Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!



Научные публикации в научно-издательском центре Аэтерна


Разделы: Культурология
Размещена 16.03.2020. Последняя правка: 15.03.2020.
Просмотров - 71

Реконструкция исторических практик как объектов культурного наследия Санкт-Петербурга (на примере возрождения бальной культуры)

Маслеева Виктория Валерьевна

Магистрантка

Санкт-Петербургский государственный университет

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета


Аннотация:
В исследовании представлены результаты исследования бальной культуры в рамках проекта по реконструкции исторических практик культурного наследия Санкт-Петербурга, рассмотрена потребительская картина современного коммерческого проекта, связанного с реконструкцией и возрождением бальной культуры, проведен анализ крупнейших бальных проектов города и создана их сравнительная характеристика.


Abstract:
This article presents some results of the study of ballroom culture in the framework of the project for the reconstruction of historical practices of the cultural heritage of St. Petersburg. Considers the consumer picture of the modern commercial project associated with the reconstruction and revival of ballroom culture, analyzes the largest ballroom projects of the city and creates their comparative characteristics.


Ключевые слова:
бал; бальная культура; культурное наследие; реконструкция; Санкт-Петербург

Keywords:
Ball; ballroom culture; cultural heritage; reconstruction; St. Petersburg


УДК 070

Термин «история» является неоднородным понятием, которое можно разбить на несколько составляющих: история экономики, история культуры, история политики, мировая история.

Петр I построил Санкт-Петербург, пытаясь «прорубить окно» в Европу, через которое в России появилось множество Западных традиций, в том числе балы и соответствующий антураж. Уже в царствование Елизаветы, в связи с огромным экономическим прыжком, российский двор и российские балы считались богатейшими в Европе.

В XXI веке наблюдается подъем патриотического настроения среди всех слоев населения. Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения опубликовал инфографику, на которой отображены ответы россиян на три вопроса. На вопрос «Как бы Вы ответили сами себе на вопрос «Кто я такой?»» больше половины всех опрошенных (59%) ответили, что считают себя гражданами России. Многие россияне гордятся историей своей страны, научными открытиями, армией. Динамика ответов увеличение патриотической гордости за свою страну.

По данным опроса ВЦИОМ на июнь 2018 года уровень патриотизма достиг своего максимума за последние 18 лет. Всего 59% всех опрошенных определяют патриотизм как любовь к стране, а 92% респондентов считают себя патриотами. Показатель вырос на 12 % за последние 18 лет. В 2000 году 80% опрошенных считали себя патриотами своей страны [8].

В современное время наблюдается тенденция повышенного внимания к культуре России, а также к попыткам моделировать элементы культурной жизни страны минувших веков. Появляются такие мероприятия, как «Фестиваль исторической реконструкции «Рыцарский замок», «Рыцарский фестиваль «Длинный Герман», «Фестиваль «Средневековая сказка. Игра престолов», «Санкт-Петербургский Бал национальностей», а также в Санкт-Петербурге с помощью лего воссоздали события войны с Наполеоном 1812 года [13].

Следует указать, что Санкт-Петербург славится не только на всю Россию, но и популярен в Европе своей архитектурой и дворцовыми убранствами, в которых в XVIII-XIX веках практически ежедневно проводили танцевальные мероприятия, именуемые балами. В настоящее время некоторые из них утрачены: Анненгоф, Екатерингофский дворец, Среднерогатский дворец, Баболовский дворец, Летний дворец Елизаветы Петровны, или требуют реконструкции: Особняк Демидова, Особняк Брусницыных.

Актуальность работы подчеркивается также степенью научной изученности проблематики балов. Изображение бального быта можно встретить в работах таких авторов: О.Ю. Захаровой, Ю.М. Лотмана, A.C. Зарина, П.Н. Столпянского, Н.К. Шильдера; в периодических изданиях «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский листок», «Русская старина», «Русский архив»; упоминания балов можно встретить в дневниках Н.И. Греча, С.М. Волконского, А.Ф. Тютчевой, братьев Булгаковых. Однако, попыток к системному подходу и глубокой изученности проблемы не предпринималось. Это можно обосновать недостатком систематизированной информации.

Наконец, бал еще никогда не рассматривался как самостоятельное культурное мероприятие, которое может приносить как коммерческую прибыль для отдельной организации, так и социально-ориентированную помощь для города в целом (например, денежные средства от организации благотворительных балов будут перечислены для реконструкции памятников архитектуры). В связи с этим можно сказать, что проблематика организации исторических балов с точки зрения event мероприятия является актуальной для современных реалий.

В процессе работы над темой были использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез научных документов по теме исследования, методы описания и наблюдения, метод классификации, интерпретация, методы обработки статистического материала, мониторинг СМИ и социальных сетей, анализ рынка, анализ конкурентов бальной культуры.

Научная новизна работы состоит, во-первых, в полном историческом изучении бальной тематики Санкт-Петербурга, во-вторых, в комплексном анализе компаний, занимающихся организацией исторической балов, а также в собранной и систематизированной информации.

Термин «Бал» пришел в русскую культуру из немецкого языка. Бал или по-немецки Ball переводится как «мяч». В старину в Германии имел место необычный обряд: на Пасху сельские девушки с песнями и плясками обходили своих подруги, вышедших замуж за минувший год, и дарили по мячику, обычно набитому шерстью или пухом. [3, с. 54]. В ответ на это замужние дамы устраивали для все молодежи в деревне танцы и угощения за свой счет. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

В России первый бал был проведет на свадебном пиру Лжедмитрия I и Марины Мнишек, где звучал оркестр Станислава Мнишека, что сообщало торжеству отпечаток европеизма. В заключение торжества царь предложил гостям потанцевать. Бал открывали С. Мнишек и князь Вишневецкий [2, с. 30].

После этого события о балах больше упоминаний не обнаруживалось до 1718 года, когда Петр I издал «указ об ассамблеях».

В XIX веке балы всегда оставались приближенным по статусу к официальным торжественным церемониям, потому что занимали особое положение в жизни Императорского двора между торжественными выходами и неформальными развлечениями высшего света.

Схема балов, как и само поведение участников было строго регламентировано. Существовали особые правила поведения, которые касались не только прибытия на само торжество, но и на формат одежды для всех участников бала. Традиционные балы всегда проходили в зимний сезон, начиная с Рождества и длились до начала Великого поста [1].

В Санкт-Петербурге в современном мире с каждым годом появляются все больше обществ, которые своей специализацией выбирают проведение исторического бала. Рассмотрим их, разделяя на большие группы.

Городские коммерческие проекты:

1. Петербургское Дворянское Собрание (ПДС) - самое крупное дворянское объединение в Петербурге и второе по численности в России после Московского Дворянского Собрания. Дворянское Собрание проводит ежегодные Рождественские и Пасхальные балы [6].

2. ЦПКиО им С.М. Кирова (Елагин Остров). История костюмированных балов в ЦПКиО им. С.М. Кирова насчитывает уже 20 лет. Бальные программы рассчитаны на различные возрастные категории: как для детей, так и для взрослых. Существует несколько программ по различным тематикам [12].

3. Международный историко-культурный благотворительный проект «Балы. Четыре сезона» организуют четыре бала в год: весной - «Шоколадный бал», летом – «Bal des flеurs», осенью – «Бал-маскарад «Летучая мышь», зимой – «Белый бал» [7].

4. С корабля на бал - организация занимается проведением балов в костюмах конца XVIII — начала XIX века. Они предоставляют услуги на балы «под ключ» для разного рода события. Однако, организация не занимается проведением собственных балов [10].

5. Исторические танцы на Обводном - образованы в виде танцевального коллектива, который проводит мастер-классы по социальным танцам стран Европы с XV по XIX в. Ежегодно проводят несколько коммерческих балов на разные тематики [9].

6. Студия Старинного Танца им. А.С. Пушкина. Пушкинская студия старинного танца ставит своей особой задачей обучение техникам и импровизациям исторических танцев XIX века [11].

Студенческие проекты:

1. Ассоциация содействия духовно-нравственному просвещению «Покров». Традиционные Покровские балы – один из самых масштабных студенческих проектов в Санкт-Петербурге, в котором могут поучаствовать жители города разных возрастов. Ассоциация проводит три бала в год/ Однако, «Покров» не ставит перед собой цель возродить историческую культуру балов, а внедрить в молодое поколение духовно-нравственные ценности [5].

2. РГПУ им. А.И. Герцена. В рамках культурно-образовательного проекта «Культура Праздника» РГПУ им. А.И. Герцена ежегодно проводятся балы: Зимние Герценовские, Весенние Межвузовские и Выпускные.

Поскольку две большие группы имеют разные цели, автором проводилось детальное сравнение коммерческих проектов по выделенным параметрам, которые были определен исходя из создания и специфики мероприятия. Студенческие проекты не были включены в анализ.

Проекты рассматривались по следующим критериям: предлагаемые услуги, включающие в себя полный цикл создания бала, ценовая политика, дополнительные услуги, рекламная активность, потенциал и планы развития.

Лидирующей организацией на рынке исторических балов можно считать Петербургское Дворянское собрание, которое имеет сочетание не слишком высокой цены и предлагаемых услуг. Однако, оно находится в достаточно закрытой форме, чтобы иметь слишком большое количество гостей.

ЦПКиО им С.М. Кирова уже хорошо известная организация с широким набором различных бальных программ, но при детальном проработки конкурента следует отметить: основной упор идет именно на экскурсионное действие нежели на сам бал, несмотря на это организация имеет явное преимущество – коллекцию исторических костюмов и собственную площадку. 

«Балы. Четыре сезона» уже достаточно продолжительное время организуют балы в качестве коммерческого мероприятия, пропагандируя себя как благотворительная организация, но ни сайта, ни необходимыми отчетами они не располагают, по крайней мере отследить обычному пользователю невозможно. Смотря на конкретно-предоставляемую услугу, можно указать, что цена слишком завышена, когда набор опций предлагается меньше, чем на балах Дворянского собрания.

Анализ коммерческих проектов, позволил автору создать полную картину для собственного проекта «Бальные истории прошлого», а также провести серию балов в Особняке П. Н. Демидова и в Особняке А.А. Половцова, учитывая выявленные недостатки.

Кандидат филологических наук Сосновская Анна Михайловна, которая посетила один из балов в своей статье «Экономика впечатлений: Реконструкция исторических практик культурного наследия Санкт-Петербурга» пишет: «Аудитория согласно опросам, выбирает исторические реконструкции как уникальные и аутентичные впечатления в поисках спасения от торговых центров,  заправок, массовой культуры, от ТВ шоу  и соцсетей:  «подготовка к балу придает вдохновение и возбуждает интерес к эпохе», «интеллигентному человеку интересно окунуться в историю, соотнести сразу много тем и впечатлений: данные из книг и фильмов, историю танца, одежды, архитектуры, города», «физическое участие в танцах, узнавание смысла элементов танца и коммуникация с партнером представляют собой особенный, длящийся, не однодневный опыт общения», «людям за 30 и старше просто пойти на дискотеку не интересно, а танцевать хочется, хочется наряжаться и взаимодействовать с другими людьми» [4].

Бал апеллирует сразу к двум глубинным психологическим драйвам – это поиск романтики ушедшей эпохи, воссоединение с культурой и идентичностью петербуржца, поиск собственного опыта переживания и понимания исторических практик, а также это глубоко укоренившийся европейский нарратив - сказка про Золушку, которая являет собой архетип чудесного преобразования, обещая обновление социального статуса вследствие встречи с незнакомыми людьми на балу» [4].

Проведенные балы стали не только небольшим историческим дискурсом, но и местом для деловых знакомств и дружеского общения.

Данное мероприятие помогло выделить особый круг трудностей, с которым столкнулся автор:

1. Для молодой организации, еще не имеющей собственных спонсоров, партнеров и начального капитала сложно найти подходящую историческую площадку. Практически все дворцы города имеют свой прейскурант ценовой категории с особыми условиями. Например, по условиям Особняка Половцова, необходимо арендовать сразу два больших зала (150 тыс. руб. за вечер); Дворец Труда сдает в аренду свои залы только с услугами их кейтеринговой компании (70 тыс. руб. за вечер).

2. Исторические балы подразумевают соблюдение дресс-кода. Как правило, это фраки для мужчин и пышные платье в пол для дам, различающиеся по форме в зависимости от временных рамок реконструкции. Многие гости XXI века не считают важным соблюдать установленный порядок дресс-кода, а некоторые не имеет финансов. Предоставлять костюмы гостям для новой компании финансово невыгодно: повысится цена билета, которую не смогут оплатить желающие гости.

3. Одна из сложностей не только для молодой организации, но и для существующих на рынке несколько лет, является музыкальный оркестр, который играет все танцевальные отделения. Ноты многих танцев утеряны, а также непросто собрать группу, которая умела бы играть весь репертуар бала. Решение данной проблемы автором видится в взращивание группы музыкантов совместно со становлением проекта.

Несмотря на большое количество событий, связанных с реконструкцией бальной культуры, также существует и большой круг проблем, которых необходимо решать, чтобы балы стали не только приносящим доход, но и просветительским действием.

Библиографический список:

1. Захарова О.Ю. Бал эпохи Петра Великого//Родина. 1995. - № 1. - С.117-119
2. Захарова О.Ю. История русских балов. М.: Журналист, агентство «Гласность», 1999. - 88 с.
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-нач.Х1Х века). / Ю.М. Лотман. - СПб. Искусство-СПб. 1994. - 399 с.
4. Сосновская А. М., Маслеева В.В. Экономика впечатлений: реконструкция исторических практик культурного наследия Санкт-Петербурга // Управленческое Консультирование. 2018. № 4(112). С. 172-181.
5. Ассоциация содействия духовно-нравственному просвещению «Покров» / Традиционные Покровские балы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pokrovorg.ru/tradicionnue_pokrovskie_balu_14_oktyabrya_25_yanvarya_9_maya_ (Дата обращения: 03.05.2018)
6. Балы. Петербургское Дворянское Собрание. [Электронный ресурс]. – URL: http://dvorjanstvo.spb.ru/taxonomy/term/8. – (Дата обращения: 02.05.2018)
7. Балы. Четыре сезона. – [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/bal4sezona. – (Дата обращения: 02.05.2018)
8. Данные опросов: Что значит быть патриотом? Уровень патриотических чувств в обществе достиг максимума за последние 18 лет // Всероссийский центр изучения общественного мнения.2000-2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9156. (Дата обращения: 10.06.2018)
9. Исторические танцы на Обводном. [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/istanao. – (Дата обращения: 02.05.2018)
10. С корабля на бал. [Электронный ресурс]. – URL: http://bal.spb.ru/. – (Дата обращения: 02.05.2018)
11. Студия Старинного Танца им. А.С. Пушкина. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/pushkinkaspb. – (Дата обращения: 02.05.2018)
12. ЦПКиО им С.М. Кирова. Костюмированные балы на Елагином острове. [Электронный ресурс]. – URL: https://elaginpark.org/kostyumirovannye-baly-na-elaginom-ostrove. – (Дата обращения: 02.05.2018)
13. KudaGo. Рыцарские турниры в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kudago.com/spb/activity/jousts/ (Дата обращения: 13.05.2018)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх