Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Политология
Размещена 07.02.2020. Последняя правка: 07.02.2020.
Просмотров - 3495

Особенности избирательного процесса в России

Иванова Марина Михайловна

бакалавр

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

студент

Бурда Михаил Александрович, кандидат политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Кафедра политологии и политического управления


Аннотация:
Для достоверного выражения свободного волеизъявления народа на выборах должностных лиц в органы государственной власти или местного самоуправления необходимо соблюдение установленного законом регламента избирательного процесса. Сегодня в Российской Федерации существует ряд усовершенствованных с годами Федеральных законов, направленных на обеспечение честных и справедливых выборов разного уровня, на предотвращение фальсификации их результатов. В данной статье описаны особенности избирательного процесса в России.


Abstract:
In order to reliably Express the free will of the people in the election of officials to state or local government bodies, it is necessary to comply with the rules of the electoral process established by law. Today, the Russian Federation has a number of Federal laws that have been improved over the years to ensure fair and fair elections at various levels and to prevent falsification of their results. This article describes the features of the electoral process in Russia.


Ключевые слова:
Избирательный процесс; федеральный закон; законодательная база; выборы

Keywords:
Electoral process; Federal law; legislative framework; elections


УДК 433

Актульаность данной статьи доказывается интересом граждан России, российских средств массовой информации к вопросам о пролемах честности и эффективности выборов, в частности, о возможностях их фальсификации и уровне прозрачности. Также, большой интерес для обсуждения вызывает структура органов государственной власти, которые формируются посредством выроов, а также имеют полномочия оформлять законодательную базу избирательного процесса.

Цель - описать особенности избирательного процесса в современной России. 
Задачи - описать ход организации и проведения избирательного процесса в современной России, а также меры по обеспечению честности выборов.

Сегодня на фоне демократизации осуществления государственной власти все большее внимание уделяется совершенствованию выборов как определяющего процесса в формировании государственных представительных органов власти и высших должностных лиц, а значит, впоследствии и определения курса внешней и внутренней политики государства. Важность исполнения законности при проведении избирательного процесса однозначно несомненна, тем более что в настоящее время в Российской Федерации периодически имеют место нарушения избирательного права граждан, как активного, таки пассивного, и недоверие населения к выборам. Главной задачей на протяжении уже долгого времени остается обеспечение принципов проведения выборов в России. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы осуществляются на основе всеобщего, равного, тайного, прямого, добровольного голосования. [1] Современное российское избирательное законодательство находится в постоянном развитии с целью обеспечения вышеперечисленных принципов и предотвращения фальсификации выборов.

Избирательный процесс включает в себя ряд этапов организации и проведения выборов должностных лиц и формирования представительных органов власти, а именно: назначение уполномоченным органом или лицом даты выборов, формирование избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, утверждение избирательных комиссий, регистрация кандидатов, организация агитационного процесса, непосредственно голосование и подсчет результатов. [2] Данные этапы составляют, в том числе, и Российский избирательный процесс.   

Политологи сходятся во мнении, что избирательный процесс является разновидностью юридического процесса и регламентирует деятельность всех участников выборов. В России это избиратели, кандидат, избирательные комиссии, общественные объединения, органы федерального, регионального, муниципального управления, а также местного самоуправления. [3]

Однако избирательный процесс – это более широкое понятие, так как включает в себя организационный, материально-технический, информационно-пропагандистский и финансовый аспекты. [4]

Современная конфигурация политических сил сложилась в результате выборов Президента РФ 2000 г. и 2004 г., и выборов в Госдуму ФС РФ конца 90-х гг. и 2003 г, когда благодаря решительному и эффективному политическому курсу нынешнего главы государства в свой первый президентский срок надежно закрепились во власти правящие и до сегодняшнего дня политические силы. [5] В результате на фоне снижения эффективности работы правящей партии и возросшей неудовлетворенности населения деятельностью власти правящая партия, поддерживающая президентский политический курс под лидерством Председателя Правительства РФ, тем не менее, оказывает решающее воздействие на принятие политических решений, имея по состоянию на 2019 год 339 мест в составе Госдумы. [6]

Историк и главный научный сотрудник Института Европы РАН В.Я. Швейцер с этой связи выделяет две характерные особенности избирательного процесса в России:

1) зависимость формирования Правительства от результатов выборов в законодательное собрание и на пост Президента РФ, а именно Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной думы (ст. 111 Конституции РФ), Правительство подотчетно Государственной думе (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству (ст. 117 Конституции РФ). [7]

2) заметное влияние административного ресурса на избирательный процесс. [8]

Что касается вышеперечисленных этапов избирательного процесса, то их особенности закреплены в Конституции РФ и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» [9], ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [10] и аналогичных законах регионального уровня и муниципального уровня власти.

Особенности избирательных этапов в современной России.

1) Единый день голосования назначен в России в 2004 году. Для региональных и муниципальных выборов, а также выборов в Госдуму этот день назначен на сентябрь, для выборов Президента РФ на второе воскресенье марта. В случае досрочного прекращения полномочий органов власти или депутатов, следующие выборы должны быть проведены не позднее 6 месяцев после роспуска или отставки.

2) С помощью государственной системы учета избирателей составляются списки избирателей. В списки избирателей в Российской Федерации включаются граждане от 18 лет, признанные дееспособными, не находящиеся в местах лишения свободы. И так как иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, обладают правом избирать и быть избранными на территории своего муниципального округа, то эти иностранные граждане также входят в списки избирателей перед выборами. Граждане включаются в списки избирателей только на одном избирательном участке.

3) Не позднее чем за 60 дней до проведения выборов уполномоченные органы власти регистрируют границы избирательных округов. При формировании округов должно соблюдаться равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением не более 10%. При формировании многомандатных округов соблюдается равенство числа избирателей на депутатский мандат. Данные требования ослабляются при формировании избирательных округов в труднодоступных и отдаленных местностях, которые определяются законами субъектов, в которых находятся эти местности. И наоборот, в густонаселенных местностях допускается превышение данного показателя, но не более чем на 30%. На формирование округов влияют региональные и муниципальные границы.

4) За 30 дней до голосования главами муниципальных образований формируются избирательные участки – места для проведения голосования и подсчета голосов, из расчета не более 3 тысяч избирателей на один участок. Для граждан РФ, находящихся на территории иностранного государства организуются избирательные участки на территории этого государства, независимо от численности российских граждан. Границы избирательных участков и избирательных округов пересекаться не должны.

5) Избирательные комиссии всех уровней должны быть независимыми. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: 5 назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы (при этом от одного депутатского объединения в Госдуме не может быть назначено более одного представителя); 5 назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; 5 Президентом РФ. Срок полномочий ЦИК РФ 4 года. Государственные служащие должны быть представлены в составе комиссии в количестве не более одной трети от всех членов комиссии. [11]

6) Процесс выдвижения кандидатов внутри избирательных блоков и объединений и порядок самовыдвижения регламентируется вышеупомянутым федеральным законом.  Важной особенностью является то, что предусмотрена возможность выдвижения кандидатов одновременно и по списку, в общефедеральном округе, и в одномандатных округах. Это дает двойное преимущество ряду кандидатов от избирательных объединений перед независимыми кандидатами, выдвинутыми в одномандатных округах. Такое преимущество кандидатам от избирательных объединений дано, исходя из стремления создания и развития в стране многопартийной системы.

При выдвижении кандидатов, как по собственной инициативе, так и по инициативе неформальных групп избирателей, требуется уведомление избирательных комиссий.

Выдвинутым кандидатам необходимо собрать в свою поддержку не менее 2% подписей от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. Превышение количества подписей допускается не более чем на 15%.

Далее следует регистрация кандидата, которая представляет собой процесс установления соответствия фактического порядка выдвижения кандидата порядку, установленному законом. 

7) Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.  Агитация так же, как и в других странах, не должна нарушать свободу СМИ, а также разжигать различного рода рознь среди населения.

8) Конкретная дата и время голосования (с 8 до 22 часов) объявляются за 20 дней до дня голосования. Лица, которые не могут присутствовать в своем избирательном округе, могут получить открепительное удостоверение, чтобы проголосовать в удобном для них округе. Лица, не имеющие возможности находиться на избирательном участке по состоянию здоровья, получают возможность проголосовать вне избирательного участка.  

В случае нарушения тайны голосования или при попытке повлиять на волеизъявление избирателя, члены  избирательной комиссии и наблюдатели немедленно отстраняются от работы вышестоящей избирательной комиссией.

9) При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

С целью исключения фальсификации результатов, подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели от кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные наблюдатели.

На основании протоколов об итогах участковых, территориальных избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Результаты признаются недействительными, если допущенные нарушения не позволяют достоверно установить результаты, также если они признаны недействительными не менее чем одной четвертью избирательных участков или по решению суда. [12]

 В настоящее время в Российской Федерации существуют все условия для проведения честных выборов, эффективно и точно отражающих волю избирателей. Тем не менее, реальное отношение к правящим и оппозиционным политическим структурам, недоверие власти  не совсем соотносятся с результатами выборов на протяжении последних нескольких лет. [13] Данный факт ставит под сомнение объективность результатов выборов, а значит, и эффективность и соблюдение законности избирательного процесса.

Библиографический список:

1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)
2. Кучин А.С. Избирательное право и процесс: Учебно-методическое пособие для бакалавров/ Томск, 2015.- 100 с.
3. Худолей Д.М. Понятие избирательного процесса – Вестник Пермского университета. ВАК. 2015 г.
4. Кочетов А.И. Избирательный процесс: методологические основания - Pro Nunc. Современные политические процессы. 2006.
5. Швейцер В.Я. Избирательный процесс в России: национальные особенности и европейский опыт. – Современная Европа. 2004 г.
6. Государственная дума ФС РФ http://duma.gov.ru/duma/deputies/
7. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)
8. Швейцер В.Я. Избирательный процесс в России: национальные особенности и европейский опыт. – Современная Европа. 2004 г.
9. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция)
10. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция)
11. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // URL: http://www.cikrf.ru/
12. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - "ЗАО Юстицинформ", 2008 г.
13. Итоги выборов-2019: в России проявился запрос на «социальную ненависть» – недоверие к власти растет. https://2goroda.ru/infobar/itogi-vyborov-2019-v-rossii-proyavilsya-zapros-na-socialnuyu-nenavist-nedoverie-k-vlasti (дата обращения: 15.09.2019).




Рецензии:

8.02.2020, 9:53 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Ивановой Марии Михайловны излагает текущее законодательство о выборах депутатов всех уровней России, намекает на наличие ранее недочетов в этом деле, исключение их нынешней властью, т.е. правящей в Федерации партией. Если ранее эта партия удостаивалась меньшего количества поддержавших ее голосов, значит, к фальсификации склонялись не сторонники этой партии, а противники ее. Такая позиция в пользу авторитета «Единой России» в Российской Федерации. Работа выстроена на учете основательных документов, полезна для ознакомления теми, кто станет с возрастом голосовать. Работу опубликовать стоит, но с учетом замечаний. Следует отметить, что в избирательные комиссии стараются включать членов всех результативных партий. Нужно поподробней представить приглашение иностранных наблюдателей. Желательно представление также всех способов незаконных действий: подкуп избирателей, голосование за не живых избирателей, заброс в ящики не попавших в руки избирателей бюллетеней, некорректный подсчет голосов. Не мешает оговорить случаи не признания проигравшими выборы партиями честности выборов, обращения в суд. Но еще есть признание честности или нечестности выборов властями других государств. Нужно поправить выражения: «… о пролемах..» «…выроов..». «Внешнюю» и «внутреннюю политику» стоит поменять местами.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх