Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Педагогика, Методика преподавания
Размещена 07.04.2020. Последняя правка: 05.04.2020.
Просмотров - 458

Психолого-педагогические особенности обучения взрослых парным социальным танцам

Блохина Мария Александровна

Кандидат философских наук

ТОГБОУ ВО ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Доцент кафедры музыкальной педагогики и художественного образования

Жук А.А, бакалавр художественного образования, ТОГБОУ ВО ТГМПИ им. С.В. Рахманинова


Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме обучения взрослых парным социальным танцам, психолого-педагогическим особенностям взаимодействия со взрослыми учениками в зависимости от их возрастных, социальных и прочих особенностей. Имеющаяся авторская классификация взрослых, обращающихся за данной услугой в танцевальные школы, клубы и т.д. с соответствующими базовыми методическими рекомендациями способна, по мнению авторов, повысить эффективность педагогического общения в современной танцевальной школе и, как следствие, успешность продвижения предоставляемой услуги.


Abstract:
The article is devoted to the urgent problem of teaching adults to social pair dances, psychological and pedagogical features of interaction with adult students, depending on their age, social and other characteristics. Available author's classification of adults applying for this service to dance schools, clubs, etc. with the corresponding basic methodological recommendations, according to the authors, it is capable of increasing the effectiveness of pedagogical communication in a modern dance school and, as a result, the success of promoting the service provided.


Ключевые слова:
досуг взрослых; парный социальный танец; педагогика взрослых; периодизация взрослого возраста; педагогические стратегии; авторская психолого-педагогическая классификация; педагогическое взаимодействие; современная танцевальная школа; успешный педагог

Keywords:
adult leisure; pair social dance; adult pedagogy; periodization of adulthood; pedagogical strategies; author's psychological and pedagogical classification; pedagogical interaction; modern dance school; successful teacher


УДК 379.828

Уровень технического развития во многом позволяет сегодня человеку меньше времени тратить на работу и непосредственно производство и больше времени уделять досугу и саморазвитию. Всё большее количество взрослых людей желает не только повышать свою профессиональную квалификацию, но и осваивать новые навыки, получать знания и умения для реализации собственного творческого потенциала. В том числе и поэтому дополнительное образование взрослых, организация проведения их досуга сейчас – очень распространённое явление, которому уделяется большое внимание, в частности, на государственном уровне. Так, в задачах «Концепции художественного образования в РФ» обозначена необходимость формирования и развития эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, а также вовлечения всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков.

Ответом на необходимость организовывать досуг взрослых стало возникновение различных любительских объединений, занимающихся обучением разным видам творческой, спортивной и другим видам деятельности. Одним из таковых является танец в общем смысле и танец, как некое социальное взаимодействие, то есть парный социальный танец (танго, сальса, бачата, линди-хоп, буги-вуги и т.д.). Танцевальные школы, клубы и пр. на сегодняшний момент, как место, где обучают танцу, стали повсеместным явлением, требующим к себе внимания также и с методической точки зрения.

Однако, педагогика взрослых, безусловно, существенно отличается от детской, а исследований, подробно рассматривающих особенности, методику обучения танцам, в частности, парным социальным танцам, именно взрослого населения, сегодня практически нет, что и придаёт особую актуальность данной работе.

Таким образом, целью данного исследования является выявление психолого-педагогических особенностей обучения взрослых парным социальным танцам для повышения эффективности проведения занятий.

Задачи исследования:

  • подчеркнуть актуальность обращения взрослых за услугами обучения парным социальным танцам и необходимость разработки теоретико-методической базы для данных занятий;
  • выявить традиционные характеристики возрастных периодов взрослых людей;
  •  разработать и описать авторскую психолого-педагогическую классификацию взрослых, обращающихся за услугами обучения парным социальным танцам, способную повысить уровень эффективности занятий.

Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, педагогические наблюдения.

Научная новизна заключается в том, что в данном исследовании впервые разработана общая психолого-педагогическая классификация взрослых, обращающихся за услугами обучения парным социальным танцам, учитывающая их конкретный возраст, социальный статус, семейное положение, цели обучения и т.д.; включающая в себя базовые методические рекомендации.

Безусловно, понятие «взрослые» включает в себя очень широкий возрастной диапазон. При этом в классической педагогической литературе периодизация взрослого возраста рассматривается в меньшей степени, чем детская. Существует несколько систем периодизации за авторством Г. Грима, В.В. Гинзбурга, В.В. Бунака, Д. Биррена, Д. Бромлей и др. Хронологические рамки периода взрослости очень условны и зависят от времени начала-завершения юности и начала периода старения. Так, нижняя граница взрослости, например, связывается антропологами и физиологами с возрастом 16 лет (В.В. Гинзбург), 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д.Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В.В. Бунак).

Некоторые учёные начало зрелости называют юностью, другие — ранней взрослостью или молодостью. Одни выделяют юность как отдельную фазу, а другие рассматривают её как часть молодости. Сложность периодизации взрослости во многом связана и с тем, что определяется уже не только биологическими и психическими процессами, которые во многом разнятся от образа жизни, места проживания и т.д., но и положением человека в социальной среде [2, с. 289].

Таким образом, до сих пор нет серьёзных эмпирических оснований для той или иной чёткой периодизации, что лишний раз свидетельствует о достаточно слабой разработанности проблем возрастной изменчивости психического развития взрослых людей. В качестве некоего выхода из данной ситуации можно рассмотреть иной принцип – сопоставление разных возрастных групп людей по обобщённым (округлённым) датам – например, 20-29 лет; 30-39 лет; 40-49 лет и т.д. или 20-24, 25-29, 30-34 и т.д., во многом фундаментальный, предложенный советским психологом, доктором педагогических наук Б.Г. Ананьевым, утверждающим, что метод возрастных сопоставлений или поперечных срезов развития должен быть более дифференцированным и прослеживающим ход развития в такой мере, чтобы имелась возможность обнаружить моменты повышения (оптимумы), стабилизации или, напротив, явно выраженного понижения функций [1, с. 41-44].

Основой для подобного рода разделения служит, во-первых, возрастная градация, а во-вторых, достижение определённых социальных ступеней. Безусловно, в ней учитываются некие обобщающие, наиболее характерные «черты» предложенных возрастных категорий. Данная периодизация необходима как некий условный «трамплин», фундамент для дальнейшей авторской периодизации в контексте рассматриваемого вопроса.

Итак, юность (16-19 лет) это период большого количества физической энергии. В это время человек выбирает профессию, начинает обучение в профессиональных учебных заведениях, отделяется от родителей. Люди в юном возрасте стремятся многое попробовать. Этот период характеризуется нестабильностью, как финансовой, так и во взглядах. Человек учится нести ответственность за себя.

В период молодости (20-27 лет) большинство людей заканчивают профессиональные учебные заведения и начинают строить карьеру. В это время по-прежнему много энергии, но, в связи с трудовой деятельностью, уже меньше свободного времени. Молодые люди более осознанно подходят к своей жизни. Возникает финансовая стабильность, серьёзные отношения, перетекающие в брачно-семейные.

Для периода ранней зрелости (28-35 лет)характерно образование семей, появление детей. К этому моменту многим удаётся «дорасти» до позиции специалиста в своей области. Многие психологи считают, что на верхней границе этого периода происходит так называемый «кризис среднего возраста».

Зрелость (35-45 лет) – период, когда могут происходить серьёзные карьерные сдвиги, поскольку уже накоплен опыт работы и пройден кризис. Этот возраст у многих связан с воспитанием детей, входящих в подростковый этап развития.

Многие современные психологи называютпериод ранней старости (45-55 лет) «второй молодостью». Дети становятся взрослыми и самостоятельными, требуя от родителей всё меньше временных и финансовых ресурсов. Появляется свободное время и ресурсы, которые можно направить на саморазвитие. Однако, можно заметить, что не все готовы пользоваться появившейся возможностью.

Старость (55-70 лет) отмечаетсявыходом на пенсию, если таковой происходит, и сопровождается появлением большего количества свободного времени. В этот момент многие пенсионеры начинают активно заниматься саморазвитием: читать книги, посещать кружки по интересам, ходить на экскурсии, в музеи, путешествовать при возможности по миру.

К числу долгожителей, согласно данной периодизации, относятся люди от 70 лет.В силу физического угасания, большинству из них становится всё труднее не только заниматься саморазвитием, но и выполнять бытовые действия.

Однако, стоит отметить, что в настоящее время произошло размывание традиционных жизненных периодов, которое привело к большей гибкости критериев социального возраста по сравнению с прошлым. Так, студентами становятся люди в 30-40 лет и даже позже, многие супружеские пары откладывают рождение первого ребёнка к середине или концу третьего десятка жизни. Браки, разводы и повторные браки встречаются на протяжении всей жизни, а не только в период ранней взрослости [2, с. 290]. Именно поэтому хочется отметить, что периодизация данной возрастной категории в контексте данного исследования всё же не столь существенна, как в педагогике детей, поскольку возраст сформировавшегося взрослого человека с развитыми физическими и психическими системами в процессе обучения уже не настолько принципиально важен, как в детской педагогике, где преподавателю необходимо учитывать, на какой стадии развития находится та или иная психическая и физиологическая функция ученика.

Благодаря многолетнему опыту преподавательской деятельности в сфере парных социальных танцев А.А. Жук – одного из авторов данного исследования, удалось составить контекстную, детальную классификацию взрослых, которые приходят на занятия, что, в свою очередь, помогает выбрать наиболее эффективные педагогические стратегии.

Важно отметить, что приведённая ниже авторская классификация является относительной и несёт в себе лишь вспомогательную функцию. Скорее всего, она будет верна именно для парных социальных танцев, – авторы не обладают актуальной информацией, которая позволила бы выносить суждения об абсолютности приведённой ниже классификации или о возможности её применения для других творческих дисциплин. Хотя исключать этого полностью, пожалуй, тоже не стоит. Данная классификация связана не столько с биологическим возрастом учеников (именно поэтому конкретный возраст в ней не указан), сколько с набором качеств, присущих конкретному ученику. Также важно понимать, что педагог при использовании подобной классификации в планировании и процессе педагогической деятельности всегда в первую очередь должен учитывать личность каждого конкретного ученика и общий состав группы. Итак:

1. «Студенты».К этой категории относятся молодые люди, необязательно обучающиеся в профессиональных учебных заведениях, вышедшие или почти полностью вышедшие из-под опеки родителей. Они ещё не имеют стабильного дохода, работы, отношений.

Отрицательные черты: часто пропускают занятия по личным причинам или в виду отсутствия денег для оплаты занятий. Могут прекратить посещать занятия в любой момент. Молодым людям этой категории часто не хватает настойчивости и умения достигать поставленных целей.

Положительные черты: хорошее физическое состояние, которое позволяет быстро и легко обучаться танцам. Освоение нового материала у таких учеников, как правило, происходит достаточно быстро. Очень перспективная группа для подготовки к соревнованиям. Открытые для общения, помогают создавать на занятиях «легкую» и «позитивную» атмосферу.

Как строить педагогическое взаимодействие: основным при работе с этой группой является удержание учеников в долгосрочной перспективе. Необходимо заинтересовывать их в занятиях, обозначать цели и помогать их достигать. Если у ученика случились «финансовые трудности», необходимо регулярно напоминать о занятиях, и о том, что именно этого ученика педагог и другие ученики очень ждут и хотят видеть на занятиях. Так же, в силу относительно быстрой обучаемости, «студентам» часто необходимы дополнительные задания. Они могут быть нестандартными, но даваться отдельно от остальной группы, требуют дополнительного внимания и контроля за выполнением поставленных задач. К «студентам» часто (безусловно, не ко всем, всё зависит от личности конкретного ученика) можно применять «дружественное» давление и создавать условия для состязаний в ходе занятий.

2. «Молодые специалисты».Эту группу характеризует достаточно стабильное финансовое состояние, работа, возможно личные отношения, но не влияющие на учебный процесс. Эти люди приходят на занятия танцами, чтобы получить приятную физическую активность после рабочего дня в офисе.

Отрицательные черты: это самая комфортная для преподавателя группа, поэтому достаточно сложно выделить конкретные отрицательные черты, свойственные всей группе, часто сложности очень индивидуальны и зависят от личности каждого конкретного ученика. Единственная отрицательная черта – многие люди, которых можно причислить к этой группе, находятся в слабой физической форме, что делает их не слишком перспективными танцорами для подготовки к соревнованиям. Но при должном желании со стороны конкретного обучающегося, это можно корректировать дополнительными занятиями, направленными на укрепление физической формы.

Положительные черты: эти люди, как правило, регулярно посещают занятия, предупреждают об отсутствии заранее. На занятиях в меру старательны, готовы поддерживать весёлую атмосферу. Их легко заинтересовать, поскольку они обладают мотивацией к занятиям конкретными танцами. Им интересно разбираться в «логике» танца. Они с радостью и регулярно посещают дополнительные танцевальные мероприятия.

Как строить педагогическое взаимодействие: при работе с людьми из этой группы важно выбрать комфортный для большинства темп подачи материала. Необходимо не забывать поддерживать в таких учениках интерес. Это можно делать путём усложнения задач в пределах одного занятия, предложить «постараться изо всех сил», чтобы выполнить задание на пару ступеней более сложное, чем сегодняшний уровень, что позволяет раздвинуть для таких учеников «горизонт развития». Нельзя забывать о похвале. Периодически нужно давать в беседе с глазу на глаз честный отзыв об успехах и неудачах ученика, отмечать старания и давать индивидуальные задания для проработки дома.

3. «Пары, состоящие в браке или близких отношениях».Важно понимать, что не все люди, пришедшие со своей «парой» необходимо относить к этой категории. Особое внимание педагога должны вызывать только те пары, которые не заинтересованы напрямую в предмете изучения.

Отрицательные черты: часто приходят на занятия парными социальными танцами для решения «внутренних» проблем в паре. Невнимательно слушают и выполняют задания, отвлекаясь на «своего» партнёра. Нарушают основной принцип занятий парными социальными танцами – принцип обязательной смены партнёров в процессе занятия. Отказ от смены партнёров влечёт за собой «заучивание ошибок» одного партнёра, и в дальнейшем, неспособность танцевать с другими.

Положительные черты: невозможно выделить положительные черты, так как данная группа выделяется нами как «проблемная». Положительные черты связаны с личными качествами каждого из партнёров.

Как строить педагогическое взаимодействие: в случае с этой группой, педагог в первую очередь должен понять, есть ли шанс заинтересовать хоть одного из участников «пары» предметом занятия. Если пара отказывается вступать во взаимодействие с педагогом и соблюдать правила занятия, стоит оставить учеников в покое и позволить им решать свои внутренние проблемы. Ситуация «пары» проблемная ещё и потому, что партнёры зациклены друг на друге и часто достаточно агрессивно реагируют на попытки переключить их внимание вовне. Существует возможность изменения во внутреннем состоянии «пары», которое может дать шанс заинтересовать предметом изучения одного или обоих. Педагогу необходимо проявить чуткость, внимание и время от времени стараться привлечь интерес хотя бы одного участника «пары» к занятию. Создание и поддержание этого интереса – самая основная задача педагога при работе с данной категорией учеников.

4. «Одинокие взрослые в поисках пары». К этой группе относятся взрослые люди, которые приходят заниматься парными социальными танцами для поиска любовных отношений.

Отрицательные черты: как и предыдущая категория, часто опосредованно заинтересованы в предмете изучения. Быстро становятся во многом безразличными, как только понимают, что в группе или в конкретной танцевальной школе их ключевой интерес удовлетворить не получится.

Положительные черты: в связи с тем, что это проблемная группа, положительные черты связаны в первую очередь с личными качествами каждого конкретного ученика.

Как строить педагогическое взаимодействие: в первую очередь, педагог должен следить за тем, чтобы такие ученики оставались в рамках приличий во время занятий: не позволяли себе отвлекающий от хода урока флирт, а также жёстко пресекать нежелательные действия сексуального характера со стороны, как мужчин, так и женщин. Для достижения своих целей педагогу необходимо стимулировать интерес к предмету изучения, чтобы пришедшие за романтическими связями оставались для получения знаний, умений и навыков в сфере парных социальных танцев.

5. «Активные пожилые люди».Это группа активных людей старше среднего возраста. У них сложившаяся карьера, взрослые дети, много свободного времени и желания развиваться. Помимо танцев они могут активно заниматься и ещё каким-либо видом досуга.

Отрицательные черты: часто физически не развиты или в слабой физической форме, поскольку в первый раз за многие десятилетия «вдохнули вольной жизни» вслед за многолетним «графиком» «дом-сидячая работа». Для них характерна неуверенность в себе, страх осуждения от молодых одногруппников. Женщинам свойственен стыд и неуверенность в том, что молодые мужчины с удовольствием готовы танцевать с ними.

Положительные черты: ответственно подходят к занятиям, посещают их регулярно, замотивированы на получение знаний и умений. В данном случае возможный недостаток физической и ментальной пластичности заменяется большим трудолюбием, интересом и спокойным упорством, свойственным более зрелой личности.

Как строить педагогическое взаимодействие: в силу возможной низкой психологической гибкости и физической подготовки освоение материала занятий происходит медленнее. Необходимо учитывать это и соответственно строить занятия так, чтобы было комфортно всем в группе. Может потребоваться большее количество «подводящих» упражнений при освоении сложных элементов. Активные пожилые люди, если педагогу удаётся завоевать симпатию и уважение таких учеников, становятся «костяком» группы: остаются в группе или школе на годы, активно участвуют в социальной жизни, помогают поддерживать здоровую и уважительную обстановку. Людей из этой группы важно много хвалить, строить занятия таким образом, чтобы была возможность хвалить и оценивать успехи.

Заключение. Таким образом, для педагога, работающего со взрослой аудиторией, важным качеством является понимание мотивов ученика, его жизненной стратегии и системы ценностей, матримониальных целей и связей, профессии и многих других факторов, позволяющих установить контакт и доверительные отношения с учеником. Кроме того, правильное установление ключевых мотивов и качеств учеников – основа педагогического проектирования занятий. Особенно, если речь идёт о коммерческом сегменте творческого воспитания.

Умение педагога правильно определить интересующую его целевую аудиторию позволяет эффективно набирать однородную группу учащихся. А в случае, если группа неоднородная – подбирать и реализовывать параллельно в масштабах группы несколько педагогических стратегий. Это важно и для успешной монетизации преподавания, поскольку очевидным является то, что взрослые люди, обладая свободой выбора, могут выбирать педагога, который будет больше всего им подходить и в полной мере удовлетворять их потребности, как в обучении парным социальным танцам, так и в реализации их истинных мотивов. Следовательно, они могут уйти от преподавателя, который не удовлетворяет их запросам, при этом напрямую уменьшая финансовую поддержку педагога. В основе работы педагога, работающего в условиях современной танцевальной школы, должен быть индивидуальный подход к каждому ученику, гуманность и гибкая система планирования занятий. Педагоги, которым удаётся установить контакт с большинством учеников, логично являются самыми востребованными.

Результаты, выводы. Периодизация взрослости разнится у разных учёных-антропологов и во многом определяется уже не развитием биологических и психических процессов, как в случае с детской периодизацией, а связывается с положением взрослого в социальной среде. В статье рассматривается усреднённая общепринятая периодизация взрослости.

Благодаря многолетнему опыту преподавательской деятельности в сфере парных социальных танцев, опираясь, как на возрастные, так и на социальные особенности, удалось составить примерную авторскую классификацию взрослых, которые приходят на занятия:

1)      «Студенты»;

2)      «Молодые специалисты»;

3)      Пары, состоящие в браке или близких отношениях;

4)      Одинокие взрослые в поисках пары;

5)      Активные пожилые люди.

Каждый тип учеников, согласно данной классификации, обладает рядом особенностей, положительных и отрицательных черт, которые связаны как с возрастом, семейным и материальным положением, так и с самоцелью, мотивами посещения занятий парными социальными танцами. Исходя из этого, с опорой на многолетний опыт, сделаны выводы-рекомендации о том, как целесообразно строить педагогическое взаимодействие.

Данная классификация относится, в первую очередь, именно к теме исследования, не претендует на универсальность (хотя, вероятно, может быть использована и в других сферах художественного воспитания взрослых) и носит лишь опорный характер. При этом она помогает строить педагогическое взаимодействие с учениками самым эффективным образом, а также корректировать наполняемость группы необходимыми «видами» учеников.

В условиях современной танцевальной школы, где посещение занятий взрослыми основано на добровольности, важно, чтобы педагог в процессе профессиональной деятельности учитывал, как состав группы, так и личность каждого конкретного ученика. Успешный педагог современной танцевальной школы должен быть разносторонне развитым, обладать высоким эмоциональным интеллектом, проницательностью, уметь применять различные методы мотивации учеников, анализировать информацию и быстро принимать решения.

Библиографический список:

1.Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика их обучаемости [Текст] / Советская педагогика. – Москва, 1969. – № 10. – с. 41–44.
2.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: монография / А. А. Реан – Санкт-Петербург: Праймеврознак, 2002. – 656 с.




Рецензии:

7.04.2020, 11:56 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Статья написана с полным пониманием и знанием темы. Публикацию рекомендую.

9.04.2020, 22:38 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в современном социуме, когда особую актуальность приобретает проблема зависимости людей разного возраста от виртуальной реальности, на первый план выходит проблема организации разностороннего досуга не только детей, но и взрослых. Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено научными исследованиями известных ученых. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Данная статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх