Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №81 (май) 2020
Разделы: Экономика
Размещена 10.05.2020. Последняя правка: 15.05.2020.
Просмотров - 332

Особенности международной технической помощи в Республике Беларусь

Жукова Владислава Александровна

-

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студентка

Воронин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В данной статье рассмотрены основные характеристики процесса международной технической помощи в Республике Беларусь, а также выявлены ведущие страны-доноры, оказывающие поддержку Беларуси в области международной технической помощи.


Abstract:
This article describes the main features of the process of international technical assistance in the Republic of Belarus, and recognized the leading donor countries, supporting Belarus in the sphere of international technical assistance.


Ключевые слова:
международная техническая помощь; технико-экономическая помощь; трансграничное сотрудничество; страны-доноры

Keywords:
international technical assistance; technical and economic assistance; cross-border cooperation; donor countries


УДК 339.96

Введение

На сегодняшний момент весь мир подвержен безостановочному процессу глобализации и интеграции. Страны открывают свои границы для международных образовательных программ, торговли, инвестирования и гуманитарной помощи. В свою очередь, Республика Беларусь также характеризуется, как страна, полностью открытая к международным коммуникациям и кооперации. Международная техническая помощь (далее – МТП) – это один из путей международной кооперации, заключающийся в предоставлении на безвозмездной основе помощи для оказания поддержки в социальной, экономической и культурной сферах. За счет международной технической помощи реализуется бесчисленное множество проектов, направленных на развитие не только государства в целом, но и на поддержку местных инициатив в малых и крупных городах Беларуси.

Актуальность темы заключается в расширении процесса международной технической помощи, увеличении количества доноров и, как следствие, проектов, поддерживаемых иностранными государствами на территории Беларуси, которые способствуют ее экономическому и социальному развитию.

Цель данной статьи – рассмотреть процесс международной технической помощи в Республике Беларусь, а также оценить вклад иностранных доноров в процессе МТП.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены общие характеристики процесса международной технической помощи в Республике Беларусь;
  2. Выявлены иностранные доноры, осуществляющие наибольший вклад в МТП в Республике Беларусь;
  3. Рассмотрены ведущие проекты, поддерживаемые иностранными донорами посредством предоставления МТП.

При написании статьи использовались электронные ресурсы, тексты соглашений и указов.

В работе использованы методы сравнения и анализа.

Научная новизна заключается в раскрытии процесса МТП и его основных участников.

Основная часть

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. №460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» международная техническая помощь представляет собой один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения и прочее [1].

В настоящее время через МТП Республика Беларусь получает инвестиции и в человеческий капитал. Иностранные инвесторы отмечают высококвалифицированную рабочую силу белорусов как один из наиболее значительных стимулов для инвестирования. 

Наряду с этим, МТП получают как белорусские граждане, так и государственные органы, органы местной власти, неправительственные организации. Коммерческие организации в свою очередь имеют возможность извлечь выгоду из участия в международном техническом сотрудничестве посредством участия в снабжении товарами, либо путем оказания на коммерческой основе услуг, выполнения работ для целей реализации программ и проектов МТП.

Диверсификация источников безвозмездной помощи по официальным каналам четко прослеживается с 2017 г. Определить точный объем международной технической помощи, предоставленной другими странами Республике Беларусь не представляется возможным, однако четко прослеживается тенденция того, что более половины ресурсов представлено и освоено китайской стороной (60% от общего объема международной технической помощи приходится на технико-экономическую помощь, предоставленную КНР Республике Беларусь).

Положительная динамика в технико-экономической помощи ежегодно растет – с 150 млн.юаней в 2014 г. до 800 млн.юаней в 2018 г. Также 25 апреля 2019 г. в рамках визита Президента Республики Беларусь Министерством экономики подписано межправительственное соглашение по выделению 800 млн.юаней на реализацию проектов технико-экономической помощи. Данное соглашение предусматривает следующий транш на финансирование проектов: национальный футбольный стадион и бассейн международного стандарта, поставки оборудования для Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и других согласованных Сторонами проектов [2].

Помимо вышеуказанного, на поддержку развития индустриального парка «Великий камень» также предполагается выделить в 2020 году ТЭП, предварительно на строительство трансформаторной подстанции, второго жилого арендного комплекса и другие цели.

Также, среди сторон, являющихся донорами по проектам МТП, реализуемым в Республике Беларусь, следует выделить ЕС, чья финансовая поддержка реализуется путем трансграничного сотрудничества (далее – ТГС). С момента установления совместной деятельности в области ТГС, на территории Республики Беларусь было реализовано около 160 проектов бюджетом более 65 млн. евро. В целом, за последние четыре года взаимоотношения между ЕС и Республикой Беларусь усилились. Помощь для Беларуси со стороны ЕС удвоилась и составляет около 30 млн. евро в год [3].

В данный момент на территории Беларуси действуют две программы ТГС ЕС: «Польша-Беларусь-Украина» на 2014-2020 гг. и «Латвия-Литва-Беларусь» на 2014-2020 гг.

К примеру, в рамках программы ТГС ЕС «Латвия-Литва-Беларусь» на 2014-2020 годы состоялось 3 конкурса проектных предложений, а также на внеконкурсной основе было отобрано 6 крупных инфраструктурных проектов (таблица 1).

Таблица 1 – Инфраструктурные проекты в рамках программы ТГС ЕС «Латвия-Литва-Беларусь» на 2014-2020 гг.

Тематическая цель

Номер и название приоритета

Кол-во отобранных проектов (сентябрь-декабрь 2016 г.)

Кол-во отобранных проектов (ноябрь 2017 г. – февраль 2018 г.)

Кол-во отобранных проектов (март – май 2019 г.)

1. Содействие социальной интеграции и борьба с бедностью

1.1 Расширение доступа группам риска к социальным и иным услугам

9

6

11

1.2 Стимулирование трудоустройства через предпринимательство и инновации

3

1

1

2. Поддержка рационального управления на местном и региональном уровне

2.1 Повышение возможностей местных и региональных органов власти решать общие проблемы

6

5

5

2.2 Укрепление местных общин

0

0

 

3. Поддержка местной культуры и сохранение исторического наследия

3.1 Поддержка и сохранение культурно-исторического наследия и традиционных ремесел

12

4

9

Количество отобранных проектов

 

30

16

28

Объем финансирования ЕС (млн. евро)

 

17,7

9,5

-

Примечание: Собственная разработка по данным официального сайта Программы ТГС ЕС «Литва-Латвия-Беларусь» [4].

При реализации данных программ страны-участницы осуществляют управление через совместные и национальные органы, а также разделяют обязанность за возврат необоснованно выплаченных денежных средств ЕС на своей территории. При этом Евразийской комиссии отводится роль наблюдателя.

Особенностью ТГС является то, что только часть проекта финансируется за счет МТП. Также участие в ТГС предполагает обязательное софинансирование за счет собственных средств получателя, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов в размере 10% от общего бюджета проекта.

Помимо вышеуказанных доноров МТП, такие страны как Канада, Япония, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США также предоставляют МТП Республике Беларусь. Кроме стран-доноров, значительный вклад в общий объем предоставляемой МТП вносят международные агентства и организации: ПРООН, ЮНИДО, ЮНЭЙДС, группа Всемирного банка  и  Международного  валютного  фонда,  а  также  региональные банки развития, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк реконструкции и развития.


Заключение

В ходе проведенного анализа были выявлены следующие особенности реализации МТП в Республике Беларусь:

  1. Процесс международной технической помощи на территории Республики Беларусь характеризуется значительным потенциалом, выраженным в увеличении объемов МТП со стороны ведущих стран-доноров;
  2. Посредством МТП производится восстановление и реорганизация социального и экономического уклада не только в масштабах всего государства, но и применительно к отдельным гражданам, организациям, городам, государственным органам и прочее.
  3. Ведущими иностранными донорами определены Китайская Народная Республика и Европейский Союз, посредством трансграничного сотрудничества.

Таким образом, поддержка процесса МТП со стороны государства, модернизация процессов МТП в цифровой среде, жесткий контроль со стороны вышестоящих органов управления за реализацией проектов, а также увеличение количества иностранных доноров будет способствовать расширению границ МТП и увеличению отдачи от реализации проектов на территории Республики Беларусь, как экономической, так и социальной.

Библиографический список:

1. О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 22 октября 2003 г. № 460 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. О технико-экономической помощи [Электронный ресурс]: соглашение между Правительством Респ. Беларусь и Правительством КНР, 25.04.2019 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Факты і лічбы пра адносіны ЕС і Беларусі [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.euneighbours.eu/be/east/stay-informed/publications/fakty-i-lichby-pra-adnosiny-es-i-belarusi. – Дата доступа: 05.05.2020.
4. "Cross-border Cooperation Latvia-Lithuania-Belarus Program 2014-2020” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eni-cbc.eu/llb/en/programme/52. – Дата доступа: 05.05.2020.




Рецензии:

11.05.2020, 13:23 Черных Вероника Валерьевна
Рецензия: В целом статья представляет интерес к жизни в республике Беларусь и сотрудничеству её с другими странами. Однако не изучены другие источники литературы: о донорстве, об организациях, осуществляющих донорство и международную помощь. Автору следует исправить ошибки в тексте. Статью следует переименовать, так как в тексте идёт речь не только о технической, но и о социальной, культурной и гуманитарной помощи. Кроме того, речь идёт о странах-донорах Беларуси, статью следует переименовать в этом ключе. Существует организация помощи в ООН, которая состоит из самой Организации Объединенных Наций и более 30 связанных с ней организаций, известных как программы, фонды и специализированные учреждения. Автору следует отразить это в статье. В связи с чем оказывается помощь Беларуси: выполнение странами-донорами обязательств по поддержке развивающихся стран в их усилиях по преодолению нищеты и отсталости ? В статье проанализирована только полученная Беларусией помощь, но не указано: есть ли договоры о дружбе и сотрудничестве с этими странами, которые оказывают помощь Беларуси ? Оказывает ли Беларусь помощь странам, указанным в статье и какую ? В статье присутстствуют ссылки только на Указы Президента Беларусии, но мало ссылок на других авторов. Совершенно не ясно: к чему написано о процессе глобализации, когда речь идёт о помощи слаборазвитым (или развивающимся) странам. Автору следует написать о развивающихся странах. Со ссылками на зарубежные статьи или иные источники. В тексте упомянуто о кооперации с другими странами, но данный вопрос не нашел продолжение в тексте: следует расшифровать в цифрах или убрать. В предложениях "более половины ресурсов представлено и освоено китайской стороной (60% от общего объема международной технической помощи)" или: "С момента установления совместной деятельности в области ТГС, на территории Республики Беларусь было реализовано около 160 проектов бюджетом более 65 млн. евро" следует сделать ссылку на источник данных. Убрать слова "имеют место быть", как не научную формулировку. Фраза "При реализации данных программ страны-участницы осуществляют управление через совместные и национальные органы" должна быть расшифрована: кто и чем осуществляет управление. По выводам: "Помимо вышеуказанных доноров МТП, такие страны как Канада, Япония, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США также предоставляют МТП Республике Беларусь. Кроме стран-доноров, значительный вклад в общий объем предоставляемой МТП вносят международные агентства и организации: ПРООН, ЮНИДО, ЮНЭЙДС, группа Всемирного банка и Международного валютного фонда, а также региональные банки развития, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк реконструкции и развития." Откуда взяты эти данные ? Следует добавить ссылки на источник информации. Тема статьи актуальна, статья может быть принята к публикации после доработки.

15.05.2020 18:18 Ответ на рецензию автора Жукова Владислава Александровна:
Благодарю за рецензию, Вероника Валерьевна! Орфографические ошибки в тексте и стилистические неточности исправлены.

14.05.2020, 19:42 Устинович Елена Степановна
Рецензия: Представленная на рецензирование статья "Особенности международной технической помощи в Республике Беларусь" авторов Жуковой Владиславы Алкександровны, студентки и Воронина Сергея Михайловича, кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики организации Академии управления при Президенте Республики Беларусь актуальна. Авторы, в значительной степени, достигли поставленной цели и решили соответствующие задачи. Обозначен круг реальных и потенциальных доноров МТП для Республики Беларусь, позволяющий, в целом, сформировать представление о современном состоянии международной технической помощи Республики Беларусь. В статье прослеживается авторский подход к анализу и представлению данных в рамках программы ТГС ЕС «Латвия-Литва-Беларусь» на 2014-2020 годы. Следует отметить, что при определении целей, задач исследования и его методологии имеется определенная косность в научном оформлении текста статьи. Однако, с учетом статуса одного из авторов "студент", считаем, что в целом статья соответствует уровню научных публикаций для журнала и она может быть опубликована. Процент оригинальности статьи - более 80%.
15.05.2020 18:18 Ответ на рецензию автора Жукова Владислава Александровна:
Благодарю за рецензию, Елена Степановна!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх