Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 22.07.2020.
Просмотров - 108

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ

Кошмарь Ирина Викторовна

НИУ "БелГУ"

студент

Стрелкова Я.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры факультета физической культуры Педагогического института НИУ «БелГУ»


Аннотация:
Статья посвящена авторской методике, основанной на использовании метода круговой тренировки и увеличение время выполнения нагрузки. Данная методика способствует более эффективному развитию физической работоспособности у детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.


Abstract:
The article is devoted to the author's method based on the use of the circular training method and increasing the load execution time. This method contributes to the more effective development of physical performance in children 12-13 years old who are engaged in cross-country skiing.


Ключевые слова:
физическая работоспособность; учащиеся средних классов; лыжные гонки; метод круговой тренировки

Keywords:
physical performance; middle school students; cross-country skiing; circular training method


УДК 796.921

 

На данный момент одно из наибольших значимых мест в тренировочном процессе в лыжных гонках занимает специальная подготовка, это связано с тем, что происходит усложнение профилей лыжных трасс, увеличивается скорость, за счёт появления новых лыжных смазок. Эффективность работоспособности спортсмена, смещение акцента в тренировке на оперативное подведение к каждому соревнованию является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика. Об этом говорят В.И. Каменский, Т.Н. Кузнецова, С.К. Фомин, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, Л.П. Матвеев, и др.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что развитие работоспособности лыжников-гонщиков необходимо начинать ещё в юном возрасте спортсменов, для осуществления этого необходимо правильное использование и применение средств и методов в ходе многолетнего процесса тренировки с учетом уровня подготовки, половых и возрастных особенностей организма. Для достижения спортивных результатов возникает надобность в поисках новых путей развития физической работоспособности детей, занимающихся лыжными гонками. Важность данной работы обусловлена возможностью практического применения методики повышения работоспособности в ходе тренировочной и соревновательной деятельности у учащихся средних классов, занимающихся  лыжными гонками.

Объект исследования – тренировочный процесс у учащихся средних классов, занимающихся  лыжными гонками.

Предмет исследования – методика развития физической работоспособности у детей  12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.

Цель исследования – обосновать методику развития физической работоспособности у учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками.

Задачи исследования:

1.      Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования, дать характеристику понятия физическая работоспособность и тренировочный процесс детей, занимающихся  лыжными гонками.

2.      Разработать методику развития физической работоспособности у детей  12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.

3.      Обосновать эффективность применяемых методов и средств разработанной методики для детей,  занимающихся лыжными гонками.

4.      Разработать практические рекомендации.

Новизна исследования заключается в том, что была разработана и научно обоснована методика развития физической работоспособности у учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками.

Методы исследования:

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился на базе ОГАУ «СШОР №4 Белгородской области».

В исследовании приняли участие учащиеся средних классов, занимающиеся лыжными гонками Квалификация от 3-го до 1-го спортивного разряда. Количество человек, принимавших участие в исследовании: 16 детей (10 девочек и  6 мальчиков). Исследование проводилось с целью развития физической работоспособности детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.

Контрольные измерения проводились для оценки уровня физической работоспособности учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками, а также для анализа тренировочной деятельности и разработки плана тренировок.

Для обобщения полученных результатов использовались методы математической статистики.Результаты рассчитывались с помощью параметрического критерия t-критерий Стьюдента. Рассчитывались среднее значение полученных результатов и ошибка среднего значения.

Во время эксперимента в тренировочном процессе испытуемых контрольной группы для развития физической работоспособности использовали метод  круговой тренировки, а у испытуемых экспериментальной группы также применяли метод  круговой тренировки и увеличивали время выполнения нагрузки.

Особенностью метода круговой тренировки является то, что для проведения занятий составляют комплекс из 8 - 10 упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса.

Особенность разработанной нами методики заключается в том, что в контрольной группе во всех комплексах одинаковое время выполнение работы 25 с., отдыха 45 с., между упражнениями и 2 мин. между кругами, в то время как в экспериментальной группе время отдыха такое же, как и в контрольной группе, оставалось неизменным, а время выполнение работы постепенно увеличилось с 25 сек., до 35 с.

Таблица 1.1. Результаты сравнительного анализа до эксперимента контрольной и экспериментальной группы

Показатели

До эксперимента

Х±m

Tкритерий

 

P

Э

К

Проба PWC170

Общий

824,9± 26,66

808± 26,66

0,4

>0,05

Девочки

856,6±22,32

829,6±43,13

0,6

>0,05

Мальчики

772±65,27

772±65,27

0

>0,05

Тест МПК

Общий

59,5± 1,46  

59,4±1,33

0,1

>0,05

Девочки

59±2,36

58,6±2,15

0,1

>0,05

Мальчики

60,3±1,26

60,7±2,09

0,1

>0,05

Тест Купера

Общий

2192,5±110,07

2176,3±107,42

01

>0,05

Девочки

1918±25,75

1918±36,48

0

>0,05

Мальчики

2650±33,47

2606,7±33,47

0,9

>0,05

Бег по пересечённой местности

девочки 800 м

3,2±0,02

3,2±0,02

0,7

>0,05

мальчики 1000 м

3,2±0,03

3,2±0,03

0,4

>0,05

Бег на лыжероллерах свободным стилем, 6 км

Общий

14,2±0,4

14,1±0,4

0,1

>0,05

Девочки

14,9±0,26

14,9±0,25

0,1

>0,05

Мальчики

13±0,38

12,9±0,37

0,1

>0,05


Таблица 1.2. Результаты сравнительного анализа после эксперимента контрольной и экспериментальной группы.

Показатели

После эксперимента

                            Х±m

Tкритерий

 

P

Э

К

Проба PWC170

Общий

860,6± 22,28

813,5,0±  26,52

1,4

<0,05

Девочки

867,6±34,12

833,2±41,42

0,6

<0,05

Мальчики

849±41,42

780,7±68,2

0,9

<0,05

Тест МПК

Общий

62,6± 1,06  

60,1±1,33

1,5

<0,05

Девочки

62±1,72

59,4±2,15

0,9

<0,05

Мальчики

63,7±1,26

61,3±1,67

1,1

<0,05

Тест Купера

Общий

2235±110,07

2186,3±106,1

0,3

<0,05

Девочки

1970±27,9

1926±34,33

1

<0,05

Мальчики

2686,7±33,47

2616,7±29,29

1,6

<0,05

Бег по пересечённой местности

девочки 800 м

3,1±0,02

3,2±0,02

2,1

<0,05

мальчики 1000 м

3,2±0,02

3,2±0,02

1,1

<0,05

Бег на лыжероллерах свободным стилем, 6 км

Общий

13,9±0,4

14±0,39

0,2

<0,05

Девочки

14,6±0,22

14,8±0,24

0,4

<0,05

Мальчики

12,6±0,42

12,7±0,4

0,2

<0,05

При анализе литературных источников было определено наиболее точное понятие физической работоспособности. Это способность человека выполнять в заданных параметрах времени и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме [14]. Большое значение для детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками, имеет высокий уровень развития физической работоспособности и общей и специальной выносливости.

Так по всем показателям контрольно-педагогических тестов, мы отмечаем более низкие значения в тестах на выносливость, испытуемые экспериментальной группы значительно улучшили свои результаты. И более высокие в пробе PWC170, МПК и тесте Купера, данные различия достоверны на 5%-ном уровне значимости (P<0,05).

Отсюда делаем вывод, что при одинаковой нагрузке показатели физической работоспособности у экспериментальной группы выше, в то время как у контрольной показатели изменились незначительно.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная методика развития физической работоспособности у учащихся средних классов,  занимающихся лыжными гонками, может быть использована при занятиях в школьной секции и в ДЮСШ.

Библиографический список:

1. Aulik, I. V. Opredelenie fizicheskoj rabotosposobnosti v klinike i sporte [Tekst] / I. V. Aulik. – M. : Medicina, 2016. – 186 s.
2. Bagin, N.A. Issledovanie jeffektivnosti primenjaemyh nagruzok u lyzhnikov-gonshhikov juniorov v godichnom cikle trenirovki [Tekst]: teorija i praktika fiz. kul't./ N.A. Bagin, K.S. Dunaev. - M.: Fizkul'tura i sport, 2019.
3. Bezdenezhnyh, A.I. Special'no-podgotovitel'nye uprazhnenija dlja lyzhnikov-gonshhikov [Tekst] / A.I. Bezdenezhnyh, A.A. Suslov // Lyzhnyj sport. – 2018. T. 11 №5. S. 11-17.
4. Vedenin, V. P. S chego nachinaetsja lyzhnaja podgotovka [Tekst] / V. P. Vedenii – M.: Fizkul'tura i sport, 2015. – 56 s.
5. Dergach, I.S. Pedagogicheskoe masterstvo trenera. [Tekst] / I.S.Derkach, A.A. Isaev. – M.: Fizkul'tura i sport, 2018.
6. Zheleznjak, Ju.D. Osnovy nauchno-metodicheskoj dejatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte [Tekst]/ Ju.D.Zheleznjak, P.K.Petrov. – M.; Akademija, 2017. – 59 s.
7. Ivanov, O.G. Primenenie special'nyh sredstv v trenirovochnom processe lyzhnikov-gonshhikov [Tekst] / O.G. Ivanov, K.E. Kappel' // Lyzhnyj sport. – 2018. T. 9 №7. S.23-26.
8. Kamaev, O.I. Teoretiko-metodicheskie osnovy mnogoletnej podgotovki junyh lyzhnikov-gonshhikov. [Tekst] / O.I. Kamaev. – Har'kov: HaGIFK, 2019. - 165 s.
9. Kamenskij, V. I. Planirovanie sportivnoj trenirovki. Lyzhnye gonki: ucheb.posobie dlja trenerov [Tekst] / V. I. Kamenskij. – M.: FIS, 2016. – 281 s.
10. Karpman, V. L. Issledovanie fizicheskoj rabotosposobnosti u sportsmenov [Tekst] / V. L. Karpman, Z. B. Belocerkovskij. – M.: «Fizkul'tura i sport», 2017. – 76 s.
11. Kolodjazhnaja, I. A. Postroenie mikrociklov trenirovki [Tekst] / I. A. Kolodjazhnaja. – // Lyzhnyj sport. 2015. №7. – S.49.
12. Kops, K.K. Znachenie i metodika podschjota pul'sa u lyzhnikov junosheskogo vozrasta v processe trenirovki. –M.: Fizkul'tura i sport, 2017. – S. 148-151.
13. Kurachev V.T. Raspredelenie special'nyh trenirovochnyh sredstv lyzhnikov-gonshhikov massovyh razrjadov v podgotovitel'nom periode/ avtoreferat, Murmansk, 2018. - 25 s.
14. Loktev, A.S. Osobennosti testirovanija obshhej fizicheskoj rabotosposobnosti u detej i podrostkov/ A. S. Loktev i dr.– M.: «Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury», 2019. – 58 s.
15. Martynov V.S. Lyzhnyj sport [Tekst]: izd. 4. sbornik statej, vtoroj vypusk / V.S. Martynov, L.Ju. Rejzer. - M.: Fizkul'tura i sport, 2018. – 79 s.
16. Matveev, L. P. Osnovy sportivnoj trenirovki [Tekst] : ucheb.posobie dlja IFK. / L. P. Matveev. – M.: FiS, 2017. – 148 s.
17. Shaposhnikova V.I. Mnogoletnjaja podgotovka junyh lyzhnikov-gonshhikov [Tekst] / V.I. Shaposhnikova. –M.: Fizkul'tura i sport, 2018. –148 s.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх