Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Управление и организация
Размещена 03.01.2020. Последняя правка: 30.12.2019.
Просмотров - 153

Совершенствование управления социальной сферой на муниципальном уровне (на примере Нефтекумского городского округа Ставропольского края)

Чернощекова Маргарита Сергеевна

Нет

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева"

Магистрант

Научный руководитель: Бегеулов Рустам Маратович, доктор исторических наук, профессор, преподаватель исторического факультета Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева


Аннотация:
В статье освещаются вопросы, связанные с управлением социальной сферой на муниципальном уровне (на примере Нефтекумского городского округа Ставропольского края). Дается краткая характеристика развития социальной сферы, приводятся рекомендации по совершенствованию механизмов управления и повышению качества услуг.


Abstract:
The article reveals issues related to the management of the social sphere at the municipal level (for example, the Neftekumsky urban district of the Stavropol Territory). A brief description of the development of the social sphere is made, recommendations for improving management mechanisms and improving the quality of services are considered.


Ключевые слова:
социальная сфера; муниципальное образование; муниципальное управление; механизмы управления; программно-целевой метод; социальная защита; образование; молодежная политика; физическая культура и спорт; культура

Keywords:
social sphere; municipality; municipal government; management mechanisms; program-targeted method; social protection; education; youth policy; physical education and sports; culture


УДК 36

Главная цель деятельности органов местного самоуправления – улучшение качества жизни населения округа и увеличения вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей, повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов  как основы увеличения финансовой стабильности.

Изучение вопросов совершенствования управления социальной сферой на муниципальном уровне крайне актуально, ведь на сегодняшний день не выработан эффективный механизм управления социальной сферой на муниципальном уровне. Это обусловлено тем, что каждый муниципалитет имеет свои специфические особенности развития, а слои и группы обществ находятся на разных стадиях адаптационного процесса реформирования. Процесс управления социальной сферой предполагает единство планирования, организации, мотивации, регулирования, руководства и контроля в культурной сфере при приоритетном влиянии государства на характер этой деятельности. 

Постоянно развивающиеся институты общества требуют поиска новых подходов к решению насущных вопросов социально-экономического развития [5, 8], в этом и заключается цель данной статьи. Задачи статьи состоят в том, чтобы разработать четкую стратегию управления социальной сферой и социальными процессами посредством анализа наиболее успешного опыта муниципалитетов по всей стране [6, 187].

Научная новизна статьи заключается в том, что исследование вопросов управления социальной сферой в Нефтекумском городском округе Ставропольского края не имеет научной базы, научных работ по данному вопросу именно для этого региона нет. Изучение темы основано на анализе нормативно-правовых актов, опыта работы, отчетов о деятельности органов местного самоуправления Нефтекумского городского округа, используя общенаучные и специальные методы и научный опыт исследователей управления социальной сферой. Это позволило обеспечить значимость научно-методического инструментария, научную доказательность основных положений и выводов исследования.

В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что управление социальной сферой на муниципальном уровне имеет множество серьезных проблем, решение которых требует поиска новых и альтернативных методов. Отсутствие четкой и продуманной структуры органов местного самоуправления, рационального соотношения полномочий и компетенций между представительным органом муниципального образования и местной администрацией, полного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления являются серьезным барьером на пути к социальному благополучию [1, 168-169].
Органы местного самоуправления Нефтекумского городского округа Ставропольского края, неся основную организационную и финансовую нагрузку, строят систему управления социальной сферой на основе рационального разграничения функций, а также путем программно-целевого регулирования расходов и четкого планирования ожидаемых результатов. Программно-целевой метод, находящийся в основе управления социальной сферой Нефтекумского городского округа Ставропольского края, позволяет достичь наиболее оптимальных результатов во всех областях социальной сферы, контролируя качественные и количественные показатели развития [4]. При принятии управленческих решений в сфере регулирования социального развития учитывается специфика каждого населенного пункта и неоднородность результатов развития, определяются приоритетные направления социально-экономической политики для каждого из них [1, 8, 25, 38]. Ведется четкая и осмысленная работа в соответствии с местными специфическими особенностями развития, используя систему методов, способов и механизмов достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики. 

В настоящее время перед органами местного самоуправления стоят неотложные задачи по совершенствованию методов управления, развитию кадрового потенциала в системе муниципального управления, усилению антикоррупционной профилактики, повышению качества и доступности муниципальных услуг, снижению административных барьеров. Признается необходимость обеспечить преодоление административных барьеров, уменьшить коррупционные возможности, повысить ответственность и подотчетность муниципальных служащих, оптимизировать порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в электронном виде [2]. Принимая во внимание современные вызовы государственной власти к муниципальному управлению в социальной сфере, необходимо применить два основных направления преобразований: совершенствование механизмов управления социальной сферой на муниципальном уровне с учетом передовых достижений и повышение качества услуг учреждений социальной сферы.

В первую очередь, необходимо совершенствование организационной структуры управления труда и социальной защиты населения администрации городского округа. Для этого требуется создание подразделения по мониторингу, контролю, подготовке отчетных данных о ходе выполнения запланированных мероприятий социальной защиты граждан и трудящихся.

Одной из основных задач преобразования образовательной сферы является строительство и реконструкция помещений для осуществления образовательного процесса, введение в эксплуатацию помещений школ, соответствующих строительным и санитарным правилам и нормам, а также требованиям противопожарной безопасности. Необходимо решение задач, обеспечивающих доступность и повышение качества дошкольного и общего образования. Для достижения задач необходимо использование эффективных подходов к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; реализация модели сетевого взаимодействия; совершенствование процедуры и инструментария независимой оценки качества образования.

В сфере молодежной политики необходимо сделать упор на создание условий для обмена опытом и развития межмуниципальных молодежных связей и добровольческой (волонтерской) деятельности; создание условий для развития инновационного мышления, участия в проектной деятельности, в разработке новейших технологий; развитие профориентации и создание условий для реализации профессиональных навыков на территории городского округа и трудоустройства на местных предприятиях.

В сфере физической культуры и спорта требуется дальнейшая планомерная реализация деятельности, направленной на продвижение благоприятного имиджа городского округа как региона, заботящегося о здоровье и хорошей физической форме населения; популяризацию физической культуры и спорта как важной составляющей здорового образа жизни среди населения Нефтекумского района Ставропольского края; расширение сети спортивных объектов, их модернизация, замена устаревшего инвентаря; усиление межмуниципального взаимодействия; расширение форм поддержки выдающихся достижений в спорте.

Культура является той сферой жизни общества, в которой создаются, сохраняются и накапливаются духовные ценности, знания и исторический опыт, поэтому опора на культурный ресурс будет способствовать стабильному повышению качества жизни населения городского округа. Целью социально-экономической политики в сфере культуры является повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Для достижения цели рекомендуется решение следующих задач [3, 25-30].

1) повышение имиджа городского округа как региона, заботящегося о культурной и рекреационной привлекательности своей территории как для граждан, так и для гостей;

2) повышение профессионального престижа отрасли посредством наращивания кадрового потенциала;

3) совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров, внедрение информационных технологий, форм дистанционного обучения;

4) создание доступных площадок для творческого и профессионального взаимодействия, обмена опытом и межмуниципального сотрудничества;

5) создание комфортных условий для удовлетворения потребностей населения в туристских услугах и развития межрегиональных культурных связей;

6) расширение межмуниципальных, межотраслевых связей, связей с общественными и религиозно-этническими организациями для активного обмена опытом и совместной организации проектной деятельности;

7) развитие местных событийных мероприятий как уникального культурного продукта, имеющего образовательный, историко-культурный, рекреационный и экономический потенциал;

8) увеличение количества и качества культурных проектов, нацеленных на удовлетворение постоянно меняющихся запросов целевой аудитории и общих тенденций культурной политики в городском округе, Ставропольском крае и стране в целом;

9) поддержка малого предпринимательства в сфере создания уникальных изделий по аутентичным техникам и технологиям, характерным для коренных народов городского округа, а также поддержка самодеятельных умельцев по этому направлению;

10) оснащение новейшим оборудованием и модернизация информационных систем библиотек;

11) модернизация и обновление материально-технической базы и расширение технических возможностей для экспозиции музейного фонда;

12) развитие межотраслевого и межмуниципального сотрудничества посредством организации совместной научно-исследовательской и проектной деятельности;

13) повышение качества и доступности услуг по дополнительному образованию в сфере культуры посредством укрепления материально-технической базы, обновления устаревшего оборудования и инструментов, поддержки одаренных учащихся;

14) расширение доступности сети кинотеатров в сельских территориях, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и расширение технических возможностей для рекламных кампаний.

Таким образом, наше исследование позволило разработать предложения по совершенствованию механизмов управления социальной сферой на муниципальном уровне и повышения качества услуг учреждений социальной сферы на примере Нефтекумского городского округа, которые подлежат внедрению в качестве целей, задач и направлений реализации отраслевых муниципальных программ Нефтекумского городского округа Ставропольского края. Это позволит оптимально распределить ресурсы бюджета, рационально сосредоточить кадровые ресурсы на решении конкретных значимых проблем, достичь наилучших результатов в реализации управления социальной сферой, улучшить имидж городского округа как региона с эффективной социальной политикой и, как следствие, повысить уровень жизни населения.

Библиографический список:

1. Актуальные проблемы теории и практики муниципального управления : монография / под общ. ред. Н. Г. Ломовой. — М.-Берлин : Директ-Медиа. – 2014.
2. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров / И. А. Василенко ; Моск. гос. унт им. М. В. Ломоносова. – 5 - е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 495 с.
3. Гнедовский, С. Культурная индустрия и управление развитием / С. Гнедовский // «600 параллель». – 2010. – № 4.
4. Киселева, Н. Н., Браткова, В. В. Роль региональных программ в стимулировании экономического потенциала территории / Н. Н. Киселева, В. В. Браткова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 4 (15).
5. Лаврентьева, И. П. Социальная политика и управление в социальной сфере : учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. – Ульяновск : УлГТУ, 2009.
6. Фахрутдинова, А. З. Управление социальной сферой : учеб. Пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. / А. З. Фахрутдинова; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 187 с.




Рецензии:

28.02.2020, 22:37 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Совершенствование управления социальной сферой на муниципальном уровне (на примере Нефтекумского городского округа Ставропольского края)", Чернощекова Маргарита Сергеевна, НЕ рекомендуется к публикации в представленном виде: 1. Отсутствует главное - научный результат, полученный лично автором в (?) науках, в сравнении с уже известным научным знанием; 2. Автор, как ясно из статьи, не знаком с разделом сайта "Требования к публикации", в частности, с той частью, где ясно изложена структура статьи: "Структура статьи Введение Актуальность Цели, задачи, материалы и методы Научная новизна Заключение, результаты, выводы". Обращаем внимание редколлегии - статья НЕ рекомендуется без компромисса - "доработки".



Комментарии пользователей:

7.02.2020, 13:27 Олевский Виктор Аронович
Отзыв: Нужная статья, только не освещён вопрос, как конкретно будут выполняться поставленные задачи. Желательно доработать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх