магистр географии
Павлодарский государственный педагогический университет
старший преподаватель
УДК 373
В государственном стандарте Республики Казахстан содержание основного среднего образования ориентировано на формирование предметных знаний, функциональных умений и навыков (планирования, анализа, обработка информации, интерпретации и систематизации работы по алгоритму, углубление и понимания основополагающих понятий, закономерностей, теорий и принципов), совершенствование практических навыков. Целью отечественного школьного образования является формирование всесторонне развитой личности с целью адаптации его к жизни в обществе и создание основы для выбора и освоения профессии. В современном образовании школьникам необходимо развивать исследовательские навыки для продуктивной организации исследовательской деятельности школьников. При этом исследовательские действия начинают побуждать к формированию развитого ученика, его интеллектуального развития и мыслительных действий (суммировать, систематизировать, классифицировать) [1].
В педагогическом словаре рассматривается навык как действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений, которое требует постоянного внимания и контроля. Овладев этими навыками, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее [2]. В отличие от навыка умения это освоенные человеком способы выполнения какого-либо действия на основе приобретенных знаний и навыков [3]. Умения могут образовываться и существовать без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, опираясь на знания и навыки при осуществлении действий. П.В. Середенко считает умения первичным, так как формирование его происходит в процессе воплощения имеющихся знаний и навыков в реальные действия. Решая задачу школьник переносит имеющиеся у него знания и навыки в новые условия [4].
Педагоги - исследователи (Кортнев К.П., Зуева С.В., Федотова Н.А., Зимняя И.А., Шашенкова Е.А., Успенский В.В., Брызгалова С.И., Семенова Н.А., Гладкова А.П., Асмолова А.Г.) рассматривают в педагогических и исследовательских трудах содержание и структуру исследовательских навыков.
Формирование исследовательских навыков находится в зависимости от сформированности простых знаний и умений, составляющие операционный компонент навыка. К.П. Кортнев показывает исследовательские навыки как трудные умения, состоящие из компонентов: мотивационного (познавательный интерес), формирующийся под воздействием целей новой деятельности и содержательного (система знаний об исследовании; операционного (система конкретных умений) [5].
Структуру исследовательских умений и навыков рассматривают С.В. Зуева и Н.А. Федотова которые выделяют следующие структурные составляющие:
- мотивационный (потребность в новом знании, а также в реализации своих способностей и самореализации);
- когнитивный (теоретические знания о проведении исследования, о способах разрешения проблемы исследования);
- процессуальный ( анализ, синтез, обобщение);
- рефлексивный (оценка выполненного учебного исследования) [6].
И.А. Зимняя рассматривает исследовательские умения и навыки как возможности к проведению самостоятельных наблюдений и опытов, приобретаемой в процессе решения разного рода исследовательских задач [7]. Авторы И.А. Зимняя совместно с Е.А. Шашенковой указывают деятельность как регулируемая сознанием личности, которая ориентируется на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей результатом которого будет новое знание [8]. В свою очередь автор С.И. Брызгалова позиционирует исследовательские умения как один из способов реализации разной деятельности, описывает их группы и предлагает классификацию в зависимости от логики научного изучения: научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-речевые, коммуникативно-речевые [9]. Формирование исследовательских навыков находится в зависимости от сформированности простых умений, составляющие операционный компонент, а также насколько сформированы предметные знания, умения правильно и своевременно использовать понятийный аппарат в исследовательской работе. Понятие исследовательские навыки рассматриваются как реализация выполнения системы специальных операций по осуществлению исследовательских действий, которые составляют исследовательскую деятельность.
Н.А. Семенова для овладения исследованием делит умения и навыки на блоки: организация исследовательской работы (планирование исследования: выбор темы исследования, выстраивание содержания исследования); работа с информацией (уметь определять источники информации, уметь работать с текстом, выделять тематические термины, понятия по исследуемой теме, уметь делить информационный текст на смысловые части; уметь выделять главное в информации, уметь логично излагать материал, использовать цитаты из научных источников, использовать ссылки; формулировать выводы; уметь приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах) [10].
А.П. Гладкова в своем исследовании выделяет систему исследовательских умений:
- организационно-практические (умение выстраивать план исследовательской работы, формулировать вопросы; умение выдвигать предположения; умения применять методические приемы; умение использовать различные формы представления результатов исследования);
- поисковые (умения видеть проблему, выбрать тему и поставить цель исследования; умения выбирать подходящие методы исследования; умение устанавливать причинно-следственные связи и обработывать необходимую информацию);
- информационные (умения находить и пользоваться источниками информации; умение слушать оппонента; умение работать с понятийным аппаратом; умения понять и интерпретировать устный и письменный текст; умение фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; умение формулировать выводы);
- рефлексивные (умение оценить проделанную работу; умение давать оценку работе и составлять рекомендации для дальнейшего исследования) [11].
Результат исследовательской деятельности школьников состоит в формировании исследовательские навыки, которая базируется на умениях ставить цель работы, выдвигать гипотезы, правильно разрабатывать задачи исследования и выбирать способы и условия их реализации, организовывать планирование, проводить эксперимент. В ходе выполнения экспериментов у школьников формируются измерительные навыки, навыки правильного оформления результата и формулировки соответствующих выводов. Учащиеся приобретают умения анализировать, осуществлять рефлексию, самооценку своей исследовательской деятельности.
При проектировании исследовательского обучения нужно учитывать этапы, которые присущи исследованию в науке (Таблица 1).
1 Этап |
Выбор темы исследования |
Постановка проблемы |
Постановка целей, задач |
Выдвижение гипотезы |
2 Этап |
Изучение теории |
Освоение методики исследования |
||
3 Этап |
Выполнение эксперимента |
Фиксация полученных данных |
||
4 Этап |
Обработка результатов эксперимента |
Анализ, обобщение, выводы |
||
5 Этап |
Оценка исследования |
Представление результатов |
Рефлексия |
Учитель должен понимать алгоритм построения исследовательской деятельности, предлагаемой А.Г. Асмоловой:
- создание проблемной ситуации через постановку проблемы, которое обеспечит возникновение проблемного вопроса, актуализирующую ситуацию;
- выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;
- создание плана исследовательской работы, выбор необходимого инструментария;
- поэтапный исследовательский поиск решения проблемы с коррекцией результатов;
- изложение результатов исследования, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;
- обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям [12].
Одна из проблем преподавания школьной географии является недостаточное внимание учителей к формированию исследовательских навыков. Обновленная программа обучения в регионах обязывает учителей больше обратить внимания на индивидуальную деятельность школьников, на укрепление практической составляющей деятельности. Поэтому при изучении школьной географии формируется мировоззрение системное и социально-ориентированное представление о Земле, как планете людей. Она знакомит школьников с территориальным подходом как особым методом научного познания. При применении кейс-технологии школьники смогут полноценно усвоить географическую картину мира и познакомиться с актуальными проблемами своего региона через решения проблемных задач и ситуаций. При использовании кейс-технологии на уроке географии деятельность учителя включает в себя: создание тематического кейса, распределение учеников по малым группам, знакомство школьников с проблемной ситуацией, системой оценивания при решении проблемы, сроками выполнения заданий.
Кейс-технология в курсе школьной географии опирается на следующие дидактические принципы: индивидуальный подход к каждому ученику; максимальное предоставление свободы в рабочем процессе; обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов; соответсвующий обьем школьного теоретического материала; обеспечение доступности учителя для учеников; акцентирование внимания на сильных сторонах ученика.
Основной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемы и проблемной ситуации, которая позволяет выбрать способы решения. Кейс состоит из основного материала текста для понимания и выявления проблемы, и приложения из дополнительной и наглядной информацией. Успешность процесса решения проблемных ситуаций в группе зависит от выбранной форме работы в группах. Группы желательно разбивать на активные рабочие подгруппы из 4-6 школьников, где изучаются материалы кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы всем составом группы.
В процессе организации кейса в группах школьники заранее отрабатывают содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы и решения проблемы. Вырабатывается общая позиция группы, оформляется текст выступления, проводится защита позиции в открытом обсуждении. Если намечаются два самостоятельных решения, то можно выйти на следующий этап публичных дебатов. В классе помимо активных групп формируется независимая экспертная группа из 2-3-х человек, которая анализирует выступления и проводит анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы группами, учитывает эффективность ораторства, логичность доказательств, корректность поведения. Необходимо проводить рефлексию на решенные проблемы изучаемого раздела, на приобретенные способы деятельности и навыки.
Одним из требований по содержанию кейса считаются вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно предложить самостоятельный сбор дополнительной информации школьниками или разработка презентации для проекта. Текст проблемной ситуации составляется преподателем заранее, далее раздается школьникам для сопоставления и анализа сформулированного вопроса изучением новой темы. Этот текст будет основой проблемной ситуации, который актуализирует и систематизирует знания и определяет мотивы на будущий учебный материал. Соотвественно проблемные вопросы формируются по содержанию текста кейса.
Организация кейса основывается на последовательных этапах и создается преподавателем совместно со школьниками: определение темы и формулировка проблемного вопроса предметного исследования; планирование кейса (сбор и анализ необходимого материала); поиск решения проблемного вопроса (обсуждение различных возможных вариантов решения ситуации); редактирование кейса активной группой; обсуждение выводов для нахождения правильного решения ситуации, формулировка выводов по ситуации, рефлексия [13].
Данная технология подходит для формирования предметных умений и навыков в процессе обучения социально-экономической географии в мини-группах и поэтапного решения проблемных ситуаций. Продуктивность исследовательской работы ученика в группе зависит от факторов: численный и качественный состав учеников, организационная структура класса (размещаение класса), общая организация работы с кейсом, обсуждения результатов, подведение итогов. При работе с кейсом школьники реализуют исследовательские действия к решению и объяснению проблемной ситуации, вычленению главной информации, принятию правильных решений.
Рецензии:
6.08.2020, 9:18 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной. Материал изложен логично, но внимание автора следует обратить на следующее: по требованиям данного издания:
- автору следует прописать цель и задачи исследования;
- необходимо отразить научную новизну исследования;
- список литературы оформляется по алфавиту, следовательно, и сноски требуют корректировки.
После доработки статью можно рекомендовать к публикации
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий