Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №79 (март) 2020
Разделы: Искусствоведение
Размещена 16.03.2020. Последняя правка: 14.03.2020.
Просмотров - 974

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ КАРАКАЛПАКСТАНА 1970-1980 годах

Уразимова Тамара Владимировна

Doctor of philosophy (PhD) History of art

Нукусский государственный педагогический институт

доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики

Аннотация:
Статья посвящена истории развития изобразительного искусства Каракалпакстана 1970-1980 гг. Автор исследует особенности стилистического развития станковой живописи, живописных средств выразительности свойственных этому времени.


Abstract:
Article is dedicated to histories of the development graphic arts Karakalpakstana 1970-1980 years. Author researches the particularities of the stylistic development machine painting, picturesque facilities express characteristic this time.


Ключевые слова:
изобразительное искусство; станковая живопись; стилистика; живописные средства

Keywords:
the Graphic arts; machine painting; the style; picturesque facilities


УДК 7.03

Введение

Статья раскрывает ряд важнейших закономерностей в процессе эволюции живописи Каракалпакстана 1970-1980 гг. Необходимость изучения вопроса диктуется требованием художественной практики, а также общей теоретической не разработанностью проблем изобразительного искусства Каракалпакстана. В статье сделана попытка разработки общих черт, развития стилистических особенностей свойственный этому художественному явлению, на основе его поэтически-творческого богатства, его специфичности.

Актуальность

Выбранная тема является многоплановой проблемой. Изучение современного изобразительного искусства в искусствоведческой науке является  актуальнейшей проблемой сегодняшнего дня.Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью анализа природы искусства XX века, необходимостью осмысления культурных реалий прошлого столетия, поиском исторических корней современного искусства.

Цели, задачи, материалы и выводы

Главной целью статьи является исследование особенностей живописи Каракалпакстана XX столетия, определение ее роли и места в культуре региона.  Необходимо с самого начала очертить и конкретизировать круг задач и целей исследования. Основным и наиболее важным, является выявление и изучение самой сути оценки исторического,  теоретического, художественного и практического опыта  в изобразительном искусстве Каракалпакстана, и в частности живописи. Выявление устойчивых творческих принципов, объединяющих художников на  всех этапах творчества.

Научная новизна

Обращение к этой теме, ее важность и актуальность, научную новизну, пожалуй, можно объяснить следующим образом: во-первых, изобразительное искусство Каракалпакстана еще полностью не исследовано. Во-вторых, исследование проводится в сочетании с рассмотрением основ «советского изобразительного искусства» и вопросов «национального» своеобразия.

Заключение, результаты, выводы

Однако автор никоим образом не претендует на завершенность и окончательность выводов по данному вопросу, так как изобразительное искусство Каракалпакстана требует серьезного и полного осмысления и изучения всех этапов развития этого интересного явления. 

Семидесятые годы в искусстве Каракалпакстана, в отличие от предыдущего десятилетия, – несущего в себе ускоренный темп в формировании и накоплении изобразительных основ, – характеризуется преобладанием момента созидания. К началу 1970-х годов живопись стала уже неотъемлемой частью искусства республики, органично войдя в него, и выработав определенные, созвучные местной специфике живописные средства выражения. Отсутствие официального давления, резкой категоричности, наложила свой отпечаток на характер искусства этого времени, послужившему  еще большему стилистическому разнообразию. Новому языку поэтики оказались необходимы не столько этнографические атрибуты, превалирующие в 1960-х годах, сколько природа, естественное пейзажное окружение, в котором раскрывается национальная специфика. И хотя предыдущее десятилетие оказало значительную роль в сложении основ пейзажной живописи Каракалпакстана, тем не менее, выработка всех аспектов национального понимания  и изображения природы приходится именно на 1970-е гг. Это время можно назвать периодом наиболее полного выражения темы природы, интерпретация которой обладает содержательной и образно-пластической новизной. Не только человеческая личность, но и природно-пространственный мир раскрывается перед художником в многообразии жизнесозидательного смысла. Эпическая тональность пустынных равнин и далеких горных цепей, со всем богатством тончайших оттенков, меняющихся в течение суток, раскрывается во внутренней насыщенности цветовых контрастов.

Происходит смена характера живописи от простодушной повествовательности к декоративному размаху и свободной игре крупных цветовых силуэтов, к сосредоточенности мысли и чувства, к насыщенной цветом живописной ткани. Декоративность в изобразительном искусстве отразилась как в пристрастии к чистому локальному цвету, так и в рисунке, линии, не избегающей порой даже ритмического узора. Природа декоративности, ее сущности в эмоциональности лирического настроения, близкой и созвучной как специфике бытия каракалпаков, так и ее природы. Хотя часто декоративных проявлений в живописи не так много, декоративность большей частью присутствует как один из аспектов, составляющих общее целое структуры полотна. Необходимо отметить, что именно в этом внешне явно не выявленном, а приглушенно эмоциональном внутреннем состоянии декоративность подчас и подчиняет себе остальные компоненты произведения. Доминирование в 1970-е гг. декоративного момента в работах художников и связанное с ней идиллическое настроение – это результат потребности времени и специфики природы. В декоративности этого времени можно отметить наличие таких качеств, как масштабность мышления и открытая личная сопричастность изображаемому.

Углубление во внутренний мир, внимание к индивидуальным проявлениям общественной и личной активности человека значительно обогатили интерпретацию тематики, организующую и направляющую замысел, его интонационную разработку. Речь идет о специально выделенных смысловых акцентах, в и изображениях вещей, сюжетов, психологических коллизиях, многократно повторяемых в разных интонациях от ораторской декларативности до интимной доверительности.

Типизация образа, героя, окружающих его предметов, начатая в 1960-х гг. в связи с разработкой тематики живописи, в 1970-е гг. продолжила эту линию при совершенно ином подходе к этой проблеме, принципиально другом ходе образного построения. Обобщение проходит путь от общего подхода к личности, образу, через его «очищение», к выработке «родового», национального типа предмета, типажа человека. При этом бытовое, подчас возвышается до необычного, подчеркивая присущими ему специфически характерными чертами свою принадлежность определенному народу, национальности. Объясняется это, прежде всего коренным пересмотром отношений между объективным значением вещей и их художественным пониманием, в пересмотре структуры художественного образа. Если предыдущее десятилетие было занято аспектом «преобразования» героя в национальный типаж, то, пожалуй, 1970-е гг. отличаются поиском типизированного персонажа, не пытаясь при этом отрицать присутствие личностного, индивидуального момента.

В отношении стилистики живописи этого десятилетия, нужно отметить значительное отличие о 1960-х гг. с его натурно-воспроизводящим методом мышления. 1970-е гг. это обращение к натурно-ассоциативной форме мышления, в которое органично вошло реалистическое воспроизведение видимого, окружающего мира и ассоциативный характер смысла произведений. Подчас и сам живописный язык полотен становился метафоричным. Обращения к ассоциативности мышления естественно впрямую повлияло на усиление эмоционально-содержательного эффекта. В живописи проявилась символика образного выражения, а также разнообразные аспекты экспрессивного и романтического типа образности. Интеллектуальность искусства 1970-х гг. заключает в себе наравне с интеллектуализацией художественного творчества и активизацию зрительского восприятия живописи.

Обращение живописи к национальным особенностям традиционного наследия в 1970-е гг. проявляется как в форме и тематике работ, так и закономерностях ее построения и в образном строе произведений. При этом нельзя просто выявить или добавить в качестве экзотического колорита, их надо не только знать, но и чувствовать. Под национальными традициями, особенностями понимается запечатленная внутренняя образность. Именно эта образность и послужила появлению в конце 1970-х гг. в живописи элемента скрытой символики и условности, построенной на основе целостной системы приемов.

1980-е гг. и, пожалуй, конец 1970-х гг. – характерны отходом от простой обыденности тематики, к усложнено замысловатым, символичным сюжетам, где образ, предмет предстает перед зрителем как знак – информатор, символ, в котором типизировано и сконцентрировано определенное содержание. С проблемы осложненного ситуациями, подчас конфликтного взаимодействия людей эти акценты переносятся на проблему характеров в их чистом проявлении, не зависимом от обстоятельств. Содержание картины теперь труднее, переводимо в слова, более адекватное, параллельному подтексту, принадлежащему скорее не сфере умозаключений, а сфере чувств, эмоций. Авторы во многом не сталкивают зрителя лицом к лицу с натурой, а словно воссоздают ее обобщенно в своих воспоминаниях. Происходит своеобразный процесс, когда сюжет воспринимается через индивидуально – личностное внутреннее сопереживание, восприятие. Отсюда и возрастание интереса к вопросам времени и пространства.

1980-е гг. характерны не просто иллюзорной изобразительностью предметов, а также условной системой образного построения, выявляет себя это время и в своеобразии компоновки картины, условности цвета, света, движения, пространства. Все нюансы полотна, пластические решения служат впрямую выявлению строя эмоционального содержания и непосредственного влияния на зрителя. Живописно-пластическая структура произведения способствует сюжетно-смысловой передаче информации от художника к зрителю.

Характеризуя вторую половину 1980-х гг. необходимо отметить возрастание экспрессивного начала. Социальные изменения, экологическое бедствие Арала, потеря веры во многие «истины», «ценности», оказало влияние на творчество не только молодых, начинающих художников, но сильно изменила живописный язык многих сложившихся мастеров. Образный мир в произведениях становится более напряженный, чувствительный. Экспрессия более полно и точно отвечающая передаче этого настроения была использована художниками. Экспрессия, психологическая острота, декоративность изобразительного письма характеризуют во многом работы этого десятилетия. Экспрессию в полотнах мастеров иной раз трудно явно выявить, так как явление это, выступает скорее не внешне, не столько стилистические, сколько внутренней мироощущенческой сущностью самой жизни. Это одна сторона экспрессивного момента в живописи 1980-х гг., другая не столь явная, сочетающаяся с декоративностью, выступает как в построении пластики композиции, так и в цветовом решении. Помимо декоративности встречается в работах и аспект гротеска или же примитива, для большего обострения изобразительного приема. Коренным образом меняется и характер декоративности, если в предыдущие годы декоративность несла в себе более «идиллический» характер, то теперь основой ее выразительности является момент напряженной экспрессии, как форм, ритма, так и цвета. Содержанием декоративности становится трагизм ожидания [1].

Умению мыслить обобщенными философскими категориями позволяет художникам сопоставлять, переосмысливать и синтезировать в своем творчестве традиции и стили  различных эпох и народов. Хотя, несомненно, наблюдается более пристальное и бережное внимание к своему традиционно – национальному наследию. Художникам восьмидесятых импонировала условность, многозвучие символики применяемой в народном творчестве. Лаконичность и завершенность простого с виду композиционного, ритмического, пластического и цветового решения мастеров прошлого в орнаменте ковра, вышивки резьбы по дереву и ювелирных украшений. Характерным для этого времени является и широкое обращение к фольклору, народной поэзии, в аспекте, объединения, слияния художественных приемов фантазии прошлого с современным миром, с современным человеком.

С середины 1980-х гг. в искусстве происходят заметные перемены, намечаются новые стилистические поиски художественного воплощения, возрождаются и обновляются духовные и нравственные темы. Искусство художников 1980-х гг. богато индивидуальностями, отмечено новизной творческих поисков образного отражения окружающего нас мира. На первый взгляд, очень трудно выявить некую общность черт и тенденций искусства этого времени. Однако можно отметить в живописи внутреннюю близость мироощущения, духовных интересов, самой концепции содержания. На сегодняшний день об искусстве восьмидесятых можно говорить как об искусстве эмоциональном, с несомненным превалированием интеллектуального начала. Это дает ключ к пониманию особенностей психологии творчества художников-восьмидесятников, с проникновением в сложный, подчас противоречивый конгломерат чувств и мыслей художника. К интересным и совсем иным приемам живописного повествования приходит в это десятилетие и принцип единства времени и места действия. Время чаще всего трактуется в картинах сложно, с несколькими точками отсчета. Например, А.Антонов в полотне «Рыбаки Арала» изображает настоящие события экологического бедствия, как следствие трагедии рыбаков, одновременно интерпретируя эти события и персонажей произведения как явление неизменное, постоянное, созданное природой и непоправимое в результате деятельности человека. В этих перепадах и сопряжениях времен – композиционный нерв картины. Взаимовлияние различных исторически – условных уровней образует новый. Быть может главный уровень свободной творческой фантазии, взлетающей над временем и вдохновляющий его конфликтами и страстями, художник при этом выступает не как сторонний наблюдатель, а как сопереживающая этим событиям индивидуальность. Проблема времени и пространства теснейшим образом связана с темой памяти, предлагая зрителю задуматься о прошлом и настоящем, о непрочном и долговечном, о судьбе искусства в потоке времени и перекличке разных эпох [2].

Подводя итоги нашего исследования, мы можем утверждать, что различные этапы развития изобразительного искусства Каракалпакстана и в частности живописи представляют собой интересную картину отражения нашего многоаспектного красочного мира, которые требуют пристального внимания и глубокого изучения.

Библиографический список:

1. Уразимова Т.В. Несколько слов о живописном наследии М.Ищанова //Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. – 2010. – № 3. – С. 106-108
2. Уразимова Т.В. Становление и развитие живописи в Каракалпакстане // Наука и общество. Научно-методический журнал Нукусского государственного педагогического института им. Ажинияза. – 2008. – № 1-2. – С. 71-73




Рецензии:

24.04.2020, 16:00 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Это очень приятно, когда научная статья направлена на изучение истории искусства своего народа, что большая редкость по современным понятиям искусствоведов: чаще всего они сами всё знают и почти не обращаются к истории (пишу со знанием вопроса - изучал как используется в учебниках живописи наука искусства в великолепном изложении Леонардо да Винчи, оказалось, никак). В статье имеются все необходимые для научной статьи структурные разделы, публикацию рекомендую.



Комментарии пользователей:

17.03.2020, 14:48 Бескровная Елена Наумовна
Отзыв: А где конкретные наглядные живописные полотна? К сожалению, я не имела возможности посмотреть их полностью


Оставить комментарий


 
 

Вверх