Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Физическая культура
Размещена 14.01.2020. Последняя правка: 12.01.2020.
Просмотров - 1333

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Барышникова Ксения Сергеевна

СФ БашГУ

студент

Шейко Гузель Абдулхаковна, старший преподаватель, Башкирский государственный университет, Россия, г. Стерлитамак.


Аннотация:
В данной статье анализируется влияние занятий физической культурой, а именно плаванием, на организм детей дошкольного возраста. В данной работе подробно рассмотрена организация обучения плаванию, которая включает в себя этапы обучения, длительность и количество занятий в бассейне, наиболее подходящие для детей разных возрастных групп.


Abstract:
This article analyzes the impact of physical education, namely swimming, on the body of preschool children. This paper describes in detail the organization of swimming training, which includes the stages of training, duration and number of sessions in the pool, the most suitable for children of different age groups.


Ключевые слова:
плавание; плавание в детском саду; здоровый образ жизни; физическая культура

Keywords:
swimming; kindergarten swimming; healthy lifestyle; physical education


УДК 372.3      

Введение. Одним из направлений оздоровления детей дошкольного возраста вполне можно считать занятия в бассейне, с помощью которых решаются не только образовательные и воспитательные задачи, такие как развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости), двигательных способностей (координации, дыхательных функций), знаний о видах и основных методах плавания и собственном теле у детей разных возрастов, но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма, охрана и укрепление здоровья, его гармоничное развитие, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни [4].

Актуальность данной темы заключается в том, что в публикациях последних лет отмечается тревожная статистика и тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. Наряду с такими причинами, как уровень здравоохранения, образ и условия жизни, проблемы, связанные с экологией и экономикой специалисты на одно из первых мест ставят проблему неэффективности системы физического воспитания детей в семьях и образовательных учреждениях [1]. Каждый родитель откровенно заинтересован в физическом развитии своего ребёнка, в его психологическом состоянии здоровья и в повышении устойчивости к различным заболеваниям. С целью решения этой задачи необходимо еще с самых малых лет формировать здоровый образ жизни, применяя все без исключения ресурсы физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Могут ли этому поспособствовать занятия в бассейне и каким образом? Разберёмся!

Цель: определить значение плавания в оздоровлении детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Рассмотреть воздействие плавания на здоровье детей дошкольного возраста;

3. Обусловить необходимость физического развития детей.

Методы: при написании статьи Я изучила научные статьи из журналов, различные пособия и другую литературу по теме данной статьи.

Научная новизна данной работы обусловлена тем, что изучена положительная роль плавания в формировании детского организма.

Основная часть:

В нынешнем обществе современные родители стремятся научить детей плавать в раннем возрасте, так как плавание младенцев стало давно популярно и распространено, и детские неврологи и педиатры только поддерживают их в данном, ведь видят превосходный эффект оздоровления после подобных занятий и считают, что у новорождённых детей уже есть все необходимые плавательные рефлексы, однако чтобы эти рефлексы превратились в устойчивые осмысленные навыки, малышу нужны постоянные занятия в воде, причем с самого раннего возраста. В настоящее время в детских бассейнах ранним плаванием с ребёнком занимаются специально обученные инструкторы, которые формируют у малышей задержку дыхания и изучают с ними различные техники ныряния. В плавании с маленькими детьми выделяют соответствующие этапы:

- предварительный (постепенный ввод в воду, раскачивания, скольжения, полоскания и др.);

- основной (статические и динамические упражнения, нацеленные на подготовку к плаванию, нырянию, общее развитие и оздоровление);

- завершающий (игры, развлечения и упражнения, которые больше всего нравятся малышу) [2].

Каждый родитель основательно подходит к выбору детского сада для своего ребёнка, поэтому наличие бассейна в таком учреждении является только плюсом. Занятия плаванием в детском саду – одна из важных форм оздоровительной работы. Стремление родителей отдать ребенка в детский сад, оснащенный бассейном, продиктовано необходимостью дополнительно укреплять иммунитет и здоровье ребенка в современном мире.

Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом состояние здоровья ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный результат. При этом должны соблюдаться динамичность физических упражнений, равномерное распределение физической нагрузки на все группы мышц, выполнение упражнений, контроль за правильным дыханием.

Организация обучения плаванию и оздоровительной работы детей в дошкольном учреждении проходит поэтапно и представляет собой определенный алгоритм:

1 этап–исследование состояния здоровья детей. Формируются подгруппы детей на основе сведений о состоянии их здоровья.

2 этап–ведение журнала учета, который даёт возможность составлять план последующих занятий и вести индивидуальную работу. Медицинская сестра бассейна ведет журнал посещаемости, где фиксирует присутствие ребенка, либо его отсутствие с указанием причин. Дети, отсутствовавшие в дошкольном учреждении по заболеванию, на время освобождаются от занятий в воде и занимаются «сухим» плаванием, которое заключается в общеразвивающих и подготовительных нагрузках на суше, а также дыхательных упражнениях.

3 этап–отслеживание соответствия ожидаемых и реально получаемых результатов по следующим характеристикам:

- физическое состояние (степень заболеваемости ребёнка);

- укрепление духовно-нравственных качеств (формирование нового отношения к себе и своему здоровью, своим умениям и навыкам);

- уровень плавательных способностей–один раз в месяц.

Организация занятий по плаванию в детском саду:

Занятия по плаванию должны проводиться не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5-2 часа до сна. В условиях детского сада наиболее приемлемым периодом для проведения занятий является время до обеда – с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут.

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Для занятий в бассейне детей разделяют на две подгруппы. В зависимости от возраста количество детей в подгруппах будет разным [3].

Длительность занятий по плаванию в разных возрастных группах (табл. 1):

 

Таблица 1. Длительность занятий в детском образовательном учреждении (ДОУ) [7]

Возрастная группа

Длительность занятий, мин

Вторая младшая группа

15 – 20 мин

Средняя группа

20 – 25 мин

Старшая группа

25 – 30 мин

Подготовительная группа

30 – 35 мин

 

Количество занятий по плаванию в детском саду на весь учебный год (табл. 2):

 

Таблица 2. Количество занятий в ДОУ [7]

Возрастная группа

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Вторая младшая группа

1

4

28

Средняя группа

1

4

28

Старшая группа

2

8

56

Подготовительная группа

2

8

56

 

Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе следующие (табл. 3):

 

Таблица 3. Температурный режим в бассейне и параметры набора воды [7]

Возрастная группа

Температура воды (градусы Цельсия)

Температура воздуха (градусы Цельсия)

Глубина бассейна (м)

Вторая младшая группа

+ 30…+ 32 ℃

+ 26...+ 28 ℃

0,4-0,5

Средняя группа

+ 28…+ 29 ℃

+ 24…+ 28 ℃

0,7-0,8

Старшая группа

+ 27…+ 28 ℃

+ 24…+ 28 ℃

0,8

Подготовительная группа

+ 27…+ 28 ℃

+ 24…+ 28 ℃

0,8

 

Обучение в бассейне в детском саду, как правило, проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Первое занятие протекает в форме экскурсии по бассейну, в процессе которой инструктор-воспитатель знакомит с правилами поведения в бассейне (демонстрирует ребятам, в каком месте и каким образом нужно раздеться и переодеться, надеть шапочку для купания, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке) [3].
Обучение состоит из трёх стадий:

- привыкание к воде;

- освоение воды;

- овладение плавательными движениями [3].

Задачи обучения плаванию в разных возрастных группах следующие:

1) Вторая младшая группа:

- учить детей не бояться  входить в воду, научить плескаться в ней;

- научить передвигаться по дну бассейна различными способами на разной глубине;

- обучить погружению в воду, открывать в ней глаза;

- обучить задерживанию дыхания под водой, подныривать;

- обучить лежать на воде (на груди), держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой.

2) Средняя группа:

- обучить перемещению в воде без помощи других в разных направлениях, различными методами;

- обучить нырянию в воду, задерживать дыхание, подныривать под игрушку;

- обучить нырять и собирать предметы со дна бассейна;

- обучить выполнять выдох в воду с погружением лица, головы;

- обучить скользить на поверхности воды на груди и на спине с поддержкой взрослого и со вспомогательными снарядами.

3) Старшая группа:

- обучить погружаться в воду на более долгое время;

- обучить выполнять выдох в воду (чередовать вдох над водой с выдохом в воду);

- обучить скольжению;

- обучить координационным перемещениям ногами в воде, опираясь на руки, лежа на спине и на груди.

4) Подготовительная группа:

- обучить лежать в воде на спине и на груди продолжительное время;

- обучить скольжению в воде на груди, на спине в комбинации с движениями ног, рук;

- обучить погружаться в воду;

- обучить облегченным способам плавания с работой ног и опорными гребковыми движениями рук (на спине, на груди);

- формировать и усовершенствовать координационные возможности в воде;

- обучить сочетаниям перемещений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.

В результате регулярных занятий, а непосредственно – посещение не менее 70% занятий ребенок, который находится в подготовительной группе, должен:

  • Не опасаться воды;
  • Знать и использовать правила безопасного поведения на воде;
  • Иметь стойкую заинтересованность в занятиях плаванием;
  • Не менее 6 секунд перемещаться по дну бассейна на руках с погружением лица в воду;
  • Не менее 4 метров скользить по воде с движением ног и рук [5].

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что:

1) Постоянные занятия в бассейне способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, существенно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата;

2) Чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем глубже отразится положительное влияние плавания на формирование всего детского организма [6].

Библиографический список:

1. Ведерникова О. Б., Миргородская Е. В. Влияние занятий плаванием на состояние здоровья детей третьего года жизни в условиях ДОУ // Вестник ЮУрГУ. – 2008. – №4. – С. 135-136.
2. Грудничковое плавание в бассейне [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://аквапузики.рф (дата обращения: 20.12. 2019)
3. Значение плавания в жизни детей дошкольного возраста [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3439.html (дата обращения: 20. 12.2019)
4. Михайлова Н. М. Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне // Молодой ученый. – 2017. – №34. – С. 110-113.
5. Образовательная программа дополнительного платного образования детей «Раз, два, три плыви» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sch283sv-new.mskobr.ru/files/raz_dva_tri_plyvi_sp12.pdf (дата обращения 21.12.2019)
6. Оздоровление детей посредством плавания [Электронный доступ] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ozdorovlenie-detei-posredstvom-plavanija.html (дата обращения: 20.12.2019)
7. Рабочая программа по физическому развитию и оздоровлению воспитанников в условиях бассейна «Водный мир» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://268.xn----7sbbadpbg1akjuy5bgdm5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/11/%d0%a0%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%87%d0%b0%d1%8f-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d0%92%d0%be%d0%b4%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bc%d0%b8%d1%80.pdf (дата обращения: 20.12.2019)




Рецензии:

18.03.2020, 16:05 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи актуальна, без сомнений. Но в чем ее новизна? Положительная роль плавания в формировании детского организма доказана давно специалистами разных областей науки. Автор констатирует факты, которые известны. На мой взгляд, статью не обходимо доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх