Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 13.01.2020.
Просмотров - 33

Предпринимательский потенциал ВУЗ-а: особенности становления и развития

Ахмедова Зухра Ахроровна

не имеется

Институт экономики и торговли Таджикского Государственного университета коммерции

Старший преподаватель

Олимова Фотима Ахроровна, ассистент кафедры экономики и предпринимательства института экономики и торговли Таджикского Государственного университета Коммерции


Аннотация:
В данной статье исследованы проблемы и особенности формирования предпринимательского потенциала, на базе полезного опыта за рубежом, также рассмотрены проблемы и противоречия при формировании предпринимательского потенциала ВУЗ-ов.


Abstract:
This article explores the problems and features of the formation of entrepreneurial potential, based on useful experience abroad, also discusses the problems and contradictions in the formation of the entrepreneurial potential of universities.


Ключевые слова:
предпринимательство; предпринимательский потенциал; предпринимательский университет

Keywords:
entrepreneurship; entrepreneurial potential; entrepreneurial university


УДК 33

Введение.В условиях транзитивной экономики все более повышается интерес к усилению оценки и формированию предпринимательской позиции университетов. В научном сообществе возрастают обсуждения и споры по поводу отказа преподавателей в угоду предпринимательской деятельности от методической работы. Помимо этого, до сих пор, полный состав элементов современного «предпринимательского университета», не определен.

Для развития предпринимательского потенциала в ВУЗ-ах необходимо, прежде всего, чтобы все работающие в ВУЗ-е, обладали предпринимательским мышлением, так как развивать предпринимательский потенциал в ВУЗ-ах можно, только при условии, наличия предпринимательского мышления у всех категорий преподавателей. Необходимо отметить тот факт, что предпринимательским мышлением человек может обладать от природы, но бытует мнение, что можно его формировать и в процессе обучения. Соответственно, наиболее важным для университетов, является анализ полученного образования и способностями человека к настоящей предпринимательской активности.

Однако, для генерации бизнес идей и предпринимательских проектов наличие высшего образования не необходимо, в независимости от того, что навыки, необходимые для открытия своего дела, могут быть получены в процессе обучения в университете, что является одним из актуальных вопросов на современном этапе, что  показывают и результаты исследования предпринимательского духа учащихся.

Об отсутствии связи между программами университетов и предпринимательской активностью, свидетельствует неготовность к организации собственного дела сразу после завершения учебы. Результаты исследования показывают, что открыть собственную фирму сразу после завершения учебы хотят чуть больше 10% опрошенных студентов, а через 5лет – около 50%.  В условиях кризиса особенности развития экономики и неустойчивых рынков отдельных регионов свидетельствуют о данных показателях. За последние годы наблюдается достаточно публикаций, посвященных особенностям развития предпринимательского потенциала ВУЗ-ов. Так, например исследование, проведенное в одном из университетов США, показало существование связи между успешностью деятельности бизнеса и высоким уровнем образования учащихся, что объясняется системой образования, направленной на получение предпринимательского образования.

Цель. Система образования, направленная на получение предпринимательского образования, показало в ходе исследования, проведенного в одном из университетов США, наличие тесной связи между высоким уровнем образования и успешным ведением бизнеса.

Между тем, исследование, проведенное в Европе, под эгидой ОЭСР показало, что европейские предприниматели наоборот получают меньшую отдачу от обучения, чем работники, занимающиеся наемным трудом. В результате проведенных исследований, авторы пришли к выводу, что подходящий для всех европейских университетов единое понятие «предпринимательский университет» не существует. Однако, исключительно важным посчиталось «разнообразие подходов», для чего было принято решение о создании обобщенной модели «предпринимательского университета». Данная модель предназначена только для европейских университетов и состоит из нескольких основополагающих направлений развития (рис.1).

По их мнению, одни университеты должны заниматься практической деятельностью, а другие изобретательной. Понятие «предпринимательского университета» в ряде публикаций рассматривается применительно к каждой из стран, согласно их специфике. Это объясняется тем, что большинство университетов склоняется к необходимости развития, сферы трансформации своего вузовского потенциала в полезные для общества услуги и продукты. Т.е. «третья миссия» университета, помимо направлений образования и исследований. С данным утверждением согласны большинство исследователей.

Основополагающие направления развития «предпринимательского университета»

 

 

Связи между университетом и бизнесом для обмена знаниями

 

 

Лидерство и управление

 

 

Развитие предпринимательства в преподавании и освоение знаний

 

 

Интернационализация университета

 

Возможности развития для предпринимателей

 

Организационный потенциал, люди и стимулы

 

Измерение влияния предпринимательского университета

 Рис 1. Модель европейского «предпринимательского университета».

Прежде всего, необходимо проанализировать уже существующие подходы в этой сфере, для того, чтобы понять особенности формирования предпринимательского потенциала университетов. Исследования, проведенные в этой сфере, позволили сделать вывод, что каждый ВУЗ требует своей специфики, т.к. многие исследователи не могут прийти к единому мнению в своих определениях «предпринимательского ВУЗ-а». Одни считают, что профессоры, студенты и специалисты должны создавать на базе новых источниках финансирования новые бизнес-идеи, а также ориентироваться на заказные исследования, патенты. А другие считают, что понятие должно исходить из способности организовывать собственное дело на основании уже имеющихся в распоряжении вузов ресурсов. А третьи – в анализе факторов внешней среды и последовательно в особой генерации знаний.                         

Коллектив авторов, которые рассматривали в своих работах многолетний опыт становления нескольких европейских вузов, внесли большой вклад в данное исследование, в результате чего была разработана концепция предпринимательского университета. Согласно данной концепции важнейшим признаком предпринимательского вуза является готовность распространять знания.

Готовность распространять знания является важнейшим признаком предпринимательского вуза, согласно данной концепции, так как необходимо уделять отдельное внимание формированию внутренней среды вуза.

Научная новизна. Для этого необходим, совершенно другой способ функционирования университета, в котором поощряется инновационная деятельность и он открыт для организационных изменений.

Результаты. Авторы концепции предпринимательского университета, считают, что усиление предпринимательской активности не должно вредить главной деятельности ВУЗ-а – академической. Данная концепция должна быть направлена к получению необходимых для развития академической деятельности ВУЗ-а, дополнительных ресурсов. Однако, согласно данной концепции, как для преподавателей, так и для студентов, привлекаемых к разработке проектов, предпринимательская деятельность должна стать ведущей.

В настоящее время, имеется ряд авторов, считающих, что количество дисциплин, необходимых для будущей предпринимательской деятельности и в целом развивающих творческое мышление, составляет не более 13%. Соответственно, ученные делают вывод, что сегодня необходимо перейти к проблемному типу обучения, воспитывающему культуру самостоятельного поиска знаний.

Также интересна концепция В.В.Головко с коллективом авторов, рассматривающих предпринимательский вуз в рамках теории «Тройной спирали». Согласно данной теории, взаимодействие бизнеса, государства и университета, связанны 3-мя формами отношений: «статистической» - «либеральной» - «сбалансированной».

Важнейшей составляющей данной теории является предпринимательский вуз, необходимыми элементами которого являются бизнес – инкубаторы, технопарки, центры междисциплинарных исследований и др.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что предпринимательский ВУЗ способен создавать новые возможности, инновации, рисковать, организовывать командные работы, что способствует созданию совместных, коммерческих и интеллектуальных предприятий со стороны преподавателей и студентов. Так, например в США начиная со школы практикуют развитие предпринимательских навыков. Поэтому в США успешно ведут предпринимательскую деятельность почти 30млн. предприятий, т.к. там практикуют развитие предпринимательских навыков, начиная со школы. Также, функционирует фонд помощи детям из бедных семей, для открытия своего бизнеса, которым устанавливаются льготы на оплату налогов, что благо препятствует увеличению предприятий, ведущих предпринимательскую деятельность.

На формирование и развитие предпринимательского потенциала в университете оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Среди факторов внутренней среды выделяют, прежде всего, высококвалифицированный персонал, способный к открытию собственного бизнеса.

В целом, можно сделать вывод о том, что в США и в Европе наилучшим образом развит предпринимательский потенциал ВУЗ-ов, о чем свидетельствуют процесс становления и формирования предпринимательского потенциала университетов США и Европы.

Библиографический список:

1. Послание президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Маджлиси Оли Республики Таджикистан, газета «Согдийская правда» от 26.12.2018 г.
2. Чмырь Ю.Ю., Гуремина Н.В., Беляев В.А. «Проблемы и особенности формирования предпринимательского потенциала университетов в России и за рубежом». // Креативная экономика – 2017. - №1. С. 20-26.
3. Акинфеева Е.В. Институты производства знаний и процессы функционирования технопарков/ Е.В. Акинфеева, О.Г. Голиченко // Экономическая наука современной России. — 2013. — № 1. — c. 46-71.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх