Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.05.2020.
Просмотров - 219

Анализ формирования и использования финансовых ресурсов консолидированного бюджета Республики Беларусь

Угляница Светлана Владимировна

Полесский государственный университет

студент

Киевич Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе рассмотрен анализ формирования и использования финансовых ресурсов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017-2019 гг. и рекомендованы мероприятия для достижения сбалансированности бюджета.


Abstract:
This paper analyzes the formation and use of financial resources of the consolidated budget of the Republic of Belarus for 2017-2019 and recommends measures to achieve budget balance.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет; республиканский бюджет; местные бюджеты; доходы; расходы; профицит

Keywords:
consolidated budget; national budget; local budgets; revenues; expenditures; surplus


УДК 336.14

Введение: Государственный бюджет играет неотъемлемую роль в развитии любого государства. Трудно представить развитие, функционирование страны без его участия. Он является важнейшим элементом финансовой системы любой страны [2].

Под государственным бюджетом понимают финансово-правовой акт, посредством которого утверждается финансовый план, который представляет собой отношения по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых средств государства. С помощью бюджета правительство осуществляет экономическую, социальную, внутреннюю и внешнюю политику.

Актуальностью данной темы заключается в том, что такие показатели, как доходы и расходы консолидированного бюджета занимают важнейшее место в социальном и экономическом развитии государства, что позволяет обеспечивать устойчивое финансовое состояния государства в целом.

Цель статьи – на основании проведенного анализа предложить меры по повышению доходов и снижению расходов государственного бюджета.

Основная часть

Консолидированный бюджет Республики Беларусь не рассматривается и не утверждается законодательными органами власти всех уровней и в него входят республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет города Минска [3].

Республиканский бюджет привлекает приблизительно 50% всех бюджетных ресурсов и предоставляет финансовые ресурсы для проведения мероприятий, которые имеют общегосударственную значимость (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы Республики Беларусь за 2017-2019 года, %

Бюджеты

2017

2018

2019

Консолидированный

100

100

100

Республиканский

58,7

62,5

59,9

Местный

41,3

37,5

40,1

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]

Из данных таблицы 1, можно увидеть, что за рассматриваемый период 2017-2019 гг. местные бюджеты на территории Республики Беларусь сокращали концентрацию государственных средств на 1,2 п.п. и в 2019 году составили 40,1% от консолидированного бюджета.

За  анализируемый период 2017-2019 гг. происходил рост доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на 7 488,3 млн. рублей и в 2019 составил 39 139,7 млн. рублей.

Налоговые доходы в Республике Беларусь являются основным источником формирования финансовых ресурсов консолидированного бюджета и занимают более 80 % (рисунок 1). За 2017-2019 гг. наблюдался рост налоговых доходов на 1 п.п. и в 2019 году занимали 84,2 % от всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (рисунок 1).


Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017-2019 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]

В 2019 году наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь занимали налог на добавленную стоимость (34,1%) и подоходный налог (17,9%). Наименьший удельный вес занимали налог на собственность (4,9%) и акцизы (8,5%).



Рисунок 2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017-2019 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]

По данным рисунка 2, за рассматриваемый период 2017-2019 гг. наблюдалось сокращение денежных поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь по налогам: налог на собственность на 1,2 п.п., акцизы на 0,4 п.п., налог на добавленную стоимость на 1 п.п. и другим налоговым доходам на 0,1 п.п.. Увеличение наблюдалось по подоходному налогу на 1,4 п.п., налогу на прибыль на 11,4%, налогу от внешней экономической деятельности на 0,9 п.п..

Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь по функциональной классификации за рассмотренный период 2017-2019 гг. стали больше на 25,3% или на 7 271 млн. рублей и составили 35 997,7 млн. рублей. В составе расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес занимают расходы на общегосударственную деятельность (23,30%), образование (17,84%) и здравоохранение (15,28%) (таблица 2). На основании состава расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по функциональной классификации можно полагать, что государство стремиться улучшить свое социально-экономическое положение, а также благосостояние своих граждан.

Таблица 2 – Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по функциональной классификации в 2017-2019 гг., млн. рублей

Показатели

2017

2018

2019

Темп роста 2019 г. к 2017 г., %

Расходы консолидированного бюджета,

в т.ч.:

28 726,7

33 089,7

35 997,7

125,3

Общегосударственная деятельность

7 267,0

8 228,8

8 387,1

115,4

Национальная оборона

1 015,0

1 353,9

1 339,4

132,0

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1 892,1

2 344,1

2 419,7

127,9

Национальная экономика

4 280,8

4 806,2

5 546,8

129,6

Охрана окружающей среды

84,6

95,9

110,0

130,0

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

1 582,2

1 961,4

2 139,3

135,2

Здравоохранение

4 305,1

4 896,4

5 500,7

127,8

Физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации

937,2

1 158,1

1 287,7

137,4

Образование

4 914,8

5 632,8

6 421,6

130,7

Социальная политика

2 447,9

2 612,1

2 845,4

116,2

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]

Проанализировав таблицу 2, можно сделать вывод, что был зафиксирован рост динамики расходов консолидированного бюджета по всем разделам функциональной классификации. Наибольший рост расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наблюдался по разделам: жилищно-коммунальные услуги и строительство (35,2%), физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации (37,4%) и национальная оборона (32%). Наименьший рост расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наблюдался по разделам: социальная политика (16,2%) и общегосударственная деятельность (15,4%) (таблица 2).Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]

            В 2019 году наибольший удельный вес по экономической классификации расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь занимали выплаты заработной платы с начислениями (33,7%). Наименьший удельный вес занимали расходы на обслуживание государственного долга (7,9%). В том числе расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь по экономической классификации были связаны с расходами по разделам: текущие бюджетные трансферты (22,7%), капитальные расходы (16,2%) и другие расходы (20,9%).

Консолидированный бюджет Республики Беларусь за период 2017-2019 гг. был исполнен с профицитом бюджета. В 2019 году профицит бюджета был зафиксирован на уровне 3 142,2 млн. рублей, что на 217,6 млн. рублей больше, чем в 2017 году, но меньше на 1 451,5 млн рублей по сравнению с 2018 годом (рисунок 3).


Рисунок 3 – Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2017-2019 гг., млн. рублей

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]

Выводы.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Распределение бюджетных ресурсов консолидированного бюджета приходится в большей мере на республиканский бюджет (59,9%), что на 19,8 п.п. больше, по сравнению с местными бюджетами (40,1%).
  2. Налоговые доходы являются основным источником доходом консолидированного бюджета Республики Беларусь и составляют более 80%.
  3. В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость (34,1%) и подоходный налог (17,9%), наименьший удельный вес – налог на собственность (4,9%).
  4. В составе расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по функциональной классификации наибольший удельный вес занимают расходы на общегосударственную деятельность (23,30%), образование (17,84%) и здравоохранение (15,28%).
  5. В разрезе экономической классификации расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес занимали выплата заработной платы с начислениями (33,7%).
  6. Консолидированный бюджет Республики Беларусь был выполнен с профицитом в размере 3 142,2 млн. рублей.

Бюджетная система Республики Беларусь должна стремиться к сбалансированности бюджета [4]. Для этого необходимо проводить следующие мероприятия (рисунок 4):


Рисунок 4 – Мероприятия для достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка

Таким образом, при одновременной реализации таких мероприятий, как улучшение налогового законодательства, аккумулирование в страну зарубежного капитала, оптимизации расходов и развития рынка ценных бумаг будет оказано содействие для социально-экономического развития Республики Беларусь.

Библиографический список:

1. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. –Минск, 2017-2019. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/ – Дата доступа: 04.04.2020.
2. Самоховец М.П. Роль финансового рынка в инвестиционной политике / М. П. Самоховец // Белорусский экономический журнал: ежеквартальный научно-практический журнал. – 2016. – №2. – С. 45-56
3. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 110 с.
4. Железная А.Н. Оценка сбалансированности консолидированного бюджета Республики Беларусь / А. Н. Железная, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU : научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 54. – С. 135-140.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх