Полесский государственный университет
студент, Кафедра банкинга и финансовых рынков
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336
Введение
Бюджетная система Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов, в то время как в Китае система государственных финансов строится по схеме: федеральный бюджет - бюджеты провинций - бюджеты местных органов власти.
Актуальность темы – анализ доходов и расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению.
Цель статьи – анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и Китая на основе статистических данных.
Основная часть
Китайские экономические реформы, проводимые в последнее время, содержат в себе инновационную модель государственного регулирования. Эти реформы представляют собой практическую деятельность китайских государственных органов власти, которые эффективно выявили проблемы в экономике и разрабатывают инструменты по их решению.
Экономические реформы Китая развивались на протяжении более 35 лет. Данные таблицы 1 показывают, что за 1998–2018 гг. в двух странах прослеживаются разные результаты реформ.
Таблица 1 - Сравнительные показатели экономического развития Китая и Республики Беларусь за 20 лет
Показатели |
Китай |
темп роста, % |
Республика Беларусь |
темп роста, % |
||
1998 г. |
2018 г. |
1998 г. |
2018 г. |
|||
Население, млн чел. |
1241,93 |
1392,73 |
112,14 |
10,07 |
9,485 |
94,2 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
70,7 |
76,7 |
108,5 |
67,4 |
74,6 |
110,7 |
ВВП на душу населения, долл. США |
828 |
9608 |
11,6 раза |
1452 |
6306 |
4,3 раза |
Экспорт, млрд долл. США |
141,364 |
2651 |
18,75 раза |
8,117 |
41,97 |
5,17 раза |
Импорт, млрд долл. США |
97,527 |
2548,1 |
26,13 раза |
7,097 |
41,28 |
5,82 раза |
Внешнеторговое сальдо, млрд долл. США |
43,84 |
102,92 |
2,35 раза |
-1,02 |
0,694 |
-0,68 раз |
Прямые иностранные инвестиции в текущих ценах, млрд долл. США |
-41,12 |
-107,02 |
2,6 раза |
-0,2 |
-1,44 |
7,2 раза |
Примечание – Источник: составлено на основе данных [1]
Общий уровень двух стран в начале реформ сильно различался. Экономическое положение Беларуси в начале переходного периода было значительно лучше, чем в Китае. Это обстоятельство определило выбор правительством Беларуси несколько иной стратегии реформ.
За 20 лет объемы ВВП Беларуси стремительно увеличились, в том числе и за счет заключения выгодных торговых договоров с Россией, но значительно медленнее, чем в Китае. Другие экономические показатели, такие как прирост ПИИ внешнеторговой деятельности в Беларуси существенно уступали китайским.
Рассмотрим опыт Китая в реализации бюджетно-налоговой политики.
Бюджетные правоотношения в КНР регламентируются Бюджетным законом, первая редакция которого была принята в 1994 г. в ходе масштабной налогово-бюджет ной реформы. За налоговое администрирование в Китае отвечает Главное государственное налоговое управление. Бюджетная система является сравнительно децентрализованной по доходам и чрезвычайно децентрализованной по расходам. Доходная часть бюджета Китая составила 2 712 трлн. долл. США. Структура налоговых поступлений в 2018 г. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура налоговых поступлений в Китае в 2018 г.
Примечание – Источник: на основе данных Национального бюро статистики Китая [2]
Ведущее положение в доходах бюджета принадлежит отчислениям на соц. страхование за счет работодателя (45%), за счет работника (37%) и налогу на прибыль (25 %) (рисунок 2).
Рисунок 2 — Ставки налогов в Китае за 2018 г.
Примечание – Источник: на основе данных Национального бюро статистики Китая [2]
Расходы бюджета Китая в 2018 г. выросли на 8,7% и достигли рекордного объема в 3,267 трлн. долл. США (рисунок 3).
Рисунок 3 — Структура расходной части бюджета Китая за 2018 г., %
Примечание – Источник: на основе данных Национального бюро статистики Китая [2]
По итогам года бюджетные расходы Китая на образование составили 3,22 трлн. юаней (прирост на 6,7%), на развитие науки и техники — 832,2 млрд. юаней (прирост на 14,5%), на социальное обеспечение и занятость — 2,7084 трлн. юаней (прирост на 9,7%), на здравоохранение и плановое деторождение — 1,57 трлн. юаней (прирост на 8,5%). на транспортные перевозки – 1,1073 трлн. юаней (прирост на 3,7%).
Ключевые достижения реформы бюджетной системы Китая: создан механизм распределения бюджета, который объединяет государственную макрополитику с финансированием, повышен уровень научной проработки бюджета, эффективность исполнения бюджета, прозрачность бюджета и усилился контроль государства над бюджетом, задействована система финансового подряда путем локализации налоговых поступлений.
В Республике Беларусь фискальная политика направлена на эффективные использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2017-2018 гг. представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 — Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2017-2018 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Минфина Республики Беларусь [3]
За 2018 г. поступления по основным доходным источникам представлены в таблице 2.
Основные доходные источники |
Сумма, млн. руб. |
Увеличение к 2017 году |
|
В номинальном выражении, % |
В реальном выражении, % |
||
По налогу на добавленную стоимость |
10 551,5 |
+14,1 |
+2,2 |
По подоходному налогу |
5 162,7 |
+19 |
+6,6 |
По налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности |
5 501,5 |
+55,1 |
+39 |
По налогу на прибыль |
3 277,7 |
+12,4 |
+0,8 |
По акцизам |
2 621,8 |
+11,9 |
+0,3 |
По налогам на собственность |
1 737,2 |
+7,5 |
-3,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка, основанная на данных [3]
Расходы консолидированного бюджета в 2018 году профинансированы в сумме 33 089,7 млн. руб. (рисунок 5). Произошло увеличение на 15,2% по сравнению с уровнем 2017 года в номинальном выражении и на 3,2% – в реальном выражении.
Рисунок 5 - Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2018 г., в % к итогу
Примечание – Источник: собственная разработка, основанная на данных Минфина Республики Беларусь [3]
За 2018 год расходы на общегосударственную деятельность профинансированы в сумме 8 228,8 млн. руб. Расходы на государственную и местные инвестиционные программы возросли относительно 2017 года на 17,8% в номинальном и на 5,5% в реальных выражениях. Расходы на обслуживание государственного долга составили около 28,6. Средства на финансирование социальной сферы составили 14 299,4 млн. руб., из них на образование – 5 632,8 млн. руб., здравоохранение – 4 896,4 млн. руб. Расходы бюджета на национальную экономику – 4 806,2 млн. руб.
Выводы.
Для достижения такой же эффективной экономики как в Китае, Республике Беларусь целесообразно использовать этот опыт, ценность которого в возможности сочетать инновационное развитие и быстрые темпы экономического роста.
В Республике Беларусь экономическая деятельность играют важную роль, однако цели соответствующих программ не достигаются. В глобальном рейтинге Беларусь занимает низкую позицию, в отличии от Китая, поэтому требуется проведение эффективных мероприятий по модернизации национальной бюджетной системы с учетом опыта Китая с целью оптимизации структуры государственных расходов (в том числе за счет сокращения отдельных статей бюджета) и доходов.
Необходима оптимизация доходов за счет совершенствования налогового законодательства путем применения методов уменьшения налоговой нагрузки, упрощение нормативно-правовой базы. Возможно сокращение расходов консолидированного бюджета за счет привлечения иностранных инвестиций, что позволит уменьшить расходы консолидированного бюджета и увеличить поступление доходов за счет появления новых налогоплательщиков.
Рецензии:
23.06.2020, 20:51 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: интересное сравнение проведено в статье. Работа хорошо иллюстрирована. тенденции изучены в динамике. использована современная экономическая информация, что позволило сделать объективные выводы. Статью можно опубликовать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий