, обеспечивая сильную стартовую площадку для обмена услугами. Более половины всех сделок на этих рынках в настоящее время осуществляется посредством смартфона, и эта доля будет только расти, по имеющимся прогнозам, достигнув показателя в две трети рынка всего за несколько лет. Во-вторых, транзакционные издержки будут продолжать снижение, поскольку количество разногласий между арендатором и заказчиком уменьшается за счет совершенствования платформ совместного использования.

Предприниматели и экономисты все еще исследуют возможности экономики совместного использования. Рынок совместного пользования все еще является быстро развивающимся и малоизученным, однако некоторые тенденции развития все же выделить можно.  Во-первых, на рынке B2C совместное использование окончательно вышло за рамки организации поездок и бронирования комнат. Стартапы, предлагающие общие рабочие места, хранение и доставку являются третьими по популярности целями венчурного финансирования. Компании этой группы, такие как WeWork и Vrumi, получили порядка $2 млрд инвестиций. Совместное использование транспортных средств, включающее в себя прокат автомобилей и прокат велосипедов, является четвертой наиболее активной группой, общий объем инвестиций в которую составляет порядка $810 млн. Далее идут стартапы, связанные со индустрией моды, с объемом инвестиций более чем $240 млн.

Второй тенденцией, заслуживающей внимания, является расширение инвестиционной активности на рынке B2B, сумма инвестиций в который достигают показателя $150 млн. В качестве примера стартапа, представляющего данный рынок, может рассматриваться сервис по аренде строительного оборудования Yard Club, ведущий свою деятельность с 2016 года на территории США и Канады. Однако стоит отметить, что лишь немногие отрасли промышленности обладают определенным «запасом прочности» к падению трансакционных издержек и расширению рынка совместного пользования. Обязанностью руководителей отраслей промышленностью должно стать тактическое и стратегическое планирование, основанное на возрастающей доле рынка совместного пользования, что предполагает возможное изменение бизнес-модели.

Для последующего роста экономики совместного пользования необходимо соблюдения двух условий: экономической эффективности и логической обоснованности. Если экономическая эффективность никаких вопросов не вызывает, то с логической обоснованностью не все так просто. Логическая обоснованность связана с эмоциональной привязанностью продуктов, иными словами, переход некоторых товаров к совместному использованию может быть медленным или не иметь место быть. Трудно себе представить, например, активный рынок обмена обручальными кольцами или собаками и кошками. (однако это не относится к совместному уходу за домашними животными – это не сколько иная область, получившая широкую популярность).

В случае же товаров или изделий, владение которыми было недоступно для многих пользователей, совместное использование, скорее всего, найдет благодатную почву. По этой причине развивающиеся рынки являются перспективными маркерами развития. По имеющимся данным социологических опросов, проведенных среди жителей Индии, 93% респондентов среди числа городского образованного населения использовали сервис заказа такси Ola, 81% - Uber, данный показатель значительно выше, чем в США или Европейских странах. Стоит отметить, что многие потребители этих рынков стали располагать необходимым достаточным доходом совсем недавно, что делает их паттерны потребления гибкими и не устоявшимися. Например, индийские сервисы позволяют арендовать бытовую технику, что для представителя развитых экономик покажется диковинным. Очевидно, что привычные для Руанды сервисы по аренде мототакси не будет иметь успеха в развитых экономиках.

Совместное использование обладает всем необходимым потенциалом для изменения дизайна продукта в будущем. В качестве примера также обратимся к сегменту аренды автотранспорта. Там, где развивается активный рынок совместного использования автомобилей и совместных поездок (так называемый карпулинг), потребителям больше нет необходимости идти на компромисс в выборе транспортного средства с целью наибольшей эффективности поездки. Например, минивэн – один из самых популярных типов автомобилей в американских и европейских семьях, зачастую используется для поездок с детьми и перевозки каких-либо вещей или продуктов, но при развитом рынке совместного пользования совершенно нет никакой необходимости содержать среднестатистической семье в своем гараже личный; им предоставлен выбор: для семейных поездок  минивэн, для выездов на природу – кроссовер или внедорожник, для выхода родителей в свет можно арендовать спорткар или седан. С постепенным развитием рынка некоторые ниши автомобилей, сочетающие в себе мультифункциональность и некую эргономичность, будут сокращаться. Также стоит упомянуть экологический эффект совместного пользования автомобилей и совместных поездок – сокращение числа личных автомобилей и как результат – сокращение выбросов углеводорода. 

Дальше речь пойдет о концепции «все как сервис». Определение данного понятия – Anything-as-a-service, то есть все как сервис. Услуги в ИТ сфере не всегда требуют максимальных вложений для использования определенных сервисов. К примеру, компании нет необходимости строить свой собственный дата-центр, а можно просто арендовать необходимые мощности у другой компании, которая предоставляет такие услуги. То есть в данном случае инфраструктура предоставляется как сервис. Это и есть модель XaaS. Рост экономики совместного использования происходит повсеместно. В глобальном масштабе нетрадиционные” арендные " механизмы также набирают обороты. Потребители все чаще арендуют музыку через потоковые сервисы, такие как Spotify и Apple Music. В 2016 году звукозаписывающие компании заработали больше доходов в США от этих услуг, чем от продажи компакт-дисков и альбомов. В вычислительной сфере облачные хранилища позволяют компаниям и потребителям получать доступ к программному обеспечению, хранилищам и другим ресурсам как к услуге сервиса. Они платят только за то, что используют, и избегают капитальных издержек владения. Как и в случае совместного использования, более низкие транзакционные издержки (включая более высокую скорость загрузки) облегчили переход к моделям обслуживания и подписки в музыкальном сфере и в сфере программного обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика совместного использования только прошла этап зарождения и находится в процессе развития. Руководители компаний, работающих в это сфере, должны осознавать, что рынок совместного использования эволюционирует с каждым днем, что рынок завтрашнего дня может кардинальным образом отличаться от рынка сегодняшнего. Сейчас анализ таких проявлений рынка как падение транзакционных издержек, развитие бизнес-модели XaaS и изменение потребительских предпочтений в отношении собственности может дать существенное преимущества при проектировании новых бизнес-моделей. Руководители должны опережать эти изменения и формировать будущее совместного использования, чтобы иметь возможность воспользоваться возможностями и справиться с потенциальными конкурентными проблемами, которые принесет совместное использование.

Библиографический список:

1. Чумаков Т.В. Экономика совместного потребления// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Том 8. Выпуск 3. URL:https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=3769&p=attachment (дата обращения 10.12.2019).
2. Казарян К.А. Экономика совместного пользования (ЭСП) в России 2018 URL: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-nov2018.pdf (Дата обращения 10.12.2019).
3. Беляков Е.В. Как экономика совместного потребления меняет наши привычки URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27044/4110243/ (Дата обращения 9.12.2019).
. Рудь А.А. Что такое XaaS, IaaS, SaaS и PaaS. Различия и основные понятия URL: https://hyperhost.ua/info/chto-takoe-xaas-iaas-saas-i-paas-razlichiya-i-osnovnyie-ponyatiya/ (Дата обращения 11.12.2019).




Рецензии:

17.12.2019, 12:50 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ На статью «Экономика совместного пользования. Основные особенности и тенденции развития» авторов Карлина Е.В. и Молдована А.А. 1. В АННОТАЦИИ к статье указано, что в статье «ОПИСЫВАЮТСЯ ключевые особенности экономики совместного пользования, основные направления данного рынка, а также рассматривается будущие перспективы развития и существующие тенденции в разрезе конечного потребителя и компаний, представленных на рынке». 2. Авторы пишут, что «Задачами данной статьи являются как ОПРЕДЕЛЕНИЕ предмета рынка совместного пользования, так и РАСКРЫТИЕ специфики данного рынка в целом». 3. К сожалению, в статье не удалось обнаружить ОПРЕДЕЛЕНИЯ «предмета рынка совместного пользования», как не удалось обнаружить «РАСКРЫТИЯ специфики данного рынка в целом». 4. Таким образом, как и указано в АННОТАЦИИ, статья посвящена ОПИСАНИЮ некоторых особенностей НЕКОЙ экономики совместного пользования. И в этом (описательном) смысле статья повторяет изложенное ранее в приведенных авторами источниках. 5. Меж тем, утверждения авторов о том, что «Современная экономика в данный момент претерпевает коренной перелом в самой ее сути», и «Научная новизна заключается в … формировании общего представления о тенденциях развития и влияния данного рынка на глобальную экономику в целом» содержат СЛОВА «экономика», «рынок», которые имеют совершенно разный смысл в отношении сложных категорий «Современная экономика» и ее суть, «влияние данного рынка на глобальную экономику» явно НУЖДАЮТСЯ в расшифровке (определении) примененных ими категорий и расшифровке «СУТИ» этих категорий. Ведь для научного сообщества важно отличать категорию «РЫНОК» от категории «Рыночная экономика», «социалистическая экономика» и «Современная экономика». ВЫВОД. Статья в представленном виде носит реферативный характер, ее содержание не выходит за рамки описанных тенденций рынка в приведенных авторами источниках, что не позволяет ее рекомендовать для публикации в научном журнале. Тарханов О.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх