Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология, Менеджмент
Размещена 29.05.2020. Последняя правка: 27.05.2020.
Просмотров - 294

Разнообразие культур в Республике Татарстан

Гареева Олеся Евгеньевна

УВО "Университет Управления "ТИСБИ"

студент

Валеева Ю.С., кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Университет управления «ТИСБИ», г. Казань


Аннотация:
Республика Татарстан богата не только сырьевыми и природными ресурсами, а также и различными национальностями. В статье была описана теоретическая база понятия мультикультурализации, указано количество проживающих национальностей, проведено исследование, раскрывающее проблемы совместного существования разных этнических групп на одной территории. Также были выведены проблемы и установлены методы решения спорных вопросов, которые предлагает руководство Татарстана. С результатами исследования можно ознакомиться в конце данной статьи.


Abstract:
The Republic of Tatarstan is rich not only in raw materials and natural resources, but also in various nationalities. The article described the theoretical basis of the concept of multiculturalization, indicated the number of living nationalities, conducted a study that reveals the problems of the coexistence of different ethnic groups in the same territory. Problems were also identified and methods for resolving controversial issues proposed by the leadership of Tatarstan were established. The results of the study can be found at the end of this article.


Ключевые слова:
мультикультурализм; отношение общественности; этнические конфликты; Республика Татарстан

Keywords:
multiculturalism; public relations; ethnic conflicts; Republic of Tatarstan


УДК 31, 39

Введение

Исследование темы данной статьи направлено на изучение значимой проблемы мультикультурализма для Республики Татарстан. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях усиливающихся глобализационных процессов проблема сосуществования разных этнических групп встаёт все более остро. Увеличение масштабов миграционных процессов, а также обострение обстановки в регионах, населенных различными этническими группами, становятся причиной конфликтов, которые требуют скорейшего разрешения.  По данным Всероссийской переписи населения 2010г., в Республике Татарстан проживает свыше 173 национальностей. Причем, численность  которых превышает 10-ти тысяч человек [1]. В таком случае, изучение мультикультурализма является приоритетным направлением на пути разрешения возникающих проблем. 
Эта проблема "не устает" обсуждаться. Она затрагивалась во многих трудах, в частности в «Вызовах мультикультурного сообщества в  современном мире: политологический анализ зарубежных и российских социологических опросов» Е.А. Ивановой [3, с. 29], в статье Е.И. Замараевой «Культурная политика России в дискурсе мультикультурализма» [2, с.75] и других работах отечественных исследователей.

Основной целью этого исследования, проводимого  посредством проведения анкетирования местного населения г.Казани, является проведение анализа мультикультурного сообщества отдельного региона Республики Татарстан, а также выявление  отношения различных групп населения к данной проблеме.

Задачами исследования являются:

1) Изучение теоретических аспектов проблемы многообразия культур;

2) Составление вопросов анкетирования для обнаружения существующих нерешенных проблем мульткультурного общества;

3) Подведение итогов опроса и резюмирование отношения общественности в данной проблеме и путям ее решения.

Основные этапы
Всего следует выделить 3 этапа:

I - создание анкеты на основе теоретических вопросов и проведение опроса среди 50-ти человек;

II - определение отношения и видения проблемы мультикультурализма у местного населения, осуществляемое методом сравнительного анализа;

III - формулирование и разработка рекомендаций по решению проблем.

Анализ опроса
Опрос был проведен с 3 по 10 декабря среди населения Российской Федерации по вопросам мультикультуризации общества. Возрастной состав опрашиваемых- от 15 до 50 лет, среди них 22 мужчины и 32 женщины. Преобладающий процент ответов на вопросы составляли анкеты женского пола, что составляет 59,3%. Преобладающим является количество опрошенных лиц от 20 до 30 лет (63%), чуть меньше процент молодежи (лиц младше 20 лет), и практически равное соотношение людей от 41-50 и старше.

Исследование показало, что 74,1% опрошенных знает значение данного определения, и 25,9 % не знают значение термина «мультикультурность».

По мнению опрашиваемых, в России проживает от 4 до 170 национальностей. Анализ проблем показал, что актуальными являются проблемы различия культур, а именно, межконфессиональные конфликты, национализм, отсутствие взаимопонимания, грубость и отсутствие знаний о той или иной культуре. Из плюсов мультикультурной интеграции опрашиваемые следует выделить: 
• расширение кругозора;
• развитие толерантности;
• сотрудничество и взаимодействие;
• смешение культур и разнообразие кухонь.

Согласно данным опроса, 31 % людей считают, что возможно найти универсальный подход решения мультикультурности в подавляющем большинстве стран, 25% опрошенных не затрудняются в ответе, а 44 % считают, что универсальный подход найти невозможно. Говоря о политике России по отношению к этой проблеме, около 44% опрошенных положительно оценивают действия со стороны правительства РТ, лишь 2 % оценивают её отрицательно.Итак, по мнению опрашиваемых, наиболее действенными мерами по отношению к этой проблеме является определение общих ценностей, увеличение государственной поддержки, требование соблюдения законодательства и включение в школьную программу уроков по толерантности и дружбе народов.

Научная новизна
Изучение фактов результатов опроса позволило дополнить теоретические знания в этой области и расширить понимание такой актуальной проблемы в Российской Федерации.
Наш вклад в решение этой проблемы невелик. Мы провели теоретическое исследование данной темы, а также обратили внимание общества на многообразие культур путем проведения опроса.  Однако, мы надеемся, что это исследование поможет выбрать правильную тактику в преодолении этой проблемы и улучшении обстановки в обществе.

Заключение

Таким образом, изучив теоретические аспекты проблемы мультикультурализма, а также проведя опрос жителей Республики Татарстан об их отношении к данной проблеме, а также к её решению, мы заключили следующие выводы:

1. Большинство опрашиваемых, а именно 75%, знакомы со значением термина «мультикультурализм».
2. Наиболее острыми и актуальными проблемами являются национализм, отсутствие взаимопонимания и знаний о той или иной культуре.

3.Большинство опрошенных (95%) определили процесс мультикультурализации как положительный.

4. Согласно мнению опрошенных людей, наиболее эффективными мерами по решению данной проблемы являются увеличение поддержки со стороны государства, введение таких предметов по толерантности и дружбе народов в школьную программу.

Таким образом, проведённое исследование по данной проблеме поможет в расширении знаний в этой области, а также поспособствует улучшению обстановки в обществе.

Библиографический список:

1. Официальный портал Республики Татарстан. Всероссийская перепись населения 2010 года
2. Замараева Е.А. Культурная политика России в дискурсе мультикультурализма // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. - 2017. - №6. - С. 75-80.
3. Иванова Е.А. Вызовы мультикультурного сообщество современном мире: политологический анализ зарубежных и российских социологических опросов. // Вестник РУДН, серия Политология. - 2012. - № 1. - С. 28-34.
4. Куропятник А.И. Мультикультурализм: идеология и политика // Журнал социологии социальной антропологии. - 2000. - Том III. - №2. - С. 53-66.




Рецензии:

29.05.2020, 12:59 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья нуждается в доработке. Аннотация не в полной мере соответствует содержанию статьи. Ключевые слова не соответствуют содержанию статьи. В статье есть терминологическая пестрота: разнообразие культур, многообразие культур, мультикультурализм, мульткультурный (именно в такой орфографии) и пр. - это термины-синонимы? Об этом не сказано ни слова, в то же время именно этими понятиями пестрит текст. В задачах стоит: "Изучение теоретических аспектов проблемы многообразия культур". В заключении написано "изучив теоретические аспекты проблемы мультикультурализма". А в содержании статьи нет этих теоретических основ. Статья нуждается в редакторской правке.

30.05.2020 9:09 Ответ на рецензию автора Гареева Олеся Евгеньевна:
Добрый день, Елена Альбертовна. Большое спасибо за Ваше внимание к работе и подмеченные замечания. Статья будет доработана!

30.05.2020, 9:23 Бакуменко Геннадий Владимирович
Рецензия: Предмет исследования не раскрыт по причине отсутствия его конкретного однозначного определения (ответа на вопрос "что такое мультикультурализм?"). Эта же неопределенность перечеркивает научную значимость проведенного анкетирования. Безусловно, автору необходимо прежде изучить специальную литературу (теоретические аспекты), чтобы разграничить понятия "мультикультурализм", "интернационализм", "поликультурность", "толерантность" и др. Результат опроса "Большинство опрашиваемых, а именно 75%, знакомы со значением термина «мультикультурализм» принципиально некорректен, поскольку из представленного на рецензирование материала не ясно, знаком ли сам автор анкеты со значением этого термина. А термин этот в теоретическом социально-гуманитарном дискурсе неоднозначен. К примеру, он может трактоваться как уникальная форма культурной идентичности индивида или общества. В первом случае мультикультурализм характеризуется, в том числе, способностью индивида мыслить-общаться на нескольких языках, но не тождественен знанию многих языков, а подразумевает, прежде всего, отсутствие в сознании индивида корреляции его собственных ценностно-смысловых представлений с устойчивыми паттернами традиционных культур, выраженных в известных данному индивиду языках. Т. е. мультикультурализм в рассмотренном аспекте - это некий феномен самосознания индивида, препятствующий его социализации в традиционных культурах: человек может уважать или терпеть (толерантность) множество традиционных культур, но ни одну из них не будет считать своей (родной) - это человек модерна (или постмодерна), потерявший свои культурные корни и ценностные ориентиры, а потому легко управляемый в злонамеренных целях уничтожения культурного наследия. Такой человек и без чужой подсказки с лёгкостью "плюёт" на могилы своих предков, поскольку ценность опыта минувших поколений он не способен осознать (в русском языке таких людей издревле называли "ублюдками" - это те, что сидят у общего блюда за общим столом, но общих ценностей не разделяют). А теперь представим множество таких людей и получим в результате мультикультурное общество. Мультикультурализм характеризует, прежде всего, молодёжные субкультуры, но свойственен также многим элитарным субкультурам: аристократии, богемы, транснациональной финансовой олигархии или политической элиты. Последний всплеск моды на мультикультурализм связан с идеологией единой Европы. Её открыто транслировали чиновники Евросоюза, ровняя богатейшую культуру народов Европы под усредненные стандарты, но в результате получили лишь рост националистических настроений и конфликтов на почве межкультурной (межнациональной и межконфессиональной) розни. Мультикультурализм как идеология, оказывается, не сближает традиционные культуры, а в равной мере их ущемляет и уничтожает, поэтому провоцирует ответную реакцию самозащиты общества - всплеск традиционализма, национализма, ксенофобии. Поэтому, испугавшись развала ЕС по национальным квартирам (в том числе и брексита), прежде ярые идеологи мультикультурализма резко сменили риторику. Теперь и слово "толерантность" (терпимость) в европейском социально-политическом дискурсе чуть ли не ругательное, означающее некоторую степень ксенофобии.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх