Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №82 (июнь) 2020
Разделы: Экономика
Размещена 21.06.2020. Последняя правка: 20.06.2020.
Просмотров - 1483

Анализ и оценка доходов и расходов местных бюджетов Республики Беларусь

Цалко Анжелика Александровна

Полесский государственный университет

Студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведен анализ доходов и расходов местных бюджетов Республики Беларусь за 2017-2019 гг.


Abstract:
The article analyzes the income and expenses of the local budgets of the Republic of Belarus for 2017-2019.


Ключевые слова:
местный бюджет; доходы; расходы

Keywords:
local budget; income; expenses


УДК 330.534.4

Введение

Одной из самых важных и главных частей системы государственных финансов и одним из эффективных инструментов решения региональных проблем считаются финансы региона [1]. Их рациональное и целенаправленное распределение оказывает на развитие конкретного региона положительное воздействие.

Региональные финансы означают:

Во-первых, это региональные бюджеты административно-территориальных единиц;

Во-вторых, это финансы субъектов хозяйствования, которые используются для удовлетворения региональных потребностей.

Финансовые потоки региона обеспечивают финансирование различных мероприятий, которые связанны с коммунально-бытовым и социально-культурным обслуживанием населения определенной территории [2].

Актуальностью данной темы является то, что анализ доходов и расходов местных бюджетов позволяет определить основные направления по их управлению.

Цель статьи – оценка доходов и расходов местных бюджетов Республики Беларусь на основе их анализа.

Основная часть

Местные бюджеты считаются финансовой базой функционирования местных органов власти, которые выполняют ряд задач, связанных с развитием регионов. Рассмотрим структуру доходов местных бюджетов Республики Беларусь в 2017 – 2019 годах на основании данных таблицы 1.

Таблица 1 – Доходы местных бюджетов Республики Беларусь в январе-декабре 2017-2019 гг.

 

январь-декабрь 2017 г.

январь-декабрь 2018 г.

январь-декабрь 2019 г.

Уд. вес 2017 г.

Уд. вес 2018 г.

Уд. вес 2019 г.

млн рублей

млн рублей

млн рублей

%

%

%

ДОХОДЫ (Всего)

16 385,20

17 826,00

20 149,80

 

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

11 908,70

12 834,90

14 271,40

72,7

72

70,8

Подоходный налог

4 338,60

5 162,70

5 915,70

26,5

28,9

29,4

Налог на прибыль

1 894,40

1 990,10

2 513,20

11,6

11,2

12,5

Налоги на собственность

1 615,40

1 737,20

1 607,30

9,9

9,8

8,0

НДС

2 866,80

2 591,50

2 765,20

17,5

14,5

13,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 139,50

1 252,90

1 403,20

6,9

7

7,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

3 337,00

3 738,30

4 475,20

20,4

20,9

22,2

Примечание – Источник: собственная разработка [3]

Исходя из представленных данных, следует, что общая сумма доходной части местных бюджетов в денежном выражении имеет положительную динамику за рассматриваемый период. Так, в 2019 году сумма доход местных бюджетов составила 20 149,80 млн. рублей, что на 3 764,60 млн. руб. больше, чем за 2017 год, в том числе за счет увеличения налоговых доходов на 2 362,70 млн. рублей (19,8%), увеличением неналоговых доходов на 263,70 млн. рублей (23,1%) и безвозмездных поступлений на 1 138,20 млн. рублей (34,1%). 

За период 2017-2019 года наблюдается рост налоговых доходов. Увеличение суммы данного показателя можно обосновать ростом следующих статей: подоходный налог в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличился на 1 577,10 млн. рублей или 36,4%; налог на прибыль в 2019 году к 2017 году также возрос на 618,80 млн. рублей или на 32,7%. Несмотря на снижение таких показателей, как налог на собственность на 8,1 млн. рублей или на 0,5% и налог на добавленную стоимость на 101,6 млн. рублей или на 3,5%.

В 2019 году набольший удельный вес к общей сумме доходов занимают налоговые доходы – 70,8% (в 2018 году – 72%, в 2017 году -72,7%), что характерно для всех местных бюджетов республики [4]. Также значимую часть в общей сумме доходов занимают безвозмездные поступления – в 2019 году их доля составляет 22,2% (в 2018 году – 20,9%, в 2017 году – 20,4%). Наименьший удельный вес в общей сумме доходов местных бюджетов занимают неналоговые доходы– 6,9-7%.

За рассматриваемый период наибольшую долю налоговых доходов составляет подоходный налог – 29,4% (в 2018 году – 28,9%, в 2017 году -26,5%). Также значимую часть занимают: налог на добавленную стоимость – в 2019 году его доля составляет 13,7% (в 2018 году – 14,5%, в 2017 году – 17,5%), налог на прибыль – 12,5% (в 2018 году – 11,2%, в 2017 году – 11,6%), налоги на собственность – в 2019 году их доля составляет 8,0% (в 2018 году – 9,8%, в 2017 году – 9,9%).

Рассмотрим структуру и динамику расходов местных бюджетов на основании данных таблицы 2.

Таблица 2 – Расходы местных бюджетов Республики Беларусь в январе-декабре 2017-2019 гг.

 

январь-декабрь 2017 г.

январь-декабрь 2018 г.

январь-декабрь 2019 г.

Уд. вес 2017 г.

Уд. вес 2018 г.

Уд. вес 2019 г.

млн рублей

млн рублей

млн рублей

%

%

%

РАСХОДЫ (функциональная классификация)

16 213,00

17 893,00

20 135,60

 

Общегосударственная деятельность

3 836,70

3 796,80

3 983,60

23,7

21,2

19,8

Национальная экономика

1 681,60

1 762,20

2 216,70

10,4

9,8

11,0

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

1 569,50

1 844,80

2 082,30

9,7

10,3

10,3

Здравоохранение

3 476,80

3 993,20

4 507,60

21,4

22,3

22,4

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

578,8

693,3

758,8

3,6

3,9

3,8

Образование

4 152,70

4 762,40

5 415,20

25,6

26,6

26,9

Примечание – Источник: собственная разработка [3]

Из таблицы 2 можно увидеть, что с каждым годом на протяжении анализируемого периода происходит увеличение расходов: в 2019 году по сравнению с 2018 годом их сумма увеличилась на 2 242,6 млн. рублей или на 12,5%, в 2018 году по сравнению с 2017 годом расходы увеличились на 1 680 млн. рублей или на 10,4%.

Увеличение общей суммы расходов можно обосновать ростом следующих статей: расходы общегосударственной деятельности в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличились на 146,9 млн. рублей или 3,8%; расходы национальной экономики в 2019 году к 2017 году также возросли на 535,1 млн. рублей или на 13,2%; расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство увеличились на 512,8 млн. рублей или на 32,7%; сумма расходов на здравоохранение увеличилась на 1 030,8 млн. рублей или на 13%; расходы на физкультуру, культуру и СМИ увеличились на 180 млн. рублей или на 31,1%; расходы на образование увеличились на 1 262,5 млн. рублей или на 13%.

В 2019 году набольший удельный вес к общей сумме расходов занимают расходы на образование – 26,9% (в 2018 году – 26,6%, в 2017 году -25,6%). Также значимую часть в общей сумме расходов занимают расходы на здравоохранение – в 2019 году их доля составляет 22,4% (в 2018 году – 22,3%, в 2017 году – 21,4%). Не менее важными являются расходы на общегосударственную деятельность – в 2019 году их доля составила 19,8% (в 2018 году – 21,2%, в 2017 году – 23,7%). Наименьший удельный вес в общей сумме расходов местных бюджетов занимают расходы на физкультуру, культуру и СМИ – 3,6-3,8%.

В целом, можно отметить, что налоговые доходы занимают более 70% всех доходов местных бюджетов Республики Беларусь. В структуре налоговых доходов преобладают поступления от подоходного налога [5], объем которых за последние годы растет. Что касается собственных доходов, то данные поступления в местные бюджеты регионов Республики Беларусь за рассматриваемый период увеличиваются.

Как и во многих странах, образование и здравоохранение являются наиболее крупными направлениями расходов местных бюджетов Республики Беларусь [6].

Исполнение местных бюджетов в 2017 году осуществлялось с профицитом в размере 172,2 млн. руб., в 2018 году - с дефицитом в размере 67 млн. руб., а в 2019 году – с профицитом в размере 14,2 млн. руб. Исходя из вышеприведенного анализа, можно отметить, что профицит местных бюджетов в рассматриваемом периоде вызван увеличением поступлений в виде подоходного налога и сокращением расходов на малоэффективные мероприятия. Дефицит вызван сокращением доходных поступлений в виде налога на добавленную стоимость и увеличением расходов на образование, здравоохранение, национальную экономику, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, и иные расходы.

Выводы:

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Общая сумма доходной части местных бюджетов в денежном выражении имеет положительную динамику за рассматриваемый период;
  2. Наибольший удельный вес в структуре доходов местных бюджетов составляют налоговые доходы - 70-73%, а наименьший удельный вес занимают неналоговые доходы – 7%;
  3. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес занимает подоходный налог – 26-29%, а наименьший удельный вес – налог на собственность – 8-10%;
  4. За рассматриваемый период расходы местных бюджетов имеют положительную димамику;
  5. Набольший удельный вес к общей сумме расходов занимают расходы на образование – 25-27%, а наименьший удельный вес – физическая культура, спорт, культура и СМИ – 3-4%
  6. За 2019 год суммарный профицит местных бюджетов составил 14,2 млн. руб.

Основными направлениями в формировании собственных доходов местных бюджетов и сохранении автономии местных бюджетов, будут являться следующие:

–  увеличение закрепленных налоговых поступлений;

– расширение налоговой базы по местных налогам и доходам от использования имущества;

– предотвращение роста задолженности субъектов хозяйствования по уплате налогов и сборов в местные бюджеты;

– улучшение администрирования доходов, формирующих местный бюджет.

Это позволит обеспечить эффективный экономический рост, нарастить бюджетные расходы на одного жителя, повысить качество и объем бюджетных услуг, что будет являться критерием оценки деятельности местных властей.

Улучшение качества системы управления финансами региона может быть достигнуто с решением таких задач, как совершенствование единой и согласованной системы управления всеми этапами бюджетного процесса на региональных уровнях бюджетной системы, улучшение механизмов и технологий управления по повышению качества планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджета, повышение эффективности использования средств бюджета региона.

Важным на пути совершенствования управления финансовыми потоками на региональном уровне будет являться исключение неоправданного расходования ресурсов, совершенствование системы межбюджетных отношений, стимулирование роста налогового потенциала территорий.

Библиографический список:

1. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск: ПолесГУ, 2017. – 110 с.
2. Гречишкина Е.А. Механизм социального инвестирования: региональный аспект / Е.А. Гречишкина // Региональная Экономика. Юг России : научно-практический журнал. – 2015. – № 1(7). – С. 15-22.
3. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Мин.финансов Респ. Беларусь. – Минск, 2017-2019. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/ - Дата доступа: 04.04.2020.
4. Ясюкайть Д.И. Формирование доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Лидского района Гродненской области) // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси : материалы XIII международной молодежной научно-практической конференции, Пинск, 5 апреля 2019 г.: в 3-х ч. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск : ПолесГУ, 2019. – Ч. 1. – С. 189-191.
5. Войтович Ю.С. Финансовая устойчивость местных бюджетов и пути ее укрепления [Электронный ресурс] / Ю. С. Войтович, М. А. Малахова, М. П. Самоховец // Нормирование и оплата труда в строительстве : ежемесячный практический журнал. - 2019. - № 5. - С. 49-52.
6. Самоховец М.П. Бюджетное финансирование социальной сферы Республики Беларусь / М. П. Самоховец, М. И. Бухтик, А. В. Киевич // Экономические науки : научно-информационный журнал. - 2020. - № 3 (184). - С. 104-109.




Рецензии:

21.06.2020, 15:45 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: статья актуальна. хорошо иллюстрирована. показатели даны в динамике. экономическая литература достаточно полно отражает материал. считаю возможным опубликовать данную статью

23.06.2020 14:14 Ответ на рецензию автора Цалко Анжелика Александровна:
Дазмира Васильевна, благодарю за положительную рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх