Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №82 (июнь) 2020
Разделы: Политология
Размещена 09.06.2020.
Просмотров - 216

Женщина во главе партии

Адибекян Наринэ Оганесовна

Кандидат исторических наук, доцент

Московский Автомобильно-Дорожный Гсударственный Технический Университет (МАДИ)Северо-Кавказский Филиал

Доцент кафедры "Автомобильных дорог и автомобильного транспорта"

Аннотация:
Уравнивание женщин по составу свобод и прав с мужчинами охватило участие в выборах, членство в политических партиях, их создание и управление. Партийная работа дает не только больше шансов прохождения в парламент, но и способствует удостаиванию должностей премьер-министра и президента. Однако такие достижения - в пользу показа гендерного равенства в стране, учет чего важен для гендерологии.


Abstract:
Equalizing women in terms of composition of freedoms and rights with men encompassed participation in elections, membership in political parties, their creation and management. Party work gives not only more chances of getting into parliament, but also helps to honor the posts of prime minister and president. However, such achievements are in favor of showing gender equality in the country, taking into account which is important for genderology.


Ключевые слова:
женское движение; участие женщин в партиях; руководство женщин политическими партиями

Keywords:
women's movement; participation of women in parties; women's political leadership in batches


УДК 329

Введение. Гендерология интересуется не только правовым равенством женщин с мужчинами в государствах. Для неё важны сведения об используемости этих прав по желанию, выбору, а также по возможностям. Ибо право может иметься в наличии, а необходимые для его использования личные и социальные условия могут отсутствовать.

Подступ женщин к органам власти, наличие их в таких органах весьма важны, поэтому внимание этому делу уделяется с учетом государственных устройств, степени их демократичности, а в этом составе и партийности.

Есть ли женские партии? Какова доля женщин в составе внешне мужских партий? Есть ли женщины в составе председателей, высших руководителей партий? Такие сведения для гендерологии важны, поскольку эта наука интересуется не только юридическим равенством, но и его использованием.

Вопросы политического равенства женщин с мужчинами рассмотрены Пищевой Т.Н. с Шелепасовой Н.П. [5], Пуховой З.П. [6], Максимовой О.Б. [4], Степановой Н.М. [7], Кисловской Е.В. [2], Коноваловой Г.В. [3], Фомичевой Н.С. [8] Однако ими не обособлены вопросы о создании  женщинами политических партий и важности этого условия для завоевании должности президента.

Актуальность темы исследования заключается в подступе женщин к органам власти.

Объект исследования - политическая жизнь современных государств.

Предмет исследования - создание женщинами политических партий, их управление ими, прохождение во властные структуры.

Методы исследования - политологические.

Новизна исследования заключается в показе ценности для гендерологии сведений о руководстве женщин политическими партиями.

Цель исследования - обогащение политического аспекта гендерологии.

Соображения создания политической партии. Создание таких добровольных объединений предстало в связи с выборами лиц, управляющих государством, что стало необходимостью их республиканских устройств.     Когда в ходе французской революции (1789-1794 гг.) монархический строй был заменен республиканским - законодательный орган, правительство, должность премьер-министра были предусмотрены, в отличие от должности президента. Однако ведение переговоров, заключения договоров председателем парламента и премьер-министром были сопряжены с рядом сложностей. Исходя из этого предстала целесообразность использования во власти также и президента, избираемого либо народом («президентская республика»), либо парламентом («парламентская республика»). К выборам депутатов парламента и президента добавилось проведение референдумов.

Свободные, конкурентные выборы вызвали создание общественных объединений политизированных единомышленников, общественных организаций, политических партий. Поначалу все это было делом мужчин, однако женщины, объединившись, стали бороться за свое равенство с мужчинами в правах, пожелав не только права голосования, но и борьбы за депутатский мандат, и, более того, за должность президента. Однако успех действий оказывался зависящим от партийной поддержки. Женщины стали:

- превращать свои объединения в партии;

- создавать женские партии;

- вступать в партии с мужским в них членством.

Партийное строительство. Если выборы депутатов носят лишь персональный характер (мажоритарные), то важность партийного членства невелика. Дело обстоит наче, если выборы смешанные (пропорциональные), где партии участвуют со своими списками кандидатов. Однако, закон может как уравнивать в пропорциональном варианте выборов общественные объединения, их блоки с партиями, так и исключать такой вариант. Важность политической партии для успешности участия в выборах исторически укреплялась, если учесть значимость партийной принадлежности для мажоритарного прохождения в парламент.

Партии стали создаваться из объединений политических единомышленников в режиме подключения к себе дополнительных членов [5]. В них имеют место членство, низовые организации, вертикаль управленческих комитетов. Во главе комитетов - председатели или секретари (СССР).

Такое объединение для совместных действий оказалось делом мужским. Женщины же не сразу пожелали  преобразовывать свои объединения в партии [6]. Но закон мог не только позволять «женскую партию», но и запрещать таковую. Однако независимо от этого созданные мужчинами партии в состав своих членов принимали женщин в состав своих членов с тем расчетом, что и женская часть населения участвует в выборах.

Для гендерологии важны:

- участие женщин в «смешанных» партиях (наряду с мужчинами);

- создание партий женщинами;

- руководство партией, осуществляемое женщиной [5].

Соперничество за руководство партией. Членам партий приходилось осуществлять соперничество за удостаивание позиции члена комитета низового, регионального и высшего рангов. Политология разбиралась с соперничеством членов партии за высшую в ней должность. Определены следующие категории мотивации и помыслов соперников:

- облегчение реализации своих политических соображений;

- удостаивание привилегий по контактам с руководителями других партий, властвующими чиновниками;

- решающее участие в формировании списков своих кандидатов в депутаты;

- возглавление депутатской фракции в случае прохождения своей партии в парламент;

- удостаивание должности председателя парламента, премьер-министра, министра;

- участие в президентских выборах [2].

Результативность при руководящей в партии позиции сравнительно облегчала дальнейшие действия.

В России. Первым женским объединением России считают «Петроградское патриотическое общество», возникшее в 1812 г. Поскольку оно одновременно «Императорское», следовательно, создано не низовыми инициаторами и не является оппозиционным. Формирование независимого от власти движения берет свое начало с 1859 г. Однако цели были, в основном, просветительными, образовательными, рассчитанными на снисходительную позицию императора. Далее предстал «Союз равноправия женщин» (1905 г.).

Постепенно политические соображения усилились, осложнившись вопросом выбора одного из трех направлений действий:

- национал-патриотического;

- либерально-демократического;

- социал-демократического.

Предстало перспективным третье из этих направлений. В этом направлении  Показала, выделилась Арманд И.Ф., которая предпочла созданию своей женской партии вступление в РСДРП (1904 г.). В 1919-1920 гг. она возглавила женский отдел ЦК партии. Высоко ценятся также действия Крупской Н.К. и Коллонтай А. М.

В СССР. После упразднения монархии женщины в равенстве с мужчинами добились немалого, сугубо женские организации здесь не понадобились. Оказалось достаточным получение по квотам порядке 31-33% депутатских мест в Советах, нахождения в парткомитетах КПСС, как членов партийных «женотделов». Однако должность секретаря парткомитета давалась весьма сложно. Но и без этого удостоились министерских должностей: Фурцева Е.А., Зуева Т.М.

«Комитет советских женщин» был создан лишь в 1941 г. Поскольку все женские вопросы полагались решенными, этому объединению досталось лишь участие в борьбе за мир. Однако вопрос лидерства в этом органе  был подвержен значительному влиянию политбюро ЦК КПСС [6].

По ходу создания дополнительных партий во время перестройки (1987-1991 гг.), женщины Российской Федерации проявили достаточную пассивность. Для них оказалось достаточным иметь «Союз женщин России» (23.11.1990 г.).  Чтобы исключить «копирование» политических партий, во главе объединения поставили сопредседателей:

- Галкину Г.Н. (Федулова А.В. с 1991 г.);

- Идельбаеву Г.А;

- Кузнецову Л.Н. [3]

Данное объединение приняло участие в выборах 1993 г. в режиме соперничества не только с другими объединениями, но и с партиями (КПРФ, ЛДПР, Выбор России, Аграрная партия России, Демократическая партия и др.). Но далее довелось кооперироваться с другими объединениями и лишаться своего независимого участия в выборах.

После этого объявилась  «Народная партия «За женщин России»» (31.03.2007 г.), председателем которой была избрана Хавраева Г.Ф. При регистрации партии ее название было сокращено - «За женщин России». Однако утверждение Программы и Устава этой партии случилось не сразу, а 22.04.2012 г.

Председателем партии «Яблоко» была избрана Слабунова Э.Э. (19.12.2015 г.), этот факт представлялся для России весьма редким.

Доля женщин в КПРФ в 2016 г составляла 4,34%. Для сравнения стоит указать, что в «Консервативной» партии Великобритании половина ее членов - женщины. Однако одна и та же женщина не руководила женским объединением в течение длительного времени.

Женщины в Российской Федерации стали более усердно удостаиваться министерских должностей (Федеральное собрание возглавляет Матвиенко В.И. (с 21.09.2011 г.)). Но по созданию партий и занятию высоких административных должностей женщины с мужчинами не сравнялись.

Напрашивается сравнение с новинками на Украине, притом что внимание политологов к событиям в этой бывшей союзной республике обострилось. Там, начиная с 1997 г., зарегистрировались:

- партия «Женщины Украины»;

- партия «Женская инициатива»;

- партия «Солидарность женщин Украины»;

- объединение «Женщины за будущее».

Россия по такому показателю от Украины значительно отстала.

В других странах. После окончания II Мировой войны ни в одной из стран народной демократии женщин во главе партии, а также во главе  государства не оказалось. Не отстали от них в этом и Куба, Китай, Монголия. Для объяснения этого учета достаточно факта военных действий.

Из остальных стран отличилась Великобритания, где соединены монархия и республика, а под «палатой лордов» - «палата общин». Выборы депутатов в нижнюю палату республиканского образца определили создание множества партий. Ныне действуют партии:

- «Консервативная» (1870 г.);

- «Лейбористская» (1900 г.);

- «Юнионистская партия Ольстера» (1905 г.).

- «Партия Уэльса» (1925 г.);

- «Национальная партия Шотландии» (1928 г.);

- «Либерально-демократическая партия» (1988 г.);

- «Партия независимости Соединенного королевства» (1993 г.).

С 1721 г. королевством управляли 74 премьер-министра, и только двое из них – женщины:

- Тэтчер Маргарет Х. (1979-1990 гг.);

- Мэй Тереза М. (с 13.07.1916 г.).

Тэтчер Маргарет вступила в партию Консерваторов, благодаря чему прошла через выборы в палату общин. Неудачу этой партии в выборах 1974 г. она объяснила слабостью партийного руководства. Она решилась возглавить эту партию и достигла этой цели в 1975 г., а в 1979 г. удостоилась должности премьер-министра, что с учетом «примеси» монархии равноценно должности президента. Однако без управления главной в государстве партией вряд ли это оказалось бы возможным.

Мэй Тереза М. прошла в состав парламента в 1997 г., но в 2002 г. стала председателем той же Консервативной партии. Важно учесть, что в обоих случаях кандидаты в премьер-министры возглавляли правящую партию.

Весьма вероятно, что на такой успех повлияло нахождение в верховной власти страны не короля, а королевы.

В Германской республике парламент - рейхстаг, а главный политик - канцлер. Здесь с 1871 г. по 1918 г. было 9 рейхсканцлеров. Все они - мужчины. С1919 по 1933 г. - их 21, но с тем же представительством по признаку пола. С 1933 г. по текущее время их 16, и только последняя из них женщина - Меркель Ангела Д. (с 22.11.2005 г.).

Меркель Ангела Д. поступила на работу в политическую партию «Демократический прорыв» в 1989 г.. В следующем году она предстала в «Партии Вольфганга Шнура» в должности референта. Результатами своей своей работы она удивила многих активистов партии «Христианско-Демократический союз» Германии (ХДС). 02.12.1990 г. И, благодаря этому, стала депутатом Бундестага. Далее она была удостоена должности заместителя председателя указанного ХДС (в конце 1991 г.). С 10.04.2000 г. она - глава этой партии, а 30.05.2005 г. была выдвинута блоком «Христианско-социальный союз/Христианско-демократический союз» (ХСС/ХДС) в канцлеры республики. Не без ее авторитета этот блок в досрочных выборах завоевал 35,2% мандатов Бундестага [7].

Как видно, и в Великобритании, и в Германии высшая должность во власти далась женщине после занятия ею высшей должности в партии, партийном блоке.

Во Франции в данных вопросах сходств с этими государствами не наблюдается, ибо среди 25-ти президентов не оказалось ни одной женщины. Та же картина - по премьер-министрам, которых численностью еще больше. Однако это не означает нежелания женщин удостоиться высокой политической позиции в республике.

В этом направлении выделилась Марин Ли Пен, возглавившая партию «Национальный фронт» (с 2011 г.). Эту партию создавал ее отец Жан-Мари Ле Пен (1972 г.). Дочь помогала ему в управлении, осуществляя нелегкую общественную работу. Когда Жан-Мари Ле Пен решил освободиться от партийной работы, дело управления партией перешло к дочери. В 1993 г. она прошла в состав нижней палаты парламента, а в 2014 г. стала членом парламента Евросоюза. Но в выборах президента Франции в 14.05.2017 г. выигарть конкуренцию с Макроном Эмманюэлем ей не удалось. По женскому управлению республикой на высшем уровне Франция отстала и от Великобритании, и от Германии.

В США пыталась стать президентом страны Клинтон Хиллари (2016 г. г.)., однако победа ей не далась. Но, имея опыт работы в сфере  государственного управления, в 2001-2009 гг. она предстала в качестве сенатора штата Нью-Йорк, а затем, до 2013 г. – в качестве госсекретаря США. Ее карьеру также связывают с удачным замужеством (Клинтон Билл, президент США в 1993-2001 гг.). Действия обоих осуществлялись при поддержке Демократической партии [4].

Сдержанная позиция США относительно управления страной женщиной не стало рекомендаций остальным государствам. Если ограничиться последним десятилетием, женщины стали президентами в: [1]:

- Литве                                                          Грибаускайте Даля    (2009 г.);

- Бразилии                                                    Русеф Дилма               (2011 г.)

- Южной Корее                                            Пак Кын Хе                (2013 г.);

- Центральной Африканской республике   Самба-Панза Катрин (2014 г.);

- Чили                                                           Бачелет Мишель        (2014 г.);

- Мальты                                                      Прека Мари                (2014 г.);

- Хорватии                                                    Грабар Колинда         (2015 г.);

- Маврикии                                                   Гуриб Амина              (2015 г.);

- Непала                                                        Бхандари Бидхья        (2015 г.);

- Эстонии                                                      Кальюлайд Керсти     (2016 г.)

- Тайвании                                                    Инвэнь Цай                 (2016 г.);

- Маршалловых островах                           Хайн Хильда               (2016 г.).

Первая из них в партии не состояла. Вторая была в «Демократической рабочей партии», но затем перешла (1990 г.) в «Партию трудящихся».

Пак Кын Хе была лидером партии «Сэнури» (2004-2006, 2011-2012 гг.). Президентом республики она была избрана 25.02.2013 г., однако была лишена этой должности и осуждена. Важно учесть, что ее отец Пак Чон Хи был президентом республики в 1963-1979 гг. Здесь - налицо содействие семейного фактора.

Самба-Панза Катрин, также не имевшая отношения к политическим партиям, стала президентом при выборах парламентом.

Бачелет Мишель стала президентом в 2006 г.,  вторично - в 2014 г. Во главе партии она не находилась, но была выдвинута «Социалистической партией».

Прека Мари удостоилась должности председателя женского отдела «Лейбористской партии» (1996-2001 гг.) острова Мальта. Когда председатель этой партии Сант Альфред подал в отставку, она захотела занять эту должность, но ей это не удалось. Однако сей факт не помешал премьер-министру страны рекомендовать ее на должность президента (04.04.2014 г.).

Грабар Колинда была продвинута, благодаря поддержке ХДС, оппозиционной партии, в результате чего ей довелось быть министром, послом, помощником генерального секретаря НАТО.

Гуриб Аминав политических партиях не состояла.

Бхандри Бидьхья вступила в Коммунистическую партию, была в Непале в должности министра обороны (2009-2011 гг.).

Кальюлайд Керсти состояла в партии «Союз Отечества» (2001-2004 гг.). Однако президентом стала значительно позже (2016 г.), следовательно,  партийность в достижении этой цели ей непосредственно не помогла.

Инвен Цай была не просто членом «Демократической прогрессивной партии», но и ее председателем (2008 г., 2014 гг.).

Хайн Хильда - организатор группы по правам женщин в рамках своего государства.

Как видно, из вышеупомянутых женщин отношение к политическим партиям имела лишь часть. Таким образом, в успешной карьере им содействовали:

- партийное членство, управление партией;

- внепартийная, административная работа;

- родственное содействие.

Причины отставания женщин от мужчин по занятию высоких государственных должностей. Основная причина заключается в сравнительно недавнем, конституционно-юридическом установлении равенства женщин с мужчинами по правам, в том числе и политическим. Далее идут отставание по вступлению в действующие партии и создание женских партий. Еще одна причина – нехватка времени на общественную работу и партийную деятельность в связи с наличием семейных социальных ролей. Также важно отметить, что рядовые женщины, будучи  не против участия женщин в государственных органах, при выборах депутатов или  президента больше доверялись мужчинам, нежели женщинам [3], поскольку  мужчины более тесно связаны с производством, полицией, армией, и имеют значительно большее финансовое обеспечение своего участия в выборах. Несмотря на численное превосходство в государствах женщин над мужчинами, мужчины получают больше голосов при выборах, нежели женщины. Как следует, государственное управление считают делом преимущественно мужским.

Содействия прохождению женщин в верховную власть. Первую позицию в составе факторов стоит отдать психической стойкости женщин при дискуссиях, спорах, хотя они более уязвимы [5]. Склонностью к диктаторству женщины не располагают, им свойственны миролюбие, осуждение войн, жалость к людям, чуткое отношение к семье и детям, как к основным элементам системы ценностей. Если раньше по уровню образованности женщины отставали от мужчин, то на сегодняшний день  это преодолено. В составе женщин-президентов - не просто преподаватели, но и ученые. Очень важна, хотя это не всегда учитывается, стойкость женщин в отношении соблюдения законов. Их в числе осужденных втрое меньше, нежели мужчин.

Учет гендерологией рассмотренных аспектов может способствовать склонению   женщин-избирательниц к поддержке женских кандидатур в ходе выборов во властные структуры.

Выводы:

- женщинам дались не только членство в общественных объединениях, политических партиях, но и инициаторство в их создани;

- следствие таких достижений - основа гендерных завоеваний;

- к правам участия в выборах примкнуло право баллотироваться на выборную должность с подходом к президентской должности;

- женщин в должностях президентов немало, признаков уменьшения их численности нет;

- лидерство женщины в политической партии способствует процессу завоевания должности президента.

Библиографический список:

1. Десять первых женщин-президентов своих стран [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www.fishki.net (дата обращения 03.05.2019).
2. Кисловская Е.В. Конструирование имиджа женщины-политика в России: проблемы и преимущества //Власть. Политические науки. № 5. 2018. С. 172-174.
3. Коновалова Г.В. Управление представительством женщин в органах власти субъекта Российской Федерации. Автореф. на соиск. уч. ст. к. соц. н. – Чита, 2006. - 24 с.
4. Максимова О.Б. Политическая карьера женщин в России и странах Запада: сравнительный анализ [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www.cyberleninka.ru (дата обращения 03.05.2019).
5. Пищева Т.Н., Шелепасова Н.П. Образ идеального политического лидера в массовом сознании // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. № 4, 2004. - С. 27-32.
6. Пухова З.П. Женское движение и перестройка в СССР [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www/a-z.ru (дата обращения 03.05.2019).
7. Степанова Н.М. Культура гендерных отношений в политических партиях и в парламенте Великобритании [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www/owl.ru (дата обращения 03.05.2019).
8. Фомичева Н.С. Гендерная специфика восприятия женского политического лидерства. Автореф. на соиск. уч. ст. к. псих. н. - М., 2007.




Рецензии:

10.06.2020, 13:39 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: …Адибекян Оганес Александрович. Гендерология не исключила своего внимания к политической сфере, и это предстало серьезно в режиме республиканских устройств государств. Статья Адибекян О.А. показывает обращение женского движения к равенству женщин с мужчинами с сфере политики, и это охватывает их участие в выборах избирателями, затем кандидатами в депутаты, что, в конце концов дошло до должности президента. Статья подошла к вопросу исторически, с учетом показаний ведущих государств мира. Особое внимание уделено СССР и современной России. Владение этими сведениями в пользу поддержки «гражданского общества». Представленная работа содержанием богата, публикации заслуживает. Но следует поправить в тексте выражение «…облегчала дадьнейшие действия … ».



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх