Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 03.06.2020.
Просмотров - 311

Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в Республике Беларусь

Мартысевич Анастасия Александровна

Полесский Государственный университет

Студентка

Киевич Александр Владимирович, профессор, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье предоставлена информация о состоянии пенсионной системы Республики Беларусь за период 2016-2018 гг. Проведен анализ таких показателей как: численность населения, численность пенсионеров и средний размер пенсии.


Abstract:
The article provides information on the state of the pension system of the Republic of Belarus for the period 2016-2018. The analysis of indicators such as population, number of pensioners and average pension.


Ключевые слова:
пенсионное обеспечение; пенсионное страхование; пенсия

Keywords:
pension benefits pension insurance; pension


УДК 336

Введение

Пенсионное обеспечение — это государственная система правовых, экономических и организационно и административных мер для поддержки и защиты категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца [3].

Пенсионное страхование — это страхование с целью формирования источников финансирования пенсий [5].

Актуальностью данной темы является то, что система пенсионного обеспечения является важной частью системы социальной защиты любого государства, поскольку благосостояние населения пенсионного возраста зависит от его качества.

Целью статьи является анализ показателей пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.  

В процессе изучения и обработки материалов применялись такие методы экономических исследований как группировка информации, графический метод, метод сравнительного анализа.

Задачи статьи: рассмотреть теоретические основы системы пенсионного обеспечения, провести анализ средней размер  пенсии, численность населения и численность пенсионеров.

Основная часть

В любом цивилизованном обществе одной из важнейших задач является формирование и поддержка на высоком уровне социального положения граждан, которое выступает показателем эффективного осуществления социальной политики государства.

Наиболее важным компонентом системы социальной защиты Республики Беларусь является пенсионное обеспечение.

Положительной стороной пенсионного обеспечения является то, что оно направлено на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.

В Республике Беларусь действует распределительная модель, т.е. покрытие текущих расходов по выплате пенсий из текущих поступлений. Однако обеспечить достойный уровень тем, кто в прошлом много и активно работал, при высоких тарифах страховых взносов эта пенсионная система просто не способна. В модели, по закону обязательным условием является обязательное предоставление государством определенной суммы пенсии (в пропорции от заработка) при выполнении условий, касающихся возникновения права на такую пенсию.

Другим важным компонентом системы социальной защиты является пенсионное страхование. Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения существует во всех развитых странах.

Пенсионное страхование в Республике Беларусь является частью системы государственного социального страхования и выступает как система установленных государством отношений, состоящая из формирования средств от взносов на пенсионное страхование, выплачиваемых работодателями за сотрудников.

Ключевым объектом изучения пенсионной системы является пенсия.

Пенсия - регулярная, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства, назначаемая: по достижении определенного пенсионного возраста; при установлении инвалидности; в случае смерти кормильца, в связи с длительной профессиональной деятельностью [3].

Согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» с 1 января 2020 г. общеустановленный пенсионный возраст для мужчин равен 62 годам, а для женщин 57 лет. Необходимо отметить, что пенсионы возраст к 2022 году планируется увеличить для мужчин до 63 лет,  а для женщин до 58 лет.  В соответствии с Законом назначаются:

а) трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии (назначаются без предъявления дополнительных условий лицам не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь).

Для анализа пенсионной системы Республики Беларусь необходимо учитывать  демографическую ситуацию, так как это одна из главных проблем страны. 

В таблице 1 рассмотрим численность населения Республики Беларусь в период с 2016 по 2018 гг.

Таблица 1 — Численность населения Республики Беларусь за 2016-2018 гг.( тыс. чел.)

Показатели

2016

2017

2018

Численность населения (на конец года),

9 500

9492

9475

В том числе в возрасте:

 

 

 

Моложе трудоспособного

1 669

1683

 1691

Трудоспособного

5 432

5432

 5434

Старше трудоспособного

2 404

2377

 2350

Коэффициент нагрузки моложе трудоспособного населения, %

307

310

311

Коэффициент нагрузки в нетрудоспособных возрастах, %

750

748

744

Коэффициент нагрузки старше трудоспособного населения, %

442,4

438

433

Примечание — Источник: собственная разработка на основании [1,4]

На основании данных таблицы 1, можно сделать следующий вывод: численность населения моложе трудоспособного возраста с каждым годом уменьшается. Однако, несмотря на данный анализ, многие пенсионеры продолжают свою трудовую деятельность, причиной этому является желание иметь дополнительный доход, быть полезным, передавать опыт молодым

В 2018 году численность населения моложе трудоспособного возраста увеличилась на 1,3% или 22 тыс. человек по сравнению с 2016 годом. Численность населения трудоспособного возраста в 2018 году увеличилась, но на незначительное количество на 0,2 тыс. человек по сравнению с 2016 годом. Наблюдается снижение населения старше трудоспособного возраста в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 2,2% или 54 тыс. человек.

Соотношение занятых в экономике и лиц пенсионного возраста в последнее время сохраняется на весьма низком уровне — около 2,4 работающего на 1 пенсионера. Отсюда следует, что с каждым годом нагрузка на работающее население по покрытию расходов на пенсионное обеспечение увеличивается. Для стабильности пенсионной системы необходимо, чтобы число трудящихся в несколько раз превышало число пенсионеров.

Далее в таблице 2  приведена численность пенсионеров в Республике Беларусь в период с 2016 по 2018 гг.

Таблица 2 — Численность пенсионеров в Республике Беларусь за 2016-2018 гг. (тыс. чел.)

Показатели

2016

2017

2018

Всего пенсионеров

2 619

2594

2 561

Из них получающих пенсии:

 

 

 

по возрасту

2 158

2 134

2 102

по инвалидности

262

258

259

по случаю потери кормильца

94

87

84

социальные

63

71

72

Примечание — Источник: собственная разработка на основании [1,4]

Проанализировав данные таблицы 2 можно заметить, что количество пенсионеров в Республике Беларусь из года в год снижается. В период с 2016 по 2018 год их количество снизилось на 2,3% или 58 тыс. человек, но несмотря на это на сегодняшний день около четверти населения-пенсионеры.

Средний размер назначенных пенсий в Республике Беларусь в 2017 году составил 314,3 тыс. бел.руб., в 2018- 381,2 тыс. бел.руб., в 2019- 438,6 тыс. бел.руб. (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 — Размер средних назначенных пенсий в РБ за 2017-2019 гг. (тыс. бел.руб.)

Примечание — Источник: собственная разработка на основании [2]

Как видно из диаграммы, с 2017г. по 2019г. средний размер вырос на 124,3 тыс.бел.рублей (39,5%). Такая ситуация объясняется ростом заработной платы в стране и её устойчивым ростом.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Важной составляющей социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.
  2. В Республике Беларусь назначаются такие виды пенсий как трудовые  и социальные.
  3. К 2022 году планируется повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет,  а для женщин до 58 лет, что ухудшит ситуацию на рынке труда, не давая возможности трудоустроиться молодым специалистам
  4. За период с 2017г. по 2019г. средний размер пенсий увеличился на 124,3 тыс.бел.рублей.
  5. За период с 2016г. по 2018 г. количество пенсионеров снизилось на 58 тысяч человек.

В заключении, можно сказать, что демографическая ситуация в стране является одной из основных проблем. Работающие пенсионеры ухудшают ситуацию на рынке труда, не давая возможности молодым специалистам. Действующая пенсионная система должна быть преобразована и адаптирована к меняющимся условиям работы. С этой целью Министерство  разработало новую Концепцию пенсионного обеспечения, которая основана на принципе солидарности поколений.

Данная концепция требует формирования трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень включает социальные пенсии, второй уровень — трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы, и третий уровень — дополнительные негосударственные пенсии.

Библиографический список:

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2019.— Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/145/145cac172f7bf1a9801c64e20888661f.pdf. — Дата доступа: 27.03.2020
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Основные показатели пенсионного обеспечения. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/sotsialnaya-zaschita-nseleniya/godovye-dannye_10/osnovnye-pokazateli-pensionnogo-obespecheniya/ .— Дата доступа: 27.03.2020
3. Пенсионное обеспечение: учебно-методическое пособие / автор-составитель Беляева Раиса Иосифовна. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 42 с.
4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/35d/35d07d80895909d7f4fdd0ea36968465.pdf - Дата доступа: 27.03.2020
5. Студенческая библиотека [Электронный ресурс] / Экономическая сущность и значение социальной защиты населения в Республике Беларусь. — Режим доступа: https://studbooks.net/754472/sotsiologiya/ekonomicheskaya_suschnost_znachenie_sotsialnoy_zaschity_naseleniya_respublike_belarus. — Дата доступа: 27.03.2020




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх