Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 08.07.2020.
Просмотров - 2033

Формирование исследовательских навыков в школьном курсе географии

Сарсембаева Динара Канатовна

магистр географии

Павлодарский государственный педагогический университет

старший преподаватель

Аннотация:
В статье рассматриваются основные вопросы содержания и структуры формирования исследовательских навыков школьников на основе кейс-технологии в изучении школьной географии. В работе освещен литературный обзор определения исследовательских навыков, организации исследовательской деятельности и предложены последовательные шаги организации исследования и работы с кейсами на уроках географии. Кейс - технология подходит для формирования предметных навыков в процессе обучения социально-экономической географии в мини-группах и поэтапного решения проблемных ситуаций.


Abstract:
The article presents the main issues of the content and structure of the formation of research skills among schoolchildren based on case technologies in the study of school geography. The paper covers a literary review of research, study and organization of geological research. Case is a technology suitable for the formation of subject skills in the process of teaching socio-economic geography in mini-groups and phased solutions to problem situations. The concept of research skills is considered as the implementation of a system of special operations for the implementation of research activities that comprise research activities.


Ключевые слова:
исследовательские навыки; исследовательская деятельность; кейс-технология

Keywords:
research skills; research activities; case technology


УДК 373

В государственном стандарте Республики Казахстан содержание основного среднего образования ориентировано на формирование предметных знаний, функциональных умений и навыков (планирования, анализа, обработка информации, интерпретации и систематизации работы по алгоритму, углубление и понимания основополагающих понятий, закономерностей, теорий и принципов), совершенствование практических навыков. Целью отечественного школьного образования является формирование всесторонне развитой личности с целью адаптации его к жизни в обществе и создание основы для выбора и освоения профессии. В современном образовании школьникам необходимо развивать исследовательские навыки для продуктивной организации исследовательской деятельности школьников. При этом исследовательские действия начинают побуждать к формированию развитого ученика, его интеллектуального развития и мыслительных действий (суммировать, систематизировать, классифицировать) [1].

В педагогическом словаре рассматривается навык как действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений, которое требует постоянного внимания и контроля. Овладев этими навыками, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее [2]. В отличие от навыка умения это освоенные человеком способы выполнения какого-либо действия на основе приобретенных знаний и навыков [3]. Умения могут образовываться и существовать без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, опираясь на знания и навыки при осуществлении действий. П.В. Середенко считает умения первичным, так как формирование его происходит в процессе воплощения имеющихся знаний и навыков в реальные действия. Решая задачу школьник переносит имеющиеся у него знания и навыки в новые условия [4].

Педагоги - исследователи (Кортнев К.П., Зуева С.В., Федотова Н.А., Зимняя И.А., Шашенкова Е.А., Успенский В.В., Брызгалова С.И., Семенова Н.А., Гладкова А.П., Асмолова А.Г.) рассматривают в педагогических и исследовательских трудах содержание и структуру исследовательских навыков.

Формирование исследовательских навыков находится в зависимости от сформированности простых знаний и умений, составляющие операционный компонент навыка. К.П. Кортнев показывает исследовательские навыки как трудные умения, состоящие из компонентов: мотивационного (познавательный интерес), формирующийся под воздействием целей новой деятельности и содержательного (система знаний об исследовании; операционного (система конкретных умений) [5].

Структуру исследовательских умений и навыков рассматривают С.В. Зуева и Н.А. Федотова которые выделяют следующие структурные составляющие:

- мотивационный (потребность в новом знании, а также в реализации своих способностей и самореализации);

- когнитивный (теоретические знания о проведении исследования, о способах разрешения проблемы исследования);

- процессуальный ( анализ, синтез, обобщение);

- рефлексивный (оценка выполненного учебного исследования) [6].

И.А. Зимняя рассматривает исследовательские умения и навыки как возможности к проведению самостоятельных наблюдений и опытов, приобретаемой в процессе решения разного рода исследовательских задач [7]. Авторы И.А. Зимняя совместно с Е.А. Шашенковой указывают деятельность как регулируемая сознанием личности, которая ориентируется на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей результатом которого будет новое знание [8]. В свою очередь автор С.И. Брызгалова позиционирует исследовательские умения как один из способов реализации разной деятельности, описывает их группы и предлагает классификацию в зависимости от логики научного изучения: научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-речевые, коммуникативно-речевые [9]. Формирование исследовательских навыков находится в зависимости от сформированности простых умений, составляющие операционный компонент, а также насколько сформированы предметные знания, умения правильно и своевременно использовать понятийный аппарат в исследовательской работе. Понятие исследовательские навыки рассматриваются как реализация выполнения системы специальных операций по осуществлению исследовательских действий, которые составляют исследовательскую деятельность.

Н.А. Семенова для овладения исследованием делит умения и навыки на  блоки: организация исследовательской работы (планирование исследования: выбор темы исследования, выстраивание содержания исследования); работа с информацией (уметь определять источники информации, уметь работать с текстом, выделять тематические термины, понятия по исследуемой теме, уметь делить информационный текст на смысловые части; уметь выделять главное в информации, уметь логично излагать материал, использовать цитаты из научных источников, использовать ссылки; формулировать выводы; уметь приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах) [10].

А.П. Гладкова в своем исследовании выделяет систему исследовательских умений:

- организационно-практические (умение выстраивать план исследовательской работы, формулировать вопросы; умение выдвигать предположения; умения применять методические приемы; умение использовать различные формы представления результатов исследования);

- поисковые (умения видеть проблему, выбрать тему и поставить цель исследования; умения выбирать подходящие методы исследования; умение устанавливать причинно-следственные связи и обработывать необходимую информацию);

- информационные (умения находить и пользоваться источниками информации; умение слушать оппонента; умение работать с понятийным аппаратом; умения понять и интерпретировать устный и письменный текст; умение фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; умение формулировать выводы);

- рефлексивные (умение оценить проделанную работу; умение давать оценку работе и составлять рекомендации для дальнейшего исследования) [11].

Результат исследовательской деятельности школьников состоит в формировании исследовательские навыки, которая базируется на умениях ставить цель работы, выдвигать гипотезы, правильно разрабатывать задачи исследования и выбирать способы и условия их реализации, организовывать планирование, проводить эксперимент. В ходе выполнения экспериментов у школьников формируются измерительные навыки, навыки правильного оформления результата и формулировки соответствующих выводов. Учащиеся приобретают умения анализировать, осуществлять рефлексию, самооценку своей исследовательской деятельности.

При проектировании исследовательского обучения нужно учитывать этапы, которые присущи исследованию в науке (Таблица 1).

Таблица 1 -Структура исследовательской деятельности

1 Этап

Выбор темы исследования

Постановка проблемы

Постановка целей, задач

Выдвижение гипотезы

2 Этап

Изучение теории

Освоение методики исследования

3 Этап

Выполнение эксперимента

Фиксация полученных данных

4 Этап

Обработка результатов эксперимента

Анализ, обобщение, выводы

5 Этап

Оценка исследования

Представление результатов

Рефлексия

Учитель должен понимать алгоритм построения исследовательской деятельности, предлагаемой А.Г. Асмоловой:

- создание проблемной ситуации через постановку проблемы, которое обеспечит возникновение проблемного вопроса, актуализирующую ситуацию;

- выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;

- создание плана исследовательской работы, выбор необходимого инструментария;

- поэтапный исследовательский поиск решения проблемы с коррекцией результатов;

- изложение результатов исследования, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;

- обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям [12].

Одна из проблем преподавания школьной географии является недостаточное внимание учителей к формированию исследовательских навыков. Обновленная программа обучения в регионах обязывает учителей больше обратить внимания на индивидуальную деятельность школьников, на укрепление практической составляющей деятельности. Поэтому при изучении школьной географии формируется мировоззрение системное и социально-ориентированное представление о Земле, как планете людей. Она знакомит школьников с территориальным подходом как особым методом научного познания. При применении кейс-технологии школьники смогут полноценно усвоить географическую картину мира и познакомиться с актуальными проблемами своего региона через решения проблемных задач и ситуаций. При использовании кейс-технологии на уроке географии деятельность учителя включает в себя: создание тематического кейса, распределение учеников по малым группам, знакомство школьников с проблемной ситуацией, системой оценивания при решении проблемы, сроками выполнения заданий.

Кейс-технология в курсе школьной географии опирается на следующие дидактические принципы: индивидуальный подход к каждому ученику; максимальное предоставление свободы в рабочем процессе; обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов; соответсвующий обьем школьного теоретического материала; обеспечение доступности учителя для учеников; акцентирование внимания на сильных сторонах ученика.

Основной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемы и проблемной ситуации, которая позволяет выбрать способы решения. Кейс состоит из основного материала текста для понимания и выявления проблемы, и приложения из дополнительной и наглядной информацией. Успешность процесса решения проблемных ситуаций в группе зависит от выбранной форме работы в группах. Группы желательно разбивать на активные рабочие подгруппы из 4-6 школьников, где изучаются материалы кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы всем составом группы.

В процессе организации кейса в группах школьники заранее отрабатывают содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы и решения проблемы. Вырабатывается общая позиция группы, оформляется текст выступления, проводится защита позиции в открытом обсуждении. Если намечаются два самостоятельных решения, то можно выйти на следующий этап публичных дебатов. В классе помимо активных групп формируется независимая экспертная группа из 2-3-х человек, которая анализирует выступления и проводит анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы группами, учитывает эффективность ораторства, логичность доказательств, корректность поведения. Необходимо проводить рефлексию на решенные проблемы изучаемого раздела, на приобретенные способы деятельности и навыки.

Одним из требований по содержанию кейса считаются вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно предложить самостоятельный сбор дополнительной информации школьниками или разработка презентации для проекта. Текст проблемной ситуации составляется преподателем заранее, далее раздается школьникам для сопоставления и анализа сформулированного вопроса изучением новой темы. Этот текст будет основой проблемной ситуации, который актуализирует и систематизирует знания и определяет мотивы на будущий учебный материал. Соотвественно проблемные вопросы формируются по содержанию текста кейса.

Организация кейса основывается на последовательных этапах и создается преподавателем совместно со школьниками: определение темы и формулировка проблемного вопроса предметного исследования; планирование кейса (сбор и анализ необходимого материала); поиск решения проблемного вопроса (обсуждение различных возможных вариантов решения ситуации); редактирование кейса активной группой; обсуждение выводов для нахождения правильного решения ситуации, формулировка выводов по ситуации, рефлексия [13].  

Данная технология подходит для формирования предметных умений и навыков в процессе обучения социально-экономической географии в мини-группах и поэтапного решения проблемных ситуаций. Продуктивность исследовательской работы ученика в группе зависит от факторов: численный и качественный состав учеников, организационная структура класса (размещаение класса), общая организация работы с кейсом, обсуждения результатов, подведение итогов. При работе с кейсом школьники реализуют исследовательские действия к решению и объяснению проблемной ситуации, вычленению главной информации, принятию правильных решений.

Библиографический список:

1. Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования обновленного содержания от 29 июня 2018г. [Электронный ресурс]. URL: https://rao.kz/normativnye–dokumenty/prikazy-mon (дата обращения: 14.06.2020).
2. Глоссарий – психологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologies.ru/glossary/13/navyik/ (дата обращения: 27.06.2013).
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
4. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения [Текст] : монография / П. В. Середенко; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Сахалинский гос. ун-т». - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 207 с.
5. Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К. П. Кортнев, К. П. Шушарина // Современные методы физико-математических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. – Т. 3. – 2006.
6. Щукина И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей // Вестник науки ТГУ. 2012. № 4. С. 445-447.
7. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация и проведение [Текст]: экспериментальная учебная авторская программа / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – С. 24.
8. Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. – Автореф. дисс.…канд. пед. наук. – Москва, 1997.
9. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб.пособие / Калинингр.ун-т. – Калининград, 1995. – 72 с.
10. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся/Н.А. Семенова // Начальная школа. – 2006. – № 2. – С. 45–49.
11. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник / Ю.Н. Гладкий, В.Д. Сухоруков. - М.: Academia, 2013. - 144 c.
12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
13. Что такое кейс-технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://multiurok.ru/larpav/blog/stat-ia-chto-takoie-kieis iekhnologhii. html (дата обращения: 19.06.2020).




Рецензии:

6.08.2020, 9:18 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной. Материал изложен логично, но внимание автора следует обратить на следующее: по требованиям данного издания: - автору следует прописать цель и задачи исследования; - необходимо отразить научную новизну исследования; - список литературы оформляется по алфавиту, следовательно, и сноски требуют корректировки. После доработки статью можно рекомендовать к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх