Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 13.03.2020. Последняя правка: 02.04.2020.
Просмотров - 494

Педол – креативность для образовательных технологий просвещения

Олевский Виктор Аронович

к.т.н.

-

к.т.н.

Аннотация:
Данная статья прежде всего должна напомнить педагогической общественности, что кроме действующей системы образования, закреплённой ФГОСами, в мире и в России существовали и существуют другие методические подходы к массовому образованию, слишком медленное использование которых только вредит стране. Напоминание осуществляется путём обоснованной критики действующей массовой системы образования, особенно в части перенасыщенности предметной информацией, и обоснованием прогрессивной образовательной технологии просвещения.


Abstract:
This article reminds the pedagogical community that there are other methodological approaches to mass education both in the world and in Russia. These approaches are in addition to the existing education system enshrined by the Federal State Educational Standards. Too slow use of them can only harm the country. Reminder contains reasonable criticism of the current mass education system, especially in terms of oversaturation with subject information. The article also explains the progressive educational technology of enlightenment.


Ключевые слова:
педология; креативность; образовательные технологии, просвещение

Keywords:
pedology; creativity; educational technology, enlightenment


УДК 37.01

Введение. Чтобы перейти непосредственно к заявленной теме уточним понимание основной терминологии.

Педология – как наука о ребёнке заявила о себе с XVIII века и была предназначена систематизировать  научные данные из различных областей изучения ребёнка; в России  педология была «репрессирована» в 1936 году постановлением правящей в стране партии [6], не исключено, что под воздействием ложных идей академика Лысенко Т.Д., как это произошло с кибернетикой, генетикой и другими науками. В настоящее время предполагается, что функции педологии ассимилированы педагогической психологией (ПП). На мой взгляд, это грубейшая ошибка общества, т.к. устранены инакомыслящие, а ПП теперь существует сама по себе с любыми неточностями и ошибочными мнениями [11] – явно полученными не путём научных экспериментов и исследований.

Креативность – это (от латинского creative – создание, английского creativity – создание, творение, творчество)  уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [5]..Кроме этого, в интернете можно встретить такие характеристики креативности: быстро решать поставленные задачи, восприимчивость к новому и другие. К сожалению, целенаправленное обучение креативности в действующей системе образования отсутствует, кроме навыков решения предметных задач, что только на первый взгляд вполне достаточно.

В наименовании статьи словосочетание «педол – креативность» предназначено подчеркнуть, что будет освещена проблема обучения креативности творческими методами, направленными непосредственно на ребёнка с учётом его физиологии и психики, без излишней напряжённости в учёбе.

Актуальность. В настоящее время вся система образования предназначена в основном на получение в школах как можно больше информации и, соответственно, знаний по каждому предмету для всех учащихся, обосновывая такое стремление необходимостью всестороннего развития детей и получения ими разносторонних знаний. Однако, когда беседуешь с выпускниками школ через некоторое время после окончания школы, мало кто помнит и умеет воспользоваться полученными в школе знаниями, особенно такими: как работает желудок паука, что такое в России «смутное время» с несколькими десятками имён и дат всего примерно за 10  исторических лет, не говоря о знании географии, обществознания [12] или геометрии в объёмах школьных программ. И такое положение дел с образованностью очевидно: перенасыщенность информацией мало кто может выдержать и усвоить.

Другое дело, если бы в дошкольных учреждениях и в школах наряду с «облегченными» образовательными предметами серьёзно учили общезначимым дисциплинам, таким как: креативность мышления, толерантность, мораль и т.п. – необходимыми для всех в повседневной жизни. Получили бы большой «+» для устойчивых знаний, творческих способностей и воспитанности подрастающего поколения граждан страны.

Фактически, речь идёт о массовом воспитании в России высококлассных творческих специалистов для всех отраслей, в том числе и управленческой. А пока этого нет.

Восстановление наименования «Министерство просвещения» взамен «Министерство образования» даёт определённую надежду на серьёзные улучшения в педагогической работе.

Цель. Показать целесообразность и возможность массового обучения детей общезначимым для всех предметом «креативность мышления» – в смысле, воспитания устойчивой способности к творчеству, умения высокоэффективно решать проблемные задачи и с уважением относится к творчеству других.

Задача. Разработать и представить проект образовательной технологии обучения креативному мышлению без ущерба для получения учащимися устойчивого разностороннего образования.

Обоснование. Достоверным примером того, что идеи и мысли, излагаемые в данной статье, реальны для общества может служить, в частности, столетний опыт (с 1919 г.) существования в мире  «вальдорфской школы», где до 14 – 15 лет стремятся «не отягощать» интеллект, а первоочередное внимание уделяется «творческому» развитию. Результат такого просвещения превосходит выпускников госшкол и гимназий в 2 раза по поступлению в ВУЗы  – впечатляет. Одной из главных побудительных причин создания такой школы было то, что гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но эти знания были совершенно оторваны от потребностей реальной жизни. В частности, Ницше подверг резкой критике перенасыщенность информацией преподавания истории: «…переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого» [1] (в наше время почти так можно сказать практически о каждом школьном предмете, особенно в начальном и основном образованиях).

 В России подобные вальдорфской школы тоже есть, только их немного и также платные, но зато с малой наполняемостью классов. 

Конечно, лучше для всех (воспитателям и учителям придётся подучиться) будет разумное снижение предметной нагрузки, т.к. не только детский  мозг, но и у взрослых людей мозги имеют ограничения по совокупному устойчивому восприятию изучаемого материала. Но даже, если это, к большому сожалению, не  произойдёт, в предлагаемой технологии предусматривается не введение дополнительных учебных предметов, а органичное внедрение мероприятий – приёмов в уже действующие учебные дисциплины.

Прежде, чем приступить к изложению такой технологии, следует отметить, что её нужно рассматривать как возможный вариант обучения креативности, если кому – то больше нравится ТРИЗ или что другое, то, пожалуйста, лишь бы не было на много сложнее, менее содержательно и доступно в усвоении.

Постулат 1-й (доказан «вальдорфской школой»): снизить предметную нагрузку в системе массового образования, действенно перевести процесс образования в просвещение.

Постулат 2-й: обучение креативности осуществлять не как самостоятельному предмету, а при усвоении основных образовательных дисциплин (возможные примеры такой подачи обучения креативности приведены в [7, 8, 9]).

Постулат 3-й: мероприятия - приёмы обучения креативности должны быть не сложными, не пересекаться и не накладываться между собой, обязательно сопровождаться примерами для дальнейшей работы воспитателей и учителей.

Выполняя этот постулат, за основу был взят ТРИЗ по следующим соображениям:

  • Методик творческого принятия эффективных решений, можно сказать, слишком много (более 500 [4]), в каждой из них есть чему поучиться, но «нельзя объять необъятное», а ТРИЗ одна из последних и, что приятно, комплексная теория, которую неоднократно применяли в дошкольном обучении и в школе [2, 3].
  • Однако и ТРИЗ достаточно сложен в обучении и требует много учебного времени, поэтому и не получил массового распространения. Но т.к. теория комплексная, в ней можно выделить ряд направлений обучения креативному мышлению и по ним сформулировать конкретные мероприятия – приёмы такого обучения. 

 В результате, системно проанализировав известное из ТРИЗ, в части назначения и функционирования методических приёмов, и на основании моего многолетнего производственного опыта конструктора - изобретателя сформулированы 16 мероприятий – приёмов, охватывающих практически все основные возможности проявления креативного мышления в любой области познания, науки, производства, общественной жизни:

1)    решать простые проблемные ситуации,

2)    учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;

3)    проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4)    умение прогнозировать и представлять прошлое;

5)    развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

6)    обобщать представление о веществах  в различных агрегатных состояниях;

7)    развивать умение сравнивать и обобщать;

8)    развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем;

9)    анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

10)умение  моделировать физические и другие процессы;

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться;

14) развивать сложное вариативное мышление,  развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

15) решать сложные проблемные ситуации;

16) информационно –  детерминированно решать проблемы (см. Постулат 4-й).

Такое обучение креативному мышлению можно начинать с 2-2,5 лет и заканчивать в основной школе, возможные примеры реализации обучения с привязкой к программным предметам приведены в статьях [7, 8, 9].

Постулат 4-й: обучать принятию решений по проблемным ситуациям в детерминированной связи информационной модели решения с входными данными.

Например, как это делает недавно запатентованный «Модуль поиска блока информации по входным данным» [10]. 

Научная новизна: Новым является представленная образовательная технология: «Постулат 2-й», «Постулат 3-й» с приведенным комплексом мероприятий – приёмов по обучению креативному мышлению, а также «Постулат 4-й» с учётом используемого в нём патента.

По крайней мере, в существующей педагогической практике такого сочетания комплекса действий и приёмов нет.

Заключение: Фактически обоснована и предложена в виде проекта новая весьма полезная образовательная технология для всех, внедрение которой в педагогическую практику при желании не создаст трудностей и не перегрузит мозги учеников, т.к. не требует заучиваний. А сколько ошибок и недоработок, связанных с человеческим фактором, удастся избежать, благодаря креативному мышлению всех исполнителей и, особенно, умению всех информационно – детерминировано решать проблемные ситуации.

Библиографический список:

1. Альтернативные педагогические системы: www.ozjournal.ru, 2004 г.
2. Гин А.А. ТРИЗ – педагогика. М., 2015.
3. Гин С.И. ТРИЗ - педагогика для малышей: конспект занятий для воспитателей и родителей.- М. КТК «Галактика», 2018.
4. Калюжный С.О. Реферат на тему: Методы технического творчества. Саратов, 2013 г. СГТУ.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 66.
6. Кузнецова И.В., Шварцман П.Я. Педология // Репрессированная наука. Выпуск 2. СПб.: Наука, 1994, с.121-139.
7. Олевская В.В., Олевский В.А. Педол – креативность для дошкольников: примеры и проблемы-задачи. Педагогическая газета. 2018 г. http://pedgazeta.ru/55339
8. Олевская В.В., Олевский В.А. Педол – креативность для начальной школы: примеры и проблемы-задачи. Педагогическая газета. 2018 г. http://pedgazeta.ru/55695
9. Олевская В.В., Олевский В.А. Педол – креативность для основной и средней общеобразовательных школ: примеры и проблемы-задачи. Педагогическая газета. 2018 г. http://pedgazeta.ru/55827
10. Олевская В.В., Олевский В.А., Чиркин С.В. Модуль поиска блока информации по входным данным. Патент на изобретение № 2652501, 2017.
11. Олевский В.А. Педагогическая психология, 7 (семь) проблем. Педагогическая газета. 2019 г. http://pedgazeta.ru/56414
12. Олевский В.А. Польза и негатив от школьного «Обществознания». Педагогическая газета. 2019 г. http://pedgazeta.ru/56627




Рецензии:

13.03.2020, 18:46 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: И что нового в этом тексте? В общем за отсутствием какой-либо новизны к публикации этот текст категорически не рекомендую.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх