Бакалавриат
Ставропольский государственный медицинский университет
Студент
Ситникова Алена Дмитриевна преподаватель, Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь
УДК 740
Вводная часть
Показатели психического здоровья детей и подростков являются одним из наиболее важных индикаторов в социально-экономическом развитии общества. Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции роста психических расстройств среди всех возрастных групп населения. Именно поэтому проблемы школьной адаптации детей с психическими расстройствами являются актуальными в современной социальной психиатрии. Люди с психическими заболеваниями могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательства, осложняющие их жизнь. Как правило, такие люди сталкиваются с рядом трудностей, которые влекут за собой проблемы адаптации в обществе.
Анализ современной международной практики развития социо-терапевтической помощи детям показывает, что одной из проблем психического здоровья и оптимального психосоциального развития является непосредственно сама проблема социализации ребенка в обществе. Зачастую такие дети в обыденной жизни не выделяются среди своих сверстников в школе, а при возникновении каких-либо ситуаций руководство и преподаватели не уделяют должного внимания детям с психическими расстройствами и социальная адаптация ребенка в обществе только усложняется.
На сегодняшний день социальная адаптация школьников с психическими заболеваниями остается одной из актуальных проблем в становлении общества. Она имеет особое значение в жизни ребенка. Она представляет собой процесс приспособления ребенка к новым условиям жизнедеятельности, изменяющейся среде обитания и соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Основная часть
В настоящее время существует тенденция внедрения инклюзивного образования. Ребенок с нарушением психического развития может появиться в любой школе. Но даже в условиях еще существующих специальных учебных организаций, как правило, педагоги и воспитатели сталкиваются с целым рядом проблем в обучении таких детей. [6]
Школьники с психическими расстройствами плохо сходятся с людьми из-за неуживчивости. Они плохо входят в режим занятий, им требуется индивидуальный подход. [2] Таких детей нужно постоянно побуждать и поддерживать, ведь они не всегда реагируют на инструкции учителя.
На мой взгляд, наиболее продуктивным подходом в работе с такими детьми является нейропсихологический метод, который учитывает как психофизиологическое состояние конкретного ребенка, так и особенности его мозговой организации. Он включает в себя следующие организационные моменты:
- определенное расписание занятий;
- оптимальный для ребенка темп работы;
- усвоение содержания обучения посредством участия различных систем анализаторов;
- особую пространственно-временную схему занятий. [5]
Важно понимать, что социальная адаптация играет огромную роль в жизни школьников. Исходя из этого, она рассматривается не только как процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды, но и к новой системе социальных условий и требований к ним. [3] Психологическая адаптация отражает состояние эмоциональной сферы школьника в процессе учебной деятельности и психологическое здоровье в целом. Она играет важную роль в самореализации человека, от ее успешности зависит дальнейшее достижение поставленных целей. Наиболее частыми встречаются четыре стадии социальной адаптации детей:
1) Начальная стадия. Она возникает в тех случаях, когда индивид осознаёт, как он должен вести себя в новой социальной среде, но несмотря на это, он еще не готов принять систему ценностей данной среды;
2) Стадия терпимости. Проявляется, когда индивид начинает оказывать взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) Аккомодация. Когда ситуация требует от человека определенных действий, его поведение интуитивно подстраивается под заданную обстановку. Соответственно, в разных ситуациях, при различных изменениях индивиду приходится постоянно подстраиваться.
4) Ассимиляция. Иными словами, она представляет собой полное совпадение систем ценностей индивида и группы в целом. [4]
Проблемы социальной адаптации индивидуальны для каждой личности, но можно выделить некоторые черты и признаки, являющиеся общими. Многообразие видов и способов социальной адаптации может быть рассмотрено как с точки зрения типов направленности, активности в процессе адаптации (и тогда оно задается ведущими мотивами личности) так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной стороны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с другой –психологическими и психо-физиологическими особенностями личности.
С адаптацией тесно связана и дезадаптация. Она представляет психическое состояние, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке. [1] Сбой в работе адаптационного механизма ведет к нарушениям во взаимоотношениях между школьником и обществом в целом, ребенок не может полноценно взаимодействовать с окружающими.
Клинические проявления школьной дезадаптации характеризуются невнимательностью, рассеянностью, повышенной эмоциональной и умственной истощаемостью, забывчивостью, чрезмерной двигательной активностью. [7] Многие исследователи считают, что школьная дезадаптация представляет собой сложное явление, которое имеет как медико-биологические, так и социально- психологические корни.
У детей с особенностями психического развития трудности школьной адаптации проявляются в сочетании двух и более компонентов. Наиболее выраженно они наблюдаются у детей с комплексным нарушением, таким как аутизм. Как правило, к школьному возрасту, ребенок с аутизмом заинтересован во взаимодействии с другими детьми. Несмотря на это, его желание может угаснуть, если его вовремя не поддержать ребенка. Оставшись в изоляции, такой ребенок потеряет шанс получить опыт общения с другими людьми, что существенно снизит его способность адаптироваться в будущем. [4]
Приобретение нового социального статуса школьника для ребенка с психическим расстройством не может не отразиться на его внутреннем состоянии. Именно поэтому стремление детей к сотрудничеству с педагогом зависит не только от направленности образовательного процесса, но и от соотношения настроенных к развитию сил ребенка с учебным материалом в целом.
Наиболее частые когнитивные проблемы, повышенная утомляемость, сложности в межличностных контактах со сверстниками и учителями наблюдаются в периоды обострения симптомов психических заболеваний, что зачастую сопровождается снижением успеваемости. [2] Дети с психическими нарушениями не обладают достаточными эмоционально-волевыми навыками или эти навыки не сформированы вообще, что затрудняет процесс школьной адаптации в целом.
Исходя из особенностей детей с психическими расстройствами существует школьная десоциализация. Она наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: низкая успеваемость, индивидуальные особенности психики ребенка, нежелание общаться с коллективом, повышенная агрессия, замкнутость и так далее. Дети игнорируют ученика, обзывают его, систематически унижают, чтобы не допустить этого учителя должны объяснить учащимся как правильно общаться с такими детьми. [3] В современном обществе учитель для ученика, особенно на начальном этапе обучения, является высшим авторитетом. Для того чтобы социальная адаптация школьника была успешной, необходимо развивать у него эмоционально положительное отношение к совместной деятельности на уроке.
Педагог не должен раздражаться и повышать голос во время занятия, он обязан донести до детей, что главное – это уважение, доброжелательность и стремление помочь.
Педагог не должен игнорировать и избегать разговора с ребенком с нарушением психического развития. Многие дети испытывают дискомфорт, если его прерывают или перебивают в процессе общения. Таким образом, я выделила основные требования для педагога при общении со школьниками, имеющими психические расстройства:
- на любые проявления волнения учитель должен реагировать спокойно и исходить из того, что большинство людей с психическими заболеваниями могут справиться с негативными эмоциями;
- нельзя проявлять раздражение по отношению к ученику;
- учитель должен разобраться в ситуации и если он не в состоянии помочь ученику, привлечь специалистов (психолога, социального работника);
- нельзя переходить на повышенный тон;
- нужно с уважением относиться к ученику и принимать его индивидуальные психические особенности;
- нельзя игнорировать ребенка с психическими расстройствами;
- очень важную роль в социальной адаптации играет поддержка ученика.
Одной из главных составляющих адаптации и обучаемости ребенка с психическими заболеваниями является непосредственно семья. Она рассматривается как социальный фактор, так и как основная ячейка общества. Семья является естественной средой оптимального развития ребенка. Именно поэтому проблемы семьи, условия семейного окружения и воспитания являются ведущими среди основных макросоциальных факторов, которые исследуют детская психиатрия и социальная психиатрия детей и подростков. [6] Родителям необходимо обеспечить моральную и эмоциональную поддержку ребенку. В семье должна находиться благоприятная атмосфера, родители должны воздержаться от критики, учитывать темперамент своего ребенка, поощрять и хвалить его. Благодаря семье ребенок с нарушением психического развития способен применять в школе полученные ценности и нормы семьи. Если семья не дала ребенку основных знаний, необходимых для успешного развития личности, школьник замыкается в себе, теряется возможность социализироваться коллективе.
Заключительная часть
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психическое состояние ребенка обусловлено не только рядом социальных факторов, но и эффективностью деятельности педагогов, психологов, социальных работников и родителей в целом. Говоря об адаптации ребенка к школе на любом этапе школьного обучения, нельзя забывать о том, что социальная адаптация может проявляться как существенное приспособление школьника к новой среде, новым требованиям и навыкам, овладение которыми происходит с помощью различных социальных средств и социальных групп.
Необходимо помочь школьнику стремиться к осознанию необходимости изменений в окружающей его социальной среде. Педагог должен помочь ребенку с психическими расстройствами адаптироваться к школьной среде, помочь ему в развитии и совершенствованию полученных знаний. Для достижения максимальной социальной адаптации школьника на любом этапе обучения необходимо отслеживать процесс оптимизации взаимоотношений ученика и группы, в которой он находится. От успешности протекания процесса освоения школьником новых социальных ролей, вхождения в новую школьную среду зависит дальнейшее развитие личности ребенка во взрослой жизни.
Рецензии:
28.05.2020, 10:38 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данную статью можно рекомендовать к опубликованию при условии:
если библиографический список найдет свое отражение в статье через сноски.