Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 29.06.2020. Последняя правка: 28.06.2020.
Просмотров - 309

Формирование доходов бюджета и основные пути их увеличения на примере республиканского бюджета

Валюшко Анна Игоревна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведён анализ доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2017-2019 годы, а также предложены пути их увеличения.


Abstract:
The revenue of the Republican budget of the Republic of Belarus for the period 2017-2019 was analyzed and ways to increase them was suggested.


Ключевые слова:
республиканский бюджет; доходы бюджета; налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления

Keywords:
republican budget; budget revenues; tax revenue; non-tax revenues; income grants


УДК 336

Введение

На современном этапе развития страны бюджет является одним их главных инструментов реализации финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – одни из наиболее эффективных. Бюджетная система Республики Беларусь включает два звена: республиканский бюджет и местные бюджеты.

Актуальность темы заключается в важности бюджета в реализации государственной социальной и экономической политики. Доходы бюджета, определяют возможность финансирования важнейших государственных программ.

Цель статьи –  исследование доходов республиканского бюджета в Республике Беларусь, а также определение путей их повышения.

Основная часть

Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь. Республиканский бюджет представляет собой финансовый план формирования и направления использования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов власти и управления.

В качестве нормативно-правовой базы выступают: Бюджетный кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь № 269-З от 16.12.2019 г. «О республиканском бюджете на 2020 год», где отражаются источники доходов бюджета и направления их использования и распределение между бюджетами, а также устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты.

Для более качественного анализа необходимо учитывать изменения доходов бюджета за ряд лет. Проанализируем динамку доходных поступлений республиканского бюджета за 3 года. В таблице 1 представлены статистические данные по доходам республиканского бюджета за 2017-2019гг.

Таблица 1 – Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь за 2017-2019гг.

Показ атель

2017 г.

2018 г.

2019 г.

млн. рублей

в % ВВП

млн. рублей

в % ВВП

млн. рублей

в % ВВП

Доходы (всего)

19 771,8

18,8

24 389,2

20,1

24 274,5

18,4

Налог овые доходы

14 431,8

13,6

18 656,9

15,3

18 698,3

14,2

Ненал оговые доходы

2 905,3

2,7

2 816,6

2,3

2 980,5

2,3

Безво змездные посту пления

2 434,7

2,3

2 915,7

2,4

2 595,7

2,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

Для анализа динамики необходимо определить темпы прироста значений статей доходов республиканского бюджета в денежном выражении и в процентах к ВВП за рассматриваемый период. Данные показатели рассчитаны в таблице 2.

Таблица 2 – Темпы прироста доходов республиканского бюдже та за 2016-2018 гг.

Показ атель

Темп прироста, %

Темп прироста 2019 к 2017 году, %

2018 к 2017

млн рублей

2018 к 2017

в % ВВП

2019 к 2018

млн рублей

2019 к 2018

в % ВВП

млн рублей

в % ВВП

 Доходы (всего)

23,35

6,91

-0,47

-8,46

22,77

-2,13

Налоговые доходы

29,28

12,50

0,22

-7,19

29,56

4,41

Неналоговые доходы

-3,05

-14,81

5,82

-

2,59

-14,81

Безвозмездные поступления

19,76

4,35

-10,98

-16,67

6,61

-13,04

 Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [3]

 Исходя из данных представленных в таблицах 1 и 2 можно сделать вывод, что доходы республиканского бюджета в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличились на 4 502, 7 млн рублей или на 22,7%. Однако в 2019 году по сравнению с 2018 годом доходы бюджета уменьшились на 114,7 млн рублей, что связано с уменьшением доли налоговых доходов на 1,7% и уменьшением безвозмездных поступлений на 320 млн рублей или на 10,98%.

 Налоговые доходы являются основной составляющей доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь. Структура налоговых доходов представлена следующими составляющими (рисунок 1):

 

Рисунок 1 – Структура налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2017-2019гг., млн. рублей

 Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]

 Анализ налоговых поступлений необходим непосредственно для определения налоговой нагрузки на экономику. В Республике Беларусь как и в международной практике данный показатель рассчитывается как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к ВВП.

 По предварительным данным, в 2018 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,9 % в ВВП и по сравнению с 2017 годом выросла на один процентный пункт, что обусловлено опережающей динамикой налоговых доходов (107,1 %) по отношению к росту ВВП (103 %) [4].

 Неналоговые доходы являются второй составляющей по величине в структуре республиканского бюджета.

 В соответствии с экономической характеристикой неналоговые доходы подразделяются на подгруппы:

 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (включает все виды процентных доходов за пользование денежными средствами бюджетов) занимают наибольший удельный вес в структуре неналоговых доход (7,7%);

 - доходы от осуществления приносящей доходы деятельности занимают второе место в структуре неналоговых поступлений (2,0%) и включают доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; компенсации расходов государства; доходы от реализации государственного имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы от реализации имущества, конфискованного и иным способом обращённого в доход государства);

 - административные штрафы и удержания, налагаемые уполномоченными органами на физических и юридических лиц, составляют 0,5% от всех неналоговых доходов;

 - прочие неналоговые доходы – занимают наименьший удельный вес (0,1%).

 Что касается безвозмездных поступлений, они включают текущие безвозмездные поступления от иностранных государств, занимающие наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений – 7,7% и иные межбюджетные трансферты – 3,4% от всех безвозмездных поступлений.

Несмотря на то, что механизм формирования и планирования бюджета выработан годами, он может оказаться неэффективным и потребовать внесения некоторых корректировок, также в процессе его формирования возникает множество проблем, для решения которых необходимо на этапе планирования бюджета провести реформирование бюджетного процесса.

На данный момент времени остаются значимыми вопросы эффективного использования бюджетных средств, концентрации государственных ресурсов на особо значимых проектах и программах, максимального сокращения налоговых льгот.

 Актуальным остаётся и вопрос совершенствования бюджетно-налоговой политики государства. Основными направлениями улучшений является повышение доходной базы бюджета и грамотное снижение расходов республиканского бюджета.

 За последние несколько лет в стране проведена существенная работа по совершенствованию налоговой системы. Республика Беларусь в 2019 году заняла 99-е место среди 190 экономик мира в рейтинге налоговой нагрузке Paying Taxes по удобству уплаты налогов, в то время как 2 года назад занимала 63-ю позицию. Задача повысить эффективность и сохранить стабильность налоговой системы остаётся актуальной.

 Налоговые доходы являются наиболее значимой и существенной частью доходов республиканского бюджета и соответственно одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики является поиск дополнительных источников их увеличения.

 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы предусматривает мероприятия в области налоговой политики [5], которые направ лены на удерживание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, который в свою очередь будет способствовать экономическому росту, при этом уровень налоговой нагрузки не увеличится и составит не более 26% от ВВП.

 Для достижения данной цели предлагается:

 -        ввести мораторий на ухудшение налогового законодательства;

 -        повысить эффективность налоговой системы с целью стимулирования инвестиционной и инновационной активности [6];

 -        совершенствовать подходы к взиманию налога на недвижимость, а также экологического налога;

-         освободить от НДС внутрихолдинговых оборотов товары (работы, услуги);

 -        обеспечить переход на электронное обслуживание плательщиков.

 Также будет введёт институт «налоговых депозитов», который будет способствовать выведению из тени доходов и капитала. Всем резидентам Республики Беларусь, чьи доходы задекларированы свыше суммы, установленной государством и заплатившим с них налоги, гарантируется сохранение налоговой и коммерческой тайны.

 Исходя из представленного анализа (таблица 1), за последние годы наблюдается рост доходов республиканского бюджета, однако необходимо продолжать совершенствовать работу по увеличению доходной части бюджета.

 Для достижения данной ценной можно предложить ряд мероприятий:

 – постепенно снижать роль косвенных налогов при формировании доходов бюджета;

 –  расширять налоговую базу, увеличивая объёмы производства и реализации продукции, повыш ая ее конку рентоспособность по качес тву и по цене, а также провести ряд работ с убыточными предприятиями с целью выведения их на безубыточный уровень;

 – перейти к много вариантному соста влению проек та бюджета [7].
– сочитать оптимально прямые и косвенные налоги, а также налог и и неналоговые платежи;

 – совершенствовать расходы бюджета, так как они оказывают значительное влияние на его доходную часть. Для увеличения доходной части бюджета необходимо провести работу по расширению и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов [8].

 Осуществление вышепредложенных мероприятий может благоприятно отразиться на объемах поступлений в республиканский бюджет и таким образом на экономическом развитии Республики Беларусь.

Библиографический список:

1. Самоховец М.П. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс / М.П. Самоховец, В.М. Ливенский; УО “Полесский государственный ун-т”. – Пинск: ПолесГУ, 2015. – 117 с.
2. Тетерина Л.М. Государственный бюджет / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 220 с.
3. Аналитические доклады “О состоянии государственных финансов Республики Беларусь” [Электронный ресурс] / Мин. финансов Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budge tary_policy/analy tical_reports/– Дата доступа: 09.04.2020.
4. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / “О налоговой нагрузке”. – Режим доступа : http://nalog.gov.by/. – Дата доступа : 09.04.2020
5. Левкович В.М. Доходы консолидированного бюджета и налоговая политика Республики Беларусь // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы XII международной молодежной научно–практической конференции, Пинск, 6 апреля 2018 г. : в 3 ч. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2018. – Ч. 1. - С. 182-184.
6. Самоховец М.П. Инновационный вектор устойчивого экономического развития Республики Беларусь / М. П. Самоховец, Е. А. Гречишкина // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы : сборник трудов XIV международной научно-практической конференции, Пинск, 24 апреля 2020 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. - Пинск : ПолесГУ, 2020. - С. 66-68.
7. Гарбацевич В.И. Многовариантное планирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь / В.И. Гарбацевич, В.С. Федоренков; науч. рук. М.П. Самоховец // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси: материалы XII международной молодежной научно–практической конференции, Пинск, 6 апреля 2018 г. : в 3 ч. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2018. – Ч. 1. - С. 136-138.
8. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы // Пятое Всебелорусское Народ. Собрание [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://shod.belta.by/progr amma. - Дата доступа: 09.04.2020.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх