Воронежский государственный университет
студент
Лисова Екатерина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Воронежский государственный университет
УДК 159.99
Процесс профессионального становления является неотъемлемым и важным этапом жизни каждого человека. И считается, что переход от одной стадии к другой, как правило, сопровождается кризисами. Эти кризисы приводят к переосмыслению и переориентации своих целей и профессиональной деятельности, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – к смене профессии. Профессионально обусловленные детерминанты порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профессионального становления, в частности к кризису профессионального выбора.
Кризис профессионального выбора принято относить к нормативной группе кризисов, другими словами к кризисам, возникновение которых закономерно в жизни каждого человека. Однако выраженность кризиса и его исход являются индивидуальным процессом. Так существует два возможных варианта разрешения кризиса: позитивный, при котором кризис способствует личностному и профессиональному росту, и негативный, при котором кризис может вести к профессиональной деформации личности, профессиональному маргинализму [6]. Какой вариант будет у выпускника, определяется совокупностью психологических детерминант. Например, Э. Ф. Зеер выделяет такие факторы как «неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора профессии, ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь, стереотипы профессионального поведения, разные формы психологических защит, акцентуации характера, эмоциональную напряженность, повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния и т.д.» [3, с. 153-157]. С течением времени какие-то факторы теряют или наоборот приобретают свою значимость в процессе формирования, прохождения и разрешения кризиса профессионального выбора, вследствие изменения структуры общества, личностных и психологических особенностей молодых специалистов. Так, актуальным является выявление факторов, определяющих "исход" кризиса профессионального выбора у выпускников вуза на современном этапе развития общества.
Поэтому целью данной статьи является изучение факторов, определяющих разрешение кризиса профессионального выбора. Задачами в данном случае будут являться:
1) рассмотрение профессиональной идентичности как фактора разрешения кризиса профессионального выбора;
2) рассмотрение осознанности в качестве фактора разрешения кризиса профессионального выбора;
3) рассмотрение жизненной стратегии в качестве фактор разрешения кризиса профессионального выбора;
4) рассмотрение различных комбинаций и сочетаний данных факторов между собой для выявления благоприятных и неблагоприятных их соотношений в процессе разрешения кризиса профессионального выбора.
Научная новизна определяется рассмотрением профессиональной идентичности, осознанностью нахождения в процессе кризиса и типом жизненной стратегии как основных детерминант разрешения кризиса профессионального выбора, что раньше не фигурировало в научной литературе в данном контексте. Мы считает эти факторы имеют важное значение, поскольку они в той или иной степени присутствуют в структуре личности любого молодого специалиста, охватывая профессиональную (профессиональная идентичность), личностную (осознанность нахождения в кризисе) и поведенческую (жизненная стратегия) составляющие выпускника вуза. Именно поэтому выраженность и специфика данных факторов способствует или наоборот препятствует выходу из изучаемого кризиса. Рассмотрение комбинаций данных факторов у выпускников вуза, это позволит выявить наиболее «уязвимые» характеристики личности молодого специалиста при разрешении кризиса профессионального выбора.
По мнению Л.Б. Шнейдер, под профессиональной идентичностью необходимо понимать «осознание своей тождественности с профессиональной общностью, ее оценку, психологическую значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразную ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности» [9]. Е.И. Гиниатуллиной были предложены три типа идентичностей на основе критерия «идентичность / маргинализм» [2, с 247.]. Данная классификация важна, поскольку именно она предполагает связь типов профессиональной идентичности с кризисом профессионального выбора молодых специалистов. Типология выглядит следующим образом:
- «идентичный профессионал» (эмоциональная позитивно-окрашенная позиция) - профессия для выпускника значима и ценна, является одной из главных сфер самореализации, он беспокоится за свою профессию.
- «прагматик» (рациональная, нормативная позиция) - типичный представитель профессии, достаточно верен своей профессии, в неблагоприятных профессиональных условиях готов подстроиться и измениться под нее; профессию воспринимает как средство удовлетворения потребности в социальной активности, считает ее важным, но не основным смыслом своей жизни.
- «маргинал» (нейтральная, негативная позиция) – характеризуется пассивным пребыванием в профессии, отсутствием желания меняться и совершенствоваться профессионально, профессия не значима и не ценна, присутствует потребительское отношение к ней и частое создание имитации профессионального развития.
Данный фактор оказывает влияние на протекание и разрешение кризиса в том смысле, что выпускники и студенты, относящиеся к первому и второму типу профессиональной идентичности, имеют полярно различающиеся представления и ожидания от выбранной специальности и профессии: «профессионалы» видят свою реализацию только в профессии и «зацикливаются» только на ней, а «маргиналы» наоборот чувствуют себя не на своем месте. В обоих случаях выпускникам будет сложнее адаптироваться к существующей профессиональной среде (первым - из-за завышенных ожиданий, вторым – из-за полного отсутствия интереса), в то время у «прагматиков» с их рациональным подходом, данный процесс должен пройти относительно безболезненно и благоприятно с дальнейшим ростом их как профессионалов. Так становится понятно, что важную роль в становлении молодого специалиста в период профессионального кризиса играет осознание им не только окружающей его обстановки, но и свое внутреннее состояние, а именно понимание выпускником находится ли он сейчас в состоянии кризиса профессионального выбора или нет.
В современной зарубежной психологии под осознанностью понимают «способность произвольно сосредоточивать внимание на текущих событиях и ощущениях, произвольно переключать внимание с одних аспектов на другие, ощущая при этом подконтрольность процесса сосредоточения и управляемость им» [7]. А.Г. Чеснокова под осознанностью понимает особое качество психики, согласно которому психическая деятельность индивида может протекать как осознанно, так и неосознанно [8]. Поэтому осознанность предполагает «способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчет: где я нахожусь, что в данный момент делаю, почему именно так и зачем» [5].
Мы считаем, что осознанность следует считать функциональной составляющей личности, оказывающей влияние на психологическое качество жизни человека и являющейся эффективным средством совладания с различными формами психологического такими как стресс, тревога, страхи, раздражение, гнев. Поскольку если индивид на когнитивном и интуитивном уровнях понимает, что с ним происходит, осознает это, он способен выйти из стрессовых и напрягающих его состояний с меньшими потерями. То можно говорить, что от степени выраженности осознанности у выпускника зависит протекание и «выход» из кризиса. Можно выделить три уровня осознанности:
- первый уровень – глубокая бессознательность, характеризующаяся полным непониманием своего состояния, главенством подсознательных импульсов;
- второй уровень – обыкновенная бессознательность, характеризующаяся ориентацией на прошлое или будущее, вместо настоящего, поэтому только частичное понимание своего актуального состояния;
- третий уровень – полная осознанность, выпускник осознает себя в моменте настоящего, в полной степени способен оценить ситуацию и понять свои внутренние переживания.
Так выпускники с полной осознанностью и пониманием происходящих внутри их самих и в окружающей среде изменений, в большей степени склонны благополучно выйти из кризиса профессионального выбора и перейти на новую ступень профессионального становления. И наоборот выпускники, не осознающие происходящие вокруг и внутри их самих процессы, в меньшей степени способны благоприятно разрешить данный кризис.
Однако типа профессиональной идентичности и осознанности как личностной характеристики выпускника не достаточно для полного понимания процесса разрешения кризиса профессионального выбора. Важно не только как молодой специалист себя идентифицирует и ощущает (осознает), но и какие действия он предпринимает в данный период. Так мы переходим к жизненным стратегиям личности, которые как раз в своей основе имеют поведенческий аспект.
Существует множество трактовок такого явления как «жизненные стратегии». Однако мы считаем, что наиболее полное определение предложили Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов, которые под «жизненными стратегиями» понимают способ сознательного планирования и проектирования человеком своей жизни с помощью поэтапного формирования ее будущего [1, с. 71]. В психологической литературе можно встретить авторские типологии жизненных стратегий. Нами была выбрана типология С. Л. Рубинштейна, так как она в полной мере охватывает представление индивидов о жизни, действия и намерения в зависимости от него. С.Л. Рубинштейн выделил ситуативную и личностную жизненные стратегии. «Ситуативная жизненная стратегия заключается в том, что человек в большинстве жизненных ситуаций полагается на случай, везение, друзей и т. д., не прилагая для преодоления тех или иных обстоятельств своей активности. Личностная же наоборот предполагает проявление активности в процессе жизнедеятельности, определенное самостроительство своей биографии» [4, с. 197]. Тип жизненной стратегии связан с изучаемой нами темой в том смысле, что направленность деятельности выпускника, его активность или пассивность, привычка решать те или иные проблемы во многом определяет и чувства субъекта во время протекания кризиса, продолжительность кризиса и самое главное его последствия. Активность / пассивность в данном вопросе определяет, по какой траектории будет развиваться дальнейшая профессиональная жизнь выпускника вуза. Так, выпускники с ситуативной жизненной стратегией не склонны брать ответственность за свою жизнь, надеясь на помощь со стороны, поэтому они не будут предпринимать никаких решительных действий в период кризиса, и сам кризис будет иметь более продолжительный период. Выпускники с личностной жизненной стратегией, напротив, вследствие своих внутренних установок, понимая, что их жизнь зависит только от них самих, будут совершать всевозможные действия для разрешения кризисной ситуации и сокращения кризисного периода.
Следующим шагом являлось выявление комбинаций данных факторов, способствующих или препятствующих благоприятному выходу из кризиса. Рассмотрение выпускников с разным типом профессиональной идентичности, уровнем осознанности и типом жизненной стратегии показало, тип в профессиональной идентичности является важным фактором, характеризующим сам процесс кризиса профессионального выбора, его становление и протекание, но его разрешение в большей степени зависит от уровня осознанности. Жизненная стратегия также имеет решающее значение в данном вопросе, поскольку она определяет действия индивида в связи со слоившейся ситуацией. Например, наиболее уязвленные категории «профессионалы» и «маргиналы», смогут благоприятно выйти из кризиса только при условии высокой степени осознания своего нахождения в кризисе и осуществлении активных действий по выходу из него. Так, «профессионал», осознающий кризис, сможет выйти из него благополучно, только предпринимая какие-либо действия, а, не надеясь на судьбу и других людей. С ситуативной жизненной стратегий данный процесс затянется и приобретен более негативный окрас. Для «прагматиков», являющихся наиболее стабильной группой, в меньшей степени важна осознанность нахождения в кризисе и тип жизненной стратегии вследствие их индифферентного отношения к профессии, они могут легко подстроиться под новые условия.
Таким образом, проведенный теоретический анализ показал, что разрешение кризиса профессионального выбора определяется не только вышеперечисленными факторами, но и сочетанием этих детерминант между собой. Так, можно сказать, в процессе разрешения кризиса в большей степени является важным состояние осознанности нахождения в кризисе и тип жизненной стратегии, который определяет конкретные действия индивидов в этот период жизни. Тип профессиональной идентичности в данном случае является по большей части фактором, определяющим формирование и «проживание» кризиса, от него в меньшей степени зависит процесс разрешения кризиса профессионального выбора.
Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на нормативность кризиса профессионального выбора у выпускников вуза, в процессе разрешения данного кризиса большое значение имеют вышеперечисленные факторы, как по отдельности, так и, что наиболее важное, в своем сочетании, что в свою очередь позволит выявить наиболее «уязвленных» представителей группы выпускников вузов. Полученные выводы подтверждают перспективность дальнейшего исследования тех факторов, о которых шла речь в нашей статье.
Рецензии:
1.04.2020, 16:01 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья представляет интерес, Научно, логично, добротно. Новый подход - достаточно продуманный.
Рекомендуется к опубликованию.
1.04.2020, 17:38 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи интересна, актуальна. Материал представлен логично, прослеживается научная новизна в исследовании. Есть погрешности в оформлении библиографического списка. Но это не снижает достоинство представленного материала, рекомендуется к публикации.