Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №81 (май) 2020
Разделы: Психология
Размещена 20.05.2020. Последняя правка: 12.06.2020.
Просмотров - 1702

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Шкаликова Ангелина Вячеславовна

Бакалавриат

Ставропольский государственный медицинский университет

Студент

Ситникова Алена Дмитриевна преподаватель, Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь


Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные проблемы социальной адаптации детей школьного возраста с психическими расстройствами. Целью данной статьи является выявление особенностей школьной адаптации детей с психическими расстройствами. На сегодняшний день данный аспект приобретает особую важность в связи с предвзятым отношением общества к детям, имеющим нарушения психического здоровья. Для решения данной проблемы, обществу необходимо понимать, что психические расстройства – это не то же самое, что нарушения интеллектуального развития у ребенка, ведь зачастую психические расстройства проявляются не на постоянной основе, а ситуационно. Соответственно такие дети отличаются от своих нормальных сверстников и требуют особого внимания и обстановки вокруг себя во избежание возникновения ситуаций провоцирующих проявление особенностей (агрессии, припадков и т.п.), а не осуждения обществом которое ведет таких детей к социальной дезадаптации.


Abstract:
The article discusses the urgent problems of social adaptation of schoolchildren with mental disorders. The purpose of this article is to identify the characteristics of the school adaptation of children with mental disorders. Today, this aspect is of particular importance in connection with the biased attitude of society towards children with mental health problems. To solve this problem, society needs to understand that mental disorders are not the same as impaired intellectual development in a child, because often mental disorders do not appear on an ongoing basis, but rather situationally. Accordingly, such children differ from their normal peers and require special attention and the situation around them in order to avoid situations provoking the manifestation of features (aggression, seizures, etc.), and not condemnation by the society that leads such children to social maladaptation.


Ключевые слова:
психические расстройства; психическое здоровье; социальная адаптация; дезадаптация; адаптация; социализация

Keywords:
mental disorders; mental health; social adaptation; maladaptation; adaptation; socion


УДК 740

Вводная часть

Показатели психического здоровья детей и подростков являются одним из наиболее важных индикаторов в социально-экономическом развитии общества. Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции роста психических расстройств среди всех возрастных групп населения. Именно поэтому проблемы школьной адаптации детей с психическими расстройствами являются актуальными в современной социальной психиатрии. Люди с психическими заболеваниями могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательства, осложняющие их жизнь. Как правило, такие люди сталкиваются с рядом трудностей, которые влекут за собой проблемы адаптации в обществе.

Анализ современной международной практики развития социо-терапевтической помощи детям показывает, что одной из проблем психического здоровья и оптимального психосоциального развития является непосредственно сама проблема социализации ребенка в обществе. Зачастую такие дети в обыденной жизни не выделяются среди своих сверстников в школе, а при возникновении каких-либо ситуаций руководство и преподаватели не уделяют должного внимания детям с психическими расстройствами и социальная адаптация ребенка в обществе только усложняется.

На сегодняшний день социальная адаптация школьников с психическими заболеваниями остается одной из актуальных проблем в становлении общества. Она имеет особое значение в жизни ребенка. Она представляет собой процесс приспособления ребенка к новым условиям жизнедеятельности, изменяющейся среде обитания и соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Основная часть

В настоящее время существует тенденция внедрения инклюзивного образования. Ребенок с нарушением психического развития может появиться в любой школе. Но даже в условиях еще существующих специальных учебных организаций, как правило, педагоги и воспитатели сталкиваются с целым рядом проблем в обучении таких детей. [6]

Школьники с психическими расстройствами плохо сходятся с людьми из-за неуживчивости. Они плохо входят в режим занятий, им требуется индивидуальный подход. [2] Таких детей нужно постоянно побуждать и поддерживать, ведь они не всегда реагируют на инструкции учителя.

На мой взгляд, наиболее продуктивным подходом в работе с такими детьми является нейропсихологический метод, который учитывает как психофизиологическое состояние конкретного ребенка, так и особенности его мозговой организации. Он включает в себя следующие организационные моменты:

- определенное расписание занятий;

- оптимальный для ребенка темп работы;

- усвоение содержания обучения посредством участия различных систем анализаторов;

- особую пространственно-временную схему занятий. [5]

Важно понимать, что социальная адаптация играет огромную роль в жизни школьников. Исходя из этого, она рассматривается не только как процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды, но и к новой системе социальных условий и требований к ним. [3] Психологическая адаптация отражает состояние эмоциональной сферы школьника в процессе учебной деятельности и психологическое здоровье в целом. Она играет важную роль в самореализации человека, от ее успешности зависит дальнейшее достижение поставленных целей. Наиболее частыми встречаются четыре стадии социальной адаптации детей:

1) Начальная стадия. Она возникает в тех случаях, когда индивид осознаёт, как он должен вести себя в новой социальной среде, но несмотря на это, он еще не готов принять систему ценностей данной среды;

2) Стадия терпимости. Проявляется, когда индивид начинает оказывать взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) Аккомодация. Когда ситуация требует от человека определенных действий, его поведение интуитивно подстраивается под заданную обстановку. Соответственно, в разных ситуациях, при различных изменениях индивиду приходится постоянно подстраиваться.

4) Ассимиляция. Иными словами, она представляет собой полное совпадение систем ценностей индивида и группы в целом. [4]

Проблемы социальной адаптации индивидуальны для каждой личности, но можно выделить некоторые черты и признаки, являющиеся общими. Многообразие видов и способов социальной адаптации может быть рассмотрено как с точки зрения типов направленности, активности в процессе адаптации (и тогда оно задается ведущими мотивами личности) так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной стороны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с другой –психологическими и психо-физиологическими особенностями личности.

С адаптацией тесно связана и дезадаптация. Она представляет психическое состояние, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке. [1] Сбой в работе адаптационного механизма ведет к нарушениям во взаимоотношениях между школьником и обществом в целом, ребенок не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Клинические проявления школьной дезадаптации характеризуются невнимательностью, рассеянностью, повышенной эмоциональной и умственной истощаемостью, забывчивостью, чрезмерной двигательной активностью. [7] Многие исследователи считают, что школьная дезадаптация представляет собой сложное явление, которое имеет как медико-биологические, так и социально- психологические корни.

У детей с особенностями психического развития трудности школьной адаптации проявляются в сочетании двух и более компонентов. Наиболее выраженно они наблюдаются у детей с комплексным нарушением, таким как аутизм. Как правило, к школьному возрасту, ребенок с аутизмом заинтересован во взаимодействии с другими детьми. Несмотря на это, его желание может угаснуть, если его вовремя не поддержать ребенка. Оставшись в изоляции, такой ребенок потеряет шанс получить опыт общения с другими людьми, что существенно снизит его способность адаптироваться в будущем. [4]

Приобретение нового социального статуса школьника для ребенка с психическим расстройством не может не отразиться на его внутреннем состоянии. Именно поэтому стремление детей к сотрудничеству с педагогом зависит не только от направленности образовательного процесса, но и от соотношения настроенных к развитию сил ребенка с учебным материалом в целом.

Наиболее частые когнитивные проблемы, повышенная утомляемость, сложности в межличностных контактах со сверстниками и учителями наблюдаются в периоды обострения симптомов психических заболеваний, что зачастую сопровождается снижением успеваемости. [2] Дети с психическими нарушениями не обладают достаточными эмоционально-волевыми навыками или эти навыки не сформированы вообще, что затрудняет процесс школьной адаптации в целом.

Исходя из особенностей детей с психическими расстройствами существует школьная десоциализация. Она наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: низкая успеваемость, индивидуальные особенности психики ребенка, нежелание общаться с коллективом, повышенная агрессия, замкнутость и так далее. Дети игнорируют ученика, обзывают его, систематически унижают, чтобы не допустить этого учителя должны объяснить учащимся как правильно общаться с такими детьми. [3] В современном обществе учитель для ученика, особенно на начальном этапе обучения, является высшим авторитетом. Для того чтобы социальная адаптация школьника была успешной, необходимо развивать у него эмоционально положительное отношение к совместной деятельности на уроке.

Педагог не должен раздражаться и повышать голос во время занятия, он обязан донести до детей, что главное – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. 

Педагог не должен игнорировать и избегать разговора с ребенком с нарушением психического развития. Многие дети испытывают дискомфорт, если его прерывают или перебивают в процессе общения. Таким образом, я выделила основные требования для педагога при общении со школьниками, имеющими психические расстройства:

- на любые проявления волнения учитель должен реагировать спокойно и исходить из того, что большинство людей с психическими заболеваниями могут справиться с негативными эмоциями;

- нельзя проявлять раздражение по отношению к ученику;

- учитель должен разобраться в ситуации и если он не в состоянии помочь ученику, привлечь специалистов (психолога, социального работника);

- нельзя переходить на повышенный тон;

- нужно с уважением относиться к ученику и принимать его индивидуальные психические особенности;

- нельзя игнорировать ребенка с психическими расстройствами;

- очень важную роль в социальной адаптации играет поддержка ученика.

Одной из главных составляющих адаптации и обучаемости ребенка с психическими заболеваниями является непосредственно семья. Она рассматривается как социальный фактор, так и как основная ячейка общества. Семья является естественной средой оптимального развития ребенка. Именно поэтому проблемы семьи, условия семейного окружения и воспитания являются ведущими среди основных макросоциальных факторов, которые исследуют детская психиатрия и социальная психиатрия детей и подростков. [6] Родителям необходимо обеспечить моральную и эмоциональную поддержку ребенку. В семье должна находиться благоприятная атмосфера, родители должны воздержаться от критики, учитывать темперамент своего ребенка, поощрять и хвалить его. Благодаря семье ребенок с нарушением психического развития способен применять в школе полученные ценности и нормы семьи. Если семья не дала ребенку основных знаний, необходимых для успешного развития личности, школьник замыкается в себе, теряется возможность социализироваться коллективе.

Заключительная часть

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психическое состояние ребенка обусловлено не только рядом социальных факторов, но и эффективностью деятельности педагогов, психологов, социальных работников и родителей в целом. Говоря об адаптации ребенка к школе на любом этапе школьного обучения, нельзя забывать о том, что социальная адаптация может проявляться как существенное приспособление школьника к новой среде, новым требованиям и навыкам, овладение которыми происходит с помощью различных социальных средств и социальных групп.

Необходимо помочь школьнику стремиться к осознанию необходимости изменений в окружающей его социальной среде. Педагог должен помочь ребенку с психическими расстройствами адаптироваться к школьной среде, помочь ему в развитии и совершенствованию полученных знаний. Для достижения максимальной социальной адаптации школьника на любом этапе обучения необходимо отслеживать процесс оптимизации взаимоотношений ученика и группы, в которой он находится. От успешности протекания процесса освоения школьником новых социальных ролей, вхождения в новую школьную среду зависит дальнейшее развитие личности ребенка во взрослой жизни.

Библиографический список:

1. Александрова О.В., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. и др.; Психология социальной работы: Учебное пособие / Под общ. ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2004, с. 19.
2. Иовчук Н.М. Психопатологические факторы школьной дезадаптации // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально–психологического здоровья: материалы II Международного Конгресса 3–6 ноября 2003.– Минск, 2003.– С. 31–34.
3. Недрогайлова Е.А. Сотруднические отношения с детьми в процессе обучения // Начальная школа. 2007. № 10. С. 13–18.
4. Сабельникова С.И., Блоки – модули – форма организации деятельности детей в период адаптации к школе // Управление начальной школой. – 2011.– № 8.– С.24–31.
5. Симашкова Н.В. (ред.) Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство / под ред.. М.: Авторская академия, 2013. с. 264.
6. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23-32
7. Ясюкова Л.А. Изучение адаптации и развития младших школьников //Вестник СПбГУ. 2004. Сер. 6. Вып. 3. С. 24-26.




Рецензии:

28.05.2020, 10:38 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данную статью можно рекомендовать к опубликованию при условии: если библиографический список найдет свое отражение в статье через сноски.

12.06.2020 17:17 Ответ на рецензию автора Шкаликова Ангелина Вячеславовна:
Спасибо за внимание, статья была отредактирована!

11.06.2020, 11:43 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Соглашусь с мнением предыдущего рецензента: статью можно рекомендовать к публикации, если автор отразит сноски на источники, представленные в библиографическом списке.
12.06.2020 17:17 Ответ на рецензию автора Шкаликова Ангелина Вячеславовна:
Спасибо за внимание, статья была отредактирована!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх