Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 14.05.2020. Последняя правка: 13.05.2020.
Просмотров - 231

Инструменты монетарной политики и цели, на которые они направлены в условиях современного кризиса

Терещук Эдуард Дмитриевич

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Магистр

Клочко Светлана Назарьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта


Аннотация:
В статье проведен анализ методов регулирования монетарной политики, путем обозревания исторических событий в банковской системы различных стран.


Abstract:
The article analyzes the methods of regulating monetary policy by reviewing historical events in the banking system of various countries.


Ключевые слова:
банк; деньги; монетарная политика; власти

Keywords:
bank; money; monetary policy; authorities


УДК 330.8

Введение
Кризис мировой экономической системы сегодня сравнивают с кризисами Великой депрессии и крушением экономик во время мировых войн. Как будут реагировать власти стран на вызовы экономического кризиса? Какими будут меры финансовых властей? Какова будет монетарная политика разных государств? 

Актуальность
 решений власти в современной ситуации будет залогом успеха по выходу из кризиса. С этим мы связываем актуальность настоящей статьи и ставим своей целью рассмотреть наличие у властей инструментов воздействия на экономические процессы и варианты их использования. Исторические примеры показывают, что в разные эпохи у денежных властей существовали различные методы с помощью монетарной политики воздействовать на экономические процессы государства. 

Задачей
 настоящей работы ставиться рассмотреть все варианты действий эмиссионых центров в современных условиях. Но и исторические уроки тоже стоит учитывать.

Научная новизна данного исследования заключается в обосновании методолгоического применения основных подходов регулирования монетарной политики.

Основная часть
Монетарная политика государства ассоциируется с процентными ставками и доступностью кредита, определяемыми центральным банком. Инструменты денежно-кредитной политики включают краткосрочные процентные ставки и банковские резервы через денежную базу. На протяжении многих веков существовали только две формы денежно-кредитной политики:

а) чеканка монет;

б) печать бумажных денег (казначейских билетов).

Процентные ставки, хотя теперь они рассматриваются как часть денежно-кредитной власти, обычно не координировались с другими формами монетарной политики. Монетарная (иногда говорят «кредитно-денежная») политика рассматривалась как государственная функция и, как правило, находилась в руках правящей власти, имеющей право эмиссии денег. С появлением более крупных международных торговых сетей появилась возможность устанавливать номинал в золоте или серебре на местную валюту, что позволило установить эквивалент по отношению к валютам других государств.

Бумажные деньги возникли из векселей, называемых "цзяоцзы" в Китае в 7 веке. Цзяоцзи не заменял металлическую валюту и использовался вместе с медными монетами. Китайская династия Юань была первым правительством, которое использовало бумажные деньги в качестве преобладающего средства обращения. На закате своего правления династия Юань, столкнувшись с огромным дефицитом средств для финансирования войны и своего правления в Китае, они начали печатать бумажные деньги без ограничений, что привело к гиперинфляции.

С созданием Банка Англии в 1694 году, который взял на себя функцию печатать банкноты и подкреплять их золотом, стала утверждаться идея монетарной политики как независимой от исполнительной власти. Цель денежно-кредитной политики состояла в том, чтобы поддерживать ценность чеканки, печатать банкноты, которые будут торговаться по номиналу и предотвращать выход монет из обращения. Создание центральных банков промышленно развитыми странами было тогда связано с желанием сохранить привязку нации к золотому стандарту и торговать в привязке с другими валютами, обеспеченными золотом. Для достижения этой цели центральные банки в рамках золотого стандарта начали устанавливать процентные ставки, которые они взимали как со своих заемщиков, так и с других банков, которым требовалась определенная сумма для перепродажи кредитных средств. Поддержание золотого стандарта требовало почти ежемесячных корректировок процентных ставок. Золотой стандарт - это система, при которой цена национальной валюты измеряется в единицах золотых слитков и поддерживается постоянной благодаря обещанию правительства покупать или продавать золото по фиксированной цене в пересчете на базовую валюту. Золотой стандарт можно рассматривать как особый случай политики «фиксированного обменного курса» или как особый тип таргетирования уровня цен на товары. В настоящее время этот тип денежно-кредитной политики больше не используется ни одной страной.

В период 1870–1920 гг. промышленно развитые страны создали центральные банковские системы, одной из последних была Федеральная резервная система США в 1913 г. К этому моменту роль центрального банка как «кредитора последней инстанции» стала определяющей. Также все больше приходило понимание того, что процентные ставки влияют на всю экономику, в немалой степени из-за изменений в экономике, которые демонстрируют, как люди будут менять решение, основанное на изменении доверия к властям, банкам, валютам и другим участникам денежных отношений. К этому времени уже был накоплен опыт финансовых кризисов, природу которых еще мало изучили, но некоторые закономерности стали очевидны. Крах банков, панику на рынках, падение валют можно было преодолеть только восстановлением доверия к денежным (монетарным) властям. А это достигалось выкупом частных долгов государством за счет дополнительной денежной эмиссии.

Экономисты-монетаристы долго утверждали, что рост денежной массы может повлиять на макроэкономику. Среди них был Милтон Фридман, который в начале своей карьеры выступал за то, чтобы дефицит государственного бюджета во время рецессии финансировался в равных количествах путем эмиссии дополнительных денег, чтобы помочь стимулировать совокупный спрос на продукцию. Позднее он выступил за простое увеличение денежного предложения с низкой постоянной скоростью, как лучший способ поддержания низкой инфляции и стабильного роста производства. Однако, когда председатель Федеральной резервной системы США Пол Волкер попробовал эту политику, начиная с октября 1979 года, она была признана непрактичной из-за крайне нестабильной связи между денежными инструментами и другими макроэкономическими показателями. Даже Милтон Фридман позже признал, что прямое увеличение денежной массы оказалось менее успешным, чем он надеялся.

Таким образом, монетарное влияние на кредитно-денежную политику сегодня принимают во внимание более широкий спектр факторов, таких как:

  1. краткосрочные процентные ставки центрального банка;

  2. долгосрочные процентные ставки;

  3. скорость оборачиваемости денег через экономику;

  4. курсы валют;

  5. качество выданных кредитов;

  6. облигации и акции (долг и структура корпоративной собственности);

  7. государственные расходы в соотношении со сбережениями частного сектора;

  8. международные потоки капитала в крупных размерах;

  9. производные финансовые инструменты, такие как опционы, фьючерсные контракты и т. д.

Центральный банк влияет на процентные ставки путем расширения или сокращения денежной базы, которая состоит из валюты в обращении и резервов банков на депозитах в центральном банке. У центральных банков есть три основных инструмента денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, учетная ставка и резервные требования к финансовым институтам.

Важным инструментом, с помощью которого центральный банк может влиять на денежную базу, являются операции на открытом рынке, если в его стране хорошо развит рынок государственных облигаций. Это влечет за собой управление количеством денег в обращении посредством покупки и продажи различных финансовых инструментов, таких как казначейские векселя, соглашения РЕПО (продажа ценных бумаг с обязательством обратного выкупа, а фактически кредитование под залог), облигации компаний или иностранная валюта, в обмен на деньги, хранящиеся в центральном банке. Эти депозиты конвертируются в валюту, поэтому все эти покупки или продажи приводят к тому, что денежная масса входит или выходит из обращения рынка. Например, если центральный банк желает снизить процентные ставки (проводя экспансионистскую денежно-кредитную политику), он покупает государственный долг, тем самым увеличивая количество наличных денег в обращении или пополняя (фактически кредитуя) резервные счета коммерческих банков. Коммерческие банки получают больше денег для кредитования, поэтому они снижают ставки по кредитам, делая кредиты менее дорогими. Более низкие процентные ставки по кредитным картам увеличивают потребительские расходы. Кроме того, когда бизнес-кредиты становятся более доступными, компании могут расширяться, чтобы не отставать от потребительского спроса. В конечном итоге они нанимают больше работников, чьи доходы растут, что, в свою очередь, также увеличивает спрос. Этого инструмента обычно достаточно, чтобы стимулировать спрос и вести экономический рост к здоровому уровню. Как правило, краткосрочной целью операций на открытом рынке является достижение конкретной краткосрочной цели по процентной ставке. В других случаях денежно-кредитная политика может вместо этого повлечь за собой таргетирование определенного обменного курса по отношению к какой-либо иностранной валюте или по отношению к золоту. Например, в случае США Федеральная резервная система устанавливает целевую ставку по федеральным фондам, ставку, по которой банки-участники кредитуют друг друга в краткосрочных кредитах. В свою очередь монетарная политика Китая направлена на обменный курс между китайским юанем и корзиной иностранных валют.

Если операции на открытом рынке не приводят к желаемому эффекту, можно использовать второй инструмент: центральный банк может увеличивать или уменьшать базовую процентную ставку, которую он взимает по овердрафту (кредиты от центрального банка коммерческим банкам). Если процентная ставка по таким операциям достаточно низкая, коммерческие банки могут брать кредиты у центрального банка для удовлетворения требований к резервам и использовать дополнительную ликвидность для расширения своих балансов, что увеличивает кредитование экономики.

Третий вариант - изменить резервные требования. Резервное требование относится к доле общих обязательств, которые банки должны держать под рукой в течение ночи, либо в своих хранилищах, либо в центральном банке. Банки поддерживают лишь небольшую часть своих активов в качестве наличных средств для немедленного снятия; остальная часть инвестируется в долгосрочные активы, такие как ипотека и кредиты. Снижение обязательных резервов высвобождает средства для банков для увеличения кредитов или покупки других прибыльных активов. Это расширение, потому что оно создает кредит. Однако, несмотря на то, что этот инструмент немедленно увеличивает ликвидность, центральные банки редко меняют требования к резервам, потому что это часто добавляет неопределенности в планирование банков. Поэтому использование операций на открытом рынке является предпочтительным.

Результаты
Таким образом, нами была предложена следуящая методология регулирования монетарной политики. Первым делом следует использовать операции на открытым рынке, в основном это использование государственных облигаций, т.к. это наиболее "живой" способ регулирования денежной массы. Если данный метод не помогает, то следует переходить к регулированию учетной ставки. Таким образом, уменьшается нагрузка на коммерческие банки. Когда два первых не хватает для поддержания экономического уровня, тогда следует использовать третий вариант - изменить резервные требования. Это влечет еще большее снижение нагрузки с банков и поддерживает банковскую сферу страны.

Заключение
В ближайшие год-полтора будет интересно наблюдать, как центральные банки разных стран будут применять эти три инструмента к регулированию монетарной политики в зависимости от целей, которые будут ставить власти государств. Ведь каждый инструмент можно использовать с разной степенью и разным уровнем влияния на экономические процессы. От массированных (или наоборот незначительных) интервенций на открытом кредитно-денежном рынке до «закручивания гаек» (ужесточении) или наоборот символическом изменении резервных требований к банкам. Потрясения мировой экономики от скачков нефтяных цен и снижения деловой активности от коронавируса, а также повышения доли государственных расходов в разных странах приведут к решительным действиям как политических так и монетарных властей. Чего будет во властных решениях больше — политики или экономики, покажет ближайшее будущее.

Библиографический список:

1. Антипова О.Н. Международные стандарты банковского надзора. - М.: Центр подготовки персонала Банка России, 1997.
2. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. - М.: Издательская группа "БЦД-пресс", 2003.
3. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)
4. Ларинова И.В. Реорганизация коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Синки Дж., мл. Управление финансами в коммерческом банке.- М: Gallaxy, 1994
6. Зви Боди, Роберт Мертон. Финансы. Пер. с англ. - Изд-во: Вильямс, 2007. - 592 с.




Рецензии:

14.05.2020, 20:16 Устинович Елена Степановна
Рецензия: Представленную на рецензирование статью необходимо доработать: 1. Проставить ссылки на источники в тексте. 2. Актуализировать библиографический список. Все источники очень старые. В целом, статья хорошая, актуальная. Процент оригинальности высокий - около 80%.

16.05.2020, 5:48 Черных Вероника Валерьевна
Рецензия: Тема статьи актуальна, рекомендую исключить из названия фразу «на которые они направлены». По тексту встречается очень много выражений допустимых для статьи публицистического характера (например, «до «закручивания гаек»), но не для научных статей. Автору следует переформулировать отдельные фразы, например: «Актуальность решений власти в современной ситуации будет залогом успеха по выходу из кризиса», «Монетарная политика государства ассоциируется с процентными ставками и доступностью кредита», «банковские резервы через денежную базу», «Монетарная политика рассматривалась как государственная функция», «Пол Волкер попробовал эту политику», «вести экономический рост к здоровому уровню», «в случае США», «использовать дополнительную ликвидность для расширения своих балансов», «общих обязательств, которые банки должны держать под рукой в течение ночи», «в качестве наличных средств для немедленного снятия», «. Это расширение, потому что оно создает кредит», «это часто добавляет неопределенности в планирование банков», «Первым делом», «наиболее "живой" способ регулирования денежной массы», «Когда два первых не хватает», «снижение нагрузки с банков», «три инструмента к регулированию монетарной политики, «приведут к решительным действиям как политических так и монетарных властей», «В ближайшие год-полтора будет интересно наблюдать». Необходимо исправить опечатки слов в тексте. Например: «методолгоического применения», «следуящая методология». Статья требует существенной доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх