Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 21.12.2019. Последняя правка: 21.12.2019.
Просмотров - 355

Перспективы и дальнейшее развитие Северного морского пути

Файфер Виктория Романовна

Государственный Университет Управления

студент

Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления


Аннотация:
Автором данной научной статьи было проведено исследование о перспективах и о дальнейшем развитии Северного морского пути. В данной работе были рассмотрены технологии, которые уже применяются и те, которые хотят внедрить для перевозок по Северному морскому пути.


Abstract:
the Author of this scientific article conducted a study on the prospects and further development of the Northern sea route. In this paper, we considered the technologies that are already used and those that want to launch for transportation on the Northern sea route.


Ключевые слова:
северный морской путь; трансконтинентальный Евро-Азиатский морской транспортный коридор; ресурсы; судоходство; север, транспортная система

Keywords:
Northern sea route; transcontinental Euro-Asian sea transport corridor; resources; shipping; North; transport system


УДК 339.9

Введение

Северный морской путь является главной судоходной магистралью России в Арктике. Без развития северного морского пути невозможно дальнейшее освоение и развитие арктической транспортной системы. Морской транспорт является главным в обеспечении  населения севера всеми необходимыми для жизнедеятельности средствами и товарами, и не только для людей, но и для экономики страны, ведь в регионах Севера добываются различные ресурсы, которые можно доставить только морским транспортном, потому что из-за вечной мерзлоты невозможно строительство железной- и автодороги.

Актуальность

Автор считает, что данная тема представляет особую актуальность, потому что использование Северного морского пути является стратегическим фактором, который связан с геополитическим и транснациональным значением морского судоходства в Арктике.

Цели и задачи данной статьи

Целью работы является то, что нужно выявить, что ожидает Северный морского путь и какие его ждут изменения, также какие могут быть проблемы без развития Северного морского пути. Задачей работы является: рассказать об историческом начале Северного морского пути, как и с чего началось развитие; значение Северного морского пути и какую роль он играет в морском транспорте; дальнейшие перспективы развития Северного морского пути.

Основная часть

 Для начала автор расскажет про сам путь, где он находится и какая у него протяженность. Северный морской путь проходит вдоль сибирского побережья, соединяя дальневосточные, российские порты, устья северных рек в одну единую судоходную транспортную систему. С восточной стороны СМП ограничен Беринговым проливом, с западной – меридианом, расположенным чуть севернее мыса Желания. Общая протяженность СМП составляет 5600км. [3;с.1]

Хотелось бы сказать немного о истории освоения Северного морского пути. Освоению Арктики насчитывают почти тысячу лет назад, но более активно изучать её стали только в середине 17-го столетия, когда моряки под руководством Федота Попова и Семёна Дежнёва, обогнув Чукотский полуостров, попали в Тихий океан. Вначале 18-го века Иван Толстоухов со своими судами обошел по морскому пути Таймырский полуостров. После этого стали проходить различные экспедиции, продолжавшие искать новые торговые пути, все больше и больше расширяя границы северного судоходства. Когда первый российский ледокол протестировали в сложных арктических условиях, выявились недостатки,которые устранили при строительстве последующих судов. [5]

Сейчас же Северный морской путь рассматривают, как трансконтинентальный Евро-Азиатский транспортный коридор. Судьба его так же зависит от того, что добывают в арктических зонах и насколько в этом нуждается экономика. Естественно без Северного морского пути освоения ресурсов Арктики невозможно. Из-за того, что добывать ресурсы в Арктике достаточно сложно-сохранилось очень много природных ресурсов и полезных ископаемых. Под Северным полюсом хранится четверть мировых запасов нефти и газа. [2;с.2-4]

Больше внимания к Северному морскому пути оказывают иностранные компании судоходства. Это определяется двумя факторами:

1)    Возможно станет более выгодной альтернативой другим перевозкам между Европой, Дальнего Востока и Северной Америки.

2)    Так же интересен для иностранцев, как транспортная артерия для перевозки минеральных ресурсов из арктических регионов России, так как в этих районах содержится 35% мировых запасов нефти и газа.

3)    Перевозки газа и нефти морским путем могут стать выгоднее строительства газо- и нефтепроводов.

Сегодня Россия продолжает понемногу осваивать  и использовать Северный морской путь. Больше всего услугами Северного морского пути пользуются российские компании, как «Норильский никель», «Газпром», «Роснефть».К 2020 году предполагалось увеличить запасы нефти в Арктике до 3 млрд тонн.

Как говорилось ранее, через арктическую транспортную систему развиваются морские пути и северные территории. Но, к сожалению, полностью освоить данные территории невозможно из-за тяжелых условий крайнего севера, в условиях, которых невозможно человеку выжить. Но, к счастью, Север изучен неплохо, что дает основание для выдвижения новой парадигмы  его развития: не только добыча ресурсов топлива и сырья, но и создание благоприятных условий для жителей Севера. Развитие предусматривает сохранение северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали России. Также обеспечить Северный морской путь устойчивым и безопасным функционированием в интересах региона. Еще защитить приоритеты российского флота,а также укрепить безопасность России в Арктике. [2;с.1-3]

В первую очередь, перспективные грузопотоки СМП связаны с освоением и добычей сырья на следующих месторождениях:

• Штокмановское месторождение в центральной части Баренцева моря;

• газовые и нефтегазовые месторождения полуострова Ямал;

• Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция, на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа;

• месторождения цветных металлов (медь, никель) на Кольском и Таймырском полуостровах;

• крупные угольные бассейны на территории Таймырского полуострова, Красноярского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Чукотского АО;

• месторождения золота на территории Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского АО;

• месторождения олова на территории Чукотского АО и т.д.   

Больше всего перспективным считается Штокмановское месторождение. Там запасы по категории С1 составляют 3,9 трлн куб м газа и 56, 1 млн тонн газового конденсата. Также в планах есть строительство порта вместе с заводом.

Еще можно сказать об одной важной функции Северного морского пути- это возможность создания на базе Северного морского пути международного транспортного коридора, который соединит Западную Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Тихоокеанского побережья США и Канады, который может стать альтернативой морскому пути через Суэцкий канал. По результатам исследования, можно сказать, что перевозки грузов по Северному морскому пути в ближайшие годы могут составить достойную конкуренцию Суэцкому южному каналу. Срок транспортировки грузов может стать меньше (что является большим плюсом) за счет обеспечения безопасности судов от  пиратских нападений и террористических действий, а также увеличения периода летней навигации за счет глобального потепления.

Если говорить о экономике СМП, то Согласно статистическим данным ФГУП «Администрация Северного морского пути», в 2017 году объёмы перевозок по СМП составили 9,932 млн. тонн, это самое большое значение за всю историю. В данный момент больший объем грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечивается за счет внутренних перевозок, так как это основная транспортная артерия арктического сектора России, но при этом показывает , что у иностранных логистических компаний отсутствует интерес к Северному морскому пути. Конкурентами является Суэцкий и Панамский канал .Большой объём приходится на транспортировку грузов в северные российские регионы, так называемый «северный завоз».

Еще хочется отметить экологическую ситуацию в Арктике. Больше всего Арктике угрожает загрязнение использованным топливом судов, которые проходят по территории Северного морского пути. Так, одно судно может расходовать 33 тонны топлива в сутки и, соответственно, за 26 суток, необходимых для прохождения СМП, израсходует 858 тонн топлива, а один дизельный ледокол при максимальной мощности может использовать только до 3000 тонн топлива в день. Широкое внедрение газомоторного топлива в акватории Арктики  может способствовать решению экологических проблем. [4;с.4-6]

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что Северный морской путь является неотъемлемой частью жизни людей.  Он позволяет активизировать экономическую жизнь прибрежных регионов Севера и Дальнего Востока. Но пока же Северный морской путь остается резервом  для международных перевозок, но в нем есть огромный потенциал в развитии Арктических территорий и крайнего Севера России. Дальнейшее развитие поможет улучшить экономическую ситуацию.

Библиографический список:

1. Бабич С.В., Яковлева А.А. Транспортно-логистический потенциал Северного морского пути в Евро-Азиатском экономическом пространстве // Российская Арктика. - 2019. - №4. - С. 1-10.
2. Брызгалов Р.А. Северный морской путь: состояние и перспективы развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2011. - №5. - С. 1-4.
3. Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН. - 2011. - №4. - С. 1-5.
4. Писаревская Д.Д. Этапы освоения русской Арктики: политико-экономические аспекты // Старт в науке. - 2016. - №№2. - С. 61-77.
5. История исследования Арктики // будущее-арктики.рф: ежедн. интернет-изд. URL: https://будущее-арктики.рф/istoriya-issledovaniya-arktiki/ (дата обращения: 11.11.2019).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх