Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №85 (сентябрь) 2020
Разделы: Физическая культура
Размещена 24.04.2020. Последняя правка: 19.04.2020.
Просмотров - 3159

Мотивация студенческой молодежи к занятиям спортом в рамках учебных занятий по физической культуры

Балашов Никита Сергеевич

Студент

Московский Политехнический университет

Студент

Полякова А.Р., Ахметов Т.Р., студенты Московского Политехнического Университета. Научный руководитель: Железнякова М.В., преподаватель физической культуры, Московский Политехнический университет


Аннотация:
В данной статье рассматриваются методики мотивации студентов к занятиям спортом в рамках учебных занятий.


Abstract:
This article discusses methods of motivating students to engage in sports within the framework of training sessions.


Ключевые слова:
спорт; физкультура; мотивация; студент

Keywords:
sports; physical education; motivation; student


УДК 796.011

Введение

С момента рождения люди подвержены физическим нагрузкам, и такие нагрузки являются неотъемлемой частью нашей с вами жизни. Чуть-чуть меньше половины нашего тела (40%) состоит из мышц, которые каждый день поддерживают нас с вами в повседневной рутине. Понятие вещей, контроль баланса тела, дыхание, повороты головы и т.д. все это осуществляется благодаря мышечной массе тела.

С древности люди приспособились к высоким нагрузкам, охота, строительство, сельское хозяйство, война и т.д. Но в век технологии спорт, к сожалению, ушел на второй план, ведь сейчас главное знания, а не хорошо развитое тело. Многие рутинные задачи, такие как: поднятия больших балок в строительстве, вспахивание огромных площадей земли и т.д., ушли в руки технологиям, жизнь людей стала проще и лучше, но все же физических нагрузок многим не хватает. Из-за отсутствия нагрузок у людей появляются проблемы со здоровьем: ухудшается работа органов и систем, двигательный аппарат утрачивает свои функции, организм дряхлеет, ослабевает и становится более уязвимым к заболеваниям.

Спорт, как тренировка тела, необходим людям, ведь это не только «прокачка» тела, но и эмоциональная разгрузка, и как известно: хорошее состояние тела влияет на работу головного мозга. Не зря говорят: «Тело – наш храм»1. Тренировки помогают нам улучшить многие показатели нашей жизни.

Актуальность

Здоровье в нашей с вами жизни, играет слишком большую роль, и если не следить за своим здоровьем с раних лет нашей жизни, то можно горько поплатиться. Эта статья призывает моложешь к начинанию следить за своим здоровьем, и чем раньше, тем лучше.

Цель данной статьи - показать студентам важность мотивации и спорта в их жизни, и на сколько мотивация важна для занятий спортом.

Спорт в студенческой жизни

Во всех учебных заведениях спорт является неотъемлемой частью, и включен в учебную программу студентов. При учебной деятельность нельзя ставить тренировки на задний план. Попросту говоря, мозг физически находится в теле. А если тело дряхлое или больное, то как, в этом случае, может быть здоровым мозг, как составляющая часть тела? Ответ напрашивается сам собой. Однако тут важно не впадать в крайности. Следовательно, для хорошей обучаемости студентам необходимы физические нагрузки.

В академических заведениях все-таки ставят учебу на много выше, чем занятия физической культурой, ведь для этого и нужны образовательные организации. С этим нельзя ничего сделать, студенты должны выкладываться по полной на занятиях, и так же заниматься спортом в свободное от учебы время. Если взять данные «Научно-исследовательского института физической культуры» недельный объем двигательной активность должен составлять: у дошкольников — от 21 до 28 ч, у школьников — 14-21 ч, а у трудящихся 6-10 ч., конечно, учебным заведениям сложно дать нужное время для этого.

«Физическая культура» как предмет в учреждениях высшего профессионального образования должна выполнять: воспитательные, социальные, развивающие и образовательные функции.

Реализация этих функций происходит через решение некоторых задач:

  • приобрести опыт творческого использования средств физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, установка на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самообразование, потребность в регулярных физических упражнениях и занятиях спортом;
  • овладение научно-практическими основами здорового образа жизни и физической культуры;
  • овладение системой практических навыков и умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей и личностных качеств, самоопределение в физической культуре;
  • формирование у студентов понимания роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
Роль мотивации в жизни людей
А. Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910) первым ввел термин «мотивация». Мотивация - это побуждение к определенному действию; то есть психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий  направление деятельности, организацию его дальнейших действий, устойчивость и активность; а так же способность человека удовлетворять свои потребности благодаря его действиям.3
 
Довольно сложно представить сегодняшний мир, без мотивации. Каждый день люди стараются сделать свою жизнь лучше, и день ото дня эти задачи становятся сложнее и сложнее, но что ими управляет в этих стремлениях? У каждого человека своя мотивация к определенному делу. Так что же должно произойти в жизни человека, что бы он получил толчок в виде мотивации?

Как писал ведущий советский психолог Леонтьев А. Н.: «Мотив — это опредмеченная потребность»2, то есть человек удовлетворяя свои потребности полагается на мотивацию, к примеру, человек очень хочет пить(потребность), у него есть желание удовлетворить эту жажду(цель), и он тянется к бутылке с водой(мотив). С помощью мотива и мотивации человек развивается, помимо повседневных вещей(поесть, попить, поход в туалет, личная гигиена), люди еще увлекаются более глубокими вещами(работа, искусство, наука), и все это заслуга мотивации – той вещи без которой не существовал бы мир в сегодняшнем его проявлении.

Мотивация студентов к занятию спортом рамках учебных занятий по физической культуры

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения за 2018 год было опрошено 1600 людей от 18 лет, и было выяснено, что в России спортом занимаются 60% населения. Из них молодежь, занимающаяся спортом, в возрасте от 18 до 24 лет, находится на лидирующей позиции (23%). В большинстве случаев это легкая атлетика (в основном бег – 59%). Из категории людей, которые пренебрегают занятиями спортом были выделены причины: отсутствие времени (41%), плохое здоровье, либо ненадобность занятиями (19%), так же нехватка денежных средств (16%) и отсутствие силы воли (15%).

Суета – это неотъемлемая часть студенческой жизни. Учеба, подработка, личные дела, все это потребляет значительно количество времени из жизни ученика. Очень сложно выкроить хотя бы час в свободное время, чтобы уделить время спорту, и тут на выручку приходят занятия по физической культуре. Время, выделенное на саморазвитие в области спорта, которое в обязательном порядке включено в учебный план. Но из-за больших забот, студенты не уделяют должного внимания на состояние собственного здоровья, что же говоря о занятиях спортом. Каждый день студенты страдают от переутомления из-за учебы или личных дел, и усталость не позволяет им подумать о тренировках.
Так как же показать студентам важность физических нагрузок? Что бы ответить на данный вопрос нужно углубиться в саму проблему. Многие научные деятели выявили 3 группы причин этих проблем: причины организационного характера, методического характера и личностного характера. В основном методического характер представляет проблему несоответствия физических возможностей с предлагаемыми нагрузками, личностный характер дает увидеть, что уровень собственной физической подготовки довольно низок, а со стороны организационного характера – это нехватка занятий групп по интересам. Так же можно назвать много факторов играющих во включении активную физкультурно-спортивную деятельность в повседневную жизнь: направленность учебного процесса, содержание занятий, наличие материальной спортивной базы, уровень требований по физическому состоянию, преподаватель, частота проведения занятий, их продолжительность и атмосфера. Можно отметить еще и желания студентов: просто сдать сессию или повысить уровень здоровья и физического развития.

Не даром считается, что отношение молодежи к физической культуре это одна из актуальных социально-педагогических проблем. Уже было много написано научных статей, и проведено не меньшее количество исследований, который показывают, что физкультурно-спортивная деятельность не прижилась в рядах студентов как насущная потребность и не превратилась в личный интерес.

Что бы направить молодежь на спортивную жизнь, нужно тщательный подход. Как минимум нужны хорошие педагогические условия, которые способствуют переводу ценностного потенциала сознания обучающихся на более высокий, цивилизованный уровень, а также формирование положительной мотивации среди молодежи, которая будет влиять на физическую культуру сознания.

Студентам сложно самим себя замотивировать на спорт под огромным грузом их обязанностей. Для этого им нужен качественный педагог, современная система образования, составила определенные требования к подбору персонала на должность преподавателя: он должен сформировать субъектно-личностные, а также ценностные отношения к преподаваемому предмету. Учителю необходимо иметь достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, становления и развития качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между учеником и учителем.
Довольно жестокие требования, но под руководством такого наставника, студентам будет легче понять для себя важность данной дисциплины. Необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход к физическим возможностям и подготовленности студентов опираясь следующие виды мотивов:
  1. Оздоровительные мотивы - самая сильная мотивация студентов заниматься физическими упражнениями заключается в укреплении своего здоровья. В конце концов, каждый становится немного счастливее, когда ему хорошо.
  2. Двигательные и деятельностные мотивы - выполнение умственной деятельности приводит к снижению процента восприятия информации. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительно повышает эффективность восстановления, чем пассивный отдых, и удовольствие от процесса физических упражнений.
  3. Соревновательно- конкурентные мотивы - Этот вид мотивации основан на желании человека быть лучшим среди друзей, и из-за этого желание обыграть себя в спорте будет возрастать.
  4. Эстетические мотивы - мотивация студентов заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих.
  5. Психологически-значимые мотивы - спорт существенно влияет на психическое состояние молодых людей. Определенные виды физических упражнений являются средством нейтрализации негативных эмоций в человеке.
  6. Воспитательные мотивы - занятия физической культурой развивают в личности навыки самоконтроля и самоподготовки.
  7. Коммуникативные мотивы - людям, находящимся в одном сообществе и занимающимся одним и тем же бизнесом, легче найти общий язык.
  8. Познавательно-развивающие мотивы - это мотивация, тесно связанная с желанием человека познать свое тело, свои возможности, а затем совершенствовать их с помощью физической культуры и спорта.
  9. Творческие мотивы - физическая культура и спорт предоставляют большие возможности для развития и созревания творческой личности студентов.
  10. Профессионально-ориентированные мотивы-группа этой мотивации связана с профессионально-ориентированными студентами, с целью повышения их уровня подготовки к будущей трудовой деятельности.
  11. Административные мотивы - занятия физической культурой являются обязательными в российских образовательных учреждениях. Для получения контрольных результатов была введена система зачетных единиц, одна из которых-по предмету "Физическая культура".
  12. Культурные мотивы - эта мотивация приобретается у подрастающего поколения под влиянием средств массовой информации, общества, социальных институтов, в процессе формирования у индивида потребности в физических упражнениях.

Вывод

В наше время, физическое благосостояние человечества находится на довольно то низком уровне, каждый год наша жизнь упрощается, ручной труд заменяется роботизацией. Все меньше и меньше физических нагрузок получает человек, но при этом растет количество умственных усилий. Человечество за все время своего существования привыкло к борьбе за жизнь (войны, добыча пропитания, заготовка дров и т.д.), в нынешнее время все больше и больше начало «лениться», полагаясь на детища индустриальной революции. Хотя недавно к людям все-таки пришло понимание, что физическая культура в нашей с вами жизни необходима. Но в любом случае нужно просвещать все возрастные категории в области физической культуры и спорта, ведь многие имеют неполноценную базу знаний в данной области, и не полную осведомленность в необходимости упражнений для их здоровья.

Нужно серьезно обратить внимание на проблему физического воспитания детей и молодежи, ведь это 2 возрастные категории, которые будут представлять весь человеческий род, которые будут передавать знания полученные за всю их жизнь будущим поколениям. А знания о здоровом образе жизни, одни из самых важных для всех нас.

Библиографический список:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
2. Семенова М.А., Железнякова М.В., Щербакова Е.Е. «Двигательный режим студентов в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок». //Учебные записки университета ИМ. П.Ф. Лесгафта. – 2019, №4(170), 292-296 с.
3. Семенова М.А., Железнякова М.В., Щербакова Е.Е. «Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни». // Учебные записки университета ИМ. П.Ф. Лесгафта. -2018, №5(159), 259-262 с.
4. Семенова М.А., Железнякова М.В., Щербакова Е.Е., Белоглазов М.В., Черкасова Е.В., Топтунов С.В. «Организация физкультурно-оздаровительных занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов».// Москва: «федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет»», 2019, -208с.
5. Семёнова М.А. Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в высшей школе на современном этапе. Монография. М.: МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2006 г. – 100с.




Рецензии:

17.09.2020, 20:55 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает теоретический и практический интерес. Аннотация статьи дана, правда, в небольшом объеме (всего 1 предложение, следует расширить ее), англо-русский перевод - качественный. Список литературы состоит всего из 5 источников информации, в том числе печатных, которые были изучены автором. Вывод сделан. На мой взгляд, данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале после доработки аннотации статьи.



Комментарии пользователей:

7.07.2020, 13:03 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Балашова Никиты Сергеевича посвящена поддержке физкультурных занятий в учебных заведениях, вне их в режиме состязаний, что в пользу, прежде всего, для обеспечения здоровья. Содержание этой работы не только для преподавателей физкультуры, тренеров, но и для руководителей учебных заведений, обучающихся лиц, если не добавлять их родителей. Но этих показателей для высокой оценки работы недостаточно. Нет оценок предшествовавших публикаций на ту же тему, хотя библиографический список в наличии. Не стоит отождествлять «физкультуру» и «спорт», что в начале, но обособлены в конце статьи. Работу стоит усовершенствовать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх