Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 23.05.2020. Последняя правка: 23.05.2020.
Просмотров - 263

Проблемы и перспективы социально-ориентированных некоммерческих организаций (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Городицкая Алена Романовна

Югорский государственный университет

студент

Научный руководитель: Богомолова Л.Л., кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Югорский государственный университет


Аннотация:
В статье представлены результаты эмпирического исследования деятельности некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; проанализированы ответы респондентов на опросы, проведённые в разные годы в округе; на основании полученных данных сформулированы проблемы и перспективы некоммерческих организаций округа.


Abstract:
The article presents the results of an empirical study of the activities of non-profit organizations of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra; analyzed the responses of respondents to surveys conducted in different years in the district; Based on the data obtained, the problems and prospects of non-profit organizations of the district are formulated.


Ключевые слова:
некоммерческие организации; социально ориентированные некоммерческие организации; регион; социальное предпринимательство

Keywords:
non-profit organizations; socially oriented non-profit organizations; region; social entrepreneurship


УДК 332

Актуальность

В разные исторические периоды социальную миссию в большей степени осуществляли разные институты: государство, Церковь,  разные слои населения, например, дворяне, князья, а также общественные организации. В советском периоде нашей истории большую роль играло государство. В настоящее время возвращается практика дореволюционного периода, т.е. активно развиваются общественные некоммерческие организации (далее - НКО).

Некоммерческие организации в последние десятилетия стали играть важную роль в экономической и социальной жизни общества. Тенденция развития некоммерческих организаций говорит о росте их числа в последнее десятилетие. Также возрастает число людей работающих в данной сфере и число получателей услуг некоммерческих организаций [12;17]. Роль некоммерческих организаций продолжает расти по мере развития общества, качества жизни его граждан. Поэтому изучение деятельности некоммерческих организаций является актуальной темой современного общества.

Состояние изученности темы

Исследований по этой теме становится всё больше. Авторы, изучая некоммерческие организации, описывают такие их аспекты как: особенности и виды некоммерческих организаций [7;9], изучают эффективность их деятельности и способы её развития [10;11],анализируют особенности взаимодействия НКО с государством и бизнесом[4], дают оценку поддержки власти НКО [14], изучают роль некоммерческого сектора в развитии общества [7;12], анализируют Зарубежный опыт развития НКО[11].

Большинство исследований проводятся по данным деятельности НКО в масштабах страны. Меньше исследований проводятся по регионам, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе [4;7] (далее ХМАО, округ). Также в округе проводятся исследования схожих с деятельностью некоммерческих организаций социального предпринимательства [2;5;6;15;16] и малого и среднего предпринимательства [3;8;13;16]

Данное исследование посвящено изучению состоянию некоммерческого сектора в ХМАО, а именно его проблемам и перспективам. Это является актуальностью данного исследования.

Цель работы: изучение деятельности некоммерческих организаций округа, их проблем и перспектив развития.

Задачи:

  1. изучение деятельности некоммерческих организаций округа,
  2. обозначение проблем в их деятельности и путей решения проблем,
  3. обозначение перспектив развития некоммерческих организаций округа.

Объект: деятельности некоммерческих организаций округа.

Предмет: проблемы и перспективы развития деятельности некоммерческих организаций округа.

Методы исследования: анализ, обобщение, опрос

Научная новизна: теоретическая значимость исследования заключается в анализе актуальных проблем и выявлении перспектив деятельности некоммерческих организаций округа; практическая значимость заключается в составлении и апробации авторского опросника «Проблемы и перспективы некоммерческих организаций округа».

Роль некоммерческих организаций в современном обществе

Некоммерческие организации - это организации, деятельность которых направлена не на получение прибыли, а на социальное развитие общества. Из них выделяются социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) – это организации, деятельность которых направлена на решение  социальных проблем, развитие гражданского общества[14].

Деятельность СО НКО схожа с социальным предпринимательством, т.к. их деятельность реализуется в социальной сфере. «Социальное предпринимательство – это вид предпринимательства, основанный на разработке социальных проектов, финансировании и внедрении инновационных решений при исследовании социальных, культурных или экологических проблем» [5].

Но социальное предпринимательство, как часть малого и среднего бизнеса результатом своей работы имеет получение прибыли. Некоммерческие организации же могут получать материальные средства от продажи товаров, услуг, но только на содержание своей деятельности и её развития, потому что извлечение прибыли не является главной целью деятельности НКО, а скорее является побочным результатом[10].

Некоммерческие организации, особенно социально-ориентированные (далее – СО НКО) относятся к социально-активной группе населения. НКО зачастую более заинтересованы в оказании социальных услуг населению, быстрее адаптируются к меняющимся экономическим условиям [7;12]. Также СО НКО, как малый бизнес, социальное предпринимательство охотнее принимают «передовой опыт, прогрессивные социальные методы и инновационных технологии» [8].

 Зачастую они более осведомлены о конкретных проблемах, нуждах населения; более мобильны, т.к. в действиях НКО меньше отчётности и бюрократизма. Поэтому некоммерческие организации ближе к населению, чем государственные структуры [8;13].

Современная социально-экономическая  политика государства направлена на формирование социального государства. Важными аспектами его являются защита прав, свобод, законных интересов граждан, охрана человека, его достоинства, развитие гуманизации труда, развитие личности человека[1].

Но с увеличением доли участия государства в социальной политике связано увеличение его социального бремени – расходов на социальную сферу. Государство поддерживает деятельность СО НКО и передаёт им часть своих социальных функций, т.к. они могут уменьшить нагрузку его социального бремени. Потому что поддерживать деятельность СО НКО выгоднее чем содержать государственное учреждение.  

Также некоммерческие организации, как и предпринимательство способствуют появлению новых рабочих мест, способствуют удовлетворению потребностей покупателей, благополучателей товаров и услуг и тем самым способствует обеспечению стабильности социально - экономического развития региона [8].

Для коммерческих организаций СО НКО создаёт конкуренцию, потому что их услуги по большей части являются бесплатные. Следовательно, коммерческим организациям придётся улучшать качество услуг и снижать на них цену. Также в обществе есть незаполненное области, социальные проблемы, решением которых не занимаются другие институты. Решением данных задач занимаются НКО[2;12].

Их деятельность важна на всей территории страны, но особенно в Северных регионах, например в Ханты-Мансийском округе (далее – ХМАО, округ). Северные условия округа могут неблагоприятно воздействовать на здоровье граждан и их деятельность, особенно на социальные группы повышенного риска (малообеспеченные семьи, дети – сироты, люди с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры и др.). Эти категории населения ощущают бо/льшую потребность в социальной помощи и поддержке со стороны государства и общества [5;7].

Также развитие некоммерческих организации, как и развитие малого бизнеса, социального предпринимательства является одной из важных стратегических задач в условиях импортозамещения в экономике моносырьевых регионов, каким является ХМАО. [8]. Развитие НКО способствует появлению новых направлений экономики и её устойчивого роста[3].Таким образом, участие НКО в развитии общества способствует положительным изменениям в нём.

Изучение деятельности некоммерческих организаций округа

Методика исследования

Для изучения состояния некоммерческих организаций Югры был проведён опрос: «Проблемы и перспективы развития некоммерческих организаций ХМАО-Югры». В этом исследовании мы изучили: насколько участники НКО оценивают роль своей организации в решении проблем общества, как НКО подходят к решениям задач и проблем в своей организации и какие перспективы для развития деятельности намечаются перед организациями.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- разработка материалов интернет опроса,

- проведение интернет опроса,

- анализ и интерпретация полученных результатов.

Методологической базой опроса являются материалы и результаты опросов, проведённые в разные годы в ХМАО и других регионах [12], нормативно-правовая основа некоммерческих организаций (его определения, структура, виды деятельности) [29].

Исследование было проведено в сентябре-октябре 2019 года. В нём приняли участие 30 человек – руководители и активисты некоммерческих организаций округа. Из них руководителей (директоров НКО) всего 25 человек, участников, принимающих активную роль в НКО 5 человек. Большинство участников исследования  - мужчины (20 чел., 66,7%), имеют высшее образование (27 чел., 90%) от 23 до 64 лет.

 Больше всего организаций из участников исследования  существуют от 1 года до 5 лет – 43,3%. Меньше всего организаций существуют до года или после 17 лет. В основном у НКО до 25 участников (17 организаций). Также есть организации с численностью до 200, около 600 и до 5 тыс. организации

Опрос состоял из 23 вопросов в закрытой (с выбором ответа) и открытой форме. Из них 6 вопросов касаются сведений об участнике исследования, 5 вопросов касаются сведений о некоммерческой организации респондента, 12 вопросов касались непосредственно темы исследования. Из них 2 вопроса выясняют проблемы некоммерческих организаций.

Пять вопросов направлены на выяснение перспективы развития организации участника исследования. Пять вопросов выявляют степень социальной активности организаций участников исследования. Опрос включал вопросы с альтернативными вариантами ответов, с выбором одного, нескольких вариантов ответов, оценочный вопрос, выяснения отношения, открытые вопросы. Для удобства ответы на высказывания с несколькими положениями внесены в таблицу как отдельные вопросы.

 Исследование показало следующие результаты: большинство участников исследования считают, что цифровизации экономики влияет на развитие их организаций - 26 чел. (86,6%), осознают, что инновационная деятельность - современная стратегия развития экономики, в том числе и общественных организаций - 22 чел. (73,3%), но осуществляют инновационную деятельность меньшее количество респондентов - 17 чел. (56,7%) (табл.1).

Таблица 1 – Результативные показатели опроса руководителей НКО «Проблемы и перспективы развития некоммерческих организаций ХМАО-Югры»

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Инновационная деятельность - современный путь развития общественных организаций

26

86,6

2

6,7

2

6,7

Цифровизация экономики влияет на развитие моей организации

22

73,3

4

13,3

4

13,3

Осуществляет ли Ваша организация инновационную деятельность?

17

56,7

8

26,7

5

16,7

Участие волонтёров к работе в организации:

 

влияет на развитие моей организации

27

23,3

2

6,7

1

3,3

влияет на развитие общества

29

96,6

0

0

1

3,3

Привлекаются ли к участию в работе Вашей организации волонтёры?

27

90

3

10

0

0

Для развития организации, её участникам, руководителям необходимо взаимодействовать со средствами массовой информации, чтобы быть узнаваемой, со спонсорами,  властями, чтобы находить ресурсы для проведения различных мероприятий, с другими организациями для приобретения опыта работы. Большинство участников исследования часто взаимодействуют со СМИ (каждую неделю или 1-2 раза в месяц), но реже взаимодействуют со спонсорами и другими НКО (1 раз в год или реже) (табл.2).

Таблица 2 – Результативные показатели опроса руководителей НКО «Проблемы и перспективы развития некоммерческих организаций ХМАО-Югры»

Вопрос

каждую неделю

1-2 раза в месяц

3-4 раза в год

1 раз в год или реже

не взаимодействуем

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Степень взаимодействия Вашей организации с …

другими НКО

6

20

9

30

10

33,3

14

46,6

2

6,7

СМИ (газеты)

4

13,3

12

40

6

20

5

16,4

3

10

СМИ (телевидение)

4

13,3

11

36,6

9

30

4

13,3

2

6,7

СМИ (интернет-издания)

10

33,3

10

33,3

6

20

2

6,7

2

6,7

органами власти (местный уровень)

8

26,6

13

43,3

6

20

2

6,7

1

3,3

органами власти (региональный уровень)

2

6,7

15

50

8

26,6

2

6,7

3

10

спонсорами, физическими лицами

5

16,6

8

26,6

7

23,3

5

16,6

5

16,6

спонсорами, юридическими лицами

3

10

12

40

6

20

3

10

6

20

 Некоммерческие организации, оказывая социальные услуги, как правило, работают в нескольких направлениях. Так большинство организаций участников исследования работают в сфере охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни - 15 чел. (50 %), молодежной политикой – 15 чел. (50 %). Меньше всего организаций в направление своей деятельности включают поддержку коренных малочисленных народов Севера – 2 чел. (6,7 %), развитие межнационального, межконфессионального согласия - 3 чел. (10%) и другие – добровольчество в ЧС - 1 чел.  (3,3 %). Участники исследования могли выбрать несколько направлений (рис.1).

Рисунок 1 – Структура опроса

В качестве целевой аудитории, большинство организаций выбирают:  детей - 19 (63,3 %) и молодёжь, 23 (76,7 %). Меньше всего организаций работают с неполными семьями - 2 (6,7 %), малоимущими - 3 чел. (10%). Участники исследования могли указать несколько категорий (рис.2).

Рисунок 2 – Структура опроса

Большинство организаций своими задачами ставят:  способствовать социальному и духовному развитию общества, 20 (66,7 %) и  организовывать досуг граждан, 18 (60 %). Меньше всего организаций своей задачей считают участвовать в политической жизни, 3 (10 %). Также организации определяют свои задачи, исходя из направлений своей деятельности: повышение культурного уровня молодёжи, повышение культуры содержания животных, повышение информационной грамотности населения, развитие паллиативной помощи, экологическое просвещение, различные формы самоорганизации – 1 чел.(3,3 %).

Рисунок 3 – Структура опроса

Различные мотивы движут человека к общественной деятельности. Для большинства участников исследования это: активная жизненная позиция - 13 чел. (43,3%) и желание помочь людям – 11 чел (36,7%). Для некоторых участников исследования является важным моральное удовлетворение, возможность самоорганизоваться в группы единомышленников. Некоторые столкнулись с тяжёлыми трудностями (рис.4).

Рисунок 4 – Структура опроса

В своей работе НКО сталкиваются с проблемами. Для большинства это - финансовые трудности: нехватка финансовых средств – 13 чел. (43,3 %), слабая материально-техническая база - 8 чел. (26,7 %). Также значительной проблемой для работы НКО является пассивность населения – 15 чел. (50 %), т.к. в основном работа в НКО строится на личной инициативе и общественных началах. Отсюда вытекает проблема квалификации кадров НКО. Она характерна для 11 чел. (36,7 %). Также Руководители отмечают такую проблему как «нехватка активных помощников и сотрудников» (рис.5).

Рисунок 5 – Структура опроса

Для решения проблем организации, её участники решают проблемы самостоятельно или обращаются в государственные структуры. Участникам исследования существенную помощь в решении проблемы оказали органы власти - 19 (63,3 %), фонды развития НКО - 18 (60 %) и спонсоры - 17 (56,7 %), также руководители решают проблемы самостоятельно (рис.6).

Рисунок 6 – Структура опроса

Решать некоторые трудности, улучшать работу организации помогают современные технологии. На вопрос: «Что изменилось в работе Вашей организации с развитием цифровизации экономики и общества в целом» участники исследования отвечают следующим образом:

-«Появились новые технологии работы», что способствовало повышению эффективности деятельности организации:  «увеличилась оперативность действий между подразделениями движения», «появилась возможность работать по удаленному доступу, расширились способы фандрайзинга», «появился мобильный банк», «усилилось присутствие в сети интернет»;

- «Это способствовало: «упрощению финансовой отчётности», «увеличению скорости выполнения отчетов»; «появилась возможность узнавания лучших практик страны из открытых источников», «быть в центре информации», «в курсе событий»; появилась «возможность планировать время»; «стало легче доносить информацию до потребителей и эффективней работать со спонсорами». Но также часть участников исследования считает, что «с появлением цифровизации перемены в организации деятельности НКО незначительные».

Результаты исследования

  1. Некоммерческие организации округа, несмотря на региональную специфику меньше участвуют в поддержке коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС). Это может свидетельствовать о развитии национальной политики в округе на достаточном уровне. Так как НКО появляются там, где другие институты не занимаются решением проблем в определённой сфере. Или это может свидетельствовать о недостаточной информированности заинтересованных в поддержке КМНС граждан.
  2. Деятельность СО НКО округа по большей части направлена на детей и молодёжь.  Организации работают в разных социальных направлениях, но для большинства - это социальное и духовное развитие общества. А также организация досуг граждан, например, через спортивно – массовые мероприятия. Различные мотивы движут человека к общественной деятельности. Для большинства это: активная жизненная позиция и желание помочь людям. Это может быть связано, с тем, что Ханты-Мансийский округ молодой. С тех пор как округ стал «Нефтяным краем» его развитие началось быстрыми темпами. Много людей приезжали в ХМАО со всей территории страны, но немногие остались. Остались молодые, активные с желанием строить и созидать. Возможно, поэтому деятельность НКО направлена на организацию досуга граждан, спортивно массовые мероприятия. Большое участие НКО в социальном и духовном развитии общества может быть вызвано тем, что округ находится на Северной территории страны, с более суровыми природно-климатическими условиями, что является риском для здоровья и жизнедеятельности граждан.
  3. В своей работе организации сталкиваются с трудностями, проблемами. Большинство сталкиваются с финансовыми трудностями. Также значительной проблемой для работы НКО является пассивность населения, т.к. в основном работа в НКО строится на личной инициативе и общественных началах. Отсюда вытекает проблема нехватки квалифицированных  кадров НКО, желающих работать активно, ответственно и заинтересованно. Перечисленные и другие проблемы руководители решают самостоятельно или обращаются за помощью к органам власти, фондам развития НКО и спонсорам. Все они оказывают НКО значительную помощь и поддержку.
  4. Также помощь некоммерческим организациям оказывают средства массовой информации. Они помогают НКО быть узнаваемыми, коммуникабельными. Это помогает участникам организации взаимодействовать со спонсорами,  властями, другими организациями в поиске партнёров по проведению своих мероприятий. Многие СО НКО часто взаимодействуют со СМИ, но реже взаимодействуют со спонсорами и другими НКО. Организациям следует больше с ними взаимодействовать для развития своей деятельности, приобретения опыта работы.
  5. Решать некоторые трудности, улучшать работу своей организации могут помочь современные технологии. Для участников некоммерческих организаций появление новых технологии работы способствовало «повышению эффективности деятельности организаций. Но также часть участников исследования считает, что «с появлением цифровизации перемены в организации деятельности НКО незначительные». Это может быть связано с недостаточным материально-техническим оснащением организаций.
  6. Для развития организации в современных условиях, её руководителям, участникам следует больше использовать современные цифровые технологии в своей деятельности (создавать свой сайт, использовать в своей работе социальные сети, работать с краудфандинговыми площадками, проводить вебинары и т.д.) а также ориентироваться на инновационные технологии.
  7. Большинство некоммерческих организаций округа осознают, что инновационная деятельность - современная стратегия развития экономики, в том числе и общественных организаций, но осуществляют её меньшее количество участников НКО. Это может быть связано с тем,  что большинство организаций молодые и не имеют достаточного опыта работы. Но с государственной поддержкой, участием активных, инициативных граждан, некоммерческие организации смогут успешно развиваться и конкурировать с другими институтами в своей деятельности.

Социологическое измерение проблем и перспектив региона

Современное состояние НКО обсуждают в настоящее время на конференциях, семинарах, встречах, круглых столах - анализируют проблемы некоммерческих организаций, осуществляют совместный поиск решений проблем, обсуждают пути развития деятельности организаций.

Одна из таких встреч прошла в г. Сургуте в 2019 г. на образовательном семинаре по формированию Целевых капиталов, организованном Отделом развития некоммерческих оргнизаций Центра гражданских и социальных инициатив Югры. Обсуждая состояние НКО в Югре, участники называют следующие внешние проблемы:

- трудно получить гранты; одних грантовых средств не хватает для поддержания деятельности своей организации,

- небольшим НКО трудно договориться с Федеральными компании, т.к. они распределены между крупными Фондами и их программы закрыты,

- не до конца оформлены региональные программы поощрения бизнеса, помогающего НКО, поэтому финансовая  помощь организациям зависит только от личного желания руководителя бизнес-компании,

- организации сталкиваются с непрозрачными критериями получения имущественной поддержки. А у некоторых организаций нет имущества

Также участники назвали ошибки, проблемы внутри НКО: организации мало показывают результаты своей работы, нужно учиться, повышать уровень доверия со стороны «доноров», небольшое количество НКО ведут годовую отчётность своей деятельности. Также существует проблема отсутствия профессиональных кадров. В основном работа ведётся на общественных началах, а для развития деятельности НКО нужны профессиональные кадры.

Анализируя современные проблемы НКО, следует отметить, что большинство проблем, остаются актуальными на протяжении нескольких лет. Данную проблематику можно встретить в результатах социологического опроса, проведённого в 2013 г. по заказу Департамента общественных и внешних связей Югры «Изучение наиболее значимых вопросов общественной жизни Югры» (Информация предоставлена Фондом гражданских и социальных инициатив Югры).

В этом исследовании принимали участие 2500 респондентов, жителей ХМАО. Из них 400 представителей СО НКО и 50 представителей органов государственной власти, курирующих вопросы взаимодействия с НКО. Представители некоммерческих организаций автономного округа отметили актуальные проблемы своей организации:

- 48‚5% недостаток и нестабильность источников финансирования деятельности НКО;

- 27,5% несформированность инфраструктуры для осуществления работы НКО (отсутствие помещений, слабая материальная база);

- 19% - на невыстроенность схем взаимодействия с органами исполнительной власти, местного самоуправления и бизнесом.

В ходе глубинного интервью эксперты дополнили этот перечень, указав на недостаточную юридическую подготовку руководителей и активистов НКО, нехватку волонтеров, ограниченные информационные ресурсы, громоздкую бюрократическую процедуру регистрация и отчетности НКО.

Представители населения в ходе фокус-групп пополнили вышеперечисленный список проблем. Это: недостаточная информированность населения о деятельности НКО, пассивность населения, сложность получения разрешения на проведение массовых акций, отсутствие материального стимулирования СО НКО, отсутствие должной координации деятельности НКО.

Основными факторами, препятствующими деятельности СО НКО участники фокус-групп назвали: несовершенство законодательной базы (сложность порядка регистрации и существующее налогообложение НКО), бюрократические барьеры при реализации общественных инициатив, недостаточность финансовых и информационных ресурсов, незаинтересованность властей в деятельности общественных организаций, нестабильность состава населения многих населенных пунктов ХМАО - Югры за счет работы вахтовым методом и недостаток времени у работающего населения для общественной работы.

 В качестве стимулирующих развитие НКО факторов участниками групповых интервью были названы поддержка со стороны органов власти, наличие; спонсорской помощи от бизнес-структур, развитие Интернет-технологий (в первую очередь, социальных сетей)».

Данную проблематику, высказанную респондентами опроса 2013 г., обсуждали участники Форума «Гражданское согласие и единство» в 2018 г. в муниципалитетах Югры. По приведенным данным можно сформулировать ряд предложений для организаций, участвующих в развитии СО НКО:

- Развивать практику участия представителей НКО в обсуждении предложений по совершенствованию регионального законодательства и местных нормативно-правовых актов по поддержке НКО;

- Развивать практику информационной поддержки деятельности СО НКО (помощь в создании и обслуживании сайтов, предоставление эфирного времени на телевидении, увеличить объем социальной рекламы, для создания позитивного имиджа НКО.

- Развивать практику ярмарок некоммерческих организаций как площадок для ознакомления с их деятельностью представителей бизнес-сообщества для поиска меценатов и спонсоров проектов НКО.

- Развивать систему конкурсов на предоставление грантов и субсидий для НКО на муниципальном и региональном уровнях.

- Развивать практику обучающих семинаров и консультаций руководителей и активистов НКО по ведению отчетности НКО.

- Продолжать и совершенствовать практику привлечения федеральных средств на оказание поддержки некоммерческих организаций Югры;

- Стимулировать активность окружных НКО в подаче заявок на федеральные грантовые конкурсы и гранты УрФО.

- В рамках проведения обучающих мероприятий, при участии НКО обучать аудиторию практическим способам применения краудфандинга, краудсорсинга и других современных технологий деятельности некоммерческих организаций.

Пути решения проблем, перспективы для развития организаций называли участники образовательного семинара по формированию Целевых капиталов в Сургуте. Целевые капиталы это проекты долгосрочного развития, в финансировании которых могут участвовать государство и бизнес. Идея Целевых Капиталов перспективная для региона. Бизнес будет вкладывать деньги в развитие этого направления НКО, если сами НКО будут открытыми (деятельность их будет доступна на сайтах, социальных сетях), понятными, социально-значимыми.

Но для деятельности НКО недостаточно только вложений государства и бизнеса.  Фандрайзинг (поиск и получение средств от жертвователей) более эффективен, чем упование на поддержку власти. Для этого нужно и самому поддерживать организации, в том числе свою.

Нужно развитие культуры пожертвований. Например, на Западе не заниматься благотворительностью считается плохим тоном. Принятию такого подхода может способствовать открытость организаций. Спонсору важно понимать: его деньги идут виртуально на деятельность организации или вкладывается в идею, человеку, которому он доверяет. Также важна обратная связь от тех, кто просит средства.

Большинство спонсоров некоммерческих организаций – «доноров» не знакомы с понятием «целевые капиталы». Им понятна только адресная помощь. Для этого с нужно объяснять донорам, что такая помощь идёт многим людям, готовить их к разным форматам работы организации; готовить образовательные блоки для спонсоров и фондов.

Для бизнеса, особенно малого, может быть более интересным и подходящим вариантом - социальное партнёрство. Например в Швеции, есть эндаумент фонд, где инвестируют средства в социальные зелёные облигации, которые помогают находить средства для зелёных проектов. За рубежом эндаумент фонд – это крупный инвестор некоммерческих проектов и инициатив. Применяя Зарубежный опыт, некоммерческие организации региона могут развивать свою деятельности.

Заключение

Наличие в обществе проблем социального характера – неотъемлемая часть любого времени и особенно кризисных периодов. Наличие проблем социального характера проистекает из невозможности обеспечить всем людям равные возможности для жизни[5].Появление института некоммерческих организаций, как и социального предпринимательства это закономерное явление развития общества.

От успешности деятельности СО НКО зависит социальная направленность жизни региона: трудоустройство граждан, забота о социально-незащищённых категориях населения, помощь в преодолении негативных социально-экономическим явлений. [7, c.574].

Для некоммерческих организаций есть возможность помочь своему региону и стране, при поддержке государства и бизнеса, в дальнейшем поступательном развитии региональной и государственной экономики. Для Ханты - Мансийского округа участие некоммерческих организаций – это развитие направлений альтернативных нефтяному сектору.

Библиографический список:

1. Биглова Г.Ф. Социализация экономики: от проблемы собственности до гуманизации труда // Финансовый журнал. 2018. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsializatsiya-ekonomiki-ot-problemy-sobstvennosti-do-gumanizatsii-truda (дата обращения: 03.03.2020).
2. Богомолова Л.Л. К вопросу о развитии социального предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Вестник Югорского государственного университета, выпуск, 2017 № 2 (45). С.8-11.
3. Богомолова Л.Л. Прогноз развития малого бизнеса Югры: ключевые задачи и тенденции // Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум» № 12-1 (31) 2016. С.449-454
4. Богомолова Л.Л. Развитие государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций Северных регионов//Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 909-914.
5. Богомолова Л. Л. Развитие социального предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Вестник Югорского государственного университета №4 (47), 2017.
6. Богомолова Л.Л. Социальное предпринимательство// учебное пособие для магистров по экономике; издательство: ООО Печатный мир, 192 с. Ханты-Мансийск, 2017 г.
7. Богомолова Л.Л., Функционирование социально-ориентированных структур Северных нефтегазодобывающие территорий России/ Л.Л. Богомолова, А.Б. Зелинская, А.Р. Шимельфених// Финансовая экономика. 2019. № 10. с. 574-579.
8. Зелинская А.Б. Государственная поддержка развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра/ А.Б.Зелинская, Р.К. Арасланов// УЭкС. 2016. №10 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-razvitiya-malogo-biznesa-hanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugra (дата обращения: 19.05.2020).
9. Иванов А. В. Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг как новый вид социально ориентированных некоммерческих организаций // Современные инновации. 2017. №8 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekommercheskie-organizatsii-ispolniteli-obschestvenno-poleznyh-uslug-kak-novyy-vid-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih (дата обращения: 20.12.2019).
10. Ковалев В.В. Перспективы развития социально ориентированных некоммерческих организаций как субъектов гражданского общества/ В.В. Ковалев, Богданова О.В.// Гуманитарий Юга России. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizatsiy-kak-subektov-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 20.12.2019).
11. Колесников Е. И. Европейский опыт развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017.№2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-opyt-razvitiya-sektora-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizatsiy (дата обращения: 17.12.2019)
12. Косыгина К.Е. Актуальные вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций // Проблемы развития территории. 2018. №3 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-razvitiya-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizatsiy
13. Немельгин В.А. Развитие малого и среднего предпринимательства Северных регионов РФ на примере ХМАО-ЮГРЫ/ В.А. Немельгин, Л.Л. Богомолова //Экономика и социум. 2019. № 5 (60). С. 1002-1006.
14. Никитина Е.Е. Оболонкова Е.В. Реформа законодательства о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2018. № 2 (254). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-zakonodatelstva-o-nekommercheskih-organizatsiyah-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 20.12.2019).
15. Такмашева И.В. Коэволюция социального предпринимательства, государственных институтов и населения как стратегия опережающего социально-экономического развития региона в условиях экономического дисбаланса/ И.В.Такмашева, А.Б. Зелинская, Н.Г. Айварова//монография; издательство: ООО Печатный мир, 256 с., Ханты-Мансийск, 2018.
16. Такмашева И.В. Методический инструментарий оценки уровня сформированности предпринимательской среды Северного региона для развития социального предпринимательства/И.В.Такмашева, Р.К.Арасланов, Н.Г. Айварова// монография, издательство: ООО Печатный мир, 164 с., Ханты-Мансийск, 2019.
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // https://www.gks.ru/ (дата обращения: 21.11.2019).
18. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Законодательство: – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/7eaea9c371156f066aec7c807a57b0a923131657/ (дата обращения: 20.11.2019).




Рецензии:

19.07.2020, 13:59 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Автору статьи необходимо уточнить название таблиц и рисунков (2 таблицы - Результативные показатели опроса руководителей НКО «Проблемы и перспективы развития некоммерческих организаций ХМАО-Югры», 6 рисунков - Структура опроса), т. к. их одинаковое название вносит путаницу и сложно проследить логику рассуждений. После исправления данного замечания рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх