Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Политология
Размещена 04.01.2020. Последняя правка: 03.01.2020.
Просмотров - 1684

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ИНСТРУМЕНТА ВЛИЯНИЯ

Липартелиани Владимир Бадриевич

Магистр

Университет им. Адам Мицкевича

Исследователь

Аннотация:
Статья посвящена изучению актуальной темы влияния Русской Православной Церкви на все сферы жизнедеятельности общества в Российской Федерации. Автором статьи был проведён исторический анализ взаимодействия религии с государством, была дана оценка явлениям, происходящим в современном обществе, изучены мнения отечественных и иностранных ученых по вопросу влияния русской церкви на общество. Также в статье отражены основные выводы по данной проблематике.


Abstract:
The article is devoted to the study of the topical theme of the influence of the Russian Orthodox Church on all spheres of society in the Russian Federation. The author of the article conducted a historical analysis, literature review, of the interaction of Orthodox Christian religion with the state, assessed the phenomena occurring in modern society and studied the perspectives of domestic and foreign scientists on the influence of the Russian Church on society. The article also reflects the main conclusions on this issue.


Ключевые слова:
религия; Русская Православная Церковь; государство; политика; инструмент влияния; взаимодействие; противоречия; общество; критика; современное состояние

Keywords:
religion; Russian Orthodox Church; state; politics; instrument of influence; interaction; contradictions; society; criticism; current state


УДК 322

Введение

Тема религии в Российской Федерации в настоящее время активно развивается, приобретает все большую актуальность. Набирают полулярность споры теоретиков о клерикализации российского общества. Между тем православная церковь распространяется во все сферы жизнедеятельности общества. Объясняется это увеличением количества граждан, относящих себя к православным, и распространением церковных институтов не только на  культуру, политику, но и даже на экономику страны.

В связи с данным обстоятельством возникает вопрос о влиянии церкви на сознание граждан РФ и его содержании.

Методология

Для детального изучения данного феномена недостаточным будет использования одного метода, - необходим комплексный подход. В процессе исследования требуется применить общефилософский, диалектический, системный методы, а также общенаучные методы, такие как анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция. Отдельно представляется необходимым выделить историко – ретроспективный метод, с помощью которого можно проанализировать результаты деятельности священнослужителей и сделать выводы, которые невозможно было осуществить современникам.

Рассмотрение данной проблемы предлагаем начать с исторического исследования.

Анализируя исторический аспект изучения роли церковных институтов в государстве, следует отметить, что на протяжении всего периода времени развития Российского государства церковь играла значительную роль, несмотря на различное отношение к ней общества и государства. Взаимодействие между религиозными и политическими институтами имеют давнюю историю, охватывая античные времена. Тогда роль и авторитет религии были настолько высоки, что политическая власть стремилась к использованию её как способа распространения власти и занятия главенствующего положения в обществе.

Необходимо также отметить положительную роль церкви, которая осуществляла такие необходимые для общества функции, как культурную и воспитательную. Можно согласиться с утверждением американского социолога Т. Парсонса о том, что «...религия поддерживает в обществе ценностно-нормативный порядок». Что имел в виду теоретик, говоря о поддержании порядка при помощи религии? Делаем следующий вывод: посредством религии политические силы могли воздействовать на сознание, роль и поведение граждан, тем самым регулируя те или иные общественные отношения. Она являлась мощным инструментом для понимания мира таким, каким его представляла политическая власть, в виду этого происходило навязывание определённых стереотипов мышления и действий. Благодаря этому в обществе ускорялся процесс легитимации власти.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что церковь, представляя собой систему определённых взглядов и идей, имела власть над сознанием и поведением граждан, то есть являлась способом манипулирования людьми.

Но такое взаимодействие между религиозными и политическими институтами было не всегда, оно зависело от конкретного исторического периода. Например, в древние времена полководцы перед важным походом всегда посещали священнослужителей, спрашивали совета и просили благословения. Основное противоборство между двумя властями заключалось в следующем: в чьих руках будут бразды правления. Для политической власти самым важным признаком являлось наличие военной силы, идеология которой целиком и полностью подчинялась церкви. 

Изучив историческую составляющую данной проблемы, приходим к выводу, что, начиная с глубокой древности, религия являлась таким же значимым институтом власти, как и само государство. Постоянная борьба за господство между религиозными и политическими институтами привела в итоге к их взаимодействию.

В настоящее время церковь играет важнейшую роль не только в социальной и культурной жизни общества, но и в политической и экономической. Помимо этого, православная религия является одним из факторов, влияющих на развитие нашего государства, с которой оно не может не считаться.

Изменения, которые происходили и происходят в России за последние десять – пятнадцать лет, затрагивают не только указанные выше сферы жизни общества, но и церковь. Так, по сравнению с теми историческими этапами, которые были рассмотрены ранее, православная религия ощутила на себе значительные изменения, так как трансформировалось само общество.

Перемены, произошедшие с церковью, усилили роль данного института в обществе. Она проникла не только в умы людей, но и в те сферы, которые казалось бы вовсе от неё не зависят. Её влияние усиливается с каждым годом. 

Существование и регулирование религии, в том числе православной, в Российской Федерации определяются рядом нормативных правовых актов, из которых основополагающим является Конституция РФ. В соответствии со статьёй 14 упомянутого выше акта, Российская Федерация признаётся светским государством, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. На основании данного акта Россия утверждается многонациональным государством, в котором проживают представители разных религий, ни одна из которых не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако, несмотря на закреплённые в законе положения, особым статусом обладает Русская Православная Церковь. Такое высокое положение в обществе связано с тем, что именно православная церковь связывает большинство граждан России. При этом такая связь не является реальной, скорее номинальной. Более пятидесяти процентов граждан нашей страны относят себя к православным. Социум отмечает усиление в последнее время влияния церкви, повышение её роли в деятельности государства. Удивительным фактом является то, что это влияние касается не сколько области нравственных идей и представлений граждан, сколько политической жизни государства. Например, церковь выдвинула ряд духовных инициатив, связанных с воспитанием подрастающего поколения. О чём идёт речь? С 2012 года в России сначала в тестовом режиме в некоторых регионах, а в настоящее время уже во всех субъектах РФ, ввели предмет, который призван обучить школьников основам религиозной культуры. Повторимся, что в соответствии с Конституцией РФ, церковь от государства отделена.

Церковь участвует не только во внутригосударственных делах, но и проявляет инициативу в международных отношениях, выступая при этом от имени всех граждан российского государства. 

Со своей стороны государство освободило церковь от уплаты налоговых сборов, имущество религиозного значения передано в собственность религиозных организаций, - всё это ещё больше усилило влияние РПЦ. Ежегодно государство выделяет огромные суммы денежных средств на строительство церквей, храмов, иногда пренебрегая правами граждан. Например, ситуация, создавшая вокруг себя бурные обсуждения, по поводу строительства храма на месте сквера в городе Екатеринбурге.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что отделение церкви от государства является формальным явлением, по сути происходит обратный процесс – соединение Русской Православной Церкви с государственной властью. Поэтапно происходит её превращение в государственную, что подтверждается самой церковью. Так, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» закреплено, что настоящее положение церкви определяется как среднее между отделением и государственной церковностью. Критично относятся к такому подходу многие известные учёные, которые считают, что таким образом церковь утратит своё основное предназначение. Например, академик РАН и РАМН Андрей Воробьёв считает, что: «Религия отделена от государства, она не может вводиться в школах как предмет «изучение православия» - это прямое посягательство на целостность государства». Учёный также утверждает, что в обществе «накопилось столько зла, обиды и расслоения, нужно больше мира и меньше разобщённости». Философ В. Соловьёв писал: «В государственном мундире церковь перестанет быть сама собой и превратится в министерство исповедывания треб». Несмотря на многочисленные отрицательные суждения, церковь продолжает активно вмешиваться в государственные дела, что выражается в частых встречах политиков и представителей религиозных институтов, в постоянных интервью представителям средств массовой информации, а также в участии в государственных совещаниях. Отношения между государством и церковью — особый тип отношений, которые устраивают обе стороны. Такие взаимоотношения можно охарактеризовать как совместную деятельность, которые основаны на общих чертах, присущих политике и религии. Отношения по принципу «симфонии», - так характеризует их основной документ, регламентирующий деятельность Русской Православной Церкви. Данный принцип говорит о взаимном сотрудничестве и подтверждается на практике: Президент и Правительство России стремятся к созданию благоприятных условий для деятельности церкви, освобождают её от какого — либо контроля со стороны государства, закрывают глаза на нарушение действующего законодательства. «Симфония» в государственно — религиозных  отношениях проявляется также в том, что:

      1. религиозные церемонии проводятся не только в церковных организациях, но и в государственных;
      2. основные православные праздники проводятся на государственном уровне и имеют статус государственных торжеств;
      3. выделение бюджетных средств на строительство религиозных сооружений, несмотря на то, что распределение бюджета не предполагает такого основания;
      4. наличие церковных телеканалов на телевидении, многочисленные интервью Патриарха в печатных изданиях;
      5. искоренение атеизма в пользу церкви и т. д.

Было перечислено достаточно большое количество примеров определённых льгот для церкви и этот перечень не является закрытым. Какие цели преследует государство? Неужели религиозные? Ответ, к сожалению, отрицательный. Цели исключительно политические. Так, например, высказался о политических деятелях настоятель московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках отец Александр: «Когда какой-то чиновник держит свечу в руке, причём не в той руке, и неправильно крестится — это не свидетельствует о его воцерковлении. Скорее это свидетельствует о некой моде». Такое поведение политиков объясняется низким уровнем доверия и многочисленной критике со стороны не только отечественных, но и зарубежных граждан. Осознавая это, государственные деятели нашли мощное содействие, которое проявляется в помощи со стороны влиятельного социального института — Русской Православной Церкви. Предоставив свободу и льготы церкви, государство приобрело союзника в её лице, способного повлиять на российских граждан. Зная о возрастающем авторитете церкви, каждая из политических сил пытается переманить священнослужителей на свою сторону, ведь вместе с духовенством на их сторону перейдет ещё несколько сотен тысяч верующих. Особенно такая гонка обостряется в период избирательных кампаний. В свою очередь Русская Православная Церковь готова оказывать поддержку государству. С целью взаимовыгодного сотрудничества был создан Совет по религиозным объединениям при Президенте Российской Федерации, на котором Патриарх вносит свои предложения или перед церковью ставятся конкретные политические задачи. Так, в 2018 году на очередном Совете обсуждались вопросы по воспитанию молодёжи. Всё — таки политики понимают, что их будущее состояние предопределяет подрастающее поколение. Соответственно, церковь может стать тем духовным наставником, который сможет привлечь молодёжь на свою сторону, исключить возникновение нетерпимости к церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Упустим несколько поколений – и не будет той России, которую мы знаем и любим». Вопрос о целесообразности введения в школах предмета по изучению религии теперь может быть закрыт.

Кроме того, своё распространение получили религиозные учения в воскресных школах и даже детских садах. Всё это безусловно отражается в ещё плохо сформированном детском сознании и накладывает свой отпечаток в будущем.

Государственные деятели рассчитывают, что церковь сможет заставить российских граждан терпимо относиться к непростым жизненным обстоятельствам. По замыслу политиков именно с помощью религии удастся убедить жителей нашей страны в необходимости тех социальных и экономических реформ, которые требуются государству, а также избежать недовольства и возмущения народа и предотвратить его депрессивное состояние. По этим причинам представители России, Украины и других бывших республик, входящих в состав СССР, показывают новый тип отношений к церкви, и в целом - к религии. Украина в настоящее время хочет достигнуть полной независимости от России, важным шагом к этому является приобретение именно духовной независимости. Научный сотрудник Канадского института украинских студий Тарас Кузьо заявил следующее: «Главный способ навредить интересам России без единого выстрела - предоставить стратегическую поддержку украинской православной автокефалии путём более решительного лоббирования в Константинополе и заставив все религиозные конфессии перерегистрироваться. Переименованная Украинская Православная Церковь станет Русской православной церковью русского национального меньшинства...». Таким образом, оппозиция также использует церковь как инструмент влияния на взаимоотношения с Россией.

Но существуют не только внешние причины, есть достаточное количество противоречий внутри самой церкви. В последние годы стали возникать конфликты между низшими и высшими уровнями духовенства. Своё недовольство деятельностью Московской церкви выражают священнослужители низшего и среднего духовенства. Они считают, что верхушку церкви не волнуют проблемы граждан, они не заинтересованы в улучшении жизни людей. Такой подход объясняется типом взаимоотношений, происходящих между государством и церковью, являющихся безразличными к судьбам российских граждан. Фактическое объединение религии и политики в целях влияния на сознание и поведение людей безусловно противоречит законодательству Российской Федерации, что также является подтверждением пренебрежения к обществу. Сами граждане наоборот хотели бы видеть церковь, которая не зависит ни от кого, в том числе и от государства, могущую отстаивать их интересы.

Отношение оппозиции к происходящим изменениям было представлено в виде постановлений, составленных епархиями различных субъектов нашей страны. В данных документах высказано недоверие не только своему руководству (церковной верхушке), но и органам государственной власти. Ответом на возражение оппозиции стали те самые Основы социальной концепции, где закрепили положения о том, что деятельность церкви будет направлена на улучшение качества жизни граждан.

Сейчас, наряду с изменением отношения к политике, меняется и отношение к религии. В России наблюдается низкий процент людей, которые действительно веруют, намного больше тех, для кого вера - это просто «модно». Такой она стала именно из - за сращивания с государством, поддержки с его стороны.

Отношение к религии, в частности к Русской Православной церкви, выражается не только со стороны российских граждан. Например, немецкий учёный И.Е. Мец считает социальную функцию христианства пробуржуазной и видит в ней социальную опору правящих классов, оказывающих определяющее влияние на церковь.

Во Франции опубликована статья Анаис Ллобе, которая именуется «Религия как инструмент национализма: связи Кремля с РПЦ». В данной работе сказано, что «православие — не только составляющая патриотизма, но и прекрасный инструмент влияния России за рубежом». Отмечено, что после присоединения республики Крым к России, где расположена стратегическая военно-морская база в городе Севастополе, Путин в своём выступлении напомнил, что на полуострове был крещён святой Владимир. В столице Франции Париже не так давно, в 2016 году, состоялось открытие Русского духовно-культурного центра, расположенного недалеко от самой знаменитой достопримечательности, - Эйфелевой башни. Как считает эксперт Марлен Ларюэль, строительство этого комплекса, который включает в себя храм, школу и духовный центр, обошлось Москве в 150 миллионов евро и подтвердило «использование православия в качестве инструмента российской мягкой силы». Депутат городской Думы Санкт-Петербурга Борис Вишневский, выступающий против передачи Исаакиевского собора церкви, заявил о том, что собор приносит большой доход в десяток миллионов евро ежегодно, который теперь будет получать церковь. «Мне не понятно, почему государство делает такие подарки церкви», - утверждает Вишневский. «Самое главное — это не влияние церкви на повседневную жизнь, а её символический капитал», — считает эксперт по РПЦ Кати Руссле. Пока государство нуждается в ней в качестве защитницы традиционных ценностей, «власть будет прогибаться перед священниками», - считает Вишневский. По его словам, «такое перекрёстное опыление может породить настоящее чудовище».

Специалисты, в ходе сопоставления нынешнего года с десятилетием ранее, сравнили двух патриархов, придя к выводу, что Патриарх Кирилл является более активным деятелем, инициативно дающим интервью прессе. Кирилл воспринимается обществом однозначно как политическая фигура, в отличие от своего предшественника Алексия, которого считали человеком вне политики. Религиовед Константин Михайлов считает что, церковь действительно значительно усилила своё влияние. «Церковь стала заметной настолько, что пора поставить точку в её расширении», - утверждает Михайлов.

Результаты

Таким образом, примеры влияния Русской Православной Церкви на государство, приведённые выше, позволяют судить о клерикализации общества, о вмешательстве церкви в дела, которые не отнесены к её компетенции. Безусловно, такая интеграция в государственные дела выходит за юридические рамки, однако никакого возражения со стороны политических сил не поступает. Связано ли это с тем, что государству выгодно такое положение дел? Думается, да. Россия имеет достаточно ресурсов, с помощью которых она могла бы воздействовать на церковь и ограничить её распространение во все сферы общественной жизни.

Однако не все воспринимают церковь исключительно как инструмент влияния. Хотелось бы подытожить проведённое исследование словами человека, относящегося к тому немногочисленному проценту «действительно верующих». Отец Александр выразил следующую мысль: «Внутри самой себя церковь, конечно, должна противиться и, надеюсь, будет противиться любым попыткам обмирщения и упрощения. Церковь всегда должна говорить с народом современным языком о проблемах и ситуациях, которые волнуют людей, но в первую очередь она говорит о вечном: о спасении, правде и Священном Писании. Все это выше конъюнктурных политических сюжетов — образования, вооруженных сил, Дональда Трампа. При этом церковь, как и любой общественный институт, имеет право высказываться по «важнейшим узловым вопросам общественного бытия», однако я против насильственного вмешательства церкви в общественные вопросы, я не хотел бы насильственной православизации школ, вооруженных сил».

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4389.
2. Анаис Ллобе (Anaïs Llobet) Религия как инструмент национализма: связи Кремля с РПЦ// Le Monde diplomatique. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://inosmi.ru/social/20180304/241590579.html (дата обращения: 03.07.2019).
3. Бенигсен Г., прот. Христос победитель // Вестник РХД. 2013. № 168. С. 127.
4. Восканян С. С., Ермакова С. С. Религия как инструмент политического манипулирования: исторические аспекты и современность // Исламоведение. 2013. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-kak-instrument-politicheskogo-manipulirovaniya-istoricheskie-aspekty-i-sovremennost (дата обращения: 02.07.2019).
5. Добрускин М. Е. - М.: Философия и общество. Выпуск №3, 2016. - 10 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/253607/ (дата обращения: 03.07.2019).
6. Коваль Т. Б. Православие в современной России. Экономические аспекты социального учения РПЦ // Мир России. Социология. Этнология. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavie-v-sovremennoy-rossii-ekonomicheskie-aspekty-sotsialnogo-ucheniya-rpts (дата обращения: 03.07.2019).
7. Metz, J. Tensete burgevzich Religion. – Munchen,2010. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/253607/ (дата обращения: 01.07.2019).
8. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический проект, 2002. - 121 с.




Рецензии:

4.01.2020, 12:06 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Липартелиани Владимира Бадриевича социально-политического содержания, показывающая нынешнее устройство христианских взглядов на мир в российском обществе. Она познавательно значима, раз христианство не слабо влияет на общественную жизнь. Публикации она достойна, но при учете сделанных замечаний и предложений. Если подход к общественным явлениям научный, то охват им реальности должен быть всесторонним. В работе не сказано ничего о том, что христианство поддержало монархический строй. Отношение к позиции в обществе бедных свелось лишь к благотворительности. Странно, что ни бог, ни аллах не обеспечили почитание на земле лишь только одной религии. Ведь это к международным войнам с использованием религиозных отличий. По отношению к религиям нынешних высоко стоящих деятелей не отмечено, что священники неподчеркнуто рекомендуют голосовать за нужного кандидата в президенты, нужную партию, чтобы именно она управляла государством. Священническая должность - это уход от безработицы, с неплохим заработком. Если автор статьи грузин, а рецензент армянин, то стоит добавить, что армяне прибрали к себе христианскую веру раньше русских, а грузины присоединились к этой вере при немалом использовании ее русскими.



Комментарии пользователей:

7.02.2020, 13:41 Олевский Виктор Аронович
Отзыв: Дополнительно к рецензии, хотелось бы отметить слабую роль церкви на духовное воспитание населения, кто ходит в храмы видит в основном пристарелых верующих, которых уже не воспитаешь нравственно, а в школы из-за конституции священнослужителей не подпускают. В статье данный вопрос не упомянут даже.


Оставить комментарий


 
 

Вверх