Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 08.06.2020. Последняя правка: 08.06.2020.
Просмотров - 183

Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь

Гайдаш Ольга Владимировна

Полесский государственный университет

Студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведен анализ способов поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, проанализирована роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. Рассмотрены все организации и мероприятия, направленные на стимулирование бизнес активности в стране.


Abstract:
The article analyzes the ways to support entrepreneurship in the Republic of Belarus, analyzes the role of small and medium-sized businesses in the country's economy. All organizations and events aimed at stimulating business activity in the country are considered.


Ключевые слова:
малые и средние предприятия; стратегия; инвестиции; инновации

Keywords:
small and medium enterprises; strategy; investment; innovation


УДК 330.564.24

Введение

Как правило, любое государство поощряет деятельность субьектов предпринимательства в пределах страны. Этот факт обусловлен тем, что данная деятельность в различных отраслях экономики может приносить большую выгоду, как самим предпринимателям, так и государству.

Актуальность данной темы обуславливает то, что развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь связано с постепенным изменение социально-экономических отношений на пути к рыночной экономике, формирование нового слоя населения – предпринимателей, людей, имеющих хороший образовательный фундамент, вооруженных теоретическими знаниями и практическими навыкам в ведении бизнеса.

Цель статьи – анализ действующих механизмов поддержки предпринимательства в Республике Беларусь. Рассмотрение как правовых аспектов поддержки, так и социально-экономических.

Основная часть

Социально-экономическая роль предпринимательства для нашей страны характеризуется следующими факторами:

  • Развитие отношений в соответствии с рыночной экономикой
  • Здоровая конкуренция
  • Повышения численности занятых в экономике
  • Вклад в ВВП
  • Возраждение ремесленичества как вида экономической деятельности
  • Сохранение экономически активных малых городов и инфраструктуры в них [1, с.7]

Роль предпринимательства для страны растет достаточно большими темпами. Наглядно вклад предпринимательства в экономику Беларуси можно рассмотреть с помощью основных экономических показателей. В 2018 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси составила 28,8%. Из них 18,4% в промышленном производстве, 49,9 в общественном питании, 35% в розничном товарообороте организаций торговли. Доля МСП в экспорте товаров составила 51%, что на 9,5% выше в сравнении с 2014 годом. Важным показателем, отражающим важность данного сектора экономики для Беларуси, является количество рабочих мест, которое данные организации предоставляют гражданам нашей страны. В 2018 году 1331,3 тысяч человек или 30,7% было занято в секторе малого и среднего предпринимательства. Стоит отметить, что доля МСП в налоговых поступлениях в государственный бюджет увеличилась на 7,9% по сравнению с 2014 годом и составила 34,8% от всех налоговых поступлений 2018 года.

С учетом вышеизложенных цифр, которые отражают важность бизнеса для нашей страны, политика государства направлена на поддержку предпринимательства, максимальное правовое и финансовое сопровождение [2, 3].

Законодательно поддержка предпринимательства регулируется несколькими правовыми актами, среди которых Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Указ «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей» и другие документы, регулирующие будущее направление развития данных отраслей.

Для того, чтобы оказывать содействие в развитии малого и среднего бизнеса в РБ, для того, чтобы иметь возможность сопровождать бизнес с момента государственной регистрации и до момента достижения финансовой самостоятельности в нашей стране создана сеть субъектов инфраструктуры. Эта сеть включает центры поддержки предпринимательства и инкубаторы.

Таблица 1: Количество центров поддержки предпринимательства и инкубаторов по областям на 1 января 2020 года

Название области

Количество центров

Количество инкубаторов

Брестская область

13

 

3

Витебская область

8

2

 

Гомельская область

11

 

2

Гродненская область

22

2

Минская область

17

7

Могилевская область

13

5

Г.Минск

26

5

Всего по РБ

109

26

Примечание - Источник: собственная разработка [2]

Основными задачами центров является оказание содействия в различных аспектах деятельности: материальные ресурсы, обучающие курсы, консультационные услуги, подготовка и переподготовка кадров, маркетинговые разработки.

Деятельность инкубаторов направлена на то, чтобы создать условия для устойчивого и планомерного развития субъектов малого предпринимательства, в том числе для инновационного развития. Субъектам предпринимательства предоставляются арендные помещения, оборудование, оказываются консультационные услуги и помощь во внедрении новых технологий.

Для реализации программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий, направленных на его развитие, в 2019 году субъектам инфраструктуры оказана поддержка на общую сумму 1 644,0 тысяч рублей.

Одной из самых необходимых мер для поддержки предпринимательства является финансовая поддержка отрасли. Малое и среднее предпринимательство является важной и стремительно развивающейся частью экономики и вклад данного сектора в развитие государства стремительно увеличивается. Эту тенденцию поддерживает программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» и иные мероприятия  по созданию в государстве благоприятного делового климата и улучшению условий ведения бизнеса.
 Важным аспектом поддержки предпринимательства является обеспечение доступности кредитно-финансовых рычагов для развития бизнеса.

Финансовая поддержка субъектов предпринимательства осуществляется со стороны коммерческих и некоммерческих структур с применением различных форм и способов финансирования, в т. ч. лизинг, кредиты, гранты и т.д. (Рисунок 1)

Рисунок 1: Субъекты поддержки малых и средних предприятий

Примечание: Источник - [4]

При соблюдении предприятиями ряда требований, таких как количество работников предприятия, предельные значение выручки от реализации товаров, создание новых рабочих мест, импортозамещение, инновационность проектов и многие другие, они могут участвовать в различных программах в указанных выше структурах.

К примеру рассчитывать на поддержку Белорусского фонда поддержки предпринимателей [5] можно рассчитывать, если являетесь индивидуальным предпринимателем, микро и малой организацией, если ваше производство направлено на реализацию экспортоориентированной, импортозамещающей продукции, если ваша цель - внедрение новых технологий, которые позволят повысить качество продукции в данном сегменте рынка, если ваш проект предусматривает развитие  энергосберегающих технологий и т.д

В исполнительные комитеты вашего города или района предприниматели могут обратиться за получение субсидий, к примеру, на погашение части процентов по кредиту [] или на погашении части лизингового платежа, а также за финансирование на возвратной основе.

Финансирование посредством банковских кредитов осуществляет ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ОАО «АСБ Беларусбанк» и коммерческие банки. Для целей данного финансирования определен перечень приоритетных направлений развития, таких как развитие регионов и женского бизнеса, поддержка стартап-компаний, поддержка инновационных проектов, экспортоориентированных фирм и т.д.

В целях поддержки инновационного развития нашей страны существует Республиканский централизованный инновационный фонд и местные инновационные фонды, являющиеся государственными целевыми бюджетными фондами. Средства фондов используются на реализацию инновационных проектов в рамках программы инновационного развития нашей страны, на выполнение научно-исследовательских работ и т.д.

Широкий спектр возможностей привлечения финансовых средств позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства сделать выбор в пользу наиболее подходящего способа. 

В последние годы наша страна удерживает свою позицию в топ-40 лучших мировых экономик. В отчете Всемирного банка ”Ведение бизнеса 2019“ Республика Беларусь заняла 37-е место среди охваченных данным исследованием 190 государств, набрав при этом 75,77 балла из 100 возможных по показателю благоприятности условий ведения бизнеса (+0.72).

За время участия в рейтинге в нашей стране проведено 39 реформ по улучшению деловой среды [6]. Цель данных реформ не желание остаться в топе мест в данном рейтинге, а рост инвестиционной активности [7] со стороны предприятий всех страны, становление нашей страны привлекательной для инвестиций.

Также проводится ряд других мероприятий для улучшения условий работы МСП, таких как Всемирная неделя предпринимательства, выездные открытые приемные, создаются общественно-консультационные советы. Ежегодно для повышения корпоративной культуры проводится конкурс «Предприниматель года».

Стоит отметить, что в стране существует достаточно проблемных моментов, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства: нестабильность законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность, монополизм со стороны крупных государственных предприятий, высокий уровень штрафных санкций и многие другие. Для решения этих и многих других задач в Беларуси разработана Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016-2020 годы и Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года «Беларусь — страна успешного предпринимательства».

Выводы:

1) В последние годы в развитии страны есть достаточно много позитивных изменений в области предпринимательства, однако существует ряд проблем, над которыми нужно работать для улучшения делового климата и повышения привлекательности предпринимательства как такового.

2) Стоит отметить, что начало 2020 года ознаменовалось глобальным вызовом мировым экономикам и экономике Республики Беларусь. Становится совершенно очевидно, что колебания нефтяного и валютного рынков, мировая пандемия поставили под угрозу стабильное развитие многих сфер деятельности, в том числе малых и средних предприятий. Большой урон несут предприятия туристической отрасли, предприятия торговли и сервиса и многие другие. И это один из главных вопросов, которые предстоит решать нашей стране в ближайшее время. Возможно, именно большая важность бизнеса для нашего государства позволит нашей стране выработать новые стратегии и способы помощи предприятиям в условиях новых реалий.

Библиографический список:

1. Гуляев В.Г., Пашин Н.П., Третьяк Л.А. Инвестиционная и налоговая поддержка предпринимательской деятельности. - М.: Ред.-изд.центр Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, 2001. - С. 7.
2. Самоховец М.П. Система государственных финансовых инструментов развития национальной экономики Республики Беларусь / М. П. Самоховец // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал. – 2012. – № 11 (46). – С. 209-214/
3. Пинчук Т.А. Бюджетное финансирование национальной экономики Республики Беларусь и повышение его эффективности / Т. А. Пинчук, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU : научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 58 (июнь). – С. 110-116.
4. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Источники и способы финансирования субъектов МСП. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/fin-msb-ru/. – Дата доступа: 04.04.2020.
5. Чешун Т.В. Бюджетная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе / Т. В. Чешун, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU : научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 54. - С. 193-199.
6. Hrechyshkina O. Changing business environment in Belarus / O. Hrechyshkina, M. Samakhavets // Journal of Geography, Politics and Society : interdisciplinary journal. 2019. 9, 1, 1-11.
7. Самоховец М.П. Роль финансового рынка в инвестиционной политике / М. П. Самоховец // Белорусский экономический журнал: ежеквартальный научно-практический журнал. – 2016. – №2. – С. 45-56




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх