Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Психология
Размещена 01.04.2020. Последняя правка: 06.04.2020.
Просмотров - 634

Факторы, определяющие разрешение кризиса профессионального выбора

Демина Анастасия Валерьевна

Воронежский государственный университет

студент

Лисова Екатерина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Воронежский государственный университет


Аннотация:
В статье были рассмотрены профессиональная идентичность, осознанность нахождения в кризисе и жизненные стратегии как основные факторы, влияющие на разрешение кризиса профессионального выбора. На основании этого были выявлены основные сочетания данных факторов, которые определяют позитивное или негативное разрешение данного кризиса.


Abstract:
This article shows professional identity, the mindfulness of being in a crisis, and life strategies as the main factors, which have affect on the resolution of the crisis of professional choice. Based on this statement, the major combinations of factors that determine the positive or negative resolution of this crisis were identified.


Ключевые слова:
профессиональный кризис; кризис профессионального выбора; профессиональная идентичность; осознанность; жизненные стратегии

Keywords:
professional crisis; crisis of professional choice; professional identity; mindfulness; life strategies


УДК 159.99

Процесс профессионального становления является неотъемлемым и важным этапом жизни каждого человека. И считается, что переход от одной стадии к другой, как правило, сопровождается кризисами. Эти кризисы приводят к переосмыслению и переориентации  своих целей и профессиональной деятельности, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – к смене профессии. Профессионально обусловленные детерминанты порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профессионального становления, в частности к кризису  профессионального выбора.

Кризис профессионального выбора принято относить к нормативной группе кризисов, другими словами к кризисам, возникновение которых закономерно в жизни каждого человека. Однако выраженность кризиса и его исход являются индивидуальным процессом. Так существует два возможных варианта разрешения кризиса: позитивный, при котором кризис способствует личностному и профессиональному росту, и негативный, при котором кризис может вести к профессиональной деформации личности, профессиональному маргинализму [6]. Какой вариант будет у выпускника, определяется совокупностью психологических детерминант. Например, Э. Ф. Зеер выделяет такие факторы как «неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора профессии, ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь, стереотипы профессионального поведения, разные формы психологических защит, акцентуации характера, эмоциональную напряженность, повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния и т.д.» [3, с. 153-157]. С течением времени какие-то факторы теряют или наоборот приобретают свою значимость в процессе формирования, прохождения и разрешения кризиса профессионального выбора, вследствие изменения структуры общества, личностных и психологических особенностей молодых специалистов. Так, актуальным является выявление факторов, определяющих "исход" кризиса профессионального выбора у выпускников вуза на современном этапе развития общества.

Поэтому целью данной статьи является изучение факторов, определяющих разрешение кризиса профессионального выбора. Задачами в данном случае будут являться:

1) рассмотрение профессиональной идентичности как фактора разрешения кризиса профессионального выбора;

2) рассмотрение осознанности в качестве фактора разрешения кризиса профессионального выбора;

3) рассмотрение жизненной стратегии в качестве фактор разрешения кризиса профессионального выбора;

4) рассмотрение различных комбинаций и сочетаний данных факторов между собой для выявления благоприятных и неблагоприятных их соотношений в процессе разрешения кризиса профессионального выбора.

Научная новизна определяется рассмотрением профессиональной идентичности, осознанностью нахождения в процессе кризиса и типом жизненной стратегии как основных детерминант разрешения кризиса профессионального выбора, что раньше не фигурировало в научной литературе в данном контексте. Мы считает эти факторы имеют важное значение, поскольку они в той или иной степени присутствуют в структуре личности любого молодого специалиста, охватывая профессиональную (профессиональная идентичность), личностную (осознанность нахождения в кризисе) и поведенческую (жизненная стратегия) составляющие выпускника вуза. Именно поэтому выраженность и специфика данных факторов способствует или наоборот препятствует выходу из изучаемого кризиса. Рассмотрение комбинаций данных факторов у выпускников вуза, это позволит выявить наиболее «уязвимые» характеристики личности молодого специалиста при разрешении кризиса профессионального выбора.

По мнению Л.Б. Шнейдер, под профессиональной идентичностью необходимо понимать «осознание своей тождественности с профессиональной общностью, ее оценку, психологическую значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразную ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности» [9]. Е.И. Гиниатуллиной были предложены три типа идентичностей на основе критерия «идентичность / маргинализм» [2, с 247.]. Данная классификация важна, поскольку именно она предполагает связь типов профессиональной идентичности с кризисом профессионального выбора молодых специалистов. Типология выглядит следующим образом:

- «идентичный профессионал» (эмоциональная позитивно-окрашенная позиция) - профессия для выпускника значима и ценна, является одной из главных сфер самореализации, он беспокоится за свою профессию.

- «прагматик» (рациональная, нормативная позиция) - типичный представитель профессии, достаточно верен своей профессии, в неблагоприятных профессиональных условиях готов подстроиться и измениться под нее; профессию воспринимает как средство удовлетворения потребности в социальной активности, считает ее важным, но не основным смыслом своей жизни.

- «маргинал» (нейтральная, негативная позиция) – характеризуется пассивным пребыванием в профессии, отсутствием желания меняться и совершенствоваться профессионально, профессия не значима и не ценна, присутствует потребительское отношение к ней и частое создание имитации профессионального развития.

 Данный фактор оказывает влияние на протекание и разрешение кризиса в том смысле, что выпускники и студенты, относящиеся к первому и второму типу профессиональной идентичности, имеют полярно различающиеся представления и ожидания от выбранной специальности и профессии: «профессионалы» видят свою реализацию только в профессии и «зацикливаются» только на ней, а «маргиналы» наоборот чувствуют себя не на своем месте. В обоих случаях выпускникам будет сложнее адаптироваться к существующей профессиональной среде (первым - из-за завышенных ожиданий, вторым – из-за полного отсутствия интереса), в то время у «прагматиков» с их рациональным подходом, данный процесс должен пройти относительно безболезненно и благоприятно с дальнейшим ростом их как профессионалов. Так становится понятно, что важную роль в становлении молодого специалиста в период профессионального кризиса играет осознание им не только окружающей его обстановки, но и свое внутреннее состояние, а именно понимание выпускником находится ли он сейчас в состоянии кризиса профессионального выбора или нет.

В современной зарубежной психологии под осознанностью понимают «способность произвольно сосредоточивать внимание на текущих событиях и ощущениях, произвольно переключать внимание с одних аспектов на другие, ощущая при этом подконтрольность процесса сосредоточения и управляемость им» [7]. А.Г. Чеснокова под осознанностью понимает особое качество психики, согласно которому психическая деятельность индивида может протекать как осознанно, так и неосознанно [8]. Поэтому осознанность предполагает «способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчет: где я нахожусь, что в данный момент делаю, почему именно так и зачем» [5].

Мы считаем, что осознанность следует считать функциональной составляющей личности, оказывающей влияние на психологическое качество жизни человека и являющейся эффективным средством совладания с различными формами психологического такими как стресс, тревога, страхи, раздражение, гнев. Поскольку если индивид на когнитивном и  интуитивном уровнях понимает, что с ним происходит, осознает это, он способен выйти из стрессовых и напрягающих его состояний с меньшими потерями. То можно говорить, что от степени выраженности осознанности у выпускника зависит протекание и «выход» из кризиса.  Можно выделить три уровня осознанности:

- первый уровень – глубокая бессознательность, характеризующаяся полным непониманием своего состояния, главенством подсознательных импульсов;

- второй уровень – обыкновенная бессознательность, характеризующаяся ориентацией на прошлое или будущее, вместо настоящего, поэтому только частичное понимание своего актуального состояния;

- третий уровень – полная осознанность, выпускник осознает себя в моменте настоящего,  в полной степени способен оценить ситуацию и понять свои внутренние переживания.

Так выпускники с полной осознанностью и пониманием происходящих внутри их самих и в окружающей среде изменений, в большей степени склонны благополучно выйти из кризиса профессионального выбора и перейти на новую ступень профессионального становления. И наоборот выпускники, не осознающие происходящие вокруг и внутри их самих процессы, в меньшей степени способны благоприятно разрешить данный кризис.

Однако типа профессиональной идентичности и осознанности как личностной характеристики выпускника не достаточно для полного понимания процесса разрешения кризиса профессионального выбора. Важно не только как молодой специалист себя идентифицирует и ощущает (осознает), но и какие действия он предпринимает в данный период. Так мы переходим к жизненным стратегиям личности, которые как раз в своей основе имеют поведенческий аспект.

Существует множество трактовок такого явления как «жизненные стратегии». Однако мы считаем, что наиболее полное определение предложили Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов, которые под «жизненными стратегиями» понимают способ сознательного планирования и проектирования человеком своей жизни с помощью поэтапного формирования ее будущего [1, с. 71]. В психологической литературе можно встретить авторские типологии жизненных стратегий. Нами была выбрана типология С. Л. Рубинштейна, так как она в полной мере охватывает представление индивидов о жизни, действия и намерения в зависимости от него. С.Л. Рубинштейн выделил ситуативную и личностную жизненные стратегии. «Ситуативная жизненная стратегия заключается в том, что человек в большинстве жизненных ситуаций полагается на случай, везение, друзей и т. д., не прилагая для преодоления тех или иных обстоятельств своей активности. Личностная же наоборот предполагает проявление активности в процессе жизнедеятельности, определенное самостроительство своей биографии» [4, с. 197]. Тип жизненной стратегии связан с изучаемой нами темой в том смысле, что направленность деятельности выпускника, его активность или пассивность, привычка решать те или иные проблемы во многом определяет и чувства субъекта во время протекания кризиса, продолжительность кризиса и самое главное его последствия. Активность / пассивность в данном вопросе определяет, по какой траектории будет развиваться дальнейшая профессиональная жизнь выпускника вуза. Так, выпускники с ситуативной жизненной стратегией не склонны брать ответственность за свою жизнь, надеясь на помощь со стороны, поэтому они не будут предпринимать никаких решительных действий в период кризиса, и сам кризис будет иметь более продолжительный период. Выпускники с личностной  жизненной стратегией, напротив, вследствие своих внутренних установок, понимая, что их жизнь зависит только от них самих, будут совершать всевозможные действия для разрешения кризисной ситуации и сокращения кризисного периода.

Следующим шагом являлось выявление комбинаций данных факторов, способствующих или препятствующих благоприятному выходу из кризиса. Рассмотрение выпускников с разным типом профессиональной идентичности, уровнем осознанности и типом жизненной стратегии показало, тип в профессиональной идентичности является важным фактором, характеризующим сам процесс кризиса профессионального выбора, его становление и протекание, но его разрешение в большей степени зависит от уровня осознанности. Жизненная стратегия также имеет решающее значение в данном вопросе, поскольку она определяет действия индивида в связи со слоившейся ситуацией. Например, наиболее уязвленные категории «профессионалы» и «маргиналы», смогут благоприятно выйти из кризиса только при условии высокой степени осознания своего нахождения в кризисе и осуществлении активных действий по выходу из него. Так, «профессионал», осознающий кризис, сможет выйти из него благополучно, только предпринимая какие-либо действия, а, не надеясь на судьбу и других людей. С ситуативной жизненной стратегий данный процесс затянется и приобретен более негативный окрас.  Для «прагматиков», являющихся наиболее стабильной группой, в меньшей степени важна осознанность нахождения в кризисе и тип жизненной стратегии вследствие их индифферентного отношения к профессии, они могут легко подстроиться под новые условия.

Таким образом, проведенный теоретический анализ показал, что разрешение кризиса профессионального выбора определяется не только вышеперечисленными факторами, но и сочетанием этих детерминант между собой. Так, можно сказать, в процессе разрешения кризиса в большей степени является важным состояние осознанности нахождения в кризисе и тип жизненной стратегии, который определяет конкретные действия индивидов в этот период жизни. Тип профессиональной идентичности в данном случае является по большей части фактором, определяющим формирование и «проживание» кризиса, от него в меньшей степени зависит процесс разрешения кризиса профессионального выбора.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на нормативность кризиса профессионального выбора у выпускников вуза, в процессе разрешения данного кризиса большое значение имеют вышеперечисленные факторы, как по отдельности, так и, что наиболее важное, в своем сочетании, что в свою очередь позволит выявить наиболее «уязвленных» представителей группы выпускников вузов. Полученные выводы подтверждают перспективность дальнейшего исследования тех факторов, о которых шла речь в нашей статье.

Библиографический список:

1. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – C. 74-85.
2. Гиниатуллина Е.И.. Взаимосвязь профессиональной идентичности и кризиса на завершающем этапе обучения в вузе с учетом региональной и профильной специфики // Вестник ГУУ. – ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»: 2014. – С. 246-249.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 167 с.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога // Мир психологии. – 2002, № 4 (32). – С. 194-203.
5. Зеланд В. Взлом техногенной системы. – М., 2012. – 390 с.
6. Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р., Лашук С.И. Психологические аспекты личностного становления студентов: Методические рекомендации для кураторов студенческих групп, психологов и воспитателей / Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина, С.И. Лашук. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 40 с.
7. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. – 2014, № 2. – С. 18-29.
8. Чеснокова А.Г. Осознание как центральная проблема психологии в концепциях Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна // Весник МГУ. – 2003, №4. – С. 3-15.
9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : Автореф. дис. доктора психологических наук. – Москва, 2001. – 42 с.




Рецензии:

1.04.2020, 16:01 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья представляет интерес, Научно, логично, добротно. Новый подход - достаточно продуманный. Рекомендуется к опубликованию.

1.04.2020, 17:38 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи интересна, актуальна. Материал представлен логично, прослеживается научная новизна в исследовании. Есть погрешности в оформлении библиографического списка. Но это не снижает достоинство представленного материала, рекомендуется к публикации.

06.04.2020 10:10 Ответ на рецензию автора Демина Анастасия Валерьевна:
Спасибо рецензию. Оформление библиографического списка подправила.

2.04.2020, 11:36 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Добротная статья, заслуживает публикации. Единственное замечание:уберите фразу "на основании существующей в научной литературе информации". В общем смысле там может быть полным - полно неточностей и предвзятостей, см. например: Олевский В.А. Педагогическая психология, 7 (семь) проблем. Педагогическая газета. 2019 г. http://pedgazeta.ru/56414. В следующих подобных статьях желательно использовать и опросы, и статистические данные, и т.п. психологические данные и возможности.
06.04.2020 10:10 Ответ на рецензию автора Демина Анастасия Валерьевна:
Спасибо за рецензию. Фразу убрала.

7.04.2020, 11:45 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: С публикацией согласен.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх