Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Искусствоведение
Размещена 15.05.2020.
Просмотров - 546

Плюсы и минусы уличного искусства

Маслова Елизавета Владимировна

бакалавр

Московский Городской Педагогический университет

студент

Левина Ирина Дмитриевана, кандидат педагогических наук, доцент, Московский Городской Педагогический университет


Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы положительных и отрицательных моментов этого явления с точки зрения зрителей, городских властей, а также кураторов выставок современного искусства.


Abstract:
The article considers the issues of positive and negative aspects of this phenomenon from the point of view of viewers, city authorities, as well as curators of contemporary art exhibitions.


Ключевые слова:
современное искусство; стрит арт; искусство; граффити; вандализм; графика; куратор; уличный художник; Бэнкси; Партизанинг

Keywords:
contemporary art; street art; art; graffiti; vandalism; graphics; curator; street artist; Banksy; Partisaning


УДК 7.072

Введение

На современном этапе неуклонно возрастает роль и значение современного искусства в жизни общества. В соответствии с этим усиливается важность теоретических и практических проблем, связанных с определением эффективных средств, форм и методов определения современного искусства в мировом искусстве как нового этапа.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной потребностью в изучении феномена стрит арт как части современного искусства и недостаточной разработанностью теоретико-методической базы для этого феномена.

Цель исследования – определить ключевые моменты направления Стрит Арт в системе современного искусства.

Задачи:

  1. Изучить феномен стрит арта как части современного искусства;
  2. Обозначить положительные и отрицательные стороны этого явления с точки зрения зрителя, куратора выставки и самого художника;
  3. Рассмотреть основные тенденции стрит арта.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что ранее тему стрит арта как части современного искусства не изучали. Тема является немаловажной, поскольку явлению «Уличное искусство» около 40 лет несмотря на то, что в России оно появилось намного позже.

В результате исследования мы имеем, основные направления этого феномена, а также его плюсы и минусы с точки зрения зрителя, художника и куратора выставок современного искусства.

Феномен стрит-арт в концепции современного искусства в мире

Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер [4].

Основной частью стрит-арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте – не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.

До 2012 года ни в одном музее мира не существовало отделов коллекционирования и хранения стрит-арта, пока в Санкт-Петербурге не открылся Музей стрит-арта: его миссией является хранение и предоставление информации об уличном искусстве, помощь в реализации новаторских проектов молодых художников, внедрение нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства.

Следует различать термины "стрит-арт" и "паблик-арт". Первый термин чаще всего относят к нелегальным и несанкционированным действиям в публичном пространстве, тогда как второй термин этого не подразумевает.

Плюсы и минусы уличного искусства

С точки зрения зрителя и властей практически все плюсы уличного искусства касаются тех случаев, когда его воплощают люди талантливые и без нарушения закона:

1. Эстетическая функция.

Картины на стенах, выполненные художественно одарёнными людьми, выглядят довольно красиво и интересно. В Милане в одном музейном дворике нарисована граффити-фреска. Интересные арт объекты возникают в местах, которые раньше нельзя было назвать привлекательными. Граффити и места, где их довольно много привлекают людей. Также привлекают и интересные арт объекты, скульптуры, надписи.

2. Эффективное привлечение внимание к социальным и политическим проблемам.

Любое уличное искусство поднимает актуальные проблемы. Например, работы группы «партизанинг» или известного всему миру Бэнкси.

3. Занятие для молодёжи.

В Питере ежегодно проводят фестивали "про граффити". Также во всех городах России, бывают мероприятия, когда молодым художникам отдают заброшенный заводской двор с глухими стенами. Бывают молодёжные инициативы, когда сотня студентов раскрашивает километровый бетонный забор на заданную тему.

Плюс таких мероприятий – согласованность. Никто не нарушает закон, ребята рисуют открыто, и качество изображений не страдает.

4. Облагораживание городского пространства и привлечение туристов к новым арт объектам.

Вот "промышленная" улица. На ней страшный бесконечный забор и глухие стены. Пришли уличные художники и превратили улицу в "окно в Париж". Было мерзкое место – стало любимое и городская достопримечательность, или был мрачный двор – стала иллюстрация к "Руслану и Людмиле".

Ярким примером может служить дизайн-пространство «Флакон» в г. Москва, где представлено более 100 различных уличных арт объектов и граффити. За 10 лет ничем не привлекательное пространство бывшего завода превратилось в центр для молодежи и их творчества. В день посещаемость локации достигает 1000 – 5000 человек. В нем же, благодаря этим арт объектам развилась ивент индустрия, появилось множество дизайнерских магазинов и необычных кафе.

Не менее привлекательным местом служит стена Цоя. В ней слились даже несколько функций: первая – туристическое место, второе – место объединения молодежи по интересам, поскольку многие могут добавить на стену свои тематические граффити.

5. Положительные эмоции.

Ее можно отнести к эстетической функции уличного искусства. Бывают граффити очень трогательные, милые или смешные. Казалось бы, просто надпись на стене, а ты вспоминаешь потом полдня и улыбаешься.

6. Историческая память о событиях и о людях.

Можно ли это отнести к стрит арту вопрос спорный. В Германии до сих пор на фасадах некоторых домов хранятся надписи русских солдат о Великой победе над фашизмом. Кроме того, одна группа художников получила заказ на несколько портретов известных личностей 20 века в рамках направления стрит арт. Регулярно в Москве, Санкт-Петербурге и других городах мира появляются граффити известных личностей и событий.

Минусы уличного искусства:

1. Вандализм.

"Теггеры" регулярно портят новые фасады, тумбы, столбы, даже памятники. Даже самые красивые природные объекты (скалы в Крыму или на Байкале) зачастую портят люди с баллончиками своими Маша+ Саша или не менее популярной фразой «Тут был Вася …». Да в пример им можно привести надписи русских солдат в Берлине при его штурме. Но это была фиксация действительно исторического события, масштабы которого не забудут в мире, а не просто чья-то туристическая романтическая поездка.

2. Дыра в городском бюджете.

Реставрация испорченных объектов – это серьёзные деньги и дополнительные растраты, которые можно было бы пустить на более важные вещи, например капитальный ремонт жилых зданий.

3. Создание негативной атмосферы.

Закорючки и агрессивная графика на стенах – это неприятно, словно ты зашел в грязную комнату. Сразу ощущение, что "кругом бардак, криминал и вообще всё плохо". Кстати, тегами банды когда-то обозначали границы территорий. Много вандалов используют в граффити матные слова и неприличные символы.

4. Плохая техника, некачественные изображения.

Уличное искусство часто низкого качества. Иногда это от бездарности творцов, иногда – от быстрой техники рисования, поскольку художники рисуют это незаконно, боясь поимки.

Теперь рассмотрим ситуацию с уличным искусством с точки зрения уличных художников. Когда я была на выставке Бэнкси в Москве, там показывали полуторачасовой фильм «Выход через сувенирную лавку». Он документальный и вполне показывает плюсы и минусы уличного искусства с точки зрения художников.

Начнем с минусов:

1. Отсутствие возможности обучения стрит арта на профессиональном уровне.

Начнем с того, что нигде не учат стрит арту. Ты не можешь научиться ему и влиться в тусовку таких художников самостоятельно. Вероятно, ты никогда не познакомишься с Бэнкси или его окружением. Граффити или другим вариациям уличного искусства каждый художник учится самостоятельно, постигая свой путь.

2. Отсутствие четких стилевых направлений уличного искусства и его классификации.

В настоящее время известно несколько направлений граффити [4]:

  • throw-up – наиболее простой стиль, подразумевающий использование одного или двух цветов — один для контура, а один для заливки. Любимый стиль тех, кто занимается бомбингом;
  • blockbuster – тоже прост в исполнении. Его характерно особенностью являются более яркие буквы, которые отличаются массивностью и часто имеют кубическую форму. Из него выделяется стиль Bubble. Это практически тоже самое, но буквы напоминают пузырьки;
  • WildStyle – основан на переплетении очень большого числа контуров, что существенно затрудняет прочтение надписей.

Направления граффити не задают никаких ограничений. Каждый рисует так, как ему нравится.

WildStyle, или дикий стиль, как раз и возник в качестве реакции художников на то, как они видели стены, где уже поработали собратья по цеху. Всё получается естественно и зависит преимущественно от того, как пойдёт рука. Как бы странно это не звучало, хорошие надписи получаются тогда, когда человек с баллончиком краски в ней не думает о технике.

Но разве техник всего три? Как именно понять к какому стилю относишься именно ты, если ты художник? На эти вопросы ответ появится не сразу, а лишь через несколько лет, когда явление уличного искусства изучат в большей степени.

3. Тонкая грань между искусством и вандализмом. Недолговечность некоторых арт объектов.

Зачастую даже очень красивые арт объекты: граффити, инсталляции власти убирают, закрашивают и сносят под тегом «вандализм». Даже тот же Бэнкси, который является культовой личностью мира граффити уничтожают под тем же предлогом. Для художника такое искусство – самовыражение, способ поднять актуальные проблемы, которые в итоге могут стать серой стеной или пустой улицей, потому что кому-то его искусство не понравилось и его отнесли к вандализму.

4. Невозможно заработать деньги.

Лишь некоторые художественные группы получают заказы на уличные арт объекты, например роспись фасадов. Также немногие художники могут получить приглашения на выставки в галереях современного искусства. В то время как затраты на материалы и время довольно колоссальные.

Из плюсов, с точки зрения уличных художников и создателей стрит арта можно выделить

1. Отсутствие цензуры.

Художник может написать, нарисовать или собрать любой арт объект, где цензуру выбирает он сам. Это могут быть довольно язвительные надписи или картинки.

2. Драйв, адреналин.

В фильме, который упоминался ранее рассматривается группа молодых художников, которые выполняли свои работы в трафаретной технике на скорость, уезжая от полиции и зрителей. Чем меньше тебя заметят людей – тем лучше.

3. Возможность найти людей со схожими интересами, единомышленников.

Хотя сфера стрит арта довольно закрытая, попасть туда все же можно с помощью различных фестивалей или знакомых. Так или иначе там можно встретить близких по духу людей и возможно организовать даже группировку из уличных художников.

Рассмотрим проблему стрит арта с точки зрения кураторов выставки.

Стрит арт довольно актуальная тема. В фильме про Бэнкси упоминалась выставка «Мозгоправа» который привлек довольно большую аудиторию в свою галерею современного искусства. Выставку Бэнкси во флаконе в 2019 посетило огромное количество посетителей, несмотря на то что представлен там был лишь видеоряд из его творчества и несколько фильмов.

Тем не менее, организовать такие выставки довольно проблематично, некоторые художники так и остаются неизвестными, с другими невозможно связаться.

Заключение

Подводя итоги всего вышеперечисленного, можно отметить, что уличное искусство сложное для понимания современного человека. Невозможно найти тонкую грань между вандализм и искусством. С одной стороны стрит-арт – это хорошо, он привлекает внимание к новым местам в городе, украшает его, привлекает новые потоки туристов; с другой – это огромная проблема местных жителей и властей, и сложно сказать, через сколько лет к такому искусству будут относиться как к норме.

Уличное искусство не является прибыльным делом, оно поднимает злободневные и актуальные проблемы человечества, однако, работает без какой-либо цензуры, за счет чего еще сложнее понять искусство это или вандализм.

У уличного искусства нет четкой классификации или педагогической базы. Ему не учат в университетах или школах современного дизайна. Нет такой профессии как «Уличный художник» или «Педагог по стрит арту».

Также его довольно сложно организовать с точки зрения галерейного дела. Самый оптимальный способ проведения – открытое пространство, такие как «Флакон» или «Винзавод».

Библиографический список:

1. Бенаму-Юэ Ж. Цена искусства. Артмедиа Груп, 2008
2. Виды и стили стрит-арта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crossarea.ru/street-art/vidy-i-stili-strit-arta/ (дата обращения: 30.04.20)
3. Каррьеро К. Потребление и поп-арт. Искусство - XXI век, 2010.
4. Рид Г. Краткая история современной живописи. Искусство – XXI, 2009
5. Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство 1970-2005. СЛОВО/SLOVO, 2006
6. Якимович А.К. Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930-1990. Искусство – XXI, 2009
7. Якимович А.К. Эпоха сокрушительных творений. Галарт, 2009




Рецензии:

15.05.2020, 15:45 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: С учёностью в искусстве у нас не всё в порядке, поэтому такие статьи нужно приветствовать, хотя в ней есть спорные моменты. Рекомендую к публикации.

15.05.2020, 16:14 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья нуждается в доработке. не доказана актуальность работы. Цель и задачи не соответствуют названию статьи. Категоричным является заявление о том, что "ранее тему стрит-арта как части современного искусства не изучали". Стиль изложения носит тезисный характер, не позволяющий детально раскрыть тему работы. фразы типа "Дыра в городском бюджете" не имеют отношения к научному стилю изложения материала. Нужна редакторская правка статьи



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх