Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №82 (июнь) 2020
Разделы: Экономика
Размещена 23.06.2020.
Просмотров - 2681

АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА КИТАЯ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Леонова Юлия Сергеевна

Полесский государственный университет

студент, Кафедра банкинга и финансовых рынков

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проанализированы доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь и Китайской Народной Республики за 2018 г., а также предложены некоторые меры по оптимизации бюджета.


Abstract:
The article analyzes the income and expenses of the consolidated budget of the Republic of Belarus and the People's Republic of China for 2018, and also suggests some measures to optimize the budget.


Ключевые слова:
экономическое сотрудничество; консолидированный бюджет; доходы; налог

Keywords:
economic cooperation; consolidated budget; income; tax


УДК 336

Введение

Бюджетная система Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов, в то время как в Китае система государственных финансов строится по схеме: федеральный бюджет - бюджеты провинций - бюджеты местных органов власти.

Актуальность темы – анализ доходов и расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению.

Цель статьи – анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и Китая на основе статистических данных.

Основная часть

Китайские экономические реформы, проводимые в последнее время, содержат в себе инновационную модель государственного регулирования. Эти реформы представляют собой практическую деятельность китайских государственных органов власти, которые эффективно выявили проблемы в экономике и разрабатывают инструменты по их решению.

Экономические реформы Китая развивались на протяжении более 35 лет. Данные таблицы 1 показывают, что за 1998–2018 гг. в двух странах прослеживаются разные результаты реформ.

Таблица 1 - Сравнительные показатели экономического развития Китая и Республики Беларусь за 20 лет

Показатели

Китай

темп роста, %

Республика Беларусь

темп роста, %

1998 г.

2018 г.

1998 г.

2018 г.

Население, млн чел.

1241,93

1392,73

112,14

10,07

9,485

94,2

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

70,7

76,7

108,5

67,4

74,6

110,7

ВВП на душу населения, долл. США

828

9608

11,6 раза

1452

6306

4,3 раза

Экспорт, млрд долл. США

141,364

2651

18,75 раза

8,117

41,97

5,17 раза

Импорт, млрд долл. США

97,527

2548,1

26,13 раза

7,097

41,28

5,82 раза

Внешнеторговое сальдо, млрд долл. США

43,84

102,92

2,35 раза

-1,02

0,694

-0,68 раз

Прямые иностранные инвестиции в текущих ценах, млрд долл. США

-41,12

-107,02

2,6 раза

-0,2

-1,44

7,2 раза

Примечание – Источник: составлено на основе данных [1]

Общий уровень двух стран в начале реформ сильно различался. Экономическое положение Беларуси в начале переходного периода было значительно лучше, чем в Китае. Это обстоятельство определило выбор правительством Беларуси несколько иной стратегии реформ.

За 20 лет объемы ВВП Беларуси стремительно увеличились, в том числе и за счет заключения выгодных торговых договоров с Россией, но значительно медленнее, чем в Китае. Другие экономические показатели, такие как прирост ПИИ внешнеторговой деятельности в Беларуси существенно уступали китайским.

Рассмотрим опыт Китая в реализации бюджетно-налоговой политики.

Бюджетные правоотношения в КНР регламентируются Бюджетным законом, первая редакция которого была принята в 1994 г. в ходе масштабной налогово-бюджет ной реформы. За налоговое администрирование в Китае отвечает Главное государственное налоговое управление. Бюджетная система является сравнительно децентрализованной по доходам и чрезвычайно децентрализованной по расходам. Доходная часть бюджета Китая составила 2 712 трлн. долл. США. Структура налоговых поступлений в 2018 г. представлена на рисунке 1.

Структура налоговых поступлений в Китае в 2018 г.

Рисунок 1 – Структура налоговых поступлений в Китае в 2018 г.

Примечание – Источник: на основе данных Национального бюро статистики Китая [2]

Ведущее положение в доходах бюджета принадлежит отчислениям на соц. страхование за счет работодателя (45%), за счет работника (37%) и налогу на прибыль (25 %) (рисунок 2).

Ставки налогов в Китае за 2018 г.

Рисунок 2 — Ставки налогов в Китае за 2018 г.

Примечание – Источник: на основе данных Национального бюро статистики Китая [2]

Расходы бюджета Китая в 2018 г. выросли на 8,7% и достигли рекордного объема в 3,267 трлн. долл. США (рисунок 3).

Структура расходной части бюджета Китая за 2018 г., %

Рисунок 3 — Структура расходной части бюджета Китая за 2018 г., %

Примечание – Источник: на основе данных Национального бюро статистики Китая [2]

По итогам года бюджетные расходы Китая на образование составили 3,22 трлн. юаней (прирост на 6,7%), на развитие науки и техники — 832,2 млрд. юаней (прирост на 14,5%), на социальное обеспечение и занятость — 2,7084 трлн. юаней (прирост на 9,7%), на здравоохранение и плановое деторождение — 1,57 трлн. юаней (прирост на 8,5%). на транспортные перевозки – 1,1073 трлн. юаней (прирост на 3,7%).

Ключевые достижения реформы бюджетной системы Китая: создан механизм распределения бюджета, который объединяет государственную макрополитику с финансированием, повышен уровень научной проработки бюджета, эффективность исполнения бюджета, прозрачность бюджета и усилился контроль государства над бюджетом, задействована система финансового подряда путем локализации налоговых поступлений.

В Республике Беларусь фискальная политика направлена на эффективные использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2017-2018 гг. представлена на рисунке 4.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2017-2018 гг.

Рисунок 4 — Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2017-2018 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Минфина Республики Беларусь [3]

За 2018 г. поступления по основным доходным источникам представлены в таблице 2.

 Таблица 2 — Поступления по основным доходным источникам за 2018 г.

Основные доходные источники

Сумма, млн. руб.

Увеличение к 2017 году

В номинальном выражении, %

В реальном выражении, %

По налогу на добавленную стоимость

10 551,5

+14,1

+2,2

По подоходному налогу

5 162,7

+19

+6,6

По налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности

5 501,5

+55,1

+39

По налогу на прибыль

3 277,7

+12,4

+0,8

По акцизам

2 621,8

+11,9

+0,3

По налогам на собственность

1 737,2

+7,5

-3,6

Примечание – Источник: собственная разработка, основанная на данных [3]

Расходы консолидированного бюджета в 2018 году профинансированы в сумме 33 089,7 млн. руб. (рисунок 5). Произошло увеличение на 15,2% по сравнению с уровнем 2017 года в номинальном выражении и на 3,2% – в реальном выражении.

Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2018 г., в % к итогу

Рисунок 5 - Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2018 г., в % к итогу

Примечание – Источник: собственная разработка, основанная на данных Минфина Республики Беларусь [3]

За 2018 год расходы на общегосударственную деятельность профинансированы в сумме 8 228,8 млн. руб. Расходы на государственную и местные инвестиционные программы возросли относительно 2017 года на 17,8% в номинальном и на 5,5% в реальных выражениях. Расходы на обслуживание государственного долга составили около 28,6. Средства на финансирование социальной сферы составили 14 299,4 млн. руб., из них на образование – 5 632,8 млн. руб., здравоохранение – 4 896,4 млн. руб. Расходы бюджета на национальную экономику – 4 806,2 млн. руб.

Выводы.

Для достижения такой же эффективной экономики как в Китае, Республике Беларусь целесообразно использовать этот опыт, ценность которого в возможности сочетать инновационное развитие и быстрые темпы экономического роста.

В Республике Беларусь экономическая деятельность играют важную роль, однако цели соответствующих программ не достигаются. В глобальном рейтинге Беларусь занимает низкую позицию, в отличии от Китая, поэтому требуется проведение эффективных мероприятий по модернизации национальной бюджетной системы с учетом опыта Китая с целью оптимизации структуры государственных расходов (в том числе за счет сокращения отдельных статей бюджета) и доходов.

Необходима оптимизация доходов за счет совершенствования налогового законодательства путем применения методов уменьшения налоговой нагрузки, упрощение нормативно-правовой базы. Возможно сокращение расходов консолидированного бюджета за счет привлечения иностранных инвестиций, что позволит уменьшить расходы консолидированного бюджета и увеличить поступление доходов за счет появления новых налогоплательщиков.

Библиографический список:

1. Национальное бюро статистики Китая [Электронный ресурс]. – 2020. - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/ - Дата доступа: 08.04.2020.
2. Посольство Республики Беларусь в Китайской Народной Республике // О торгово-экономическом сотрудничестве Беларуси и Китая [Электронный ресурс]. – 2020. - Режим доступа: http://china.mfa.gov.by/ru/trade/ - Дата доступа: 08.04.2020.
3. Министерство Финансов Республики Беларусь // О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf - Дата доступа: 08.04.2020.




Рецензии:

23.06.2020, 20:51 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: интересное сравнение проведено в статье. Работа хорошо иллюстрирована. тенденции изучены в динамике. использована современная экономическая информация, что позволило сделать объективные выводы. Статью можно опубликовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх