Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №81 (май) 2020
Разделы: Менеджмент, Экономика
Размещена 12.05.2020. Последняя правка: 17.05.2020.
Просмотров - 1053

Особенности управления персоналом ИТ компании, работающим в удаленном режиме

Полянская Арина Сергеевна

бакалавр

ООО "Имбирь Маркетинг"

специалист по маркетингу

Воронин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики организации; Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В данной статье рассматривается система управления персоналом и особенности управления персоналом в ИТ организации в процессе удаленной работы. В процессе написания статьи были использованы методы сравнения и анализа.


Abstract:
This article describes the personnel management system and features of personnel management in the IT organization in the process of remote work. There were used methods of comparison and analysis un the process of writing the article.


Ключевые слова:
удаленная работа; персонал; система управления персоналом

Keywords:
remote work; personnel; personnel management system


УДК 331.108.26

Введение

На сегодняшний день как в мире, так и в Республике Беларусь, наблюдается сложная эпидемиологическая ситуация из-за пандемии короновируса COVID-19. Многие организации в Беларуси оказались не готовы к такому развитию событий, и на данный момент переживают кризис, вызванный простоями, снижением спроса, а также потерями работников из-за болезни. В тоже время в стране есть организации, в том числе ИТ компании, которые вовремя приняли меры и перевели большую часть своего персонала в режим удаленной работы, что позволило работникам перейти в режим самоизоляции, и продолжать работу, только уже удаленно.

Актуальность темы определяется тем обстоятельством, что ИТ организации в сложившихся внешних условиях должны быть гибкими и мобильными, а создание удаленных рабочих мест является одним из направлений решения этой проблемы.

Цель данной статьи – рассмотреть систему управления персоналом ИТ организации и выявить ее особенности при работе в удаленном режиме.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть систему управления персоналом в ИТ организации.
  2. Выявить особенности работы в удаленном режиме.

При написании статьи использовались научные издания и статьи, электронные ресурсы.

В работе использованы методы анализа и сравнения.

Научная новизна заключается в анализе особенностей системы управления персоналом ИТ организации в процессе удаленной работы.

Основная часть

На сегодняшний день в Республике Беларусь одной из самых прогрессивных сфер на рынке труда является ИТ-сфера, особое место в этой области отведено разработчиками программного обеспечения, то есть программистам. При этом в различных ИТ-компаниях работает большое количество студентов технических вузов, которые еще не закончили учебу. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране и мире большая часть сотрудников этих компаний переведена на удаленный режим работы.

В Республике Беларусь удаленная работа является новым направлением, в то время как во многих других странах об этом способе известно достаточно давно.

Идея удаленной работы появилась еще в ХХ веке. Концепцию удалённой работы разработал американец Джек Ниллес. В 1972-м году он высказал идею, что не обязательно держать работников в офисе, так как современные средства связи позволяют поддерживать контакт между сотрудниками на расстоянии. Власти проявили интерес к развитию идеи удалённой работы, увидев в ней решение транспортных проблем, остро стоявших в городах. Новая организация труда могла позволить решить эти вопросы, а заодно обеспечить работой население удалённых сельских районов [4].

Обязательным условием эффективной деятельности ИТ организации является наличие системы управления персоналом.

В современных научных источниках существуют множество походов к определению понятия «система управления персоналом». В данной работе под системой управления персоналом будем понимать «совокупность методов, процедур и программ воздействия организации на своих сотрудников, с целью максимального использования их потенциала» [2].

Система управления персоналом включает различные методы, способы работы и взаимодействия с кадрами. Она состоит из следующих элементов: определение потребности организации в персонале, набор, отбор и наем кадров, адаптацию и обучение нанятых работников, контроль, мотивацию работников, оценку деятельности кадров [3].

Следует отметить, что управление персоналом ИТ организации с удаленным режимом работы имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Для начала, в ИТ организациях, которые планируют перевести весь персонал или его часть на удаленный режим, необходимо подумать о рабочем месте для данных сотрудников. Существуют разные подходы к обустройству рабочего места для сотрудников на удаленном режиме. Здесь все зависит от политики компании и средств, которые может выделить конкретная компания на оснащение рабочего места. Отдельные ИТ организации полностью занимаются техническим оснащением рабочих мест для удаленных работников, а именно обеспечением рабочей машиной, ее транспортировкой, установкой необходимого программного обеспечения, покупкой самых необходимых лицензий. Другие организации не обеспечивают рабочими машинами своих удаленных сотрудников, а предлагает использовать личные устройства. Все зависит от конкретной организации и ее приоритетов в вопросах технического оснащения рабочих мест для удаленного персонала.

В случае если сотрудники используют для работы собственные устройства, то компании должны иметь возможность контролировать доступ к корпоративным приложениям, защитить канал связи, обеспечить шифрование данных на личных устройствах, иметь возможность удалить данные с потерянного устройства или устройства сотрудника, сменившего место работы [1].

Кроме того, при организации удаленной работы необходимо учитывать аспекты информационной безопасности – вопросы организации и проведения специфического контроля за работниками. В перечень наиболее используемых с этой целью систем входят такие программы, как StaffCop Enterprise, Стахановец: Полный контроль, SearchInform TimeInformer. Все три программы позволяют успешно проводить мониторинг выполненной работы, вести детальный учет рабочего времени, формировать руководителем отчетность и проводить детальную аналитику. Среди технических средств популярны технологии видеомониторинга работников [5].

Одним из важных элементов системы управления персоналом ИТ организации является поиск, подбор и наем сотрудников. И уже на данном этапе есть существенные различия, которые отличают работу с сотрудниками в штате и удаленно. Если человека принимают в штат для работы в пределах офиса, то можно попробовать взять кого-либо, кто не полностью соответствует всем критериям определенной вакансии. Сотрудники для удаленной работы требуют более тщательного отбора, потому что ошибки будет сложнее выявить именно в удаленном режиме.

Немаловажную роль в управлении персоналом также играет адаптация сотрудников. Очень важно вновь прибывшего сотрудника посвятить во все тонкости работы ИТ компании, рассказать какие платформы используются для формального общения, где проходят видеоконференции, какие приложения используются для мгновенных сообщений. Кроме того, руководителю удаленных сотрудников необходимо построить с ними доверительный контакт. Очень важно правильно организовать их рабочий процесс, познакомить с особенностями деятельности и ценностями организации, и сделать удаленных сотрудников частью рабочей команды.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день организации для обучения персонала в ИТ компаниях используют такие форматы, как вебинары, курсы, курсы в записи, обучение через мобильные приложения, то для обучения удаленного персонала курсы, вебинары переходят в онлайн формат.

Важным элементом системы управления персоналом является контроль. Будь то ИТ организация или какая-либо другая, но в каждой нужен особый подход к контролю в процессе удаленной работы. В тоже время необходимо доверять сотрудникам и не перестараться, контролируя их деятельность. Для работников важно иметь свободу в процессе работы. Если персонал выходит на связь, эффективность работы не падает, то можно считать, что все в порядке и в организации ценные сотрудники. А если же не переставать жестко контролировать персонал, то вскоре продуктивность только уменьшиться от ненужного стресса и давления со стороны руководства. Хорошим примером служат ежедневные звонки, для того чтобы обсудить, что было сделано вчера, что планируется делать сегодня.

Мотивация и стимулирование также имеет свой характерные особенности для удаленной работы и особенно для творческих работников, которые составляют основу ИТ организации. В первую очередь нужно учитывать личный результат сотрудников, его признание. Для него важно, чтобы руководитель замечал их личный вклад в общее дело.

Также существенную роль играет информирование персонала. Если их доступ к информации затруднён, работники воспринимают это как уменьшение собственной значимости в команде и организации. А это напрямую связано с мотивацией и лояльностью к компании. Удалённые сотрудники не имеют возможности в любое время подойти к руководителю и что-то переспросить или уточнить, поэтому для них наличие качественно организованной информации крайне значимо. Инструкции, рекомендации, базы знаний, необходимые для выполнения задач, должны быть детально сформулированы и доступны [6].

Важно отметить, что для работников ИТ компании, находящихся на удаленной работе необходимо испытывать чувство причастности. Персонал работает охотнее, когда чувствуют себя частью команды, частью всей организации.

Ключевым фактором является отношение руководителя. Хорошие и доверительные отношения с руководителем всегда очень мотивируют сотрудников. Эффективность персонала может снизиться из-за холодных, либо же конфликтных отношений. К сожалению, на сегодняшний день существуют руководители, которых интересует только результат, а не личность сотрудника, которая стоит за этим результатом, поэтому очень важно найти подход к своим подчиненным наладить и поддерживать контакт с ними, особенно в удаленной работе.

Оценка деятельности удаленного персонала может заключаться как в онлайн-тестах и практических заданиях, так и в проведении видеоконференций, в процессе которого происходит собеседование для оценки профессиональных навыков сотрудников.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что управление персоналом ИТ организации, находящимся на удаленной работе играет важную роль в ее успешном функционировании, и имеет свои особенности. Во-первых, возрастают требования к подбору персонала, нужно изначально отбирать квалифицированных сотрудников, так как удаленно сложнее выявить ошибки при его отборе. Во-вторых, в процессе адаптации помимо ознакомления с целями, историей организации, с новым сотрудником стоит наладить доверительный контакт и доброжелательные отношения, чтобы ему было проще освоиться на новом месте. В-третьих, все обучение проходит в онлайн формате, а процесс контроля осуществляется через видеоконференции и постоянное общение, а также по результатам выполненных задачах. В-четвертых, мотивация и стимулирование осуществляется через информирование сотрудников, поддержание доброжелательных отношений, а также через признание сотрудников в результате выполненной работы. Оценка же происходит в онлайн формате. В-пятых, необходим особый подход к контролю деятельности сотрудников в процессе удаленной работы.

Библиографический список:

1. Особенности организации удаленных рабочих мест [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32298178_83536660.pdf. – Дата доступа: 16.05. 2020.
2. Особенности управления кадрами трудовым потенциалом предприятия [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-kadrami-trudovym-potentsialom-predpriyatiya. – Дата доступа: 05.05. 2020.
3. Петрович, М. В. Управление организацией: учебник / М. В. Петрович. – Минск : Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2016. – 479 с.
4. Сравнительный анализ характеристик удаленной работы и фриланса [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32490121. – Дата доступа: 01.05. 2020.
5. Удаленная работа: технологии и опыт организации [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39372977_12117288.pdf. – Дата доступа: 16.05. 2020.
6. Удаленные работники требуют особого внимания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.top-personal.ru/issue.html?3689. – Дата доступа: 02.05. 2020.




Рецензии:

14.05.2020, 20:05 Устинович Елена Степановна
Рецензия: Представленная на рецензирование статья "Особенности управления персоналом ИТ компании, работающим в удаленном режиме" авторов Полянской Арины Сергеевны, студентки и Воронина Сергея Михайловича, кандидата экономических наук, доцента, доцента кафедры экономики организации Академии управления при Президенте Республики Беларусь имеет достаточно высокий процент оригинальности - около 80%. Однако, в процессе рецензирования нами были обнаружены следующие существенные замечания. Содержательно статья фактически имеет не две основные задачи исследования, а 2 предмета исследования. А именно, статья в значительной степени посвящена описанию системы управления персоналом в организации. Собственно заявленной в названии проблеме управления персоналом ИТ компании, работающим в удаленном режиме, уделено внимания очень мало. Считаем, что статью необходимо разделить на 2 и доработать. Следует также добавить несколько научных источников (не учебников и не материалы с информационных сайтов, посвященных HR).

17.05.2020 13:13 Ответ на рецензию автора Полянская Арина Сергеевна:
Благодарю за рецензию, Елена Степановна! Замечания приняты к сведению и будут устранены.

15.05.2020, 11:50 Черных Вероника Валерьевна
Рецензия: Статья написана на тему организации труда в условиях коронавирусной пандемии, что является в настоящее время актуальным вопросом. Авторы рассматривают организацию удаленной работы с точки зрения функций менеджмента по А. Файолю, в этом случае следует сделать ссылку на теоретические источники литературы. Отсутствует описание реализации в удаленном режиме таких функций как: планирование и координация. Авторам необходимо расширить аннотацию к статье, включив предмет, объект и методы исследования. Рекомендую более четко структурировать материал, дополнить статью таблицами или графическим материалом, можно отдельно сформулировать преимущества и недостатки удаленной системы организации труда по пунктам. Следует устранить ошибку в тексте заключения: фраза "квалиФИцированных сотрудников". В статье ничего не сказано о необходимости технического оснащения рабочего места сотрудника, работающего в удаленном доступе. Кто и как будет помогать персоналу в плане технического оснащения рабочего места ? Будут ли предоставлены работодателем компьютер и лицензии на программы, либо удаленное рабочее место должно быть оборудовано за счет средств сотрудника ? Статью можно рекомендовать к публикации после доработки.
17.05.2020 13:13 Ответ на рецензию автора Полянская Арина Сергеевна:
Благодарю за рецензию, Вероника Валерьевна! Пожелания и замечания приняты к сведению.



Комментарии пользователей:

17.05.2020, 20:57 Полянская Арина Сергеевна
Отзыв: Замечания приняты к сведению и устранены.


Оставить комментарий


 
 

Вверх