Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Философия
Размещена 11.04.2020. Последняя правка: 13.04.2020.
Просмотров - 188

Категория «Атман» в его отношении ко времени в индийской и буддийской философии

Смирнова Елена Владимировна

аспирант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

аспирант по кафедре философии и теологии факультета гуманитарных наук

Воробьев Дмитрий Валерьевич, доктор философских наук, профессор, преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина


Аннотация:
Статья посвящена динамике соотношения времени и вечности в восточной философии. Временный мир традиционно имел небольшое значение в восточном религиозном мировоззрении, фокус внимания был на том, что вне времени. С началом модернизации, контакта стран Востока и Запада, вестернизации восточных стран важность человеческой жизни возросла, способ прихода к вечности и к Абсолюту стал возможен в рамках восточной философии не путем отрешения от временного, но путем реализации внутри него.


Abstract:
The article is devoted to the dynamics of the relations between of the time and the eternity in the Eastern philosophy. Traditionally the temporary world meant not much in the eastern religious philosophy, the focus of attention was on timeless things. With the beginning of modernization, contact between the countries of East and West, westernization of the eastern countries the importance of human life increased, the way of achieving the eternity and the Absolute became possible within the framework of Eastern philosophy, not by means of detachment from the temporal, but by realization within it.


Ключевые слова:
время; вечность; Атман; Брахман; Абсолют; веданта; буддизм; индуизм; личность

Keywords:
the time; the eternity; Atman; Brahman; Absolute; Vedanta; Buddhism; Hinduism; a person


 УДК 116

Введение. Временное и абсолютное всегда находилось в сложных взаимоотношениях и в философии, и в религии. В христианстве их пришлось отрегулировать Никейским символом веры, согласно которому Христос был признан «прежде всех век», то есть стоящим вне временных отношений. Такая необходимость возникла в результате разного понимания вечности – как бесконечного времени и как вневременности. Но не менее сложными и качественно иными были эти отношения в восточной философии. Мы вряд ли сможет отыскать там понятия Абсолюта и Бога, которые были бы аналогичны Логосу или Богу-личности в европейской философской традиции. Однако для сравнения имеет смысл обратиться к наиболее близким категориям, таким как Атман и Брахман.

Актуальность. Изучением категорий восточной философии посвящено огромное количество трудов, однако оценкой их в связи со времени, а также историческими и культурными изменениями последних веков занимаются единицы. Работ же, посвященных динамике соотношения вечности и времени в восточной культурной традиции, нет вовсе. Хотя, на наш взгляд, это тема важна, особенно в эпоху глобализации, поскольку проявленные тенденции позволят лучше понять отличительные особенности иной культурной традиции.

Целью работы является обозначить соотношение временного и вечного в восточной философии на примере категории Атман в традиции и в современности.

Ближе всего к Абсолюту в западном понимании слова подходит Брахман, он непосредственно связан с Атманом. Поэтому для говорения об Атмане, необходимо понять, что такое Брахман и как он связан со временем. Для его описания используются термины «космическое», «живое», «источник и вместилище безгранично разнообразных форм реальности» [1, c. 77]. Его обозначают как противоположность смерти и застою. Он – движение и прогресс. Он распадается на конечности. И он, согласно Упанишадам, и есть движение к этим конечностям. Радхакришнан Сарвепалли определяет его как первичную реальность.

С одной стороны, Брахман – сама динамика и источник этой динамики. Но его динамичность вечна. Как вечнорождающийся Логос в отдельных ветвях христианской традиции. Присуща ли временность Брахману? Очевидно, что и веданте, и в Упанишадах и других источниках и традициях мы сможем найти разные ответы на эти вопросы. Так, Шанкара отрицал время и пространство в принципе [1, c. 78-79], поэтому однозначно приписать временные и пространственные характеристики Брахману мы не можем. Ограничимся лишь нашими интуициями. Вероятно, в своей динамике он становится источником всего частного и взаимоотношений этого частного, в том числе временных взаимоотношений.

Если вспомнить триединую картину мира в неоплатонизме, то ближе всего к понятию Брахман, на наш взгляд, будет стоять Душа. Она имеет две части – общая Душа как источник жизни и частные или партикулярные души. Именно первая по смыслу близка понятию Брахман, вторую же – можно ассоциировать с Атманом. Грамматически слово Атман представляет собой возвратное местоимение первого лица единственного числа в именительном и косвенных падежах. Можно привести в качестве русского аналога «себя» или «себе».  Этимологически слово восходит к протоиндоевропескому «дыхание». Этим термином в индийской философской традиции обозначается индивидуальная духовная сущность, которая упоминается уже в Ригведе. Там она обозначает жизненную силу, присущую всему живому [2].

Значение термина «Атман» эволюционировало на протяжении всей истории ведийской литературы, но в целом Атман в индийской мысли сам по себе является истинным ядром сущего и на индивидуальном уровне, и на уровне мирового всеединства.

Атман по значению близко подходит к слову Брахман, но если Брахман – универсален, то Атман, напротив, персонифицирован. Брахман и Атман определяются как единство («Этот Атман есть Брахман» («Мундака-упанишада» 1.2)), и вместе с тем Атман описывается как относительное и проявленное, а Брахман – как абсолютное и не проявленное. Вместе они образуют Единое, что само по себе в данном переводе отсылает нас к Единому Плотина [2].

Сама суть Атмана является довольно противоречивой. Философы Индии проводили диспуты и дискуссии, подобные спорам о природе Бога и универсалиях в Средневековой Европе. Среди вопросов обсуждали:

  1. Различаются ли в Атмане свойства и субстанция, и отличен ли он от своих атрибутов.
  2. Соотношение понятий Бога и Атмана. Тождествен ли Бог некоему предельному Атману.

Атман также определяют как самость или Самость. Исследователи, описывая эту самость, подчеркивают ее непричастность потоку времени, принимая во внимание противоречие между истинной и неистинной частями личности. Только первая находится вне времени, вторая же – утопает в ее пучине. Хотя исследователь Андрей Парибок резко возражает против и русского перевода «самость», и английского «self». По его мнению, они имеют оттенок структуры личности Фрейда и Юнга, что совершенно не свойственно пониманию слова в восточной философии. Поясняя его смысл, А. Парибок описывает его как внутреннего деятеля, хозяина самого себя [3]. Атман оказывается истинной самостью, субъектом внутреннего действия, не таким «себя», которым ощущают и осознают, но таким «сам», который осознает и ощущает.

Шри Махарши, отделяя сознание и Атман, пишет: «Атман – не цель для достижения, а просто Сознавание, которое господствует при отбрасывании всех ограничивающих идей не–Атмана» [4, c. 44-63]. В том же месте читаем, что Атман не только вне времени, но и присутствует в каждом «здесь и теперь». Как нужно понимать такое противоречие? Очевидно, Атман не столько вне времени этого мира, а, скорее, не подвластен течению времени в отличие от тела и мира, однако сущностно в нем присутствует. Более того, он «вечноприсутствующий», «постоянный», «длящейся», «непрерывный». По сути, он принимает на себя все характеристики Брахмана, но является не источником, но реализацией этого источника. И поэтому он более временен, ближе к каждому мгновению. Если мы можем сказать, что Брахман – источник временных отношений, то Атман – их суть.

Индийский философ Шри Махарши XIX века описывал способ познания Атмана следующим образом. Десять странников переходили реку, а после перехода решили посчитать друг друга, чтобы проверить, нет ли утонувших. Один посчитал всех, кроме себя, и решил, что один человек утонул. Другие стали проверять и пересчитывать. Но каждый сделал ту же ошибку [4, c. 50-51]. Для познания Атмана в традиционном смысле слова не требуется обращение ни к какой внешности. Сам Атман – над временем и пространством. Один раз обретя его (в индуизме используют термин Реализация), потерять его невозможно. Сравнивая Атман с западными «аналогами», можно отметить, что восхождение к Единому в неоплатонизме – процесс временной, постепенный, динамичный. Спасение души, обретение праведности в христианстве – результат глубокой душевной работы. Можно возвыситься, а потом пасть и снова возвыситься. Реализация в восточной традиции – осознание себя как Атмана, процесс единомоментный и разовый. Он не может быть отменен и обращен.

Отметим, что Атман – определяющее понятие для индийской духовно-философской традиции, но это не совсем так в отношении буддистской традиции. Его значение далеко не так сильно, а в некоторых школах понятие полностью исключено и даже отрицается. Причиной этому служит запутанное описание Атмана в Палийском каноне, а также отсутствие четкого мнение Будды по этому вопросу.

Такие взгляды на категорию можно назвать традиционными, но если мы обратимся к последним столетиям, то заметим, что роль Атмана меняется. Сама восточная философия претерпела серьезные изменения в XIX-XX веках. Джинджолия Б.И. пишет: «Ее [восточной философии] современный этап (конец 19-го – 20 век) знаменует окончание чрезвычайно затянувшегося философского средневековья. Начало нового этапа было вызвано, скорее, не внутренней духовной эволюцией, а внешним влиянием – колониальным вторжением с Запада. В философии, как выразительнице духовной сути эпохи, встреча с западной цивилизацией породила разнообразные идейные тенденции: переосмысление собственной духовно-интеллектуальной традиции или сомнение в ее ценности…» [5, c.2].

Изменяется в первую очередь понимание личности, ее жизненных целей и места в этом мире. Она больше не сосредоточена на стремлении к нирване. Человек поворачивается к обществу, ему становятся важны идеи прогресса, поиск моделей наиболее совершенного сосуществования людей.

Модернизация, которая имела места в ряде стран в XIX веке (наиболее выражена в Цейлоне, который некоторые авторы определяют как новый центр буддизма, а также в Бирме, Корее и Японии), привела к очищению религии от ее чрезмерной обрядовой части, смягчила антагонизм мирян и духовенства [6, c. 5-23]. Были попытки совместить, синтезировать религиозные и научные воззрения. 

И следствием таких нововведений стала еще более возросшая роль личности. К ней и ее земной жизни обращались многие исследователи, общественные деятели и философы Востока. В Индии возникает явление, которое Бурмистров С.Л. обозначил как неоведантизм. И совершенно логичным образом для данного явления оказалось характерным сближение Брахмана и Атмана. Понятия, обозначающие источник бытия и само бытие, начали сливаться [7].

Временность нашего бытия приближается к вечности. Вечность становится доступна человеку. Тот же исследователь, подводя черту под этой мыслью, пишет: «человек есть по природе своей божество», однако божество потенциальное. Ему еще необходимо свершиться, сбыться, реализоваться. Сравним это с пояснениями Рамануджи относительно Брахмана. Последний представляет собой знание недифференцированное, и потому, истинное. Мир же есть знание дифференцированное и, следовательно, ложное [8].

Но такая позиция, типичная для «средневекового» восточного мировоззрения, меняется. Временность и жизнь в этом мире становятся путем к вечности. Для поиска своего истинного Я – Атмана, необходимо не «посчитать себя», как писал Шри Махарши, а реализоваться в мире.

Однако доступность вечности для человека нельзя трактовать как нововведение. И в ранних текстах мы можем найти заявление, что познание Атмана возможно, но не требует никаких действий [4]. Здесь можно сказать скорее о том, что оно перестало требовать отхода от реального и временного. Скорее, реальное и временное стало путем к вечному, пусть и посредством религии. Временный мир стал не то, что требуется преодолеть, но то, где возможно реализовать свое вечное, придти к своей божественной сути. В результате временность вошла в Реализацию. Она перестала быть единомоментной и вечной, но стала требовать конкретных действий и свершений, правильного бытия в мире.

Сделаем некоторые выводы:

  1. Брахман в индуистской и буддистской традиции, являясь вечным, пронизывая все проявления этого мира, становясь для них источником жизни.
  2. Частное выражение Брахмана, его реализация – это Атман. Будучи вневременным, он пребывает во времени.
  3. Путь от времени к вечности в Западной традиции временен сам по себе, в Восточной же традиции он мгновенен и не предполагает возвращения.
  4. Поворот к личности и ее жизни в странах Востока в результате контакта с западной цивилизацией привел к сближению человеческого и высшего Я, времени и вечности, Атмана и Брахмана.
  5. Достижение как высшего, так и своего собственного Я стало возможно не путем устранения, отхода от реального, временного мира, но через него.
  6. Временные характеристики (в частности, длительность) вошли в понятие Реализация, поскольку она стала предполагать правильный способ жизни во временном мире.  

Библиографический список:

1. Радхакришнан С. Индийская философия. Том 1. Пер. с англ. Грецкий, А.М. Пятигорский, А.А. Якушев. Литературный редактор Н.М. Макарова, С. Радхакришнан. – Москва: Издательство Иностранной литературы. – 1956.
2. Пахомова А.М. Атман, личность и я в философии веданты // Финиковый Компот. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/atman-lichnost-i-ya-v-filosofii-vedanty (дата обращения - 01.03.2020).
3. Парибок А.В. Предельное основание индийского философского спора об Атмане и Анатмане // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. – 2016. - №10. – С. 98-115.
4. Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши Сост. Д. Годман. Пер. с англ. и сост. рус. изд. О. М. Могилевера; Под ред. Н. Сутары. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Тируваннамалай. Из-во К.Г. Кравчука. – 2002. – 351 с.
5. Джинджолия Б. И. Восточная философия XIX–XX веков. Учебное электронное текстовое издание. Подготовлено кафедрой философии. Научный редактор: доц., к. филос. н. Н. П. Коновалова. Екатеринбург. – 2006. URL: http://elibrary.bsu.az/kitablar/848.pdf. (дата обращения - 01.03.2020).
6. Родригес А.М. Реформация и модернизация религиозной и политической идеологии на Востоке (XIX-XX века). – М.: Прометей. – 2011.
7. Бурмистров С.Л. Проблема субъекта философии в современной веданте // Материалы V Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество. Серия “Symposium”, Конференция «Путь Востока», Путь Востока: Традиции и современность. – № 28 – 2003. – C.36-41.
8. Рамануджа. Ведартхасамграха. Перевод с санскрита на русский язык Рузаны Владимировны Псху. – 2007. URL: https://www.academia.edu/37999487/Ramanuja._Vedarthasamgraha._Translated_from_Sanskrit_into_Russian_by_Ruzana_Pskhu (дата обращения - 01.03.2020).




Рецензии:

11.04.2020, 13:54 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Статья представляет собой в некотором смысле доказательство автора, что он разобрался в данной отрасли философии буддизма. Отсутствует выделенная новизна и авторский вклад в развитие данного понятия. Поле для этого достаточное, даже развивая сведения из Википедии. Так, понятие "высшего Я" не обязательно жёстко связывается с существованием такого понятия как Бог. Положения выводов стилистически изложены некорректно с точки зрения согласования. Исправить ошибки типа: "Статья посвящена динамики" - надо "динамике" и др. (их достаточно много). Но работа тем не менее обладает признаками актуальности, образовательным потенциалом. Хорошо бы дискуссионный чат образовать автору на эту тему в Интернет-сети. И неплохо было бы её отнести не только к разделу философии, но и образованию. Рецензент рекомендует к публикации данной статья после учёта его замечаний.

13.04.2020 17:17 Ответ на рецензию автора Смирнова Елена Владимировна:
Спасибо за замечания. Я постаралась расширить свой личный вклад, доработала грамматику и выводы. На мой взгляд, статья все же не имеет прямого отношения к образованию, поэтому я позволила себе сохранить одну категорию - философию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх