Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 12.02.2020. Последняя правка: 11.02.2020.
Просмотров - 125

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ КАК ОПТИМАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Карцева Галина Александровна

д-р филос. наук, профессор

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

заведующая кафедрой музыкальной педагогики и художественного образования

Аннотация:
Настоящая статья посвящена проблеме художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, являющегося одним из самых важных этапов в развитии и воспитании ребёнка. В современных условиях всеобщей информатизации и постоянно ускоряющегося темпа жизни особую актуальность приобретает организация внутреннего мира растущего человека, а также развитие его эмоционально-художественной сферы. В этой связи незаменимым становится художественное воспитание посредством движений под музыку, организованных ритмом. Однако возможности ритмической гимнастики (ритмики) сегодня реализуются недостаточно, поэтому возникает необходимость в дополнительных занятиях по ритмике. В статье также выявляются главные воспитательные задачи дополнительных занятий по ритмике в детском саду.


Abstract:
This article is devoted to the problem of children’s art education in senior preschool age, which is one of the most important in child development. In conditions of universal Informatization and constantly accelerating pace of life, the organization of a growing person, as well as the development of its emotional and artistic sphere, is of particular relevance. In this regard, art education becomes indispensable through movements with music, organized by rhythm. However, the possibilities of rhythmic gymnastics (rhythmics) are not implemented enough today, so there is a need for additional classes in rhythm. The article also identifies the main educational tasks of additional rhythmic classes in kindergarten.


Ключевые слова:
музыкально-ритмическое воспитание; старший дошкольный возраст; ритмическая гимнастика (ритмика)

Keywords:
musical and rhythmic education; senior preschool age; rhythmic gymnastics (rhythmics)


УДК 372.878

372.879.6

В условиях ускоряющегося темпа жизни возникает необходимость в модернизации методов воспитания, создании нетрадиционных подходов к художественному воспитанию, играющему большую роль в становлении личности. Наибольшее внимание следует уделить дошкольникам, поскольку именно в этом возрасте закладывается потенциал для дальнейшего развития личности, которое направлено на становление духовных качеств, потребности в самореализации, самовыражении, а также формируется мироощущение.

Одним из значительных этапов в развитии и воспитании ребёнка является старший дошкольный возраст. От пяти до семи лет у детей активизируется самостоятельность мыслительных процессов, укрепляется интерес к познанию и, что особенно важно, закладываются основы их всестороннего роста. Развиваются практически все основные стороны личности: умственная, чувственная, практическая, морально-нравственная и другие.

Определяющая особенность данного периода — это появление новообразований в психике ребёнка. Важнейшим процессом становится возникновение произвольности психических процессов, таких как внимание, память, восприятие и некоторых других. Совершенствуется высшая нервная деятельность: развиваются умения анализировать, обобщать, делать простейшие выводы, рассуждать [3, с. 69].

В шесть лет и физическое развитие детей также достаточно высоко. Становление физических параметров ребёнка влияет и на разностороннее развитие в других сферах, таких как интеллектуальная, эстетическая, нравственная, социальная. Продолжает совершенствоваться и процесс речи. Так, ребёнок точнее воспроизводит фонемы родного языка, овладевает основными грамматическими формулами. Значительно увеличивается словарный запас, в связи с чем речь становится более яркой, содержательной, образной, точной. Появляется ряд особенностей в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми. Дети данного возраста проявляют большую потребность в сопереживании со стороны взрослого собеседника и взаимопонимании между говорящими. В общении же со сверстниками возникают устойчивые предпочтения, «отбор оппонентов» [3, с. 71]. Ребёнок в основном верно понимает, как относятся к тому или иному типу его поведения взрослые, может дать объективную оценку своим поступкам и даже особенностям своей личности. Это не случайно, ведь именно на данном этапе психического развития у детей формируется самооценка. Она диктует особенности поведения, может влиять на состояние практических и моральных качеств личности. В целом же ребёнок этого возраста отличается достаточно высокой самооценкой. Этот фактор помогает ему в освоении новых типов деятельности.

Несмотря на проявление активности в разнообразной деятельности, в том числе, и новой для ребёнка, ведущей всё равно остается игра, а именно такой её подвид, как сюжетно-ролевая игра. В ней дети-участники могут выполнять различные социальные функции, то есть, играть определённую роль, характеризующуюся своими отличительными чертами, правами и обязанностями. Помимо подвижных игр, интерес у детей вызывают конструирование, рисование, лепка, трудовая деятельность, имеющая, например, следующие задачи: складывать игрушки на место, подметать пол, выносить мусор и так далее. При включении ребёнка в процесс труда стоит дать ему понять, что он делает что-то полезное, необходимое. Это позволит ему более ответственно отнестись к выполнению задания и осознать свою значимость, а, следовательно, нужность его работы для окружающих. Важно, чтобы трудовая атмосфера создавала положительные эмоции, а не приобретала черты наказания или принуждения.

Старший дошкольный возраст также характеризуется большой увлечённостью ребёнка в познании мира, ярко выраженным любопытством, стремлением всё знать. Познавательная активность ребёнка отличается большой смелостью. Он берётся за изучение как посильных для него вопросов, так и за те области знания, которые ему ещё пока не доступны. Именно на этом этапе жизни у человека наблюдается пик познавательных способностей [1, с. 86]. Тем не менее, возможности ребёнка ограничены. Ему сложно самостоятельно справиться с характерным для нашего времени огромным потоком информации, понять, упорядочить и усвоить её. Это важно учитывать при организации и контроле учебной деятельности. Постепенно детей следует знакомить с различными источниками информации (книга, телевизор, интернет и так далее) и учить ими пользоваться: сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования велика потребность в обеспечении благоприятных условий для воспитания детей сообразно их возрастным и индивидуальным особенностям, склонностям, а также для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [4]. Раздел, посвящённый художественно-эстетическому развитию, предлагает выполнение данных положений через самостоятельную детскую художественно-творческую деятельность. Именно поэтому особое значение приобретает художественное воспитание. Это не случайно, ведь оно является одним из основных путей становления всесторонне развитой и богатой в духовном отношении личности, формирования её взаимодействия с действительностью, осуществления нравственного и интеллектуального воспитания.

Особенно значимым является художественное воспитание посредством движений под музыку, организованных ритмом. Оно происходит постепенно и совершается путём обучения, где существенную роль играет получение музыкального опыта, активизация воображения, чувственных и мыслительных реакций. Ритмическая гимнастика (ритмика) в детском саду — средство всенаправленного развития дошкольников. Именно она является наиболее успешным реализатором становления зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного восприятия мира. С одной стороны, ритмика снимает умственное напряжение, а с другой, создаёт благодатную почву для развития мыслительной деятельности. Причём выполнение этих задач возможно при работе с детьми, обладающими различными двигательными и музыкальными способностями. Одним из главных факторов раскрытия потенциальных возможностей ребёнка является создание благоприятной эмоциональной среды, формирование позитивного отношения к занятиям. Для этого педагогу требуется отдавать все свои силы учебному процессу, самому обнаруживать большую увлечённость предметом.

На занятиях ритмикой выделяются как общие, так и частные задачи. К первым относятся оздоровительные, образовательные, воспитательные. Ко второй группе задач — укрепление осанки, развитие музыкальных способностей, основных двигательных навыков, повышение работоспособности и, как следствие, приучение к регулярным занятиям.

Для достижения необходимого результата педагогу надлежит уделить особое внимание подбору музыкального материала. Произведение должно содержать контрастные элементы в плане динамики, темпа, демонстрировать необходимые ритмические группы, что станет импульсом того, что дети будут чувствовать различие между элементами музыкального языка, а значит, успешнее воспринимать их и передавать посредством движения [2, с. 34]. Большое значение также имеют танцевальные упражнения различной направленности. Детский танец нередко берёт своё начало именно на занятиях ритмикой. Здесь его изучение начинается с простых движений и больше похоже на игру. Такая форма изучения новых движений (игровая) особенно эффективна.

Танец — значительное явление в жизни человека. Он помогает раскрыть внутренние чувства и переживания. В детском возрасте танец окружается ореолом сказочности: девочки представляют себя принцессами, мальчики — принцами, и все они спешат на свой первый бал. На уроках ритмики происходит изучение основных танцевальных элементов, прививается умение их гармонично сочетать, воспитывается хороший вкус. Помимо движений и поз большое внимание уделяется также мимике и пластике, общей артистичности танца. Использование танцевальных движений на уроках ритмики положительно влияет на физическое и духовное состояние учащихся. Детям нравится танцевать. Они стараются преуспеть в этом искусстве, овладеть необходимыми навыками, охотно участвуют в построении танцевальной композиции, любят сами придумывать движения и фантазировать под музыку. Через искусство танца, через эмоциональные переживания они познают красоту жизни. Дошкольники приобретают умение совершать правильные и выразительные движения [5, с. 48]. Посредством танца дети могут передавать своё настроение, чувства и эмоции, а это, в свою очередь, способствует эмоциональной раскованности, свободе в общении со сверстниками, более оптимистичному взгляду на мир, стимулирует процесс самопознания. Занятия танцем позволяют снять эмоциональное напряжение, избавиться от зажимов в мышцах и в целом поддерживают состояние духовного и физического тонуса в организме ребёнка.

Ещё одной задачей, решаемой с помощью занятий ритмикой, является обучение дошкольников нормам общения. Благодаря заинтересованности детей в данной деятельности, преподаватели ритмики получают большие возможности в плане обучения и воспитания. Коллективные занятия помогают привить умение общения и поведения в группе, влияют на сплочённость детей и обеспечивают создание дружелюбной атмосферы.

Музыкально-ритмические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм [6, с. 59].

Однако анализ эмпирического опыта художественного воспитания дошкольников говорит о несоответствии между возможностями ритмики и реальным её применением на практике. Отчасти это можно объяснить тем, что потенциал художественного воспитания сегодня реализуется не в достаточной степени. Поэтому возникает необходимость в дополнительных занятиях по ритмике, проводимых специалистом, так как музыкальные руководители в детском саду не успевают охватить весь материал по ритмическому воспитанию. Только объединившись, педагог-ритмист и музыкальный руководитель могут достичь высокого результата в этом направлении.

Основываясь на вышесказанном, выявим главные воспитательные задачи дополнительных занятий по ритмике в детском саду:

  • прививать стремление к постижению целенаправленных движений тела (физическое воспитание);
  • накапливать разнообразный запас звуковых и пластических впечатлений, формировать чувственно-эмоциональный опыт при общении с музыкальным и хореографическим искусством (художественное воспитание);
  • стимулировать развитие дисциплинированности, ответственности, творческой активности, самостоятельности личности;
  • прививать чувство такта, умения вести себя в группе во время занятий.

Библиографический список:

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. [Текст] /Л.А. Венгер – М.: Знание, 1973. – 96 с.
2. Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца [Текст]: / Л.А. Ладыгин. – М.: ЗНУИ, 1980. – 100 с.
3. Поддьяков Н.Н. Ребёнок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития [Текст]: / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 12. – С. 68–74.
4. Федаральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования // Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. – М.: Сфера, 2018. – 96 с.
5. Фомин А.С. Детский танец в системе воспитания и образования [Текст]: / А.С. Фомин. – Новосибирск: НГПУ, 1989. – 55 с.
6. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4–6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Дис. канд. пед. наук [Текст]: / Н.А. Фомина. – Волгоград: ВГАФК. – 1996. – 142 с.




Рецензии:

13.02.2020, 7:27 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема статьи актуальна и автором предлагается подход, который вполне очевидно имеет достаточно высокий потенциал практической имплементации. Особую ценность представляет анализ проблем в контексте интеграции физической, психологической, художественно-эстетической сфер развития личности ребенка этого возраста. Пожелание относится к структурной организации статьи: отсутствие четко поставленной цели (специально выделенной) привнесло некую разбалансированность между названием статьи, текстом и выводами (последние неоправданно зауживают предмет исследования, концентрируя внимание на задачах и упуская представленные в тексте средства). Статья может быть опубликована в научном журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх