Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №79 (март) 2020
Разделы: Менеджмент
Размещена 12.02.2020. Последняя правка: 13.02.2020.
Просмотров - 448

Совершенствование эффективности управления персоналом в дошкольных образовательных учреждениях

Вивчарь Виктория Ивановна

Северо-Кавказский федеральный университет

Аспирант

Алексеева Оксана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет. Вивчарь Павел Алексеевич, студент Северо-Кавказского федерального университета


Аннотация:
В данной статье рассмотрены факторы влияющие на социальную эффективность работы персонала и выделены основные показатели оказывающие наиболее существенное влияние на эффективность управления персоналом.


Abstract:
This article examines all the factors that affect the social efficiency of the staff and highlights the main indicators that have the most significant impact on the effectiveness of personnel management.


Ключевые слова:
менеджмент; социальная эффективность; социально-психологический климат; социальный показатель; мотивация сотрудников; деятельность организации; социальная система; социальный фактор

Keywords:
management; social efficiency; socio-psychological climate; social indicator; employee motivation; organization's activities; social system; social factor


УДК 65

Введение: В современном обществе дошкольному образованию отводят оправданную важную роль, а также огромное социальное значение. Дошкольное образование представляет собой качественное оказание воспитательных, образовательных услуг, а также развитие, присмотр, уход и оздоровление. Качественная оказываемая услуга вызывает, в первую очередь, удовлетворенность воспитанниками ДОУ, социальными заказчиками – родителями, а также сотрудниками образовательной организации. Поэтому все чаще в этой сфере деятельности получает распространение социологический подход к управлению персоналом. Особенность данного подхода заключается в необходимости, заинтересованности людей в сфере оказания образовательных услуг. Персонал учреждения играет важную, ключевую роль в этом виде деятельности. В связи с этим необходимо иметь четкую стратегию управления персооналом и разработать критерии оценки работы сотрудников.

Научная новизна:

На сегодняшний день в научной литературе не определен какой–либо единый подход к определению критериев эффективности управления персоналом, в частности для дошкольных общеобразовательных учреждений.

Целью данной статьи является выявление основных критериев для оценки эффективности управления персооналом в ДОУ

Ранее в оценке социальной эффективнрости управления персооналом не наблюдалось какого-либо единства, так как метод оценивания определяется тем, что именно в каждом конкретном случае будет принято за показатель социальной эффективности. Социальная эффективность управления персоналом в организации напрямую зависит от организации и мотивации сотрудников к труду, от состояния социально-психологического климата в коллективе. Можно выделить прямую зависимость всего перечисленного от форм и методов работы с каждым сотрудником организации.

Создание благоприятного социально-психологического климата в общеобразовательных учреждениях является обязательным условием повышения производительности труда, удовлетворенности сотрудников трудом и коллективом. Именно поэтому каждый руководитель должен уделять этому вопросу особое внимание.

Обычно выделяют несколько факторов, которые влияют на социально-психологический климат в коллективе таких учреждений. В рамках глобальной макросреды организации к таким факторам можно отнести обстановку в обществе, комплекс экономических и культурных условий. Рассматривая трудовой коллектив, то есть локальную макросреду организации, такими факторами можно назвать размер организации, структуру, отсутствие функционально-ролевых противоречий, вклад сотрудников коллектива в планирование организации, распределение ресурсов, состав структурных подразделений и т. д. Физический микроклимат дает оценку санитарно-гигиеническим условиям труда, это могут быть освещенность, интерьер, наличие температура, также и другие воздействия.

Все вышеперечисленное может стать причиной повышенной раздражительности сотрудников и оказать косвенное влияние на психологическую атмосферу в коллективе и их отношение к воспитаннокам.

Также особое место отводится принятому в организации стилю руководства, которое непосредственно влияет на формирование социально-психологического климата в коллективе. Вопросы социальной эффективности управления персоналом рассматривали также такие авторы как А. П. Егоршин, А. Я. Кибанов, Ю. Г. Одегов, А. К. Семенов и др. Также социальную эффективность управления персоналом изучали зарубежные исследователи Э. Мэйо, М. Вебер и др. Ф и др.

Опираясь на научные концепции можно отметить основные методические критерии оценивания эффективности трудовой деятельности в организации. А.П. Егоршин приводит ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность управления персоналом, среди которых описаны экономическая и социальная эффективность.

Социальная эффективность определяет уровень использования способностей каждого сотрудника, его возможности, потенциал и выражает социальный результат управленческой деятельности [2]. Она замеряет мотивацию персонала, социально-психологический климат внутри организации и уровень развития человеческих ресурсов. Сюда включены такие данные как средняя заработная плата сотрудника, удельный вес фонда оплаты труда в выручке, скорость роста заработной платы, степень трудовой дисциплины, текучесть кадров, потеря рабочего времени, оценка социально-психологического климата.

Макарова И.К. разработала собственную систему оценки эффективности управления персоналом, которая включает в себя всего два фактора оценки. Она предлагает оценивать: экономические показатели и показатели, которые относятся к социальной стороне жизнедеятельности организации. Макарова пишет, что в современных условиях, оценивая эффективность управления необходимо большое внимание уделять качеству трудовой жизни и трудовому потенциалу.

Важнейшая функция организации заключается в улучшении уровня трудовой жизни – степени удовлетворенности личных потребностей сотрудников через их деятельность в организации.

Основоположник научного менеджмента Ф. Тейлор в своем труде «Принципы научного менеджмента» пишет, что результат деятельности организации зависит от гармоничной организационной деятельности. Под организационной деятельностью Тейлор подразумевал групповую работу сотрудников организации, направленную на формирование групповой эффективности в общем [3]. Большинство факторов влияют на установление групповой эффективности. К их числу относятся условия труда, специфика рабочей силы, форма оплаты труда и управления в целом и др. В своей теории Тейлор делает акцент на персонал как на основу социальной составляющей в повышении эффективности деятельности предприятия.

Большую значимость человеческому фактору в существовании организации придает основоположник школы человеческих отношений американский психолог и социолог Э. Мэйо. Мэйо говорит, что организация – это социальная система с собственными формами контроля, регулирующая человеческое поведение. Действиями сотрудников движут не только экономические причины, но и социальные, а также и психологические факторы. Руководство, проявляющее большее внимание к своим кадрам, получает большую производительность труда, степень удовлетворения и степень вознаграждения. Улучшение социальной системы организации позволяет руководству улучшать производительность и повышать эффективность своей деятельности.

Заключение.

Можно выделить следующие показатели оценивания социальной эффективности управления персоналом для ДОУ.

⦁ Определение морально-психологического климата внутри организации. Это важнейший социальный показатель, который позволяет сделать выводы о мотивации сотрудников, потребностей и конфликтности в коллективе.

⦁ Показатели, описывающие влияние социальных программ на результат деятельности сотрудников и организации, в общем (повышение производительности, улучшение качества услуг, экономия ресурсов).

Библиографический список:

1. Балханова Е.А. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, 2017. - № 4(17). –С. 20-21.
2. Белкин В.Н. Организационное поведение работников. – Челябинск: Энциклопедия, – 2015. – 116 с.
3. Белкин В.Н. Отчуждение труда работников российских предприятий. Вестник ЧелГУ. – 2015. – № 1 (356) – Управление Вып. 10. – С. 80–88.




Рецензии:

19.04.2020, 20:07 Демьянов Владислав Геннадьевич
Рецензия: Здравствуйте! Статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх