Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 26.04.2020. Последняя правка: 25.04.2020.
Просмотров - 545

Использование некоторых инструментов ТРИЗ на уроках технологии

Чаккиева Екатерина Владимировна

Студентка

Петрозаводский Государственный Университет, Институт Педагогики и Психологии, Кафедра технологии, изобразительного искусства и дизайна

Студентка 4 курса, кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна

Талых Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна, Институт педагогики и психологии, Петрозаводский Государственный Университет


Аннотация:
В статье рассмотрены некоторые пути формирования и развития творческого мышления обучающихся на уроках технологии через такие инструменты ТРИЗ, как методы поиска решений творческих технических задач и приёмы разрешения возникающих противоречий в процессе решения этих задач.


Abstract:
The article discusses some ways of formation and development of creative thinking of students in technology lessons through TRIZ tools such as methods for finding solutions to creative technical problems and methods for resolving emerging conflicts in the process of solving these problems.


Ключевые слова:
инструменты ТРИЗ; методы поиска решений творческих технических задач; приёмы разрешения противоречий; творческое мышление; урок технологии

Keywords:
TRIZ tools; methods for finding solutions to creative technical problems; methods for resolving contradictions; creative thinking; technology lesson


УДК 37.026

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что динамика развития современного общества создает условия для непрерывного развития, обновляющего все сферы жизни человека, включая образование. Педагогическая сфера расширяет перечень используемых образовательных технологий и направлений на основании изменяющихся тенденций развития общества.

Обучение, направленное на решение исследовательских и познавательных задач, обеспечивает оптимальное усвоение знаний и получение необходимых компетенций. ТРИЗ представляет собой метод активизации работы учащихся для индивидуализации процесса обучения.

Цель статьи – рассмотреть использование некоторых инструментов ТРИЗ на уроках технологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты использования инструментов ТРИЗ;

- охарактеризовать особенности применения инструментов ТРИЗ на уроках технологии.

Научная новизна исследования определяется тем, что использование инструментов ТРИЗ на уроках технологии создаёт предпосылки для  формирования у обучающихся нестандартного креативного мышления через разрешение противоречий, возникающих в процессе решения творческих задач.

Использование ТРИЗ в обучении дает возможность для значительного повышения эффективности образовательного процесса на учебных занятиях с последующим представлением результатов на конкурсах и конференциях.

Для решения поставленных задач в статье используются следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта; эмпирические: наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования.

1. Теоретические аспекты ТРИЗ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 г., а продолженная мастером ТРИЗ Николаем Николаевичем Хоменко (1954–2011) [1]. ТРИЗ использует теоретические положения, которые базируются на основании тенденций развития техники и технологий [3, с. 12].

Методика ТРИЗ основывается на физических и технических аспектах, включающих алгоритм последовательных шагов, которые ориентируются на определение проблем и формирование решений на основании оригинальных и инновационных идей. Основой методики являются следующие положения:

  1. Все системы формируются и эволюционируют на основании  законов развития технических систем.
  2. Все системы склонны к развитию и преодолению противоречий.
  3. В рамках возникновения идентичных противоречий возможны различные решения с учётом доступных ресурсов системы  [4, с. 31].

В соответствии с методикой Г.С. Альтшуллера существует 40 базисных приёмов разрешения противоречий. Некоторые из них: принципы дробления, вынесения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрёшки», предварительного напряжения и др. [1].

Специфика ТРИЗ базируется на том, что предполагает использование алгоритмических методов формирования процесса мышления, то есть стимулирует развитие культуры мышления [5, с. 5]. Использование ТРИЗ обеспечивает развитие образности за счёт использования занятий, направленных на решение исследовательских и познавательных задач, что позволяет усваивать знания и формировать необходимые компетенции на более высоком уровне в сравнении с традиционными педагогическими технологиями.

Использование ТРИЗ определяется целями, которые ставятся учителем перед учащимися в рамках конкретного урока, уровня сложности заданий, способностей обучающихся, наличия интереса и личного опыта.

В ТРИЗ существует много методов и приёмов, возможных для использования в учебном процессе на уроках технологии. Использование в учебном процессе отдельных элементов ТРИЗ в рамках технологического инструментария обеспечивает:

1) стимулирование управляемого воображения;

2) развитие системности и креативности мыслительных процессов;

3) повышение образовательных компетенций;

4) повышение эффективности обучения.

Данные положения могут быть реализованы за счёт следующих направлений:

- проведение уроков для формирования навыков проектной и исследовательской деятельности при рассмотрении материала с учётом непривычной точки зрения;

- применение ТРИЗ-инструментов в рамках внеурочной и внеклассной работы.

Основные методы ТРИЗ включают:

- метод проб и ошибок, который представляет собой перебор различных вариантов для поиска оптимального;

- метод фокальных объектов является методом, позволяющим создать условия для поиска новых идей и характеристик объекта на основании присоединения к исходному объекту свойств, других, выбранных случайно, объектов;

- морфологический анализ представляет собой метод, который предполагает решение отдельных частей с последующей систематизацией их в целую систему;

- мозговой штурм является методом ТРИЗ, который базируется на использовании творческого подхода с поиском оптимального варианта из максимально широкого перечня вариантов;

- метод контрольных и наводящих вопросов предполагает использование перечня вопросов для решения задачи;

- синектика представляет собой метод ТРИЗ, который базируется на мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, и другие методы.

2. Пример использования ТРИЗ-инструментов на уроке технологии

В качестве примера использования метода фокальных объектов приведём фрагмент урока технологии, который включает следующие этапы:

1. Анализ условий задачи, определение недостатков объекта.

2. Выбор случайных предметов.

3. Определение и запись 6-10 признаков.

4. Генерация новых технических решений соединением признаков предметов с объектом.

5. Оценка найденных решений.

Рассмотрим пример создания нового объекта с помощью МФО.

Совершенствуемый объект: стул.

Случайные объекты: ёлка, олень, фонарь.

Характерные свойства или признаки случайных объектов:

1. Ёлка: колючая, зелёная, стройная и т.д.

2. Олень: рогатый, мощный, быстрый и т.п.

3. Фонарик: светящийся, маленький, с аккумулятором и др.

Получаем новые оригинальные сочетания:

- стул колючий (для массажа);

- стул рогатый  (на спинке стула помещаются рога);

- стул светящийся (в стул встроена светодиодная подсветка).

По результатам проведения фрагмента урока технологии с использованием элементов ТРИЗ необходимо отметить, что обучающиеся продемонстрировали повышенную заинтересованность в сравнении с традиционными уроками по технологии.

Необходимо отметить, что решение подобных задач возможно как индивидуально, так и в малых группах. Это сплачивает коллектив, способствует развитию оригинальности, внимания, наблюдательности, сообразительности, увлеченности, нестандартного мышления и др. Такие задания создают ситуацию успеха, условия для самосовершенствования не только на уроках технологии, но и в обычной жизни.

Заключение

Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках технологии помогает развить речь, мышление, воображение и эмоционально-волевую сферу. У обучающихся работа с творческими заданиями способствует повышению уровня их речевого развития, они учатся давать полный, развёрнутый ответ и расширяют свой повседневный словарный запас слов.

Применение инструментов ТРИЗ позволит сделать уроки интереснее, продуктивнее и поспособствует развитию творческого потенциала школьников. Специфика ТРИЗ базируется на том, что предполагает использование алгоритмических методов формирования процесса мышления, что в конечном итоге стимулирует развитие общей культуры мышления.

Библиографический список:

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 381 с.
2. Меерович М., Шрагина Л. Технология творческого мышления. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 506 с.
3. Орлов М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления. – М.: СолонПресс, 2018. – 210 с.
4. Шпаковский Н. А. ОТСМ-ТРИЗ. Подходы и практика применения. – М.: Инфра М, 2018. – 503 с.
5. Ярославский В. В. Разработка и реализация Java-комплекса с элементами ТРИЗ для творческого навигационного поиска в сети: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2018. – 98 с.




Рецензии:

26.04.2020, 11:40 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи не вызывает сомнения. Но информацию представленную автором сложно назвать статьей. Введение стоит доработать, т.к. представленные материал не отражает проблему исследования. Из материала непонятно для какой возрастной категории представлены методы и приемы ТРИЗ. Можно только догадываться. В аннотации автор указывает, что в статье рассмотрены некоторые пути формирования и развития творческого мышления обучающихся на уроках технологии, но при этом в статье не представлена информация что такое творческое мышление. Автор использует термины "творческое мышление" и "креативное мышление" как синонимы. Также утверждает, что им использованы эмпирические метод исследования такие, как наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования. Но в работе они не нашли свое отражение. Представленную статью необходимо доработать.

27.04.2020, 7:34 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Статья не рекомендуется к публикации, поскольку не отвечает базисным требованиям научной статьи, начиная от элементарной постановки цели «рассмотреть использование некоторых инструментов ТРИЗ на уроках технологии». Фактически средство возведено в ранг цели. Отсюда и некорректно сформулированная научная новизна «определяется тем, что использование инструментов ТРИЗ на уроках технологии создаёт предпосылки для формирования у обучающихся нестандартного креативного мышления». Это доказано самим автором технологии, а новизна для студента могла бы заключаться в изыскании подходов, условий ее практической имплементации. Но здесь без эксперимента не обойтись. Эти проблемы несомненно отразились и на тексте статьи.

27.04.2020, 8:36 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: 27.04.2020, Рукавишникова Екатерина Леонидовна Отзыв.ТРИЗ относится к активному методу обучения. Эта методика очень эффективная и сложная в реализации. Автору и всем, кто берется высказаться в виде статьи или тезисов необходимо помнить, что 1) читающий ее контингент уже в теме, 2) не нужно насыщать статью "прописными истинами" (например, перечислять технологии, методы и т.д.). 3) необходимо раскрыть свою методику применения на конкретном примере, как описание опыта, а не перечислять цитаты из книг. В итоге на примере одного задания "Изобрести стул" сделаны выводы о том, школьники проявляют заинтересованность. Какая тема урока? В каком классе? Почему взяли слова: елка, олень, фонарик? Конкретно была задействована методика "мозговой штурм"? А был проведен в параллельном классе такой же урок без методики ТРИЗ и были хоть какие-то успехи для сравнения? Искусство учить детей многогранно, в педагогике сложно открыть что-то новое, все открытия могут быть только в области конкретного применения и не стоит засорять науку недоработанными высказываниями. Статью необходимо доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх