Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 21.05.2020. Последняя правка: 19.05.2020.
Просмотров - 50

Актуальное состояние стандартизации в инновационных отраслях экономики РФ на примере аддитивных технологий

Наумов Максим Сергеевич

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

Магистрант

Научный руководитель: Шурпаев Шамиль Мурадович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства ФГБОУ ВО «Санкт – Петербургский государственный технологический институт (технический университет)»


Аннотация:
Одним из наиболее значимых факторов устойчивого инновационного развития отечественного бизнеса в настоящий момент является уровень проработки системы стандартов, определяющих ключевые компетенции предприятий. В статье были рассмотрены проблемные зоны процессов стандартизации в РФ, которые оказывают негативное влияние на формирование конкурентных преимуществ отечественных компаний. Составлен перечень возможностей и преимуществ, которые могут быть апробированы в промышленности по результатам решения проблем стандартизации. Выявлены ключевые характеристики текущего состояния стандартизации в области аддитивных технологий. Определена роль государства в данных процессах, что обусловлено необходимостью поддержки процессов стандартизации в инновационных отраслях экономики, а также сферы профессиональной подготовки. Предложен подход для рассмотрения системы стандартизации в условиях динамично развивающейся мировой конъюнктуры.


Abstract:
One of the most significant factors in the sustainable innovative development of domestic business at the moment is the level of elaboration of a system of standards that determine the key competencies of enterprises. The article examined the problem areas of standardization processes in the Russian Federation, which have a negative im-pact on the formation of competitive advantages of domestic companies. A list of opportunities and advantages that can be tested in the industry based on the solution of standardization problems is compiled. The key characteristics of the current state of standardization in the field of additive technologies are identified. The role of the state in these pro-cesses is determined, which is due to the need to support standardization processes in innovative sectors of the econo-my, as well as in the field of professional training. An approach is proposed for considering a standardization system in a rapidly developing global environment.


Ключевые слова:
аддитивные технологии; инновации; стандартизация; производство; экономика

Keywords:
additive technologies; innovations; standardization; production; economics


УДК 006.1

Введение

Развитие системы стандартов в Российской Федерации берет своё начало ещё в XVII веке, что было связано с постепенным переходом от мелкосерийных до массовых производств, ставшее реальностью благодаря модернизации техники и аккумуляции знаний. В настоящий момент стандарты затрагивают практически все сферы производственной деятельности, носят обязательный и рекомендательный характер, и могут оказать значительное влияние на субъекты, ведущие экономическую деятельность, а возрастание функциональной значимости процессов глобализации приумножает значение материального воплощения данного понятия в виде регламентирующих документов, стирая границы в международной торговле и промышленности. Сущность стандартизации заключается в её комплексности, поскольку включает в себя набор процессов по разработке, издании и апробации нормативных документов - стандартов, целью которых является установление правил реализации конкретных экономических задач в той или иной практической деятельности. Это обуславливает дуализм данного понятия и позволяет анализировать деятельность по стандартизации в двух представлениях: как системы и как процесса. [33, с. 75-78]

Применение стандартов является обязательным условием эффективной деятельности во всех отраслях и сферах. К таковым относятся и аддитивные технологии (АТ), под которыми понимают инновационные способы производства изделий в материальной форме, наращённых и синтезированных послойно на основе компьютерной 3д-модели. Роль стандартов в реализации АТ особенно велика, что связано с их высокой технологичностью и большими перспективами применения в различных сферах производства. [6; 32; 9, с. 8-9]

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена ускорением протекания инновационных процессов, вынуждающих многих хозяйственников переориентироваться на использование новых, более технологичных средств производства.

Целью данной статьи является концептуальное рассмотрение системы стандартизации РФ.

Научная новизна статьи заключается в представлении читателю попытки интерпретации ситуации со стандартизацией инновационных технологий в общем, и аддитивных технологий, в частности, с позиций относительной рациональности и синергетических взглядов.

Аддитивные технологии как фактор стратегического превосходства

Отрасль аддитивных технологий уже относительно немолода. Государственные органы и компании развитых зарубежных стран, которые на данный момент применяют аддитивные технологических методы во многих видах промышленности и прилагают максимум усилий по их развитию, продолжительное время осуществляют модернизацию теоретико-практической платформы, а также совершенствуют инженерную, информационную, экономическую, и другие виды инфраструктур, выстраивая долгосрочные планы развития как крупных производств, так и малых бизнес-единиц. Конкурентные преимущества, появляющиеся вследствие реформирования механизмов, позволяют занимать передовые позиции компаниям на локальных, региональных и мировых рынках, что особенно актуально в условиях глобализации. [8, с.5-9; 18; 35; 45; 49;]

Система регулирующих органов, технических комитетов (ТК) и прочих инстанций, реализующих задачи в области стандартизации аддитивной отрасли в мировой практике, постепенно закладывает фундамент для развития этой многообещающей концепции промышленного производства на протяжении нескольких лет, в то время как в нашей стране, подобные субъекты находятся в стадии осознания необходимости проведения исследовательских мероприятий по генерации качественных нововведений в области работы со стандартами в направлении АТ. Данный факт свидетельствует о том, что предприятия-пионеры, функционирование которых базируется на применении инновационных способов преобразования веществ и материалов в товары и услуги, не обеспечены своевременной и всесторонней поддержкой, что в конечном счёте тормозит их развитие, а возможности прогрессирования таких компаний ограничены стагнацией процессов по внедрению нововведений в промышленности. [19; 25] В подтверждении данных слов, можно сослаться на источники [26; 29; 34], которые свидетельствуют о позитивном опыте наших западных и восточных коллег.

Рассматривая отечественный рынок АТ, можно отметить выявленные специалистами положительные тенденции в этой области, такие как наращение созданных на базе российских предприятий способов и техники аддитивной печати, а также улучшение теоретико-методологической базы. Несмотря на достигнутые результаты, приходится констатировать всё нарастающее отставание от иностранных конкурентов в практической реализации проектов, осуществление которых построено на применении и интеграции инновационных технологий, в том числе АТ, что прямым образом связано с недостаточными инвестиционными возможностями компаний-производителей и относительно пассивной поддержкой данной сферы со стороны государства.  В тоже время важно отметить, что вопреки типичному мнению скептиков, в России нет технологического отставания в области аддитивной промышленности, что позволяет предпринимателям ставить амбициозные стратегические цели.

Ограничения развития стандартизации инновационных сфер в России

Рассматривая вопрос стандартизации инновационных технологий в РФ, необходимо в первую очередь установить причины, тормозящие развитие данного направления. В стандартизации, однако, нуждаются не только инновационные сферы экономики, но и многие действующие. Учитывая специфику современных реалий, предлагается не отходить от традиционно ключевого направления поиска проблемных областей и сделать акцент на социальном аспекте. [10; 30]

Можно выделить следующие проблемные зоны стандартизации в России:

1. Человеческий фактор. Основными инициаторами и потребителями результатов процесса стандартизации являются люди с различными целями, взглядами и уровнем профессиональной квалификации. Исходя из этого, все разрабатываемые стандарты следует рассматривать как результат синтеза субъективных воззрений специалистов, сложившихся в результате их индивидуальной деятельности, и объективной оценки, основанной на теоретических и эмпирических достижениях в области науки и техники. В связи с этим возникают вопросы, связанные с экономической этикой, например: кто осуществляет разработку правил и норм? с какой целью ведётся разработка стандартов? существуют ли заинтересованные стороны, которые могут оказать влияние на корректировку стандартов? могут ли созданные документы использоваться для лоббирования интересов тех или иных экономических субъектов и физических лиц?  насколько объективны данные, представленные на обозрение бизнес-сообществу?

2. Принцип организации взаимодействия участников сообщества по проблемам стандартизации. Исходя из данных о жизненном цикле проекта разработки типового стандарта, можно выделить основных участников данного процесса:

- субъект-инициатор процесса (разработчик, владелец заявки на разработку стандарта - физическое или юридическое лицо, органы управления РФ, ТК);

- орган (как правило, официальный) или организация, которые классифицируются по функциональной принадлежности: 1) осуществляющие непосредственно разработку документа – ТК, службы по стандартизации, исследовательские институты;  2) выполняющие координационные мероприятия – федеральные агентства; 3)  реализующие работы по принятию стандартов -  советы по стандартизации, метрологии и сертификации. Ключевым органом, выполняющим весь перечень вышеперечисленных направлений работ, является агентство Росстандарт, которое реализует задачи по достижению развития промышленности России, её интеграции в мировое экономическое пространство, а также непрерывного улучшения инфраструктуры и качества жизни социума. Однако несмотря на такие положения органа исполнительной власти в области стандартов РФ, деятельность подобных организаций периодически признается неэффективной со стороны экспертного сообщества, в том числе предпринимателей. [2; 3; 4; 5; 42]

Содержание сущности проблем сообщества по вопросам стандартов, можно рассматривать по двум направлениям: профессиональная подготовка специалистов технических комитетов и снижение уровня качества деятельности служб стандартизации на предприятиях. В первом случае, вопрос стоит наиболее остро, поскольку низкая квалификация специалистов, ответственных за соответствие объективной действительности требованиям современных тенденций, оказывает значительное негативное влияние на развитие передовых технологий и продуктов, что проявляется в отсутствии разработок, опережающих популяризацию технологий. Рассматривая второе направление, можно прийти к выводу, что роль служб стандартизации на современных предприятиях отодвинута на второй план. Реализованные управленческие воздействия специалистов периода восстановления СССР 80-х – 90-х годов, связанные, по мнению некоторых историков, с появлением новых экономических задач, продиктованных в том числе западными кураторами, затронули все предприятия страны, которые до перехода к рыночной экономике полностью контролировались государством. [13, с. 48-49; 14; 17]

Полноценный государственный контроль за исполнением стандартов и развитием этой системы соответствовал требованиям того времени, что позволило предприятиям промышленности выйти на передовые позиции по многим направлениям деятельности. Удар по экономике, нанесённый в ходе распада Союза, обусловил переход к новым методам управления развитием технологий, и если раньше система стандартов шла в ногу с технологическим развитием, то сейчас стремительные преобразования в НТП характеризуются ускоренным жизненным циклом, в результате чего образуется разрыв между ними и системой стандартизации. Вследствие этого, в настоящий момент можно наблюдать снижение стабильности процессов совершенствования промышленности, что в перспективе влечёт падение конкурентоспособности отечественных продуктов на иностранных и локальных рынках именно по причине постепенного отстранения государства от полноценного управления всем процессом стандартизации. [23; 38]

3. Профессиональные взгляды на систему стандартов. Легитимизация и встраивание стандартизации в требования субъектов экономики, реализующих стратегии, связанные с применением инновационных технологий, становится объективной потребностью, что связано в первую очередь, с глобализацией и открытостью рыночных систем. Однако, на этом пути может возникнуть проблема низкой заинтересованности предпринимателей и ведущих производителей, специализирующихся на адаптации и применении высоких технологий в своей деятельности, в приложении усилий к решению задач развития разноуровневых стандартов, что связано с отсутствием понимания возможных выгод от реализации программ стандартизации. Такое отношение к процессам стандартизации неоправданно, поскольку сам Генри Форд, легендарный бизнесмен прошлого столетия, создатель конвейерного производства, вложивший силы и ресурсы во внедрение инноваций в области автомобилестроения и систему управления компанией, считал, что понимание сущности и необходимости разработки стандартов – это путь к прогрессу. [7; 46, с. 14]

Оценивая текущие веяния в предпочтениях российских предпринимателей, приходится выдвигать на передний план устоявшийся консервативный менталитет. К сожалению, только небольшой сегмент управленцев способен понять необходимость проведения качественных преобразований, основанных на современных методах прогнозирования и рациональном понимании реальности и скоротечности происходящих явлений в бизнесе. Несмотря на явную потребность в стандартизации передовых технологических методов хозяйствования, данная задача решается довольно медленно и без должного обеспечения материальными и человеческими ресурсами. При этом, высокая финансовая нагрузка, связанная с запуском процессов стандартизации, для многих предпринимателей является ключевым отпугивающим фактором, что ведёт к негативным тенденциям в развитии данного вектора деятельности.

Стратегические преимущества как результат решения основных противоречий в системе стандартизации

Решение проблем, существующих в процессах стандартизации инновационных технологий, может повлечь значительные преобразования в существующих методах хозяйствования, необходимых для инновационных сфер экономики. Положительные эффекты, достигаемые в ходе воздействий на рассматриваемую систему стандартизации, следует подразделить на две категории:

1) Область взаимоотношений бизнеса и потребителя.

Для бизнеса:

- снижение себестоимости производства;

- снижение затрат организаций на разработку собственных унифицированных правил и методик изготовления товаров, а также создания и продвижения услуг;

- повышение качества за счёт применения оптимального алгоритма мероприятий по преобразованию входов в выходы, что способствует снижению числа возвратов за счёт сужения списка гарантийных случаев;

- улучшение имиджевых выгод для компаний-производителей, что может повысить объёмы продаж и, соответственно, маржу;

Для потребителя:

- увеличение жизненного цикла продукции;

- сторона покупателя в концепциях B2C и B2B получит ключевую фокус-информацию об инновационном товаре и услуге, что застрахует его от низкокачественных средств удовлетворения своих потребностей, а продавца - от юридических тяжб и недопотребления;

- появление новых методик прогноза, основывающихся на объективных данных о сущностных характеристиках тех или иных материалов и сырья.

2) Область взаимоотношений с участием государств(а).

- гармонизация законодательств стран-партнёров по торговому сотрудничеству в области стандартизации инновационной сферы, что позволит увеличить количество точек соприкосновения между экономиками государств в условиях мировой глобализации;

- реформирование принципов функционирования системы стандартов, которое окажет положительное влияние на деятельность предпринимателей и снизит барьеры на пути вступления в инновационные сферы хозяйствования;

- возможность для корректировки хозяйственной политики производств частного и стратегического назначения. [22]

Согласно вышесказанному, основные выгоды получит именно сектор бизнеса, что ещё в большей степени обуславливает необходимость акцентирования на процессах стандартизации в этой сфере. Но и другие элементы системы стандартизации (государство и конечные потребители товаров и услуг), принимающие участие в хозяйственной жизни страны, не останутся в стороне.

Стандарты в области аддитивных технологий. Текущая ситуация в мире и в России

Текущая ситуация в области стандартизации данного вида инновационного производства оценивается экспертам как отправная для отрасли. [27; 28; 31] Несмотря на позитивные тенденции в направлении процессов разработки отраслевых стандартов, а именно вовлечение большого числа комитетов и компаний, отвечающих за данный вопрос за рубежом, создание множества нормативных документов и проработку технологических процессов, задача мирового регулирования АТ стоит остро. Очевидно, что лидерами по стандартизации аддитивных технологий в настоящее время являются ведущие экономические державы и передовые экономики мира, такие как: США, Китай, Англия, Германия и другие, поскольку они, во-первых, внесли ключевой вклад в становление АТ в мире, а во-вторых, являются инициаторами процессов стандартизации этого рынка.

Основываясь на данных из общедоступных источников, в настоящее время в РФ утверждено десять национальных стандартов (ГОСТ) по АТ, при этом круг рассматриваемых вопросов достаточно скуден и регламентирует лишь терминологический базис, носит характер общих положений. [41] Следует отметить также, что согласно [2], национальные стандарты носят добровольный характер, оказывая относительно слабое воздействие на участников отечественного рынка АТ, определенный сегмент которого даже не знает о существовании подобных документов в сфере их трудовой деятельности. Вопреки сложившемуся представлению обывателей о нежизнеспособности системы стандартизации в некоторых инновационных областях промышленного производства, в ближайшей перспективе в рамках программы национальной стандартизации будет подготовлено и согласовано ещё около 15 стандартов. Несмотря на это, сущность данных документов и их содержание может поставить под вопрос качественное развитие данного направления в контексте общего экономического развития в условиях политической нестабильности. Однако по факту, отставание РФ по данному направлению невелико. [24; 37]

Для сравнения: специалисты ISO, на данный момент утвердили 9 стандартов в области АТ, в процессе разработки находятся более 25. Результаты деятельности специалистов ASTM International, международной организации, специализирующейся на разработке и издании добровольных стандартов, действительно впечатляют: в статусе активных находится 274 стандарта (по состоянию на 10.09.2019), предметной областью которых является широкий круг вопросов по аддитивным технологиям, начиная от терминологии, методов и способов производства, и заканчивая спецификациями по применяемым в аддитивной печати материалам (составляет основную массу в объёме всех доступных на сайте нормативных документов). Следует отметить, что все имеющиеся стандарты можно приобрести с целью их применения в практической деятельности компаний, ориентированных на внедрение и развитие методов аддитивной печати. В основном эти компании ведут свою хозяйственную деятельность в таких высокотехнологичных отраслях, как: медицина, энергетика, строительство, тяжёлая промышленность, военно-промышленный комплекс и многих других. [39; 40; 47]

Роль государственной поддержки в осуществлении программ стандартизации

Современные реалии с каждым годом предъявляют отечественному бизнесу новые требования, которые ставят под вопрос само существование многих хозяйствующих субъектов. Следовательно, в ответ на такого рода «вызовы», бизнесу приходится искать пути решения проблем как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах, что в итоге приводит предпринимателей к осознанию необходимости применения технологических новинок, лежащих в области решений, требующих значительных финансовых затрат. Сущность данного явления говорит о прямой корреляции между экономическим и технологическим развитием страны, а опыт многих стран, и в том числе Советского Союза, свидетельствует о необходимости отведения решающей роли государственному управлению в качестве контролирующего органа, что ещё раз подчёркивает важность данной деятельности.  [11; 26; 36]

Текущее состояние элементов системы государство – технологии – экономика, не позволяет дать ей положительную оценку, поскольку несмотря на многочисленные попытки создания властью благоприятных для независимого хозяйствования условий, большинство компаний в России нуждаются в государственно-частном партнёрстве по задачам стратегического управления и распределения ответственности за принятые решения. При этом существующие проблемы в процессах взаимодействия государства и бизнеса являются основным сдерживающим фактором развития высоких технологий. В связи с этим, необходимо делать ставку на воплощении таких форм государственно-частного сотрудничества как: консультации, инвестирование и страхование, что будет способствовать развитию экономических отношений внутри страны. [16; 21, с. 2698, 2703-2704] Реализация программ стандартизации инновационных сфер экономики в данном случае является инструментом и залогом построения перманентно развивающейся экономики. Этот инструмент направлен на создание конкурентных преимуществ на мировом рынке и позволяет государственным органам целенаправленно воздействовать на всех локальных игроков и резидентов в других географических широтах, работая на благо социума во всех его представлениях.

На плечах государства помимо задач отраслевого регулирования, также лежит и сфера образования. [1; 15] Говоря об инновационном развитии промышленности, следует обратить внимание на качество человеческого капитала, результаты оценки которого традиционно противоречивы в нашей стране. Суммируя такие факторы как низкий уровень знаний и квалификации лиц, формирующих программы подготовки кадров, необходимость вложения крупных финансовых инвестиций в подобные проекты, а также несвоевременная реакция на развитие технологий отодвигают желаемые результаты в виде готового алгоритма подготовки специалистов, на неопределённые сроки, ведя к нарастанию отставания от лидеров рынка АТ и других инновационно активных стран. Исходя из вышесказанного, преодоление трудностей, возникающих на пути становления специалистов инновационных сфер, в том числе аддитивной отрасли, достаточно сложно преодолеть на практике за короткий промежуток времени, что обуславливает необходимость постепенного приспособления образования к перспективным инновационным направлениям. В современных реалиях приходится наблюдать за тем, что лучшие отечественные специалисты зачастую просто отказываются работать в государственном секторе за те деньги, которые им могут предложить, оказываясь вне этой зоны, что не способствует повышению качества человеческих ресурсов. [20]

Исходя из данных, представленных в открытых источниках, в РФ без учёта филиалов действует около 1500 вузов и более 4,5 тысяч колледжей, но программы подготовки кадров в области аддитивных технологий имеются только в нескольких высших и средних учебных заведениях, сосредоточенных преимущественно в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге. Однако, необходимо констатировать наличие потребности в формировании учебных программ по наиболее перспективным инновационным технологиям, а также АТ в других экономических регионах, поскольку там в настоящее время активно развиваются высокотехнологичные производства. [43; 44] Спрос на развитие процессов обучения в аддитивных и многих других инновационных отраслях, где применяются передовые технологии и относительно проработаны бизнес-процессы, обусловлен также динамикой развития методов и технологий, применяемых при производстве моделей посредством AТ. Объединение методов проектирования и технологий виртуальной реальности (VR) даёт широкие возможности для развития инновационных технологий производства, однако в то же время создаёт новые проблемы для специалистов по стандартизации, что потребует новых подходов для решения непрерывно возникающих задач этого направления.

Стандартизация как структурное звено метода стимулирования экономики

Стандартизация является, по сути, одновременно и элементом экономики, и самостоятельной системой открытого типа, что позволяет рассматривать эту деятельность путём адаптации под неё синергетического подхода, который обычно используется при исследовании сущности различных видов систем (наука, экономика, рынок, социум и многие другие) и множества их подсистем и компонентов. В основе функционирования подобных систем лежит принцип стремления к согласованности в условиях сложного взаимодействия составляющих их частей того или иного объекта исследования. Используя указанный комплекс механизмов познания в качестве отправной концепции анализа причин возникновения деструктивных для экономики страны событий и взаимосвязей тех или иных объектов и субъектов экономико-организационного механизма, можно выделить цепочку основных компонентов системы стандартизации: государство – частный сектор – человеческий капитал. [24] Стоит отметить, что данную цепочку можно рассматривать как цикличную структуру, одним из свойств которой является частичная самоорганизация, в рамках которой существует принципиальное противоречие – самоорганизация данной системы. Позиция человека, как структурного звена механизма стандартов и одновременно управляющего субъекта, требует нового взгляда на существующие подходы для выявления наиболее важных отклонений от желаемого состояния. В рамках понимания системы стандартизации как открытой, в которой все её элементы взаимодействуют друг с другом и с объектами внешней среды, можно выделить следующие направления развития процессов стандартизации в призме экономического регулирования деятельности хозяйствующих компаний:

- решение проблемы потери свойств и достижений отдельных элементов системы (компании, государственные органы) посредством развития составляющих их компонентов до уровня заменимости и исключающих реорганизацию всего механизма функционирования системы стандартов;

- принятие во внимание факторов, влияющих на инновационный потенциал той или иной области, позволит минимизировать влияние дестабилизирующих воздействий на принятие управленческих решений лицами, осуществляющими деятельность в передовых областях экономики;

- благодаря синергетическому подходу становится реально учитывать внешние воздействия, оказывающие существенное влияние на процессы формирования стандартов, что потенциально допускает возможность своевременной адаптации к возникающим переменам. [12, с. 21-27, 96-103]

В целом, применяя синергетический подход для анализа сложных подсистем экономики, следует учитывать их ключевые особенности, как например, склонность к неустойчивости, большое количество взаимосвязанных и активно изменяющихся элементов, альтернативность путей развития, коммуникация с внешней средой, что в конечном итоге позволит описать существующие процессы и явления с новой точки зрения. Поэтому результаты такого подхода, которые могут быть получены регулирующими субъектами, могут оказать значительное влияние на процессы создания необходимого базиса для качественного совершенствования управленческих воздействий в сфере стандартизации.

Заключение

Определенно, существующая система стандартизации в России нуждается в переосмыслении, применении новых подходов к гармонизации всех составляющих её элементов. Стоит отметить, что подход синергетической науки, позволяющий смоделировать практические рекомендации по развитию систем (в том числе системы стандартов), сам по себе, в отрыве от эмпирических воздействий, не даст нужного эффекта, оставаясь только теорией. Применение государством инструментов управления стандартизацией станет отправной точкой для замены в деловой среде бизнеса реактивных и псевдоинноваций - стратегическими, что в условиях нестабильной экономической ситуации станет залогом успешного развития отечественной экономики. Частный сектор, в свою очередь, должен всеми силами способствовать развитию стандартизации на основании того, что он является прямым потребителем преимуществ, которые этот процесс создаёт. Результаты сотрудничества между государственными органами и предпринимателями различных уровней, позволят нашей стране наладить функционирование внутренних «бизнес-процессов» и в долгосрочной перспективе повысить уровень конкурентоспособности во всех областях экономики.

Библиографический список:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.04.2020)
2. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стандартизации в Российской Федерации" [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/ (дата обращения: 20.04.2020)
3. Приказ от 15 апреля 2016 года N 447 «Об утверждении Порядка представления и учета предложений о разработке национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/420353779 (дата обращения: 20.04.2020)
4. Межгосударственный стандарт. ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены (с Изменением N 1). [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200128308 (дата обращения: 20.04.2020)
5. Национальный стандарт российской федерации. ГОСТ Р 1.2-2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены» (с Поправкой) [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200137245 (дата обращения: 20.04.2020)
6. Национальный стандарт российской федерации. ГОСТ Р 57558-2017/ISO/ASTM 52900:2015. Аддитивные технологические процессы. Базовые принципы. Часть 1. Термины и определения. - Издание официальное. - М.: ФГУП Стандартинформю – 2017. – [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200146332 (дата обращения: 20.04.2020)
7. Агиров А.Х. Целенаправленность действий, как основа деятельности, ориентированная на конечный результат, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» [Электронный ресурс] – URL: http://fbuz01.rospotrebnadzor.ru/letopis/den-segodniashnii/143573/print/ (дата обращения: 20.04.2020)
8. Антонова В.С., Осовская И.И. Аддитивные технологии: учебное пособие // ВШТЭ СПбГУПТД. СПб. – 2017. – 30 с.
9. Валетов В.А. Аддитивные технологии (состояние и перспективы). Учебное пособие. – СПб.: Университет ИТМО. – 2015. – 63 с.
10. Горобец О. 8 российских предприятий, успешно внедряющих аддитивные технологии, 15.10.2017 [Электронный ресурс] – URL: http://blog.iqb-tech.ru/am-technologies-russian-experience (дата обращения: 20.04.2020)
11. Давиденко А.А. Аддитивное производство набирает обороты // Журнал Аддитивные технологии. – №1. – 2017. – С. 24-28.
12. Иванова, Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент: учебник для вузов / Т. Ю. Иванова, Э. М. Коротков, В. И. Приходько. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 331 с. – (Авторский учебник). – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/teoriya-menedzhmenta-sinergeticheskiy-menedzhment-434541 (дата обращения: 20.04.2020)
13. Корочаров А.В. Источники по изучению процессов распада СССР в работах отечественных исследователей // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – №4 (40). – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-po-izucheniyu-protsessov-raspada-sssr-v-rabotah-otechestvennyh-issledovateley (дата обращения: 20.04.2020)
14. Крашенинникова Д.А. Развитие стандартизации в СССР // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] – URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000574 (дата обращения: 20.04.2020)
15. Михайлов В. Как устроена система образования России, 10.05.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://edu-russian.ru/kak-ustroena-sistema-obrazovaniya-rossii.html (дата обращения: 20.04.2020)
16. Могилевская А. Господдержка оказалась нужна только 3% малого бизнеса, 04.06.2017 [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/economics/04/07/2017/595bba0e9a7947c55b2396d5 (дата обращения: 20.04.2020)
17. Морев В.А. К истории советской стандартизации в 1918–1945 гг. // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 386. – С. 130-134.
18. Осьмаков В. Аддитивные технологии и 3D-печать: в поисках сфер применения, 20.04.2017 [Электронный ресурс] – URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/342687-additivnye-tehnologii-i-3-d-pechat-v-poiskah-sfer-primeneniya (дата обращения: 20.04.2020)
19. Петров Д. Стандартизация аддитивных технологий, 15.08.2018 [Электронный ресурс] – URL: https://kachestvo.pro/kachestvo-produktsii/standartizatsiya/standartizatsiya-additivnykh-tekhnologiy/ (дата обращения: 20.04.2020)
20. Петров П. Об инженерах по аддитивным технологиям и 3D-печати [Электронный ресурс] – URL: https://intalent.pro/interview/pavel-petrov-ob-inzhenerah-po-additivnym-tehnologiyam-i-3d-pechati.html (дата обращения: 20.04.2020)
21. Рубцова О.Л. Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 17. – С. 2697-2706.
22. Стреляева Е. Зачем нужны стандарты [Электронный ресурс] – URL: http://www.master-effect.biz/index.php?id=162 (дата обращения: 14.06.2019)
23. Тарасов A.M. Государственный контроль в советский период: его сущность и этапы развития // Записки Горного института. – 2003. – №. 154. – С. 341-347.
24. Трифонова М. С. Синергетический подход в экономике как метод стимулирования инновационной деятельности и совершенствования менеджмента предприятий / М. С. Трифонова, Ю. В. Худорожкова // Инновации в материаловедении и металлургии : материалы II междунар. интерактив. науч.-практ. конф., [г. Екатеринбург, 17-21 декабря 2012 г.]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. – 2012. – С. 309-311.
25. Трубашевский Д. Франция вошла в тройку лидеров по применению аддитивных технологий в промышленном производстве, 14.03.2018 [Электронный ресурс] – URL: http://integral-russia.ru/2018/03/14/18144/ (дата обращения: 20.04.2020)
26. Farrando A., Dhuru R. Polymers, Productivity and Policy: 3D Printing Trends in 2019, 11.12.2018 [Электронный ресурс] – URL: https://www.materialise.com/en/blog/polymers-productivity-and-policy-3d-printing-trends-2019 (дата обращения: 20.04.2020)
27. J'son & partners: текущий статус стандартизации и сертификации аддитивных технологий (3d-печати) в РФ и мире [Электронный ресурс] – URL: http://www.3dpulse.ru/news/analitika/json--partners-tekuschii-status-standartizatsii-i-sertifikatsii-additivnyh-tehnologii-3d-pechati-v-rf-i-mire/ (дата обращения: 20.04.2020)
28. Saunders S. America Makes and ANSI Publish Latest Version of Standardization Roadmap for Additive Manufacturing, 29.06.2018 [Электронный ресурс] – URL: https://3dprint.com/218069/am-standards-roadmap-version-2/ (дата обращения: 20.04.2020)
29. Tilton B., Dobner E., Holdowsky J. 3D opportunity for standards, Additive manufacturing measures up, 09.10.2017 [Электронный ресурс] – URL: https://www2.deloitte.com/insights/us/en/focus/3d-opportunity/additive-manufacturing-standards-for-3d-printed-products.html (дата обращения: 20.04.2020)
30. Tranchard S., Rojas V. Производя наше 3D будущее. Статья с сайта международной организации по стандартизации, 05.05.2015 [Электронный ресурс] – URL: https://www.iso.org/ru/news/2015/05/Ref1956.html (дата обращения: 20.04.2020)
31. 3D-печати нужны регулирование и стандартизация, 06.02.2019 [Электронный ресурс] – URL: http://www.iksmedia.ru/news/5562698-3Dpechati-nuzhny-regulirovanie-i.html (дата обращения: 20.04.2020)
32. Аддитивные технологии и аддитивное производство. Статья с сайта компании Globatek.3D [Электронный ресурс] – URL: http://3d.globatek.ru/world3d/additive_tech/ (дата обращения: 20.04.2020)
33. Актуальные проблемы технических наук в России и за рубежом. // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – № 4. – г. Новосибирск. – 2017. – 84 с.
34. Аналитический Отчет J’son & Partners Consulting. Стандартизация и сертификация Аддитивных технологий (3D-печати) в РФ и мире. Текущий статус, 2018 г. [Электронный ресурс] – URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/tekuschiy-status-standartizatsii-i-sertifikatsii-additivnyh-tehnologiy-3d-pechati-v-rf-i-mire-20190201064131 (дата обращения: 20.04.2020)
35. Введение и история аддитивных технологий, 25.12.2018 [Электронный ресурс] – URL: https://extxe.com/9626/vvedenie-i-istorija-additivnyh-tehnologij/ (дата обращения: 20.04.2020)
36. Государство обратило внимание на 3d-технологии, 11.02.2015 [Электронный ресурс] – URL: https://3dtoday.ru/blogs/3diot/the-state-drew-attention-to-3d-technology/ (дата обращения: 20.04.2020)
37. До 2025 года в России будут внедрены аддитивные технологии, 06.09.2018 [Электронный ресурс] – URL: https://news.rambler.ru/other/40734586-do-2025-goda-v-rossii-budut-vnedreny-additivnye-tehnologii/?updated (дата обращения: 20.04.2020)
38. История развития управление качеством в Советском Союзе [Электронный ресурс] – URL: https://www.est-cert.ru/info/articles/upravlenie-kechestvom-v-SSSR (дата обращения: 20.04.2020)
39. Каталог стандартов ISO/TC 261. Сайт международной организации по стандартизации [Электронный ресурс] – URL: https://www.iso.org/ru/committee/629086/x/catalogue/ (дата обращения: 20.04.2020)
40. Перечень стандартов в области аддитивных технологий. ASTM International - Standards Worldwide [Электронный ресурс] – URL: https://www.astm.org/search/fullsite-search.html?query=additive%20manufacturing&resStart=0&resLength=10&toplevel=products-and-services&sublevel=standards-and-publications&dltype=allstd&type=active& (дата обращения: 20.04.2020)
41. Перечень утвержденных стандартов в области аддитивных технологий. Сайт ФГУП ВНИИ авиационных материалов РФ [Электронный ресурс] – URL: https://viam.ru/uproject (дата обращения: 20.04.2020)
42. Порядок разработки, внедрения и отмены стандартов [Электронный ресурс] – URL: https://suplicio.ru/standardization/78-241-the-procedure-for-development-and-implementation-of-standards-for-the-abolition-of.html#h1------ (дата обращения: 20.04.2020)
43. Сайт для поиска учебных заведений Поступи онлайн [Электронный ресурс] – URL: https://postupi.online/specialnost-spo/15.02.09/professii/ (дата обращения: 20.04.2020)
44. Сайт для поиска учебных заведений Учеба.ру [Электронный ресурс] – URL: https://spb.ucheba.ru/for-abiturients/speciality/58533 (дата обращения: 20.04.2020)
45. Стандартизация аддитивных технологий, Статья ВНИИ стандартизации и сертификации в машиностроении, 27.03.2017 [Электронный ресурс] – URL: http://www.vniinmash.ru/news/news-standartizatsija-additivnyh-tehnologij.html (дата обращения: 20.04.2020)
46. Стандартизированный подход к производственному процессу в НПО «САТУРН» // Корпоративный журнал Трамплин к успеху. – №6. – 2015.
47. Стандарты ASTM [Электронный ресурс] – URL: https://www.interstandart.ru/astm (дата обращения: 20.04.2020)
48. Сформирован план развития российских аддитивных технологий в период до 2025 года, 17.07.2018 [Электронный ресурс] – URL: https://3dtoday.ru/blogs/news3dtoday/a-plan-for-the-development-of-the-russian-additive-technologies-in-the/ (дата обращения: 20.04.2020)
49. США начинают использовать аддитивные технологии в кораблестроении, 15.05.2018 [Электронный ресурс] – URL: https://sudostroenie.info/novosti/22979.html (дата обращения: 20.04.2020)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх